решение об оспариваний решений и действий должностных лиц, о предоставлении жилого помещения, взыскании морального вреда



Дело ***

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

( резолютивная часть)

*** ***

Судья Кузнецкого районного суда *** Сотникова С.В.,

при секретаре Богдановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Копылова Ю.К. к Администрации *** района г. ***, Администрации *** района ***, Администрации *** об оспаривании решений и действий (бездействий) должностных лиц, о предоставлении жилого помещения, о взыскании морального вреда,

РЕШИЛ:

Копылову Ю.К. в иске к Администрации *** района ***, Администрации *** района ***, Администрации *** об оспаривании решений и действий (бездействий) должностных лиц, о предоставлении жилого помещения, о взыскании морального вреда отказать.

Мотивированное решение будет изготовлено ***.

С мотивированным решением можно ознакомиться в помещении Кузнецкого районного суда *** ***.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Судья С.В. Сотникова


Дело ***

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

*** ***

Судья Кузнецкого районного суда *** Сотникова С.В.,

при секретаре Богдановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Копылова Ю.К. к Администрации *** района г. ***, Администрации *** района ***, Администрации *** об оспаривании решений и действий (бездействий) должностных лиц, о предоставлении жилого помещения, о взыскании морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Копылов Ю.К. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации *** района *** об оспаривании решений и действий (бездействий) должностных лиц, в котором просит признать отказ Администрации *** района ***, исходящий №938 от 04.05.2010, незаконным и необоснованным; обязать Администрацию *** района принять его на учет на льготную очередь на получение жилья по договору социального найма как ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Свои требования мотивировал тем, что он, Копылов Ю.К., *** года рождения, являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей. До 2001 года он находился в Специальной коррекционной школе-интернате ***, расположенной по адресу: ***. С *** по *** отбывал наказание в местах лишения свободы. *** освобожден по отбытии срока из ФБУ ИК-***. Находясь в исправительном учреждении, он через начальника ФБУ ИК *** ГУФСИН России по КО обратился с заявлением о постановке на льготную очередь на получение жилья по договору социального найма. *** получил письменный отказ Администрации ***, исходящий ***. Основанием отказа послужило то, что он на момент обращения с заявлением о постановке на льготную очередь на жилье как ребенок, оставшийся без попечения родителей, достиг возраста 26 лет. Правом постановки на учет в льготную очередь могут воспользоваться дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет. Считает отказ незаконным и необоснованным, поскольку подача заявления о постановке на льготную очередь на жилье является обязанностью опекуна и попечителя, которым до достижения им возраста 18 лет являлись Специальная коррекционная школа-интернат *** и исправительное учреждение ФБУ ИК *** ГУФСИН России по КО.

Определением от *** к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация *** района г. *** Срок рассмотрения дела определено исчислять с ***.

В ходе рассмотрения дела по существу истец дополнил свои исковые требования. Дополнительно просил суд обязать Администрацию *** обеспечить его жилой площадью вне очереди по договору социального найма как ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Определением от *** дополнительное исковое заявление Копылова Ю.К. принято к производству. Срок рассмотрения дела определено исчислять с ***.

Определением от *** к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация *** и в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, - ИЗ 42/2 ***, ИК-5 ***, ИК-16 ***, ИК-21 ***. Срок рассмотрения дела определено исчислять с ***.

Истцом Копыловым Ю.К. в ходе рассмотрения дела по существу были увеличены исковые требования, согласно которым истец просит признать отказ Администрации *** района, исходящий *** от *** незаконным и необоснованным; обязать Администрацию *** района обеспечить его жилой площадью вне очереди по договору социального найма как ребенка, оставшегося без попечения родителей; взыскать с ответчика государственную пошлину в размере *** рублей; взыскать с Администрации *** района г. *** в его пользу компенсацию морального вреда в размере *** рублей. Мотивирует увеличение требования исковых требований тем, что вследствие непредставления ему жилого помещения он испытывал физические и нравственные страдания, был вынужден проживать на улице длительное время в связи с отсутствием жилья. Он был вынужден обращаться в различные инстанции по факту нарушения его прав.

Определением от *** заявление об увеличении исковых требований принято к производству суда. Новый срок рассмотрения дела определено исчислять с ***.

В судебном заседании истец поддержал требования и доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении. Пояснил, что он родился в *** ***, проживал с родителями по адресу ***. Данное жилье мать арендовала. Его отец К.К.И. скончался ***, мать Ш.Г.В. скончалась ***. С ноября 1998 года он находился в приюте «Надежда». *** его перевели в школу -интернат ***, где он прожил около 1 месяца. В декабре 2000 года он совершил преступление, был арестован и в школу -интернат *** больше не вернулся. Был осужден за совершение преступления к наказанию в виде лишения свободы сроком 8 лет 2 месяца. Отбывал наказание в СИЗО-2 ***, ФБУ ИК-5 ГУФСИН России по ***, ФБУ ЛИУ-16 ГУФСИН России по ***, ФБУ ЛИУ-21 ГУФСИН России по ***, в СИЗО-3 ***, ФБУ ИК -40 ***, откуда был освобожден. Находясь в местах лишения свободы, после достижения им возврата 18 лет, он не обращался в Администрацию *** о постановке его на льготную очередь на получение жилья по договору социального найма, т.к. не знал о своем праве. О данном праве ему стало известно в августе 2008 года от следователя, тогда он впервые обратился в Администрацию *** о предоставлении ему жилого помещения. В настоящее время он имеет временную регистрацию по адресу ***, ул. *** проживает в съемной квартире. Своего жилья не имеет.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации *** Павленко О.Е., действующая на основании доверенности *** от *** сроком до ***, исковые требования не признала, просила суд в иске Копылову Ю.К. отказать. Она пояснила, что в соответствии с действующим законодательством, жилые помещения во внеочередном порядке предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые состоят на учете как сироты, и как дети, оставшиеся без попечения родителей. Им Администрацией города предоставляется жилье. Однако, истец Копылов на льготную очередь на получение жилья по договору социального найма постановлен не был до достижения им совершеннолетия. Копылов, находясь в возрасте 18-23 лет, должен был обратиться в Администрацию *** с заявлением о предоставлении ему жилья как гражданину из числа детей- сирот. Однако, Копылов с данным заявлением не обращался в Администрацию ***. Администрация *** не вправе самостоятельно ставить лиц, оставшихся без попечения родителей, на льготную очередь на получение жилья по договору социального найма. Правом распоряжаться вторичным жильем наделены районные Администрации.

В судебном заседании представитель ответчика – Администрации *** района г*** –Звягинцева Н.В., действующая на основании доверенности *** от *** сроком до ***, исковые требования не признала. Полагала, что в нарушение требований действующего законодательства Копылов Ю.К. не был поставлен в льготную очередь на получение жилья по договору социального найма как сирота. До 2001 года попечителем истца была школа-интернат ***. Администрация школы-интерната имела право и возможность обратиться в компетентные органы для постановки истца на очередь для получения жилья. Однако этого сделано не было. Истец родился и проживал на территории *** района, но ни Администрация *** района, ни законный представитель истца с момента получения Копыловым статуса ребенка-сироты не приняли меры для постановки его на очередь. С момента осуждения Администрации учреждений, где отбывал наказание истец, являлись его законными представителями и также должны были принять меры для постановки его на очередь для получения жилья. Однако, Копылов ни лично, ни через законного представителя не обращался в *** районную администрацию с заявлением о постановке его на льготную очередь, необходимого пакета документов им представлено не было. Официального отказа в постановке на льготную очередь на получение жилья по договору социального найма истцом получено не было. Ему письмом от *** за *** были разъяснены положения Закона о постановке на очередь граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также разъяснено, какие документы необходимо представить и куда обратиться с заявлением о постановке в общую очередь. Правом постановки на льготную очередь для получения жилья обладают дети-сироты до исполнения им 23 лет. На момент обращения с таким заявлением Копылову исполнилось 26 лет, в связи с чем он утратил возможность постановки в льготную очередь для получения жилого помещения. Администрация *** района г. *** не наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений детям- сиротам и детям- оставшимся без попечения родителей. Жилые помещения данной категории граждан предоставляются на основании решения Администрации ***.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации *** района г. *** Ложкина А.А., действующая на основании доверенности *** от *** сроком до ***, исковые требования Копылова Ю.К. не признала, поддержала пояснения представителя Администрации *** района ***. Пояснила, что Копылов в Администрацию *** района г. Новокузнецка с заявлением о постановке его на льготную очередь для получения жилого помещения по договору социального найма не обращался, на очереди как ребенок-сирота не стоит.

В судебном заседании представитель третьего лица- специальной коррекционной школы -интерната *** Кудрявцева Л.В., действующая на основании доверенности *** от *** вопрос об удовлетворении исковых требований оставила на усмотрение суда, пояснила, что *** в специальную коррекционную школу –интернат *** поступил Копылов Ю. К. Однако, к занятиям в школе-интернате *** Копылов не приступал, появлялся в учреждении эпизодически, постоянно находился в бегах. *** Копылов был арестован за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 105 УК РФ. Паспорт Копылову не выдавался, т.к. фактически он не проживал в школе-интернате ***. Из школы-интерната *** Копылов выбыл в места лишения свободы в 2000 году, однако отчислен был лишь в 2001 году. Обязанности школы-интерната *** как попечителя перед Копыловым закончились с момента его фактического выбытия из учреждения, т.е. с 2000 года. Специальная коррекционная школа -интернат *** с заявлением о постановке Копылова, как сироты, в очередь на получение жилья не обращалась, т.к. с таким заявлением они обращаются за год до окончания школы ребенком, а Копылов не оканчивал их школу, содержался в СИЗО-2.

В судебном заседании представитель третьего лица - Управления опеки и попечительства Администрации *** – Недосекова О.И., действующая на основании постоянной доверенности *** от ***, сроком на один год, полагала исковые требования не подлежат удовлетворению, пояснила, что Копылов Ю. К. имел статус сироты. В 2000 году он получил направление в специальную коррекционную школу -интернат ***, на тот период времени ему было 16 лет. Педагогами школы -интерната *** были нарушены права Копылова, т.к. до момента отчисления (2001) специальная коррекционная школа-интернат №68 числилась опекуном несовершеннолетнего Копылова Ю. К. и обязана была поставить его на льготную очередь на получение жилья по договору социального найма. Достигнув 18 лет, Копылов, имея статус сироты, имел полное право заявить о своем праве на получение льготного жилья. Однако, с таким заявлением Копылов не обратился ни в Администрацию ***, ни в ***, ни в другие компетентные органы. Время для постановки на льготную очередь на получение жилья по договору социального найма им упущено.

В судебное заседание представитель третьего лица - ФБУ ИЗ-42/2 ГУФСИН России по *** в г. Новокузнецке - Богомякова С.В., действующая на основании доверенности *** от *** сроком до ***, не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие, вопрос об удовлетворении исковых требований Копылова Ю.К. оставила на усмотрение суда. В судебном заседании *** пояснила, что Копылов Ю.К. отбывал наказание в их учреждении, однако ФБУ ИЗ-42/2 ГУФСИН России по *** не наделено полномочиями ставить на льготную очередь на получение жилья по договору социального найма детей-сирот.

В судебное заседание представитель третьего лица - ФБУ ЛИУ-16 *** не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, направил в суд отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебное заседание представитель третьего лица- ФБУ ЛИУ-21 *** не явился, допрошен в порядке судебного поручения по определению суда от ***, вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ФБУ ЛИУ-21 ***.

В судебное заседание представитель третьего лица - ФБУ ИК-5 *** не явился, допрошен в порядке судебного поручения по определению суда от ***, вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ФБУ ИК-5 ***.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, находит необходимым в иске Копылову Ю.К. отказать.

В соответствии с ч.1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.1 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» N 159-ФЗ от 21.12.1996 (с последующими изменениями), дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – это лица в возрасте от 18 до 23 лет у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункт 1 ст. 8 указанного Федерального Закона, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органы местного самоуправления были наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст.1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.

Жилое помещение предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона.

Согласно ст.2 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ):

1. Принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет) осуществляется соответствующим органом местного самоуправления.

2. Для принятия на учет лиц, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляются следующие документы:

1) заявление лица, указанного в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, в случае достижения им совершеннолетия;

2) ходатайство администрации соответствующего учреждения, опекуна, попечителя, приемного родителя, родителя-воспитателя, если лицо, указанное в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, является несовершеннолетним;

3) паспорт гражданина Российской Федерации или документы, заменяющие паспорт гражданина Российской Федерации, к которым в соответствии с настоящим Законом относятся:

военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);

временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;

4) свидетельство о рождении для лиц, не достигших 14-летнего возраста;

5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах лица, указанного в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, либо о переходе этих прав на объекты недвижимого имущества;

6) справка из соответствующего учреждения о пребывании лица в этом учреждении;

7) копии документов, подтверждающих статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

8) решение органа опеки и попечительства о направлении ребенка в учреждение на полное государственное обеспечение, о передаче его под опеку (попечительство), в приемную семью;

9) справка о фактическом месте проживания на момент представления документов;

10) медицинская справка установленного образца о состоянии здоровья и праве на дополнительную жилую площадь при наличии соответствующих медицинских показаний.

3. Указанные в пункте 2 настоящей статьи документы должны быть представлены в соответствующие органы местного самоуправления не позднее чем за год до окончания пребывания лица в соответствующих учреждениях, приемной семье, детских домах семейного типа, окончания срока установления опеки (попечительства) либо достижения им совершеннолетия. Документы подаются самостоятельно лицом, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, в случае достижения им совершеннолетия либо администрацией соответствующего учреждения, опекуном, попечителем, приемным родителем, родителем - воспитателем, если лицо, указанное в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, является несовершеннолетним.

4. Заявление (ходатайство) о принятии на учет подается в соответствующие органы местного самоуправления по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа либо по месту нахождения соответствующего учреждения.

Согласно ст.3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ):

1. Гражданам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

2. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Судом установлено, что Копылов Ю.К., *** года рождения, являлся ребенком- сиротой, т.к. его оба родителя умерли до достижения истцом возраста 18 лет. Его отец К.К.И. скончался ***, мать Ш.Г.В. скончалась ***. Копылов Ю.К. *** прибыл в Специальную коррекционную школу-интернат ***, где находился до ***. Затем, в связи с совершением им преступления, был задержан, в период предварительного следствия содержался в СИЗО-2 ***. Приговором Судебной коллегии по уголовным делам Кемеровского областного суда от *** он осужден к наказанию в виде лишения свободы. С ***, т.е. с момента вступления приговора в законную силу, и до *** Копылов Ю.К. отбывал наказание в местах лишения свободы: в СИЗО-2 ***, ФБУ ИК-5 ГУФСИН России по ***, ФБУ ЛИУ-16 ГУФСИН России по ***, ФБУ ЛИУ-21 ГУФСИН России по ***, в СИЗО-3 ***, в ФБУ ИК-40. *** освобожден по отбытии наказания из ФБУ ИК-40.

До достижения Копыловым Ю.К. совершеннолетия – ***, ни он сам, ни его законные представители не обращались с заявлением о постановке его на очередь на получение жилья как ребенка- сироты. До достижения совершеннолетия Копылов Ю.К. не был учтен в качестве нуждающегося в жилом помещении. Находясь в местах лишения свободы, после исполнения ему18 лет и до достижения им возраста 23 лет, он не обращался в Администрацию ***, Администрацию *** района ***, Администрацию *** района *** с заявлением о постановке его на льготную очередь на получение жилья по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот, а также с заявлением о предоставлении жилья. Впервые Копылов Ю.К. обратился в Администрацию *** района *** с заявлением о постановке его на льготную очередь на получение жилья, как ребенку-сироте ***. До этого, начиная с февраля 2008года, обращался с заявлениями о решении его жилищного вопроса.

Жилое помещение Копылову Ю.К., как лицу из числа детей-сирот предоставлено не было, т.к. на момент обращения с заявлением он утратил статус ребенка- сироты.

На момент обращения с иском в суд Копылов Ю.К. также утратил статус ребенка- сироты и лица из числа детей- сирот.

Истец не был учтен в качестве нуждающегося в жилом помещении до исполнения ему 23 лет.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются пояснениями истца; представителей ответчика – Администрации г. ***, Администрации *** района ***, Администрации *** района ***; представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований: управления опеки и попечительства Администрации ***, специальной коррекционной школы -интерната №68, ФБУ ИЗ-42/2 ГУФСИН России по Кемеровской области в г. Новокузнецке, ФБУ ИК-5, ФБУ ЛИУ-16, ФБУ-ЛИУ-21, письменными материалами дела.

В судебном заседании истец, представители Администрации ***, Администрации *** района г. Новокузнецка, Администрации *** района ***; представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований: Управления опеки и попечительства Администрации ***, специальной коррекционной школы -интерната №***, ФБУ ИЗ-42/2 ГУФСИН России по Кемеровской области в г. Новокузнецке пояснили, что Копылов Ю.К., не был учтен в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенок- сирота.

Из пояснений этих же участников судебного разбирательства, а также пояснений представителей ФБУ ИК-5, ФБУ ЛИУ-16, ФБУ-ЛИУ-21следует, что до *** Копылов Ю.К. также не обращался с заявлением в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенок- сирота, не обращался с заявлением о предоставлении ему, как ребенку-сироте, жилого помещения во внеочередном порядке.

Согласно свидетельству о рождении (л.д.7), свидетельству об установлении отцовства (л.д.4) Копылов Ю.К. родился ***. Его родители К.К.И., Ш.Г.В..

Согласно решению Куйбышевского районного суда *** от *** Ш.Г.В. была лишена родительских прав в отношении сына Копылова Ю.К. (л.д.14)

В соответствии со свидетельством о смерти К.К.И. умер *** (л.д.9).

В соответствии со свидетельством о смерти Ш.Г.В. умерла *** (л.д. 8).

На момент смерти родителей Копылов Ю.К. не достиг совершеннолетия, т.е. стал ребенком- сиротой.

В соответствии с приказом Администрации *** района *** ***р от25.11.1998 Копылова Ю.К. необходимо содержать за счет средств государства, т.к. мать лишена родительских прав, а отец- умер (л.д.12).

В соответствии с путевкой Копылов Ю.К. направлен в специальную коррекционную школу -интернат *** (л.д.13).

Согласно справке от *** Копылов Ю.К. жилья не имеет (л.д.147).

Согласно приказу от *** Копылов Ю.К. прибыл в специальную коррекционную школу -интернат *** (л.д.11).

В соответствии с приговором Судебной коллегии по уголовным делам Кемеровского областного суда от *** Копылов Ю.К. осужден к наказанию в виде лишения свободы, под стражей содержался с *** (л.д.102-109).

В соответствии с сообщением школы- интерната *** от ***, Копылов Ю.К. закрепленного жилья не имеет, на льготную очередь поставлен не был, т.к. на 2001 год не являлся выпускником, находился под стражей (л.д17).

В соответствии с информацией школы- интерната *** от ***, Копылов Ю.К. находился в школе –интернате полных 16 дней, с ***-находился в СИЗО-2 ***. С момента выбытия и до апреля 2008года запросов о высылке его свидетельства о рождении в школу не поступало (л.д.18).

Согласно справке *** К.К.И. отбывал наказание в местах лишения свободы до ***, освобожден по отбытии наказания из ФБУ ИК-40 (л.д.6). Закрепленного за ним жилого помещения не имеет (л.д. 47).

Согласно справке *** от *** истец в Администрации *** района *** на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит. Письменных заявлений о постановке на учет от Копылова не поступало (л.д. 40).

Согласно сообщению школы- интерната *** от *** оформление документов на получение паспорта гражданина РФ и постановка на учет в жилищный отдел по месту выявления( ***) Копылова Ю.К. не представлялись возможным, т.к. Копылов Ю.К. постоянно находился в бегах, затем под следствием. Первый паспорт получил в *** *** (л.д. 42,43).

Согласно ответу Управления опеки и попечительства Администрации *** от *** *** на жалобу Копылова Ю.К. от ***, они не располагают сведениями о нахождении у Копылова Ю.К. жилья. Ему разъяснено право на постановку в общую очередь на получение жилья (л.д.54-55).

Согласно ответу Управления опеки и попечительства Администрации *** от ***, Копылов Ю.К. после освобождения из мест лишения свободы может встать общую очередь на получение жилья или получить место в общежитии (л.д.58).

Согласно справке Копылов Ю.К. содержался в ИЗ-42/2 в период с *** по ***, за время нахождения в администрацию учреждения с просьбой оказать ему помощь в получении жилья, как лицо, оставшееся без попечения родителей, не обращался. В Администрацию *** района, *** района и *** от Копылова за время его нахождения в ИЗ-42/2 таких заявлений не поступало (л.д. 75).

Из пояснений представителя ФБУ ИК-5 *** следует, что истец отбывал наказание в их учреждении с 2002 года до ***. За данный период времени он не обращался в администрацию учреждения с просьбой оказать ему помощь в получении жилья как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В канцелярии ФБУ ИК-5 *** не зарегистрировано обращений Копылова в Администрацию *** района, *** района и ***. Учреждение с заявлением о постановке Копылова на учет не обращалось (л.д. 87-90).

Из пояснений представителя ФБУ ЛИУ-21 ***, Копылов отбывал наказание в ФБУ ЛИУ-21 *** с *** по ***. За этот период времени к ним Копылов с просьбой оказать содействие в получении жилья, как лицо, оставшееся без попечения родителей, не обращался. В Администрацию *** района, *** района и *** от Копылова за время его нахождения в ФБУ ЛИУ-21 *** таких заявлений не поступало. Учреждение с заявлением о постановке Копылова на учет не обращалось (л.д. 80-81).

Представитель СИЗО-3 *** Баженова И.В., допрошенная по судебному поручению в качестве свидетеля, пояснила, что Копылов отбывал наказание в их учреждении с *** по ***, за этот период времени к ним Копылов с просьбой оказать содействие в получении жилья, как лицо, оставшееся без попечения родителей, не обращался. Из журнала исходящей корреспонденции з/к усматривается, что Копыловым *** было направлено заявление в Управление опеки и попечительства ***, *** направлялась жалоба в Администрацию ***, *** – жалоба губернатору ***. Содержание писем уточнить не представляется возможным, т.к. в журнале исходящей корреспонденции содержание корреспонденции не отражается (л.д. 158).

Из пояснений представителя ФБУ ИК-40 *** следует, что Копылов отбывал наказание в данном учреждении с *** по ***. Администрацией учреждения Копылову была оказана помощь по его просьбе в получении жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Для этого были направлены запросы в школу- интернат ***, главе Администрации ***. Были получены ответы на обращения, в которых разъяснено, что Копылов не поставлен на очередь для получения льготного жилья (л.д. 142).

*** администрацией ФБУ ИК-40 *** направлялось письмо в Администрацию *** района *** с просьбой оказать содействие в решении вопроса о предоставлении жилья и регистрации Копылову Ю.К. (л.д. 63).

Согласно сопроводительному письму ФБУ ИК-40 *** от *** в адрес *** был направлен пакет документов на Копылова Ю.К. для постановки на льготную очередь для получения жилья (л.д. 148).

Согласно заявлению от *** Копылов Ю.К. обратился в жилищный отдел Администрации *** с просьбой помочь ему собрать все необходимые документы и решить его квартирный вопрос (л.д.133).

Согласно сообщению Администрации *** района *** от *** ***, по состоянию на *** необходимого пакета документов для постановки Копылова Ю.К. на очередь в качестве нуждающегося в жилых помещениях администрацией учреждения не было направлено. Копылову Ю.К. исполнилось 26 лет и он утратил право на постановку в льготную очередь (л.д.138-140)

Согласно материалам дела истцом неоднократно направлялись письма в различные инстанции о предоставлении ему жилого помещения. От заместителя Председателя ГД РФ (л.д. 53), из Управления опеки и попечительства (л.д. 54-55, 111, 112, 113-114), Департамента образования и науки КО (л.д. 110) истцу приходили ответы на его обращения, неоднократно Копылову было разъяснено о необходимости его обращения в компетентные органы с заявлением о постановке на льготную очередь для получения жилого помещения по договору социального найма, а также разъяснено, какой пакет документов для этого необходимо представить. Данные обращения имели место после достижения Копыловым К.Ю. возраста 23 лет.

Суд доверяет исследованным доказательствам, т.к. они взаимно подтверждают и дополняют друг друга, подтверждают обстоятельства, установленные судом, а также пояснения истца.

Исходя из положений ст. 57 ЖК РФ, ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» N 159-ФЗ от 21.12.1996 (с последующими изменениями), Закона Кемеровской области от 16.05.2006 N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ), правом на дополнительные гарантии по предоставлению жилья имеют дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей- лица в возрасте от 18 до 23 лет.

Также правом на дополнительные гарантии по предоставлению жилья, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19 октября 2010 г. N 1282-О-О, имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, но учтенные в качестве нуждающихся до достижения ими возраста 23 лет.

ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» N 159-ФЗ от 21.12.1996 (с последующими изменениями), законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста, лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.

Из вышеперечисленных доказательств следует, что Копылов Ю.К. не относится в данной категории лиц.

Истец до *** являлся сиротой, а до *** относился к лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этот период времени ни его попечитель, а при достижении совершеннолетия ни сам истец не обращались в компетентные органы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилья по категории сирота.

Истец на момент обращения с иском в суд не относился к вышеперечисленным лицам, т.к. на октябрь 2010года ему исполнилось 26лет.

На момент первоначального обращения истца в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как сироте в марте 2010 года, ему исполнилось 25 лет, а на момент первоначального обращения с заявлениями по вопросу обеспечения его жильем в феврале 2008года ему было уже 23 года.

До достижения возраста 18 лет Копылов Ю.К. не был учтен в качестве нуждающегося в получении жилья, как ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, а до 23 лет – как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Данное обстоятельство самим истцом в судебном заседании не оспаривалось.

Администрацией ФБУ ИК-40 *** предпринимались меры по содействию Копылову Ю.К. в постановке на льготную очередь и получении им жилья.

Однако эти меры имели место после достижения Копыловым Ю.К. 23-летнего возраста.

Согласно справке *** Копылов отбывал наказание в местах лишения свободы до ***, освобожден по отбытии наказания из ФБУ ИК-40 (л.д.6). Закрепленного за ним жилого помещения не имеет (л.д. 47). Поэтому за ним не сохранялось жилое помещение на время отбывания наказания в местах лишения свободы. На момент отбытия наказания в виде лишения свободы Копылову Ю.К. исполнилось 26 лет, он утратил статус сироты и лица из числа детей- сирот.

Поэтому на момент рассмотрения дела судом отсутствуют правовые основания для обеспечения Копылова Ю.К. жилым помещением во внеочередном порядке как сироты, т.к. данный статус им утерян.

Предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не относится к компетенции Администрации *** района ***. Жилые помещения данной категории граждан предоставляются органами местного самоуправления- Администрацией г. Новокузнецка в соответствии с Законом Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями *** в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

То обстоятельство, что до момента достижения 23 лет, Копылов Ю.К. находился в местах лишения свободы, не является основанием для удовлетворения его требований о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, т.к. ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» N 159-ФЗ от 21.12.1996 (с последующими изменениями) не предусмотрено продление срока предоставления жилого помещения после достижения возраста 23 лет, если ребенок не был учтен в качестве нуждающегося в получении жилья до достижения возраста 23 лет.

В исковом заявлении истец указывает, что считает отказ Администрации *** района *** в постановке его на льготную очередь для получения жилья по договору социального найма незаконным и необоснованным, поскольку подача заявления о постановке на льготную очередь на жилье является обязанностью опекуна и попечителя, которым до достижения им возраста 18 лет являлись Специальная коррекционная школа-интернат *** и исправительное учреждение ФБУ ИК *** ГУФСИН России по КО.

То обстоятельство, что попечитель Копылова Ю.К. до достижения им совершеннолетия не обратился с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилья, не является основанием для удовлетворения требований истца, т.к. Копылов Ю.К. в течение 5-ти лет после достижения совершеннолетия мог сам реализовать свои права.

Незнание закона не является основанием для удовлетворения требований истца, т.к. он мог обратиться за консультацией к сотрудникам исправительных колоний, что им и было сделано в дальнейшем, но уже после достижения 23 летнего возраста.

В Администрацию *** района *** Копылов Ю.К. обратился в возрасте 25 лет, поэтому у Администрации *** района не было правовых оснований для постановки его на льготную очередь.

Ответ Администрации *** района *** Копылов Ю.К. получил ***, а обжаловал лишь ***, пропустив установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок для обращения с заявлением в суд.

Уважительных причин для пропуска этого срока Копыловым Ю.К. названо не было. Из мест лишения свободы Копылов Ю.К. освободился *** (л.д.6). После освобождения из мест лишения свободы и до обращения с заявлением в суд также прошло более 3-х месяцев.

Исходя из изложенного, суд считает необходимым Копылову Ю.К. отказать в удовлетворении требований о признании решения Администрации *** района *** от *** ***, незаконным.

Исходя из изложенного, также отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о взыскании морального вреда в размере *** с Администрации *** района г. Новокузнецка.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Копылову Юрию Константиновичу в иске к Администрации *** района ***, Администрации *** района ***, Администрации *** об оспаривании решений и действий (бездействий) должностных лиц, о предоставлении жилого помещения, о взыскании морального вреда отказать.

Мотивированное решение будет изготовлено ***.

С мотивированным решением можно ознакомиться в помещении Кузнецкого районного суда *** ***.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Судья С.В. Сотникова