Решение по делу об оспаривании действий должностного лица Кемеровской таможни



Дело ... РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

*** _._._

Судья Кузнецкого районного суда *** Сотникова С. В.,

при секретаре Богдановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Катугина А.А. об оспаривании решения Кемеровской таможни,

РЕШИЛ:

Катугину А.А. в удовлетворении заявления об оспаривании решения Кемеровской таможни от _._._ отказать.

Мотивированное решение будет изготовлено _._._.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья С.В. Сотникова


Дело ... РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

*** _._._

Судья Кузнецкого районного суда *** Сотникова С. В.,

при секретаре Богдановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Катугина А.А. об оспаривании решения Кемеровской таможни,

УСТАНОВИЛ:

Катугин А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения должностного лица, в котором просит признать незаконным отказ и.о. начальника Новокузнецкого таможенного поста К.А.В. от _._._ ... в выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль НИСАН Премьера ... 1998 года выпуска, транзитный номер ..., ввезенный из Республики Беларусь в 2011 году, принадлежащий ему на праве собственности. Обязать Новокузнецкий таможенный пост ФТС Сибирского таможенного управления Кемеровской таможни выдать паспорт транспортного средства на вышеуказанный автомобиль.

Свои требования мотивирует тем, что он является собственником автомобиля НИСАН Премьера ..., 1998 года выпуска, транзитный номер ... ввезенный из Республики Беларусь в 2011 году.

_._._ им подано заявление на имя и.о. начальника Новокузнецкого таможенного поста К.А.В. о выдаче паспорта транспортного средства на указанный автомобиль.

_._._ в ответ на его заявление он получил отказ о выдаче ПТС. В ответе должностное лицо ссылается на несоответствие его автомобиля экологическому классу (ЕВРО 4), требованиям Технического регламента, в связи с чем в выдаче ПТС отказано. При этом в обжалуемом ответе ему предложено обратиться в органы по сертификации, аккредитованные в установленном порядке, для получения сертификатов соответствия требованиям технического регламента.

Считает данный отказ должностного лица, и.о. начальника Новокузнецкого таможенного поста К.А.В., незаконным, нарушающим его право на получение ПТС, поскольку таможенным законодательством допускается ввоз товаров для личного пользования, ограничений для ввоза согласно приложения 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" на его автомобиль не выявлено, невозможно применение к данным правоотношениям п. 70 Положения о паспортах транспортных средств, утвержденным Приказом МВД России №496, Минпромэнерго России №192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005, поскольку данный правовой акт устанавливает дополнительные ограничения на личное использование им своего автомобиля, которые не предусмотрены Таможенным кодексом, имеющим большую юридическую силу.

В судебном заседании заявитель Катугин А.А. поддержал доводы, изложенные в заявлении. Уточнил заявленные требования, просил суд признать отказ Кемеровской таможни от _._._ ... в выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль НИСАН Премьера ..., 1998 года выпуска, транзитный номер ..., ввезенный из Республики Беларусь в 2011 году, принадлежащий ему на праве собственности не законным. Обязать Кемеровскую таможню выдать паспорт транспортного средства на вышеуказанный автомобиль. Заявитель пояснил, что в августе 2011 года им приобретен автомобиль НИСАН Премьера ... 1998 года выпуска, транзитный номер ..., в ***. _._._ им подано заявление на имя начальника Новокузнецкого таможенного поста о выдаче ПТС на приобретенный автомобиль. 14 октября он получил отказ в выдаче ПТС. Должностное лицо ссылается на то, что им должен быть представлен сертификат соответствия его автомобиля требованиям технического регламента. Считает данное требование необоснованным, поскольку предоставление таможенным органам документов о соответствии требованиям технического регламента не предусмотрено в отношении товаров бывших в употреблении, его автомобиль находился в употреблении более 10 лет. Свидетельство о безопасности конструкции ТС им в таможенные органы не предоставлялось, т.к. того не требует закон. Считает, что его права нарушены в связи с тем, что он не имеет возможности пользовать приобретенным для личного пользования автомобилем.

Представитель заявителя Зобова О.В., действующая на основании ордера ... от _._._, заявленные требования поддержала, пояснила, что Таможенным Кодексом разрешен ввоз приобретенного ее доверителем автомобиля без подтверждения его экологического класса. Подтверждение экологического класса осуществляется самими таможенными органами. Несоответствие автомобиля Катугина экологическому классу не было подтверждено документально.

Представитель ФТС Сибирское таможенное управление Кемеровская таможня – Высоцкая М.К., действующая на основании доверенности от _._._ сроком на три года, заявленные требования не признала. Пояснила о том, что нормативно-правовыми актами государств - членов таможенного союза могут быть установлены запреты и ограничения в отношении товаров для личного пользования. Заявитель обратился в таможенный орган с заявлением о выдаче ПТС в упрощенной форме, декларирование не производил. В соответствии с действующим законодательством в выдаче ПТС было Катугину отказано, т.к. при проверке документов установлено, что экологический класс автомобиля не соответствует евро 4, автомобиль выпускался с экологическим классом евро 2. В связи с тем, что автомобиль Катугиным ввезен из республики Беларусь, является товаром таможенного союза, его декларирование таможней не производилось. Для подтверждения класса евро 4 должны быть внесены изменения в конструкцию транспортного средства Катугина.

Суд, выслушав заявителя, его представителя, представителя ФТС Сибирское таможенное управление Кемеровская таможня, исследовав письменные материалы дела, считает, что в требованиях Катугину А.А. необходимо отказать.

Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация … вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Судом установлено, что Катугин А.А. является собственником автомобиля НИСАН Премьера ..., 1998 года выпуска, транзитный номер ... ввезенного из Республики Беларусь в 2011 году. _._._ им подано заявление на имя и.о. начальника Новокузнецкого таможенного поста К.А.В. о выдаче паспорта транспортного средства на указанный автомобиль, в чем Катугину А.А. отказано в связи с несоответствием его автомобиля экологическому классу(ЕВРО 4), требованиям Технического регламента.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, справкой- счетом (л.д.20), заявлением Катугина А.А. (л.д.14), письмом Кемеровской таможни (л.д.10-11).

Из пояснений истца следует, что августе 2011года он на территории Республики Беларусь купил автомобиль НИСАН Премьера ..., 1998 года выпуска, транзитный номер ... ввез его на территорию России для личного использования, ему таможенные органы не выдают паспорт транспортного средства на данный автомобиль.

Согласно справки- счета (л.д.20) Кутугину А.А. _._._ продан автомобиль НИСАН Премьера ...

Согласно заявлению Катугин А.А. _._._обратился к и.о. начальника Новокузнецкого таможенного поста с заявлением о выдаче ему паспорта транспортного средства (л.д.14).

В соответствии с письмом от _._._ ... Катугину А.А. было отказано в выдаче ПТС на приобретенный автомобиль, так как он не соответствует экологическому классу (ЕВРО 4).

Суд считает данный отказ законным исходя из следующего.

Статьей 3 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» закреплены основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, включая принципы недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды и обязательности государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него. При этом в силу статей 4 и 5 Федерального закона государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Правительством РФ непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды, к полномочиям которых относится утверждение технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Технический регламент является документом, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированном в порядке, установленном законодательством РФ, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или Указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Технический регламент « О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденный постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 № 609, принят в целях реализации и в развитие Федеральных законов «О техническом регулировании», «О безопасности дорожного движения», «Об охране атмосферного воздуха», и устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания и применяется в целях защиты населения и окружающей среды от негативного воздействия указанных выбросов.

В соответствии с п.3 Технического регламента « О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 № 609, понятие автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории РФ, включает в себя как впервые изготовленную в РФ, так и ввозимую на таможенную территорию РФ автомобильную технику.

В соответствии с п.10 данного Регламента уровень выбросов на дату производства автомобильной техники выпускаемой на территории РФ, не должен превышать технические нормативы, указанные в Регламенте.

В соответствии с п.14 Регламента, технические нормативы выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории РФ с 01.01.2010 должны соответствовать 4 экологическому классу.

В соответствии с Таблицей года выпуска транспортных средств, соответствующих требованиям экологического класса, автомобили (ЕВРО 4) в странах, входящих в Европейский Союз, стали производиться с 2005грода (л.д. 24).

Автомобиль истца был произведен в Соединенном королевстве Великобритании и Северной Ирландии (л.д.16), то есть входящих в Европейский Союз (л.д.24).

Произведен данный автомобиль был в 1998году, то есть до 2005года. В Период с 1997 по 2000годы в странах Европейского Союза производились автомобили (ЕВРО 2), что следует из Таблицы года выпуска транспортных средств, соответствующих требованиям экологического класса (л.д.24).

В таблице сертификатов на зарубежные автомобили (л.д.27-32), подтверждающих соответствие требованиям технического регламента, с указанием экологического класса, не указано, что автомобиль истца имеет экологический класс (ЕВРО 4).

Автомобили НИСАН Премьера также 1998года выпуска, перечисленные в данной таблице, и имеющие 4 экологический класс, имеют разные с автомобилем истца идентификационные номера, поэтому наличие у указанных автомобилей 4 экологического класса не свидетельствует о том, что и автомобиль истца имеет экологический класс (ЕВРО 4).

Из пояснений представителя заинтересованного лица следует, что присвоение автомобилям 1998года выпуска 4 экологического класса свидетельствует о том, что данные автомобили прошли переоборудование.

Таким образом, заинтересованным лицом представлены суду доказательства тому, что автомобиль истца не соответствует экологическому классу (ЕВРО 4).

Заявителем, наоборот суду не представлено доказательств тому, что его автомобиль соответствует экологическому классу (ЕВРО 4).

Порядок условия выдачи паспортов транспортных средств определяется «Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», утвержденным совместным приказом МВД РФ N 659, Минпромэнерго РФ N 192, ФТС РФ N 804 от 24.08.2006.

В соответствии с п. 57 Приказа МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005 (ред. от 19.01.2011) "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств", паспорта выдаются таможенными органами:

после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств;

при обращении ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств или шасси в федеральную собственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

при обращении взыскания на ввозимые на территорию Российской Федерации транспортные средства или шасси по обязательствам их собственников;

после проведения таможенного контроля в иных случаях ввоза в Российскую Федерацию, если в соответствии с международными договорами Российской Федерации отменено таможенное оформление транспортных средств или шасси в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Автомобиль заявителем ввезен из Республики Беларусь, он в соответствии с вышеперечисленными Приказами не подлежит таможенному оформлению, но на него паспорт транспортного средства выдается таможенными органами в соответствии с п.57 вышеуказанного Приказа.

Выдача таможенными органами Российской Федерации паспортов транспортных средств является дополнительной функцией, возложенной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 №477 «О введении паспортов транспортных средств» в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте. Таможенными органами ПТС выдаются на транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации, как из иностранных государств (не являющихся государствами-членами Таможенного союза), так и из Республики Беларусь и Республики Казахстан.

ПТС выдаются таможенными органами в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 №469/192/134 (зарегистрирован Минюстом России 29.07.2005 №6842) (далее - Положение).

В соответствии с п. 60 Приказа МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005 (ред. от 19.01.2011) "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств", оформление паспортов транспортных средств таможенными органами производится в соответствии с пунктами 25 - 52 настоящего Положения. Строка 13 заполняется в соответствии с пунктом 36 настоящего Положения.

В соответствии с п. 36 Приказа МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005 (ред. от 19.01.2011) "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств", в строке "13. Экологический класс" прописью указывается словами один из пяти экологических классов транспортных средств ("нулевой", "первый", "второй", "третий", "четвертый").

При отсутствии в паспорте данной строки сведения об экологическом классе транспортного средства в раздел "Особые отметки" вносится запись: "Экологический класс (указывается номер экологического класса)".

В силу п. 70 указанного Положения заполнение строки «Экологический класс» паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспорта на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия сведений, «Одобрения типа транспортного средства» и «Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям».

При невозможности определения экологического класса транспортного средства в соответствии с порядком, установленным в абзаце 1 настоящего пункта, а также в тех случаях, когда правильность указания экологического класса оспаривается собственником транспортного средства или лицом, осуществляющим таможенное оформление по поручению собственника транспортного средства, определение экологического класса транспортного средства осуществляется таможенными органами на основании сертификата соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 №609 утвержден специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», который принят в целях реализации и в развитие Федеральных законов «О техническом регулировании», «О безопасности дорожного движения», «Об охране атмосферного воздуха», и устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания и применяется в целях защиты населения и окружающей среды от негативного воздействия указанных выбросов.

В случае несоответствия экологического класса транспортного средства требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 №609, паспорта транспортного средства не выдаются.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства.

Таким образом, ограничения на допуск к участию в дорожном движении автомобильной техники, не отвечающей экологическим требованиям, установлены федеральными законами в целях реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и по общему правилу распространяются как на автомобили, изготовленные в Росси йской Федерации, так и ввозимые на таможенную территорию независимо от страны изготовления.

Суд считает, что в удовлетворении исковых требований Катугина об обязании Кемеровской таможни выдать паспорт транспортного средства на принадлежащий ему автомобиль также необходимо отказать.

Ссылка заявителя на п. 58 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 №469/192/134 (зарегистрирован Минюстом России 29.07.2005 №6842) не основана на законе, так как таможенное оформление его автомобиля не производилось, так как он ввезен с территории государства – члена таможенного Союза – Республики Беларусь.

О том, что таможенное оформление не производилось в отношении его автомобиля, заявитель не оспаривал в судебном заседании.

Поэтому, исходя из изложенного, суд считает необходимым заявителю отказать в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Катугину А.А. в удовлетворении заявления об оспаривании решения Кемеровской таможни от _._._ отказать.

Мотивированное решение будет изготовлено _._._.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья С.В. Сотникова