решение по жалобе на представление прокурора об устранении нарушений законодательства



Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Новокузнецк 14 февраля 2012 года

Судья Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Шмакова Е.С.,

с участием помощника прокурора Кузнецкого района г. Новокузнецка Сенькиной И.В.,

при секретаре Федяниной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе открытого акционерного общества «Кузбасская энергетическая сбытовая компания» на представление прокурора Кузнецкого района г. Новокузнецка об устранении нарушений законодательства, регулирующего предоставление гражданам жилищно- коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Кузбасская энергетическая сбытовая компания» обратилось в суд с жалобой на представление прокурора Кузнецкого района г. Новокузнецка об устранении нарушений законодательства, регулирующего предоставление гражданам жилищно- коммунальных услуг.

Заявитель просит признать представление прокурора Кузнецкого района г. Новокузнецка от ... об устранении нарушений законодательства в сфере предоставления гражданам коммунальных услуг незаконным, обязать прокурора отозвать без исполнения представление от ... об устранении нарушений законодательства в сфере предоставления гражданам жилищно-коммунальных услуг.

Свои требования заявитель мотивирует тем, что ... прокурором Кузнецкого района г. Новокузнецка было внесено представление от ... об устранении нарушений законодательства в сфере предоставления гражданам коммунальных услуг относительно ввода ограничения электроснабжения жителям <адрес>. Данное представление заявитель считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Свои доводы прокурор основывал на Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ..., которые не распространяются на отношения между ОАО «Кузбасская энергетическая сбытовая компания» и жильцами <адрес> дома по <адрес>. Собственники помещений в многоквартирном <адрес> выбрали способ управления домом – непосредственное управление. При данной форме управления многоквартирным домом порядок энергоснабжения граждан регулируется «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденными Постановлением Правительства РФ №530 от 31.08.2006 года. ОАО «Кузбасская энергетическая сбытовая компания», исходя из положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006, не является исполнителем коммунальных услуг, так как одновременно не отвечает за подачу в жилые помещения коммунальных услуг и обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. В связи с этим ОАО «Кузбасская энергетическая сбытовая компания» является ресурсоснабжающей организацией и не соответствует понятию «исполнитель», закрепленному в п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006, поскольку не отвечает за содержание и обслуживание внутридомовых инженерных систем, с помощью которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Ограничение энергоснабжения жильцу <адрес> было произведено на основании подпункта «б» пункта №178 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ №530 от 31.08.2006, в соответствии с которыми в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения гражданами - потребителями своих обязательств по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи электрической энергии) ограничение режима потребления осуществляется в следующем порядке: при возникновении задолженности по оплате электрической энергии гражданином – потребителем за 3 расчетных периода гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) направляет ему уведомление о полном ограничении режима потребления в случае неоплаты образовавшейся задолженности до истечения срока платежа. Гражданин – потребитель должен получить уведомление не позднее, чем за 15 дней до предполагаемой даты полного ограничения режима потребления. Уведомление о задолженности в сумме <данные изъяты>., в том числе ОДН на сумму <данные изъяты> руб. по показаниям прибора учета «22905», и о возможности введения полного ограничения энергоснабжения было вручено абоненту Д. ... под роспись. Кроме того, прокурор в представлении не указал виновных лиц, которые подлежат привлечению к дисциплинарной ответственности. Таким образом, действия ОАО «Кузбассэнергосбыт» по ограничению электроснабжения гражданину Д. за потребленную электроэнергию правомерны и соответствуют действующему законодательству, а представление прокурора Кузнецкого района г. Новокузнецка от ... является незаконным и подлежит отмене.

В судебном заседании представитель заявителя ОАО «Кузбассэнергосбыт» - Овечкин С.В., действующий на основании нотариальной доверенности от ... сроком по ... без права передоверия, поддержал требования и доводы, изложенные в заявлении, пояснил, что представление прокурора основано на Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006, что неверно, т.к. порядок электроснабжения при непосредственной форме управления многоквартирным домом гражданами – собственниками жилых помещений регулируется подп. «б» п. 178 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ №530 от 31.08.2006. Ограничение подачи электроснабжения ... абоненту Д., проживающему в доме по <адрес>, было произведено правомерно, на основании указанных Основных Положений, в связи с образовавшейся задолженностью абонента по оплате электроэнергии, которая данным гражданином полностью не погашена и на момент рассмотрения дела в суде. У заявителя также имеются сведения о том, что данный гражданин самовольно подключился к электросетям и пользуется электрической энергией, т.к. им после отключения подаются сведения о показаниях счетчика и оплата по этим показаниям. Просит признать обжалуемое представление прокурора незаконным, обязать прокурора отозвать данное представление без исполнения.

Представитель заинтересованного лица - помощник прокурора Кузнецкого района г. Новокузнецка Сенькина И.В. возражала против удовлетворения жалобы и пояснила, что отношения между ОАО «Кузбасская энергетическая сбытовая компания» и жильцами дома <адрес> регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ..., а не «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденными Постановлением Правительства РФ №530 от 31.08.2006, представление прокурора Кузнецкого района г. Новокузнецка от ... законно и обоснованно.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему:

Из протокола годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ..., следует, что собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, выбрали способ управление многоквартирным домом – непосредственное управление собственниками.

В соответствии с договором на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома № от ..., работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес> выполняет ООО «ЖЭУ-2» согласно Перечню работ и услуг в Приложении к договору от ....

Из уведомления на имя Д. следует, что ... данное уведомление вручено ему. ОАО «Кузбассэнергосбыт» уведомляет его о том, что на ... у него имеется задолженность за потребленную электрическую энергию в сумме <данные изъяты> коп, в том числе ОДН <данные изъяты> руб. по показаниям прибора учета «22905» (л.д.13). Д. предлагается в срок до ... погасить имеющуюся задолженность, в противном случае после ... будет введено полное ограничение потребления электрической энергии.

В соответствии с актом о приостановлении электроснабжения от ... Д. полностью ограничено потребление электрической энергии, отключение от электроснабжения произведено на площадке в подъезде (л.д.14).

Согласно представленному лицевому счету Д. на ... г. производит погашение задолженность по оплате элекроснабжения, однако задолженность полностью не погашена. В соответствии с актом осмотра приборов электроучета от ... квартира по <адрес> подключена к щитовой, т.к. свет со слов соседей в его квартире имеется.

Из ответа ОАО «Кузбассэнергосбыт» прокурору Кузнецкого района г. Новокузнецка следует, что жильцами <адрес> выбран способ управления домом - непосредственное управление. Поставщиком электроэнергии для указанного дома, в том числе на общедомовые нужды, является ОАО «Кузбассэнергосбыт». Письменные договоры на электроснабжение с жильцами дома не заключались. Задолженность Д. с ... за услуги энергоснабжения составила <данные изъяты> коп, в том числе ОДН <данные изъяты> руб. О наличии задолженности и необходимости ее погашения Д. было вручено уведомление. В срок, указанный в уведомлении, Д. задолженность не погасил. Поэтому ... было введено полное ограничение режима потребления (л.д.11-12).

Считая действия ОАО «Кузбасская энергетическая сбытовая компания» незаконными, прокурор Кузнецкого района г. Новокузнецка направил на имя генерального директора Южного Межрегионального отделения ОАО «Кузбассэнергосбыт» представление об устранении нарушений законодательства, регулирующего предоставление жилищно-коммунальных услуг (л.д.8-10).

Из представления прокурора Кузнецкого района г. Новокузнецка на имя генерального директора ЮМ отделения ОАО «Кузбассэнергосбыт» следует, что он просит рассмотреть представление, принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, и недопущению впредь указанных нарушений действующего законодательства. Решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, произвести перерасчет за оплаченные жильцом <адрес> по адресу: <адрес> в случае повторного подключения к услугам электроснабжения. О результатах рассмотрения представления, принятых мерах по устранению выявленных нарушений закона и привлечении виновных лиц к ответственности (с приложением копии соответствующего приказа) сообщить в установленный законом месячный срок в прокуратуру района. Представление внесено в связи с тем, что при введении полного ограничения предоставления коммунальных услуг в виде электроснабжения в отношении Д. ОАО «Кузбассэнергосбыт» были нарушены нормы Жилищного Кодекса РФ, Правила предоставления коммунальных услуг. ОАО «Кузбассэнергосбыт» руководствовался нормами «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ №530 от 31.08.2006, которые в данном случае не подлежат применению.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон в судебном заседании, письменными материалами дела.

Суд находит жалобу ОАО «Кузбасская энергетическая сбытовая компания» подлежащей частичному удовлетворению, при этом суд исходит из следующего:

Согласно п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно п. 1 ст. 3 и ст. 245 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе и оспорить решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

К должностным лицам, решения и действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам гл. 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".)

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Поскольку неисполнение представления прокурора Кузнецкого района г. Новокузнецка ОАО «Кузбассэнергосбыт» или его должностным лицом, в адрес которых оно внесено, может послужить основанием для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.7 КоАП РФ, такое представление обжалуется в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ.

Согласно ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.

Одним из способов управления, который может быть выбран собственниками, является непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.

Именно данный способ управления домом был выбран ... собственниками помещений многоквартирного дома по <адрес> в <адрес>, где собственником <адрес> является Д.

В силу ч. 2 ст. 164 ЖК РФ при непосредственном управлении с каждым собственником помещения ресурсоснабжающими организациями заключаются договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления.

Договоры поставки электроэнергии, заключенные с энергоснабжающей организацией, являются договорами энергоснабжения и регулируются ст. 539 - 548 ГК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированными ГК РФ, применяются законы и иные акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

В соответствии с ч.1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).

На правоотношения между ОАО «Кузбассэнергосбыт» и Д. в части предоставления ему коммунальных услуг в виде электроснабжения распространяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам .

Разъяснения по вопросу применения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам №307 было дано Министерством регионального развития Российской Федерации в Письме Минрегиона РФ от 20.03.2007 N 4989-СК/07 "О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307"

Министерство регионального развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" в связи с многочисленными обращениями потребителей и исполнителей коммунальных услуг дает разъяснения по применению пункта 3 и подпунктов "а" - "г" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 (далее - Правила), исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

На основании пунктов 3 и 49 Правил в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, способа управления многоквартирным домом исполнителем могут быть:

- управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;

- товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;

- иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация) - только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.

Согласно пунктам 3 и 49 Правил в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.

Таким образом, прямо предусмотрено, что при непосредственном способе управления многоквартирным домом исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация.

Ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем услуг только когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом). В случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы (отношения ресурсоснабжения), ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения.

С соответствии с Письмом Минрегиона РФ от 20.03.2007 N 4967-СК/07 "О применении пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307" при непосредственном управлении, согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией. Пунктом 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что "к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное". Указанной нормой ГК РФ установлен приоритет норм иных федеральных законов или иных правовых актов при регулировании отношений ресурсоснабжения. Таким образом, на отношения ресурсоснабжения распространяется действие Правил.

В соответствии с п.6 Правил №307 в число коммунальных услуг входит электроснабжение.

В Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам №307 (п.3) дано определение понятий: коммунальные услуги, коммунальные ресурсы, исполнитель, ресурсоснабжающая организация:

"коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;

"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;

"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;

В соответствии с п.7 Правил №307, при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении электрической энергии непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи электрической энергии.

В соответствии с п.9 Правил №307 при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

В соответствии с п.8 Правил №307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В соответствии с подп. «а» п.80 Правил №307 исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 3 ежемесячных размера платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.

В соответствии со ст.81 Правил №307, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте "а" пункта 80 настоящих Правил, в следующем порядке:

а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу;

б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;

в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.

В уведомлении, направленном Д., в нарушении требований ст.ст. 80, 91 Правил №307, потребителю предоставлен срок для оплаты только 15 дней вместо 1 месяца. То есть данное уведомление не соответствует требованиям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам №307, вынесено с нарушением требований закона.

На момент введения полного ограничения режима потребления электроэнергии Д. ... Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ... N 307, утратили силу.

С 09.08.2011 действует Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"). Данное постановление принято во исполнение ст. 157 ЖК РФ.

Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В соответствии с п.2 Правил №354 "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

"коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);

"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с п.4 Правил №354 электроснабжение является коммунальной услугой.

В соответствии с п.6 Правил №354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

В соответствии с п.8 Правил № 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.

В соответствии с п.9 Правил №354 договоры электроснабжения, заключаются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

Таким образом, исполнителем коммунальных услуг исходя из положений п.п.8,9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов №354 является ресурсоснабжающая организация, каковой является ОАО «Кузбассэнергосбыт».

В соответствии со ст. 426 ГК РФ договоры электро -, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также договоры продажи газа в баллонах являются публичными договорами. Такие договоры должны заключаться коммерческими организациями с любым обратившимся к ресурсоснабжающей организации собственником помещения, проживающим в многоквартирном доме, на общем собрании собственников помещений, на котором в установленном ЖК РФ порядке выбран способ непосредственного управления домом. К отношениям по указанным договорам применяются Правила предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с подп. «а» п.17 Правил №354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил.

Данные Правила действовали в момент вручения Д. уведомления о наличии задолженности, необходимости ее погашения в срок до ..., о возможном полном ограничении электроснабжения (л.д.13).

На момент введения полного ограничения режима потребления электроэнергии в отношении Д. способ управления домом по <адрес> изменен не был.

ОАО «Кузбассэнергосбыт» поставляет собственникам жилых помещений в многоквартирном доме по <адрес>, выбравшим непосредственное управление, электрическую энергию, то есть является исполнителем услуг.

При введении режима полного ограничения потребления электрической энергии Д. ОАО «Кузбассэнергосбыт» руководствовался Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006.

Суд считает, что положения данных Правил не распространяются на отношения по электроснабжению Д., исходя из вышеизложенного.

ОАО «Кузбассэнергосбыт», вводя режим полного ограничения потребления электроэнергии, должен был руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов №354.

В соответствии с п. 119 Правил №354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;

При введении полного ограничения потребления электрической энергии Д. вышеперечисленные требования Закона были нарушены.

Из уведомления, адресованного собственнику <адрес>, видно, что у него имеется задолженность по услугам энергоснабжения, ему необходимо погасить задолженность за электроэнергию в сумме 2784,25 руб., в том числе за ОДН 2519,82 руб. в срок до ..., в противном случае будет введено ограничение подачи электроэнергии после ...

Иных уведомлений собственнику жилого помещения - <адрес> не направлялось. ... введение ограничения режима потребления электроэнергии не последовало, электроэнергия была отключена ....

Таким образом, в нарушение п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг № 307 и п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов №354 (без предварительного уведомления за 3-е суток) собственнику жилого помещения по <адрес> Д. было ограничено предоставление услуг электроэнергии.

Таким образом, суд считает, что отключение электроэнергии в <адрес> было произведено ОАО «Кузбассэнергосбыт» неправомерно и у прокурора Кузнецкого района г. Новокузнецка имелись основания для направления представления об устранении нарушений закона.

Законными являются требования прокурора об устранении допущенных нарушений в части перерасчета платежей в случае повторного подключения к электроснабжению, так как Д. незаконно был отключен от услуг энергоснабжения, он не должен оплачивать услуги повторного подключения к энергоснабжению.

Вместе с тем суд считает, что доводы жалобы в части признать незаконными требования прокурора Кузнецкого района г. Новокузнецка о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, допустивших нарушение закона, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (ч.1).

Требование прокурора о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, допустивших нарушение закона, не содержит указаний, какие должностные лица допустили нарушение закона, не указаны их данные, должностные обязанности, которые они нарушили.

Поскольку суд считает необоснованными требования прокурора о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, соответственно и требование прокурора в части направления в прокуратуру Кузнецкого района г. Новокузнецка актов, налагающих дисциплинарную ответственность на виновных лиц, допустивших нарушение закона, суд также находит необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.11,12, ст. ст.194-198, 254-255 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу ОАО «Кузбассэнергосбыт» - удовлетворить частично.

Представление прокурора Кузнецкого района г. Новокузнецка от ... в части требований о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, допустивших нарушение закона, и направлении в прокуратуру Кузнецкого района г. Новокузнецка актов, налагающих дисциплинарную ответственность, признать незаконным.

Возложить на прокурора Кузнецкого района г. Новокузнецка обязанность устранить допущенные нарушения.

В удовлетворении жалобы ОАО «Кузбассэнергосбыт» на представление прокурора Кузнецкого района г. Новокузнецка от ... в остальной части – отказать.

Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2012 года.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Е.С. Шмакова