Решение о признании трудового договора срочным, внесении записи о работе в трудовую книжку, взыскании компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации морального вреда



2-1354/11 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 апреля 2011 года Кузьминский районный суд г.Москвы в составе судьи Жигаловой Н.И., при секретаре Порышевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бруевой Ю.Ю. к ООО «Металформе» о признании трудового договора срочным, внесении записи о работе в трудовую книжку, взыскании компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации морального вреда,

установил:

Истица обратилась в суд с требованиями о признании трудового договора, заключенным с ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, срочным, внесении в ее трудовую книжку записей о приеме на работу и увольнении по п.2 ч.1 ст.77 ТК РФ с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации за неиспользованный отпуск с выплатой денежной компенсации за задержку и компенсации морального вреда в размере … руб., ссылаясь на то, что трудовым договором определен срок его окончания ДД.ММ.ГГГГ, после этого дня она на работу к ответчику не выходит, однако трудовая книжка ей ответчиком возвращена без внесения записи о работе, компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении не выплачена, данными действиями ответчик причинил ей нравственные страдания.

Требования истицы в судебном заседании также поддержала ее представитель по доверенности.

Представитель ответчика иск не признала, пояснив, что трудовой договор с истицей ДД.ММ.ГГГГ был заключен на неопределенный срок, т.к. необходимости принимать истицу на определенный срок не было, запись об окончании трудового договора ДД.ММ.ГГГГ произведена ошибочно, трудовой договор с истицей до настоящего времени не расторгнут, хотя истица на работу не выходит, в период с 17 декабря по ДД.ММ.ГГГГ истице был предоставлен очередной оплачиваемый отпуск, за который истице перечислены ДД.ММ.ГГГГ отпускные на банковскую карточку.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.58 ТК РФ трудовые договоры могут заключаться: 1) на неопределенный срок; 2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудового договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами (ч.1).

Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч.1 ст.59 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных ч.2 ст.59 настоящего Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы в условиях ее выполнения (ч.2).

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок (ч.3).

В случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок (ч.4).

Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок (ч.5).

Таким образом, при заключении трудового договора на неопределенный срок стороны вообще не оговаривают срок его действия. Договором должна быть определена лишь дата вступления его в силу согласно ст.61 ТК РФ. Заключая трудовой договор на определенный срок, стороны должны предусмотреть в нем конкретный срок его действия.

В ч.1 ст.59 ТК РФ определены условия, при которых трудовой договор не может быть заключен на неопределенный срок с учетом предстоящей работы или условий ее выполнения. Однако ч.2 ст.58 ТК РФ допускает возможность заключения срочного трудового договора по соглашению сторон при отсутствии обстоятельств, характеризующих характер и условия работы, в случаях, предусмотренных ч.2 ст.59 ТК РФ. При этом необходимо учитывать, что данный договор является правомерным, если имелось соглашение сторон, т.е. если он заключен на основе добровольного согласия работника и работодателя.

ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключен трудовой договор, которым в п.1.4 определено, что датой начала работы является ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6). Также данный договор имеет п.6.1, в котором указано, что договор заключен на неопределенный срок (л.д.9). Договор подписан истицей как работником и генеральным директором ООО «Металформе» как работодателем.

Таким образом, трудовой договор, заключенный между сторонами, содержит противоречивые сведения о сроке его действия.

Из объяснений истицы видно, что трудовой договор заключен именно на определенный срок со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.к. именно на данных условиях она заключала с ответчиком трудовой договор, в связи с чем по окончании его действия ДД.ММ.ГГГГ она на работу не выходила, о чем уведомила письменно работодателя.

Представитель ответчика в своих объяснениях утверждала, что работодатель заключал с истицей трудовой договор на неопределенный срок, т.к. это было в интересах работодателя и соответствовало характеру работы истицы в должности менеджер по ВЭД, но при заключении трудового договора ошибочно было указано окончание его действия ДД.ММ.ГГГГ

Однако никаких исправлений или изменений в трудовой договор сторонами до ДД.ММ.ГГГГ не вносилось.

Поскольку трудовой договор, а также объяснения сторон по данному трудовому договору, содержат противоречивые сведения о сроке его действия, то суд считает, что в этом случае необходимо руководствоваться требованиями ч.2 ст.59 ТК РФ.

Согласно абзацу второму ч.2 ст.59 ТК РФ по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с лицами, поступающими на работу к работодателям – субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания – 20 человек).

Из представленных ответчиком в суд табелей учета рабочего времени работников ООО «Металформе» за период с июля 2010г. по март 2011г. численность ответчика не превышает 35 человек (л.д.51-68).

Таким образом, стороны имели право на заключение срочного трудового договора при отсутствии обстоятельств, характеризующих условия, предусмотренные ч.1 ст.59 ТК РФ.

Поскольку истица после ДД.ММ.ГГГГ не выходила на работу к ответчику, что ответчиком не отрицается, и направила в адрес истца уведомление о расторжении трудового договора (л.д.16), то данные обстоятельства также свидетельствуют о том, что трудовой договор являлся срочным.

Утверждения ответчика о том, что никаких заявлений от истицы не было ни в декабре 2010г, ни в феврале 2011г., не свидетельствуют о том, что данные заявления истицей ответчику не направлялись, т.к. повторное направление ответчику заявления подтверждается описью вложения и оплатой направленного в адрес ответчика ценного письма (л.д.17).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что фактически между сторонами был заключен срочный трудовой договор со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, который был фактически расторгнут по его окончании, т.к. истица после ДД.ММ.ГГГГ на работу не выходила, уведомив об этом письменно ответчика. Поэтому требования истицы о признании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ срочным и внесении записи о приеме на работу со ДД.ММ.ГГГГ и увольнении с работы ДД.ММ.ГГГГ по основаниям п.2 ч.1 ст.77 ТК РФ (ст.79 ТК РФ) подлежат удовлетворению.

При этом запись о работе у ответчика должна быть внесена в трудовую книжку истицы ТК №, т.к. данная трудовая книжка отражает все периоды работы истицы в других организациях. Заполненная ответчиком трудовая книжка на имя истицы не отражает всей работы истицы с 2006г. Необходимости в заполнении новой трудовой книжки истице у ответчика не имелось.

Согласно ст.127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска, в том числе при заключении срочного трудового договора.

Ответчиком в суд представлен дополнительный график отпусков на 2010г., в котором указано, что истице должен быть предоставлен отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47), а также приказ о предоставлении истице отпуска на 15 календарных дней с 17 декабря по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48).

Однако с графиком отпусков и с приказом о предоставлении отпуска истица не ознакомлена, ее подпись в данных документах отсутствует. С заявлением о предоставлении отпуска в указанный период истица к ответчику не обращалась, что ответчиком в судебном заседании не отрицалось.

В соответствии со ст.122 ТК РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.

Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.

Согласно ст.123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем.

График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.

О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее, чем за две недели до его начала.

Из объяснений истицы видно, что отпуск ей в декабре 2010г. не предоставлялся, о том, что данный отпуск включен в график отпусков ответчика, ее ответчик не уведомлял, о предоставлении отпуска также не уведомлял, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала, ей была выплачена заработная плата.

Поскольку ответчиком не представлено доказательств о том, что истица была ознакомлена с графиком отпусков на 2010г. и с приказом о предоставлении ей отпуска, а также с учетом того обстоятельства, что отпуск был предоставлен истице до истечения шести месяцев, хотя заявления истицы о предоставлении ей отпуска до истечения шестимесячного срока, предусмотренного ст.122 ТК РФ, не имеется, т.е. не имеется соглашения сторон о предоставлении отпуска до истечения шести месяцев, то суд признает объяснения истицы как доказательство в соответствии со ст.56 ГПК РФ, и считает, что требования истицы о взыскании с ответчика компенсации за неиспользованный отпуск подлежат удовлетворению.

Кроме того, то обстоятельство, что истице отпуск в период с 17 декабря по 31 декабря фактически не предоставлялся, и истица, несмотря на табель учета рабочего времени за декабрь 2010г., в котором отмечено, что истица находилась в отпуске, работала в декабре 2010г. полный месяц, подтверждается сведениями о начислении истице в декабре 2010г. заработной платы.

Истице согласно платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком перечислена именно заработная плата за декабрь 2010г. в размере … руб. … коп. (л.д.73). Ранее ДД.ММ.ГГГГ ответчиком истице также дважды перечислена именно заработная плата в размере … руб. (л.д.75, 78). Поступление данных сумм на банковскую карточку истицы подтверждается справкой банка (л.д.19).

К справке ответчика, направленной ДД.ММ.ГГГГ в адрес банка, о том, что перечисление зарплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме … руб. на пластиковую карточку истицы, является в том числе выплатой отпускных в размере … руб. … коп. (л.д.74), суд относится критически, поскольку данное письмо направлено ответчиком после того, как к ответчику была направлена проверка из Гострудинспекции в связи с обращением истицы (л.д.142-144). Кроме того, при рассмотрении дела в суде ответчиком вновь представлено уточняющее письмо в адрес банка от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ответчик вновь просит исправить неточность в платежном поручении от ДД.ММ.ГГГГ и считать, что выплата отпускных истицы составляет уже … руб. … коп., а письмо от ДД.ММ.ГГГГ просит считать недействительным. Данные действия свидетельствуют о том, что ответчик злоупотребляет своим правом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истицы о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск подлежат удовлетворению, т.к. перечисленные ответчиком истице денежные суммы являются заработной платой за проработанное время, а не выплатой отпускных.

Размер компенсации за неиспользованный отпуск согласно ст.139 ТК РФ составляет … руб.. . коп. (общая сумма заработной платы истицы … руб.. . коп. : 6 : 29,4 х 14 дней неиспользованного отпуска).

Согласно ст.236 ТК РФ данная сумма должна быть выплачена истице с уплатой денежной компенсации согласно ставки рефинансирования, что составит. . руб.. . коп. (.. руб. х 1/300 х 7,75% ставка рефинансирования х 101 день просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения дела –. . руб.. . коп., перечисленных уже истице за задержку выплат ДД.ММ.ГГГГ (л.д.70).

Поскольку ответчик, не оформив своевременно увольнение истицы в связи с окончанием срока трудового договора, совершил неправомерные действия, то согласно ст.237 ТК РФ с ответчика в пользу истицы с учетом фактических обстоятельств дела подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере … руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать трудовой договор, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Бруевой Ю.Ю. и ООО «Металформе», срочным трудовым договором.

Обязать ООО «Металформе» внести в трудовую книжку ТК № Бруевой Ю.Ю. запись о приеме на работу со ДД.ММ.ГГГГ и запись об увольнении с работы ДД.ММ.ГГГГ на основании п.2 ч.1 ст.77 ТК РФ (ст.79 ТК РФ).

Взыскать с ООО «Металформе» ы пользу Бруевой Ю.Ю. компенсацию за неиспользованный отпуск в размере … руб.. . коп., денежную компенсацию за задержку выплаты в размере. . руб.. . коп. и компенсацию морального вреда в размере. . руб., всего. . руб.. . коп.

Взыскать с ООО «Металформе» в доход государства в размере. . руб.. . коп.

Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение 10 дней с подачей кассационной жалобы через районный суд.

Судья