31 октября 2011 года Кузьминский районный суд г. Москвы в составе судьи Прониной И.А., при секретаре Луконькиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3921/2011 по заявлению Крученко А. А. о признании бездействия налоговых органов незаконным, обязании возвратить уплаченную госпошлинуаривании отказа в признании нуждающимися в жилиых помещени установил: Крученко А.А. обратился в суд первоначально с заявлением об оспаривании бездействия ИФНС №22 по г. Москве по возврату государственной пошлины, просил признать данное бездействие незаконным и обязать налоговый орган возвратить ему излишне уплаченную госпошлину в сумме 4.800 руб 00 коп. по его банковским реквизитам (л.д.8) В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на то, что 31.03.2011 г. он обратился в ИФНС №22 по г. Москве с заявлением о возврате излишне уплаченной госпошлины, однако в установленные сроки налоговый орган госпошлину не возвратил, мотивированного отказа в возврате госпошлины ему представлено не было. По ходатайству заявителя 01.09.2011 г. в качестве заинтересованного лица к участию в деле был привлечен налоговый орган МИФНС №46 по г. Москве. В судебном заседании представитель заявителя уточнила заявленные требования и просила признать незаконным бездействие обоих налоговых органов – ИФНС №22 по г. Москве и МИФНС №46 по г. Москве, обязать налоговые органы возвратить госпошлину в сумме 4000 руб 00 коп., т.к. госпошлину в сумме 800 руб 00 коп ему возвратили. Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержала, просила их удовлетворить. Представитель ИФНС №22 по г. Москве в судебное заседание явился, с заявлением не согласен по основаниям письменных возражений и дополнений к ним (л.д.14-15, 39-41). Представитель МИФНС №46 по г. Москве в судебном заседании с требованиями не согласна по основаниям письменного отзыва. Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела и представленные в судебном заседании документы, считает, что заявление подлежит удовлетворению частично. Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию), оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной. В судебном заседании установлено, что заявителем Крученко А.А. 05.02.2011 г. по реквизитам МИФНС №46 по г. Москве и за предоставление копии устава было уплачено 800 руб 00 коп. в качестве государственной пошлины, 19.02.2011 г. по тем же реквизитам МИФНС №46 по г. Москве заявителем за государственную регистрацию юридического лица была уплачена государственная пошлина в сумме 4.000 руб. 00 коп.. Администратором кодов бюджетной классификации государственной пошлины, подлежащей оплате за регистрацию юридических лиц (18210807010011000110) и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП (18211301030011000130) является МИФНС №46 по г. Москве (л.д.25). Уплаченные заявителем суммы государственной пошлины поступили в федеральный бюджет. 02.03.2011 г. заявителю поступило письмо МИФНС №46 по г. Москве о том, что по вопросу возврата государственной пошлины в размере уплаченных им сумм он вправе обратиться в ИФНС №22 по г. Москве, т.к. обе суммы поступили на один и тот же КБК (плата за предоставление сведений из ЕГРИП и ЕГРЮЛ), возврат данных сумм производится в соответствии со ст. 78 НК РФ по месту учета налогоплательщика (л.д.20). 31.03.2011 г. заявитель обратился с заявлением в ИФНС №22 по г. Москве о возврате ошибочно уплаченной государственной пошлины в сумме 4800 руб 00 коп по тем основаниям, что он не правильно указал КБК (л.д.10), заявление поступило в налоговый орган 31.03.2011 г.. 29.04.2011г. заявитель повторно обратился в тот же налоговый орган с заявлением о возврате государственной пошлины в сумме 4800 руб. 00 коп. в связи с тем, что возврат не был осуществлен. 30.08.2011 г. ИФНС №22 по г. Москве было принято решение о возврате заявителю государственной пошлины в сумме 800 руб. 00 коп (л.д.22,24), при этом заявителю на основании письма МИФНС №46 по г. Москве (л.д.25) было сообщено о необходимости обращения по поводу возврата государственной пошлины в сумме 4000 руб. 00 коп в МИФНС №46 по г. Москве. Суд учитывает, что МИФНС №46 по г. Москве было подтверждено поступление государственной пошлины в сумме 4000 руб. 00 коп. на КБК 18210807010011000110 (за государственную регистрацию юридических лиц). В соответствии с ч.6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). В соответствии с ч.8 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно ч.9 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В соответствии со ст. 333.40 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов. Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Судом установлено, что МИФНС №46 по г. Москве в соответствии с приказом Управления МНС России по г. Москве от 06.12.2004 г. №400 «Об организации работ по государственной регистрации юридических лиц в налоговых органах г. Москвы» осуществляет все функции по государственной регистрации юридических лиц в г. Москве, является администратором КБК по регистрации юридических лиц. Полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации закреплены в ст. 160.1 БК РФ, в соответствии с которой администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства; в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета; предоставляет информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; (абзац введен Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Суд полагает, что возврат излишне уплаченной госпошлины за регистрацию юридического лица в сумме 4000 руб 00 коп. обязан был совершить налоговый орган – МИФНС №46 по г. Москве, т.к. именно данный налоговый орган осуществляет государственную регистрацию юридических лиц в г. Москве, данный орган является администратором КБК 18210807010011000110 и 18211301030011000130. Однако решение о возврате МИФНС №46 по г. Москве до настоящего времени не приняло, что нарушает положения НК РФ и права заявителя. Кроме того, суд считает необходимым признать незаконным бездействие ИФНС №22 по г. Москве, т.к. и данный налоговый орган принял решение о возврате государственной пошлины не в установленные законом сроки, чем нарушил права заявителя и положения НК РФ. В части удовлетворении требований о возврате указанной суммы госпошлины в размере 4.000 руб 00 коп. налоговым органом – ИФНС №22 по г. Москве надлежит отказать. Руководствуясь ст. 193, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Признать незаконным бездействие налоговых органов – МИФНС №46 по г. Москве, ИФНС №22 по г. Москве. Обязать МИФНС №46 по г. Москве возвратить Крученко А.А.государственную пошлину в размере 4.000 руб 00 коп. по его банковским реквизитам – …., в удовлетворении требований о возврате указанной суммы в размере 4.000 руб 00 коп. налоговым органом – ИФНС №22 по г. Москве – отказать. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через Кузьминский районный суд г. Москвы. Судья: