РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 марта 2012 г. Федеральный судья Кузьминского районного суда г.Москвы Езерская Ж.А., при секретаре Бородкова З.В., с извещением лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1265/12 по иску Даньшина ВВ. к Министерству обороны России, ДЖП и ЖФ г. Москвы о выдачи повторно государственного жилищного сертификата, передаче занимаемого жилого помещения в собственность установил: Истец обратился с исковыми требованиями к ответчикам об обязании повторно выдать государственный жилищный сертификат, передать в собственность спорное жилое помещение по стоимости государственного жилищного сертификата, признать за ним право на получение квартиры в собственность. В удовлетворении заявленных требований указал, что он проходил военную службу по контракту в Железнодорожных войсках РФ в должности старшего инженера автомобильной службы Управления вооружения и эксплуатации ФСЖВ России. Приказом № ХХ от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с военной службы по собственному желанию по семейным обстоятельствам. Приказом № ХХ от ДД.ММ.ГГГГ был исключен из списков личного состава войсковой части. На день увольнения с военной службы имел общую продолжительность военной службы более 20 лет. По ордеру № ХХХХ войсковой части ХХХХ от ДД.ММ.ГГГГ, ему на состав семьи из четырех человек, предоставлена служебная трехкомнатная квартира по адресу ХХХХХХХХХХ. Основанием выдачи ордера явилось Распоряжение Правительства г. Москвы № ХХХХ – РП от ДД.ММ.ГГГГ Предоставленное жилье не является жильем для постоянного проживания. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с рапортом к заместителю командующего Железнодорожными войсками РФ по тылу - начальнику тыла о включении его в состав участников федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» в г. Москве, но ответа на рапорт не получил. Он является участником программы по получению жилья за счет средств Государственного жилищного сертификата. На основании Кузьминского районного суда г.Москвы ему был выдан ГЖС серии ХХ №ХХХХХ от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи четыре человека для выкупа квартиры Минобороны России. ДД.ММ.ГГГГ он заключил со Сберегательным банком договор № ХХХХХХХХХХХХХ «О банковском счете государственного жилищного сертификата» на котором находились денежные средства перечисленные из федерального бюджета для покупки квартиры, но ДЖПиЖФ по г. Москве отказался принять их и заключить договор купли-продажи. Решением от 09.12.2010 г. Кузьминский районный суд г.Москвы обязал ДЖПиЖФ г. Москвы заключить договор купли-продажи квартиры по стоимости ГЖС, однако из-за кассационных и частных жалоб со стороны ДЖПиЖФ по г.Москве срок действия ГЖС истек и отделением Сбербанка РФ была выдана справка о том, что ГЖС не реализован и счет закрыт. Он повторно обратился в МО РФ, о выдаче повторно ему ГЖС, однако ему было отказано. В связи с этим просит обязать Министерство обороны России повторно выдать ему государственный жилищный сертификат для приобретения квартиры у города Москвы и обязать ДЖПиЖФ по г. Москве передать ему в собственность спорную квартиру по стоимости государственного жилищного сертификата. Стороны извещены о явке в суд. Истец и его представитель в суд явились, просили удовлетворить исковые требования. Представитель ответчика Министерство обороны России в суд не явился, представил возражение, по которому указал, что на основания решения Кузьминского районного суда г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ 159 Управлением Главного квартирно-эксплуатационного управления Миноборны России истцу был выдан ГЖС от ДД.ММ.ГГГГ серии УВ № на сумму 2 419200 рублей со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ Указанный ГЖС истцом реализован не был, срок его действия истек. На Минобороны России не возложена обязанность повторной выдачи ГЖС. Просят в иске отказать. Представитель ответчика ДЖПиЖФ по г.Москве в судебное заседание явился, возражал против заявленных требований к ним, так как ранее было постановлено решение Кузьминского районного суда, где суд обязал их заключить договор купли-продажи по ГЖС, данное решение может быть исполнено при получении истцом ГЖС, иных оснований для признания права собственности они не усматривают. Третья лица Даньшина И.Ю., Даньшина Е,В. Даньшин А.В., извещенные о явке в суд не явились, просят рассмотреть дело в их отсутстие. Суд, выслушав представителя истца и истца, исследовав материалы дела пришел к следующему В соответствии со ст. 40 ч. 1 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища Истец проходил военную службу по контракту в Железнодорожных войсках РФ в должности старшего инженера автомобильной службы Управления вооружения и эксплуатации ФС ЖВ России. По ордеру № ХХХХХ войсковой части ХХХХХ от 16.09.1993 г.(л.д.13), истцу на состав семьи из четырех человек, была предоставлена служебная трехкомнатная квартира по адресу ХХХХХХХХХ. Основанием выдачи ордера явилось распоряжение Правительства г. Москвы № ХХХХХ – РП от 03 июня 1993 г. Судом установлено, что предоставленное жилье является жильем для постоянного проживания, иного жилого помещения у Даньшина и его семьи не имеется. Приказом № ХХ от 25 марта 2002 года (л.д.12) Директора Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации – командующего Железнодорожными войсками Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 6 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (собственное желание). Приказом № ХХ от 01 апреля 2002 года Даньшин исключен из списков личного состава войсковой части. (л.д.11) На день увольнения с военной службы имел общую продолжительность военной службы более 20 лет. Перед увольнением с военной службы, истцом был подан рапорт от 18 марта 2002 года, в котором он указал, что жильем обеспечен в соответствии с нормами жилищного законодательства РФ, как нуждающийся в жилом помещении в войсковой части 25967 не числился. Суд, считает, что на день написания рапорта Даньшин В.В. полагал, что проживая в служебном помещении, он обеспечен жилым помещением в соответствии с нормами жилищного законодательства РФ, так как в соответствии с федеральным законом РФ «О статусе военнослужащих» ему как военнослужащему проходившему военную службу по контракту, и совместно проживающим с ним членами его семей было предоставлено жилое помещение по нормам и в порядке, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии с п. 14 Указа Президента РФ «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» N1062 Постановлением Правительства РФ № 168 от 19 марта 2002 года «О совершенствовании деятельности по реализации ФЦП «Государственные жилищные сертификаты», и в дальнейшем принятые постановлением Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 г. «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2015 годы» установлены категории граждан РФ, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, в том числе граждане, уволенные с военной службы(службы) по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационного- штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти. В соответствии с п.3,6, 13 ст. 15 Закона «О военнослужащих» и п. 4, 5,13, 16, 25, 32, 40 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в вооруженных силах Российской Федерации» (приказ Министра обороны РФ от 15.02.2000 г. № 80) определены категории военнослужащих, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и заключившим контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года, а также порядок предоставления жилых помещений в домах государственного, муниципального жилищного фонда, которые закреплены за Министерством обороны. В данных актах указывается, что выдача ордеров на служебное жилое помещение, а также вселение в служебное жилое помещение производятся в порядке, установленном для жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда. В соответствии с п. 25, 26 Инструкции для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей 12.02.2004 г. Даньшин обратился с рапортом к заместителю командующего Железнодорожными войсками РФ по тылу - начальнику тыла о включении его в состав участников федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» в г. Москве. Ответа на свой рапорт не получил. Согласно, представленной справке из воинской части на заседании жилищной комиссии войсковой части 25967 рассмотрен не был. 29.09.2008 г. Даньшин обращается к Командующему Железнодорожными войсками об оказании содействия в снятии статуса служебной квартиры и выдачи ему Государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории г.Москвы.23.10.2008 г. получил отрицательный ответ. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым служебными жилыми помещениями, по достижению общей продолжительностью военной службы 20 лет, и более занимаемые жилые помещения предоставляются в собственность. Спорное жилое помещение находится в собственности муниципального жилищного фонда, а не государственного жилищного фонда и находится в собственности г. Москвы Данные факты были рассмотрены при рассмотрении Кузьминским районным судом г.Москвы 26.08.2009 г. Решение вступило в законную силу. (л.д.7) На основании решения суда Миноборона России выдал Государственный жилищный сертификат серии УВ № 657875 от 09.04.2010 г. на состав семьи четыре человека для выкупа квартиры Минобороны России. (л.д.17) 08.06.2010 г. истец заключил со Сберегательным банком договор № 40817.810.3.3825.0024306/76 «О банковском счете государственного жилищного сертификата» на котором находились денежные средства, перечисленные из федерального бюджета для покупки квартиры Истец неоднократно с июля 2010 г. по декабрь 2010 г. обращался к ДЖПиЖФ по г.Москве о заключении с ним договора купли-продажи квартиры, однако ДЖПиЖФ г. Москвы, вопрос истца не рассмотрел в соответствии п. 7 Распоряжения ДЖПиЖФ г.Москвы от 26.04.2004 г. № 179 «Об организации приема граждан в Департаменте» не в месячный срок, ни в двухмесячный срок. В ноябре 2010 г. истец обратился в суд с иском о понуждении заключения с ним договора купли-продажи. 09 декабря 2010 г. Кузьминским районным судом г.Москвы суд обязал ДЖПиЖФ г.Москвы заключить договор купли-продажи с истцом спорной квартиры по цене ГЖС, однако ДЖПиЖФ по г.Москве не исполнил решение суда, и жалобами проволокитил исполнение решения суда, в результате чего истек срок действия ГЖС и отделение Сбербанка РФ, вынужден был закрыть счет № 40817.810.3.3825.0024306/76 и расторгнуть договор от 08 июня 2010 г.(л.д.41) В соответствии с п. 1.1., 1.2. Постановления Правительства г. Москвы от 18.12.2007 г. № 1080-ПП «О реализации жилищной площади военнослужащим железнодорожных войск Российской Федерации и гражданам, уволенным с военной службы» Министерство обороны Российской Федерации должно было принять к сведению, что 40 семей военнослужащих, уволенных с военной службы, имеют право на получение субсидий из федерального бюджета в виде государственных жилищных сертификатов для приобретения жилой площади и им гарантированно выделение в 2007-2008 гг. государственных жилищных сертификатов для приобретения фактически занимаемых ими квартир, а Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, в соответствии с п. 2.1. по мере получения 40 семьями государственных жилищных сертификатов должен реализовать им фактически занимаемые квартиры (приложение 1) по договорам купли-продажи по стоимости государственного жилищного сертификата, определенной Министерством регионального развития Российской Федерации на момент их оформления. В приложении 1 указана квартира ХХХ, расположенная по адресу ХХХХ которая была выделена семье Даньшина как служебная по ордеру ХХХХХХ от 16.09.1993 г. Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище: малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу ч. 1, 3 ст. 37 и 59 Конституции РФ, рассматриваемых во взаимосвязи с ее п. «м» ст. 71, п. «б» ч. 1 ст. 72, п.п. «д», «е» ст. 144, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающим выполнение военнослужащими обязанностей, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года N 5-П). Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются с военной службы, прослужив длительное время, и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий. Тем самым государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 года N 9-П). Формы и порядок реализации военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы, конституционного права на жилище установлены статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Так, для военнослужащих-граждан, которые имеют общую продолжительность военной службы 10 лет и более, увольняются с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и изъявили желание изменить место жительства, предусмотрено право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов (абзац первый пункта 14). При этом в силу пункта 13 той же статьи военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством; данный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих-граждан, увольняемых с военной службы по указанным основаниям, чья общая продолжительность военной службы составляет 10 лет и более. Порядок реализации военнослужащими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, своего права на приобретение жилья по избранному ими месту жительства посредством использования средств социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2015 годы (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153). В соответствии с пунктом 65 Правил социальная выплата считается предоставленной гражданину - участнику подпрограммы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета (владельца сертификата) о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты в счет оплаты жилья, приобретаемого по договору на жилое помещение, представленному распорядителем счета. При этом гражданин - участник подпрограммы считается реализовавшим свое право на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) только после направления государственным заказчиком программы выписки из реестра оплаченных сертификатов органу исполнительной власти, выдавшему сертификат. Указанная выписка является основанием для снятия подразделениями и органами местного самоуправления гражданина - участника подпрограммы с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) (пункт 64 Правил). В силу пункта 47 Правил истечение срока действия сертификата само по себе не лишает гражданина - участника подпрограммы права вновь обратиться в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с просьбой о повторной выдаче сертификата в случае, если по ранее выданному сертификату он не смог приобрести жилье. Решение о повторной выдаче сертификата принимает указанный орган. Из этого следует, что военнослужащий, получивший государственный жилищный сертификат, но не реализовавший его, не может быть признан обеспеченным жилым помещением и снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Из-за бездействия должностных лиц ДЖПиЖФ г. Москвы по обеспечению Даньшина В.В. и его семьи жильем, истек срок действия ГЖС, Даньшин В.В. его не реализовал, не по своей вине, в связи с этим Даньшин В.В. не может быть признаны обеспеченными жилым помещением и снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и Минобороны России обязано решить вопрос о повторной выдаче сертификата, в связи с тем, что по ранее выданному сертификату он не смог приобрести жилое помещение. Требования истца о признании за ним право собственности и его членов семьи на квартиру по стоимости государственного жилищного сертификата, не могут быть удовлетворены, в связи с тем, что право собственности на квартиру ХХХХ, расположенную по адресу ХХХХХХХ может быть признано только при заключении договора купли-продажи по стоимости ГЖС, который должен быть выдан истцу повторно. ДЖПиЖФ г. Москвы при получении истцом повторно ГЖС обязан заключить с Даньшиным В.В. договор купли-продажи на условиях повторно выданного ГЖС, так как ранее Кузьминский районный суд г.Москвы обязал их заключить данный договор, который не был ими исполнен и признать за ним и членами его семьи право собственности. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ РЕШИЛ: Обязать Министерство обороны выдать Даньшину В,В, повторно государственный жилищный сертификат для оформления передачи квартиры, находящейся по адресу ХХХХХХХХ в собственность. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд г. Москвы в течение одного месяца после принятия решения в окончательной форме Судья Езерская Ж.А.
от 30сентября1997года обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.