РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2011 г.
Кузьминский районный суд г. Москвы в лице председательствующего судьи Езерской Ж.А. при секретаре Писаревой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-2414/11 по заявлению Грунис Д. Е. о реабилитации
установил:
Грунис Д.Е. обратился в суд с требованиями о признании незаконным решения ГУВД по Нижегородской области об отказе в выдаче справки о реабилитации и об обязании ГУВД по Нижегородской области составить заключение и выдать ему справку о реабилитации Кокорина И.В., Кокориной А.М., Кокорина В.И., Кокориной М.Я. Грунис Д.Е. считает отказ ГУВД по Нижегородской области неправомерным, в связи с тем, что его родственники были раскулачены, лишены избирательного права, тем самым были ущемлены их права.
Стороны, извещены о явке в суд.
Грунис Д.Е. в суд явился, поддержал требования и просил удовлетворить
Заинтересованное лицо ГУВД по Нижегородской области в суд не явилось, направило отзыв, где просили отказать в удовлетворения требования Грунис Д.Е., так как не имеется на то оснований.
Суд, выслушав заявителя, изучив материалы дела, считает, что требования не подлежат удовлетворении.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий" (с изменениями и дополнениями) политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
Согласно п. "в" ст. 3 этого Закона подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", а также иным ограничениям прав и свобод.
Согласно выпискам из протоколов заседаний Нижкрайисполкома и Варнавинского райисполкома о лишении и восстановлении в избирательных правах жителей района за 1929 -1930 г.г.», имеется список лиц, лишенных избирательных прав по Варнавинскому сельсовету от 10.04.1930 года, где указаны Кокорин И. В., Кокорин В. И., Кокорина М., Кокорина А. М., также имеется выписка из протокола № 1 заседания комиссии при Варнавинском РИК от 18.04.1930 г. по пересмотру «лишенного в 1917 г. избирательных прав жителя Варнавинского района Кокорина В.И. и его семьи жены Кокориной М.Ф., сына Кокорина И.В., снохи Кокориной А.М. В постановлении записано: «Считать лишенным избирательных прав, как торговца, перекупщика скота, живущего в настоящее время на доход накопленных от торговли».
В документах о лишении избирательных прав жителей Варнавинского района имеется личное дело о восстановлении в избирательных правах Кокорина В. И. и членов его хозяйства за 1932 г. В состав дела входят документы: учетные карточки лишенцев: Кокоорина В.И. социальное положение – торговец-кулак, торговля разными товарами и перекупка скота. Лишен избирательных прав Варнавинским РИК с 1917 года по ст. 15 п.3 В настоящее время скрывается неизвестно где; Кокориной М., жены торговца и кулака. Лишена избирательных прав с 1917 года за торговлю с мужем-кулаком. В настоящее время скрывается вместе с мужем неизвестно где; Кокорина И. В.. Лишен избирательных прав с 1917 г., как торговец-кулак, имел свою собственную лавку, торговал галантерейными и бакалейными товарами по патенту 3-го разряда. В настоящее время скрывается неизвестно где; Кокорина А. М. Лишена избирательных прав с 1925 года за торговлю с мужем бакалейными и другими товарами по патенту 3-го разряда.»
В деле имеется протокол закрытого заседания президиума Краснобаковского РИК от 16.07.1931 г с утвержденным списком глав семей выселенных за пределы района органами ОГПУ и членов их семей, подлежащим выселению. В данном списке Какорина И.В. и члены его хозяйства не значатся. В документах исполкома Варнавинского сельсовета Варнавинского района, в «Поселенных списках плательщика единого сельскохозяйственного налога жителями Варнавинского сельсовета» за 1928-1929 г.г. по селу Варнавино значится Кокорин И. В.
Как усматривается из свидетельства о рождении Какорина И. В. местом рождения является с. Курдома Краснобаковсго района, впоследствии переименованный в Варнавинский район Горьковский край.
Таким образом, с момента рождения до указанных событий семья Какориных проживала в Варнавинском районе и не была выселена согласно Протокола от ДД.ММ.ГГГГ.
Ни в одном из указанных архивных документов не указано, что семья Какориных была раскулачена, хотя и указываются они как кулаки, сведения имеются только о лишении избирательных прав Кокорина И. В. и членов его хозяйства.
В постановлении Варнавинского РИК от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Кокорина И.В. считать лишенным избирательных прав, как торговца, перекупщика скота, живущего в настоящее время на доход накопленных от торговли», а не как кулака.
Лишение избирательных прав было закреплено законодательством с 1918 по 1936 г.
Так, согласно ст. 65 Конституции РСФСР 1918 г. определялось семь категорий граждан, не имевших права избирать и быть избранными в Советы всех уровней. Избирательного права были лишены определенные категории граждан.
В соответствии со ст. 65 Конституции 1918 года « Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:
а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;
ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.
Семья Кокориных подпадала под категорию «частные торговцы, торговые и коммерческие посредники»
Сведений о том, что Кокорины были раскулачены, Грунисом Д.Е. не представлено. Составитель архивной справки указывает о том, что имеются сведения о раскулачивании, однако в документах, на которые ссылается архив Нижегородской области, нет каких-либо сведений, что Кокорины были раскулачены, выселены, лишены хозяйства и признавались социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам.
Суд считает, что Кокорины были лишены избирательных прав в соответствии с п. «в» ст. 65 Конституции РСФСР 1918 года. Начиная с Конституции СССР 1936 года согласно ст. 134, 136 Конституции все граждане обладали равными избирательными правами.
Таким образом, суд полагает, что отказ УВД по Нижегородской области обоснован и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ
В удовлетворении заявленных требований Грунис Д. Е. о признании незаконным решения ГУВД по Нижегородской области об отказе в выдаче справки о реабилитации отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течении 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья