РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П.Куйтун 20 сентября 2010 года
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П.,
При секретаре Нахаенок Н.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-218-2010 по иску Гусевой Зинаиды Васильевны к администрации муниципального образования Куйтунский район о признании незаконным распоряжения исполняющего обязанности мэра муниципального образования Куйтунский район от 21.04.2010г. №99 «О применении дисциплинарного взыскания»,
У с т а н о в и л:
В обоснование иска Гусева З.В. указала, что согласно трудовому договору №8 от 28.12.2009г. она назначена на должность начальника управления образования Куйтунского района сроком на пять лет. В соответствии с положением Управления образования администрации муниципального образования Куйтунский район, утвержденному постановлением мэра МО Куйтунский район от 12.08.2008г. №675 начальник управления образования назначается на должность и освобождается от должности мэром муниципального образования. Распоряжением и.о.мэра района ЖЖЖ №99 от 21.04.2010г. на нее наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Факты несвоевременного получения лицензии на право ведения образовательной деятельности действительно имели место в школах района и некоторые руководители были привлечены к дисциплинарной ответственности. Подлинная причина несвоевременности заключается в том, что муниципальное образования Куйтунский район из-за отсутствия финансовых средств как учредитель и собственник недвижимого имущества как учредитель и собственник недвижимого имущества не зарегистрировал в установленном порядке право оперативного управления, а Служба по контролю и надзору в сфере образования по этим основаниям отказывала в принятии документов на лицензирование. Указания и требования в ее адрес о привлечении кого-либо из руководителей к дисциплинарной ответственности нарушает ее право руководить всей деятельностью Управления образования самостоятельно на принципах единоначалия. Считает, что не совершала виновных действий, дающих основание к привлечению к дисциплинарной ответственности. Просила распоряжение исполняющего обязанности мэра муниципального образования Куйтунский район от 21.04.2010г. №99 «О применении дисциплинарного взыскания» к ней в виде выговора признать незаконным и отменить л.д.4).
В судебном заседании Гусева З.В. исковые требования поддержала и пояснила, что не согласна с тем, что она не принимала своевременных мер дисциплинарного взыскания к руководителям образовательных учреждений. Данное обвинение неверно, так как некоторые руководители были привлечены к дисциплинарной ответственности, где это имело место, также принимались и иные меры. В январе 2009 года проводилось совещание директоров по оказанию помощи в прохождении процедуры лицензирования образовательной деятельности, где выступал юрист Управления образования БББ В прошлые годы было отсутствие финансовых средств и учредитель образовательных учреждений, собственник недвижимого имущества администрация Куйтунского района в свое время не зарегистрировала право оперативного управления образовательных учреждений на недвижимое имущество. Служба по контролю и надзору в сфере образования отказала в принятии документов на прохождение лицензирования по этому основанию, требуя предоставить Свидетельство о государственной регистрации права. Срок устранения замечаний был установлен до 19 ноября 2008 года. На основании такого заключения экспертной комиссии она обращалась с ходатайством к мэру Куйтунского района ВВВ о необходимости изготовления технических паспортов на здания образовательных учреждений. Данное обращение было принято мэром во внимание, и по-немногу стала изготовляться техническая документация. Когда мэром стал ППП, она обратилась к нему с таким же ходатайством по изготовлению технических паспортов в сфере образовательной деятельности. В феврале 2009 года был объявлен конкурс на изготовление технических паспортов. В марте 2009 года был заключен муниципальный контракт на изготовление технических паспортов до конца 2009 года. На сегодняшний день продолжается изготовление технических паспортов, и ряд объектов еще их не имеют. Они принимали все усилия, организовали поездку в Иркутск с 6 директорами, так как приближался май, сдача ЕГЭ, просто было необходимо получить лицензию на право образовательной деятельности, так как в противном случае деятельность образовательных учреждений приостановилась, чего нельзя было допустить. И Служба по контролю и надзору согласилась принять документы на лицензирование по договорам о передаче зданий в оперативное управление, которые действовали ранее. Перерыв образовательной деятельности без лицензии составил 2-3 месяца. В марте- апреле 2009 года были сданы документы, и в июне лицензии получены. Непонятно, почему данный вопрос не возник в 2009 году, почему поднялся в 2010 году. У них не было лицензирования только у одного детского сада. Обвинение в непривлечении руководителей образовательных учреждений к дисциплинарной ответственности считает необоснованным, так как на это имелась объективная причина. От данных руководителей образовательных учреждений имеются объяснительные. Их вины в несвоевременном прохождении лицензирования образовательных учреждений не усматривается. Администрация района знала о том, что возникли сложности в прохождении процедуры лицензирования из-за отсутствия свидетельств о государственной регистрации права оперативного управления зданий образовательных учреждений. Она доводила об этом информацию. В 2008 году требовали договора о передаче зданий в оперативное управление, а позже были предъявлены новые требования. О договорах по передаче зданий в безвозмездное пользования не было и речи.
О том, что у некоторых образовательных учреждений закончился срок действия лицензирования она извещала этом администрацию Куйтунского района. В администрации района имеется реестр, где указаны все даты, когда было пройдено лицензирование и когда истекает срок лицензии. Данный реестр изготовляет юрист Управления образования и направляет в администрацию района.
Представитель ответчика по доверенности л.д.20) Струнковский Е.С. исковые требования не признал и пояснил, что частью 2 статьи 37 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» предусмотрено, что в муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления. Пунктом 1.1. Положения об Управлении образования администрации муниципального образования Куйтунский район, утвержденного Постановлением мэра муниципального образования Куйтунский район от 12.08.2008 г. № 675, предусмотрено, что управление образования администрации муниципального образования Куйтунский район … является муниципальным органом, входит в структуру администрации МО Куйтунский район, является органом местного самоуправления, обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий в области образования. Пунктом 1.9. указанного положения предусмотрено, что муниципальные образовательные учреждения на подведомственной территории создаются, реорганизуются и ликвидируются на основании постановления мэра МО Куйтунский район в порядке, установленном гражданским законодательством и законодательством об образовании. После создания муниципального образовательного учреждения функции его учредителя, за исключением вышеперечисленных, выполняет Управление образования. Управление образования обладает всеми полномочиями учредителя в отношении действующих муниципальных образовательных учреждений Куйтунского района. В пункте 3.6. Положения указано, что управление образования осуществляет общее и методическое руководство, контроль за соблюдением требований законодательства об образовании в подведомственных образовательных учреждения. Абзацем 11 пункта 6.7. Положения предусмотрено, что начальник управления образования осуществляет организацию работы в целом системы образования, регулирование и контроль за деятельностью муниципальных образовательных учреждений в пределах своей компетенции. Согласно пункта 6.8. начальник управления образования несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и осуществление им своих функций в порядке установленном законодательством Российской Федерации. Совершенное начальником управления образования администрации МО Куйтунский район Гусевой З.В. нарушение выразилось в отсутствии надлежащего контроля за образовательным процессом путем непринятия необходимых мер, направленных на организацию своевременной подготовки и направлении документов для лицензирования образовательных учреждений: МОУ «xxxxxxx», МОУ «xxxxxxx», МОУ «xxxxxxx», МОУ «xxxxxxx», МОУ «xxxxxxx», МОУ «xxxxxxx», МОУ «xxxxxxx», МОУ «xxxxxxx», МОУ «xxxxxxx», МОУ «xxxxxxx, МОУ «xxxxxxx», МОУ «xxxxxxx», повлекшего неправомерные последствия, выразившиеся в длительном осуществлении указанными образовательными учреждениями своей деятельности без лицензии, учитывая непринятие своевременных мер дисциплинарного взыскания к руководителям образовательных учреждений допустивших: несвоевременное представление заявлений и необходимых документов для прохождения процедуры лицензирования и осуществление образовательной деятельности без лицензии на право ведения образовательной деятельности, принимая во внимание, что отсутствие лицензии на право ведения образовательной деятельности является основанием для приостановления деятельности указанных образовательных учреждений и следовательно, могло повлечь нарушение прав, причинение вреда жизни и здоровью учащихся и послужило поводом для наложения дисциплинарного взыскания. Указанное нарушение подтверждается Представлением прокурора Куйтунского района об устранении нарушений законодательства о лицензировании образовательной деятельности от 19.03.2010 г. № 7-28-10, поступившее в адрес администрации МО Куйтунский район 22.03.2010 г. Данное обстоятельство подтверждается штампом входящей корреспонденции от 22.03.2010 г.
№ 537. Основания не доверять фактам нарушений действующего законодательства, изложенным в представлении прокурора, отсутствуют, так как соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вносит представление об устранении нарушений закона. И в объяснении Гусевой З.В. указанное обстоятельство не оспаривается.
Порядок применения дисциплинарного взыскания соблюден работодателем в полном объеме: затребовано письменное объяснение у Гусевой З.В., в течение месячного срока со дня обнаружения проступка, то есть с момента получения представления прокурора Куйтунского района, наложено дисциплинарное взыскание, распоряжение работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявлено работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. Отсутствие надлежащего контроля за образовательным процессом путем непринятия необходимых мер, направленных на организацию своевременной подготовки и направление документов для лицензирования образовательных учреждений, повлекшее неправомерные последствия, выразившиеся в длительном осуществлении указанными образовательными учреждениями своей деятельности без лицензии, является длящимся дисциплинарным проступком так как отсутствие контроля продолжается в течение длительного отрезка времени: МОУ «xxxxxxx» срок действия лицензии закончился 15.03.2009 г., новая лицензия выдана 25.06.2009 г.; МОУ «xxxxxxx» срок действия лицензии закончился 15.03.2009 г., новая лицензия выдана 14.07.2009 г.; МОУ «xxxxxxx» срок действия лицензии закончился 15.03.2009 г., новая лицензия выдана 30.06.2009 г.;
МОУ «xxxxxxx» срок действия лицензии закончился 14.05.2009 г., новая лицензия выдана 09.12.2009 г.; МОУ «xxxxxxx» срок действия лицензии закончился 15.03.2009 г. новая лицензия выдана 13.07.2009 г.; МОУ «xxxxxxx» срок действия лицензии закончился 31.03.2009 г., новая лицензия выдана 25.06.2009 г.;
МОУ «xxxxxxx» срок действия лицензии закончился 15.03.2009 г., новая лицензия выдана 30.06.2009 г.; МОУ «xxxxxxx» срок действия лицензии закончился 15.03.2009 г., новая лицензия выдана 13.07.2009 г.; МОУ «xxxxxxx» срок действия лицензии закончился 15.03.2009 г., новая лицензия выдана 11.06.2009 г.;
МОУ «xxxxxxx срок действия лицензии закончился 15.03.2009 г. новая лицензия выдана 30.06.2009 г.; МОУ «xxxxxxx» срок действия лицензии закончился 15.03.2009 г. новая лицензия выдана 30.06.2009 г. Дисциплинарный проступок продолжался непрерывно и неправомерные последствия отсутствия контроля за образовательным процессом выразившиеся в длительном осуществлении указанными образовательными учреждениями своей деятельности без лицензии закончились лишь 09.12.2009 г. то есть с момента получения лицензии последней школой из указанной перечисленного списка - МОУ «xxxxxxx». Согласно статьи 193 Трудового кодекса РФ дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. В рассматриваемом случае днем совершения дисциплинарного проступка являлся день его окончания (окончание длящегося дисциплинарного проступка), то есть 09.12.2009 г. Учитывая изложенное, дисциплинарное взыскание применено в пределах шестимесячного срока, установленного ст. 193 ТК РФ, со дня совершения проступка.То обстоятельство, что работодатель издал распоряжение о применении дисциплинарного взыскания 21.04.2010 г., а не в течение месяца после фактического окончания срока действия лицензии у образовательного учреждения или в течение месячного срока со дня возникновения обязанности руководителя образовательного учреждения подать документы в лицензирующий орган, не является основанием для признания распоряжения незаконным, так как управление образования администрации МО Куйтунский район самостоятельно выполняет функции учредителя в полном объеме за исключением полномочий по созданию, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений которые относятся к исключительной компетенции администрации МО Куйтунский район и сведения о нарушении законодательства об образовании стали известны администрации МО Куйтунский район только 22.03.2010 г., то есть с момента получения представления прокурора. Доказательства, подтверждающие уведомление должностных лиц администрации МО Куйтунский район об истечении срока действий лицензий образовательных учреждений, перечисленных в распоряжении мэра МО Куйтунский район от 21.04.2010 г. № 99, отсутствуют. Указанное обстоятельство также подтверждает отсутствие заинтересованности Гусевой З.В. в надлежащем исполнении должностных обязанностей по контролю за образовательным процессом будучи руководителем муниципального органа управлением образования Куйтунского района. Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований Гусевой З.В. в полном объеме.
Заслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Гусевой З.В. подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что согласно трудовому договору от 28.12.2009г. Гусева З.В. работала начальником управления образования Куйтунского района л.д.7-8). До указанной даты истец работала в данной должности по трудовому договору, заключенном на неопределенный срок.
Распоряжением и.о. мэра Куйтунского района от 21.04.2010г. №99 Гусевой З.В. объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, выразившееся в отсутствии надлежащего контроля за образовательным процессом путем непринятие необходимых мер, направленных на организацию своевременной подготовки и направлении документов для лицензирование ряда образовательных учреждений, непринятие своевременных мер дисциплинарного взыскания к руководителям образовательных учреждений, допустивших несвоевременное предоставление заявлений и необходимых документов для прохождения процедуры лицензирования и осуществление образовательной деятельности без лицензии на право ведения образовательной деятельности л.д.5-6).
Судом установлено, что при применении дисциплинарного взыскания к Гусевой З.В. был нарушен порядок его применения.
Так, в соответствии с ч.3 ст.193 ТК РФ дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка…
Из объяснений сторон, перечня образовательных учреждений с датами окончания действия предыдущих лицензий и выдачи новых лицензий л.д.34-37), показаний допрошенных свидетелей следует, что в перечисленных в оспариваемом распоряжении образовательных учреждениях срок действия старых лицензий на право ведения образовательной деятельности закончился в 2009 году, новые лицензии также получены в 2009 году.
Свидетель МММ пояснила, что работает директором МОУ «xxxxxxx». Действие старой лицензии школы закончилось 31.03.2009г. Новая лицензия получена 30.06.2009г. Перерыв возник по причине того, что отсутствовали техпаспорт на здание школы и свидетельство о регистрации права оперативного управления. Впоследствии лицензирующий орган согласился вместо свидетельства принять договор о передаче недвижимого имущества в оперативное управление. Пакет документов на лицензирование был подан примерно за 3 месяца до 30.06.2009г. Заявление на выдачу лицензии подписывал мэр района, который также скреплял своей подписью данный пакет документов.
Свидетель ККК пояснила, что работает директором МОУ «xxxxxxx». Действие старой лицензии школы закончилось в марте 2009г. Новая лицензия получена 13.07.2009г. Документы на лицензирование были направлены вовремя - в январе 2009 года. Однако из-за того, что не было оформлено право собственности на здание школы и подано заявление по старой форме, пришлось переделывать пакет документов. Заявление подписывал мэр района и он скреплял пакет документов.
Свидетель ООО пояснила, что работает директором МОУ «xxxxxxx». Действие старой лицензии школы закончилось 16.03.2009г. Новая лицензия получена 30.06.2009г. Главная проблема возникла из-за отсутствия техпаспортов на здания школы. Вопрос возник еще при предыдущем мэре района, который объяснял это отсутствием денег. С целью лицензирования был заключен договор на право оперативного управления имуществом школы. Документы на лицензирование сдали в феврале 2009 года. Заявление подписывал мэр района, он своей подписью и скреплял пакет документов.
Свидетель ИИИ пояснила, что работает директором МОУ «xxxxxxx». Действие старой лицензии школы закончилось в марте 2009 года. Новая лицензия получена 30.06.2009г. При получении лицензии возникла сложность из-за отсутствия техпаспортов на здания школы. Затем составили договор о передаче зданий школы в оперативное управление. Документы на лицензирование были подготовлены в январе 2009 года. Мэр района подписал заявление о выдаче лицензии и скрепил своей подписью пакет документов.
Таким образом, судом установлено, что мэру Куйтунского района, который лично подписывал заявления о выдаче лицензий школам и скреплял своей подписью пакеты документов, было известно об окончании сроков действия лицензий на право ведения образовательной деятельности в образовательных учреждения, указанных в оспариваемом распоряжении, в срок, значительно превышающий один месяц. То есть дисциплинарное взыскание к Гусевой З.В. было применено по истечении месяца со дня обнаружения проступка.
В соответствии с ч.4 ст.193 ТК РФ дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка…
Из материалов дела следует, что со дня получения образовательными учреждениями - МОУ «xxxxxxx», МОУ «xxxxxxx», МОУ «xxxxxxx», МОУ «xxxxxxx», МОУ «xxxxxxx», МОУ «xxxxxxx», МОУ «Уховская xxxxxxx», МОУ «xxxxxxx», МОУ «xxxxxxx МОУ «xxxxxxx», МОУ «xxxxxxx» - новых лицензий на право ведения образовательной деятельности до применения дисциплинарного взыскания прошло свыше шести месяцев, то есть истек срок для привлечения Гусевой З.В. к дисциплинарной ответственности.
По мнению суда, заслуживающим внимания представляется довод истицы о том, что образовательные учреждения района несвоевременно получили лицензии на право ведения образовательной деятельности по причине того, администрация муниципального образования Куйтунский район как учредитель образовательных учреждений и собственник недвижимого имущества не зарегистрировал в установленном порядке право оперативного управления данного имущества, а Служба по контролю и надзору в сфере образования по этим основаниям отказывала в принятии документов на лицензирование.
В соответствии с подпунктом «д» п.12 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000г. и действовавшего на момент окончания действия лицензий у образовательных учреждений Куйтунского района, для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган сведения о наличии у соискателя лицензии необходимых для организации образовательного процесса зданий и помещений, объектов физической культуры и спорта, общежитий, об обеспечении обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием с приложением копий документов, подтверждающих право соискателя лицензии на владение, пользование или распоряжение необходимой учебно-материальной базой в течение срока действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом).
Суд считает, что администрация муниципального образования Куйтунский район не могла не знать о вышеприведенных требованиях законодательства при прохождении лицензирования образовательной деятельности. И как собственник недвижимого имущества, находящегося в образовательных учреждениях, должна была со своей стороны принять меры по оформлению документов, подтверждающих право образовательных учреждений на владение, пользование или распоряжение необходимой учебно-материальной базой.
Исследованные судом обстоятельства в их совокупности позволяют суду принять решение об удовлетворении исковых требований Гусевой З.В.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Гусевой Зинаиды Васильевны удовлетворить.
Признать распоряжение исполняющего обязанности мэра муниципального образования Куйтунский район от 21.04.2010г. №99 «О применении дисциплинарного взыскания» незаконным и подлежащим отмене.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Куйтунский районный суд.
Судья Степаненко В.П.
Решение не вступило в законную силу