РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 декабря 2010 годаР.п. Куйтун
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Балабан С.Г.,
при секретаре Яковец Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-342-10 по иску Бурцевой Л.Л. к Муниципальному учреждению здравоохранения «Куйтунская центральная районная больница» о признании приказа незаконным и его отмене, компенсации морального вреда, к администрации муниципального образования Куйтунский район об обязании утвердить отдел по правовой и кадровой работе в структуру Муниципальному учреждению здравоохранения «Куйтунская центральная районная больница»,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование своих требований Бурцева Л.Л. указала, что 22.11.2005 года она была принята в Муниципальное учреждение здравоохранения «Куйтунская центральная районная больница» (далее - МУЗ «КЦРБ») на должность юрисконсульта (приказ № 2619 от 22.11.2005 г.), с 03.09.2007 года была переведена на постоянное место работы в ОПиКР на должность начальника отдела. Отдел по правовой и кадровой работе (далее – ОПиКР) существует с 03.09.2007 года (приказ № 3552 от 12.11.2007 года) имеются положение об ОПиКР, утвержденное 12.11.2007 года, должностные инструкции на работников ОПиКР. На основании пункта 5.6.4. Устава (в редакции 2004 года) 5.6. Руководитель выполняет следующие функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности Учреждения – утверждает структуру, штатное расписание, сметы учреждения и обособленных подразделений Учреждения, положения о структурных подразделениях учреждения, должностные инструкции. 01.02.2010 года входящий № 169 Мэру МО Куйтунский район ПАИ поступило уведомление о рассмотрении предложения о внесении изменений в Устав МУЗ «КЦРБ» и утверждении Устава в новой редакции. В предложенных изменениях в Устав была внесена действующая структура МУЗ «КЦРБ» с ОПиКР и другими отделами, не внесенными ранее в Устав, такие как централизованная бухгалтерия, организационно-методический кабинет, патологоанатомическое отделение, отделение скорой медицинской помощи. 02.03.2010 года мэр МО Куйтунский район Постановлением № 153 утверждает Устав МУЗ «КЦРБ» в новой редакции, где вносит свои изменения, такие как утверждение структуры Учреждения (п.5.8.8. Устава от 2010 г.) и структура Учреждения утверждается постановлением мэра МО Куйтунский район (п.1.7. Устава от 2010 г.). Постановлением № 630 от 27.08.2010 года была утверждена структура МУЗ «КЦРБ», вся предложенная главным врачом структура была принята мэром МО Куйтунский район, за исключением ОПиКР. 09.11.2010 года истица была ознакомлена с приказом № 264-04 от 08.11.2010 года «Об упразднении отдела по правовой и кадровой работе МУЗ «КЦРБ», где видно, что отдел по правовой и кадровой работе упраздняется и создается отдел кадров с 11.01.2011 года в связи с чем исключается из штатного расписания должность начальника отдела по правовой и кадровой работе, ведущего специалиста по кадрам отдела по правовой и кадровой работе, и должности специалистов по кадрам отдела по правовой и кадровой работе, и включается в штатное расписание должность начальника отдела кадров МУЗ «КЦРБ», должности специалистов по кадрам отдела кадров МУЗ «КЦРБ». В соответствии со штатным расписанием отдела по правовой и кадровой работе на 2010 год, в него входят следующие должности: начальник отдела, юрисконсульт, ведущий специалист по кадрам, специалист по кадрам, согласно приказа № 264-04 от 08.11.2010 года должность юрисконсульта отдела по правовой и кадровой работе из штатного расписания не исключается. За основу вышеуказанного приказа берется Постановление № 630 от 27.08.20010 года, которое является приложением к приказу № 264-04 от 08.11.2010 года, с данным постановлением истца не ознакомили, где в приказе была сделана соответствующая запись. Также 09.11.2010 года была ознакомлена с уведомлением об изменении существенных условий труда, где видно, что с 11.01.2011 года изменяется: наименование занимаемой истицей должности с начальника отдела по правовой и кадровой работе на должность начальника отдела; должностные обязанности (связанные с юридической работой будут возложены на юрисконсульта МУЗ «КЦРБ»); должностной оклад, который уменьшится с 13 разряда на 12 разряд согласно штатному расписанию; трудовой договор, в связи с изменением существенных условий труда. В соответствии с уведомлением изменение существенных условий труда вводится в связи с изменением организационных условий труда (введение в действие нового штатного расписания) статья 74 Трудового кодекса РФ и на основании приказа главного врача МУЗ «КЦРБ» от 08.11.2010 года «Об упразднении отдела по правовой и кадровой работе МУЗ «КЦРБ» и создании Отдела кадров МУЗ «КЦРБ», уставом МУЗ «КЦРБ», постановлением № 630 от 27.08.2010 года Муниципального образования Куйтунский район. С вышеперечисленными документами истицу также не ознакомили. В соответствии со ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника, а согласно уведомления об изменении существенных условий труда истице изменяют ее трудовую функцию, что противоречит ТК РФ. Просит признать приказ МУЗ «КЦРБ» № 264-04 от 08.11.2010 года незаконным и отменить его; обязать мэра МО Куйтунский район утвердить отдел по правовой и кадровой работе в структуру МУЗ «КЦРБ»; взыскать с МУЗ «КЦРБ» моральный ущерб в размере 10000 рублей (л.д.3-5).
В судебном заседании Бурцева Л.Л. исковые требования полностью поддержала, суду пояснила, что 22.11.2005г. она была принята в МУЗ «КЦРБ» юрисконсультом, в последствии главным врачом был создан отдел по правовой и кадровой работе (ОПиКР). 26.01.2010г. главный врач обратился к мэру об утверждении структуры МУЗ «КЦРБ» в том числе и ОПиКР. Постановлением от 02.03.2010г. в Устав МУЗ «КЦРБ» были внесены изменения, в соответствии с которыми мэр вносит изменения и утверждает структуру учреждения. Администрацией была утверждена структура МУЗ «КЦРБ» без ОПиКР. Врио главного врача издал приказ об упразднении ОПиКР. 09.11.2010г. ее ознакомили с уведомлением об изменении существенных условий труда. Считает, что ей изменяют ее трудовую функцию, так как все юридические обязанности перешли юрисконсульту.
Представитель МУЗ «КЦРБ» по доверенности Магомадова Т.А. с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что отдел существует незаконно. В Уставе МУЗ «КЦРБ» 2004г. была определена структура учреждения, в которой указан отдел кадров. ОПиКР в структуре МУЗ «КЦРБ» никогда не был, ОПиКР был создан по инициативе Бурцевой. Приказ № 3552 от 12.11.2007г. подписан заместителем главного врача и является незаконным, подлежит отмене. Так прежде должна была быть утверждена структура с ОПиКР, затем штатное расписание с ОПиКР, ни то ни другое не содержит указанного отдела. Кроме того, изменения об ОПиКР согласно приказу № 3552 от 12.11.2007г. в Устав МУЗ «КЦРБ» не вносились, Бурцевой предоставлено штатное расписание ОПиКР на 2010г.
В письменных возражениях представитель Администрации МО Куйтунский район по доверенности Струнковский Е.С. с исковыми требованиями не согласен в полном объеме по следующим основаниям: 1. Постановлением главы администрации муниципального образования Куйтунский район от 20.12.2004 г. № 883 утвержден Устав муниципального учреждения здравоохранения Куйтунская центральная районная больница (далее – Устав). В соответствии с пунктом 1.7. раздела 1 Устава в структуру учреждения входил в качестве структурного подразделения, отдел кадров. Подпунктом 4.4.2. пункта 4.4. раздела 4 Устава предусмотрено, что Учреждение обязано согласовывать с учредителем структуру Учреждения. В период времени с 2004 г. по 2010 г. изменения в учредительные документы (Устав) муниципального учреждения здравоохранения Куйтунская центральная районная больница касающиеся структуры Учреждения не подготавливались и регистрировались в налоговом органе. Создание в Учреждении нового структурного подразделения «Отдел по правовой и кадровой работе» с Учредителем (администрацией муниципального образования Куйтунский район) не согласовывалось, необходимые изменения в связи с созданием нового структурного подразделения в структуру Учреждения не вносились.18.05.2009 г. в адрес руководителя МУЗ «КЦРБ» была направлена информация о необходимости приведения наименования структурного подразделения «Отдел по правовой и кадровой работе» в соответствие с наименованием подразделения указанным в пункте 1.7. раздела 1 Устава МУЗ «КЦРБ». В установленный срок никаких действий со стороны руководства МУЗ КЦРБ направленных на исполнение законных требований мэра МО Куйтунский район предпринято не было.
02.03.2010 г. постановлением администрации МО Куйтунский район от 02.03.2010 г. № 153, был утвержден Устав муниципального учреждения здравоохранения Куйтунская центральная районная больница в новой редакции. Устав МУЗ «КЦРБ» в новой редакции был зарегистрирован в установленном законом порядке, указанное обстоятельство подтверждается Свидетельством о внесении записи в Единый реестр юридических лиц от 10.03.2010 г. серия 38 № 002851079, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 10.03.2010 г. № 168.
Пунктом 1.7. Устава муниципального учреждения здравоохранения Куйтунская центральная районная больница в новой редакции, предусмотрено, что структура Учреждения утверждается постановлением мэра муниципального образования Куйтунский район. Постановлением № 630 от 27.08.2010 г. утверждена структура МУЗ «КЦРБ», в соответствии с утвержденной структурой в состав структурных подразделений по обеспечению деятельности учреждения входит «отдел кадров», «отдел по правовой и кадровой работе» структурой МУЗ «КЦРБ» не предусмотрен и никогда в структуру учреждения не входил. Пунктом 2 Постановления администрации МО Куйтунский район № 630 от 27.08.2010 г., предусмотрено, что главный врач МУЗ «КЦРБ» обязан обеспечить приведение в соответствие с утвержденной структурой, наименования структурных подразделений учреждения, необходимых локальных правовых актов, совершение иных юридически значимых действий в соответствии с законодательством РФ.
Доводы Бурцевой Л.Л. относительно нарушения её трудовых прав путем не ознакомления с постановлением администрации МО Куйтунский район № 630 от 27.08.2010 г. «Об утверждении структуры муниципального учреждения здравоохранения Куйтунская центральная районная больница» являются надуманными и необоснованными, так как указанное постановление издано в целях более эффективной организации работы учреждения здравоохранения в пределах полномочий администрации МО Куйтунский район и не устанавливает обязательных правил поведения для неопределенного круга лиц то есть не обладает признаками нормативности, следовательно, не является нормативным правовым актом и не подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации. Действующее законодательство РФ не содержит норм обязывающих органы местного самоуправления знакомить гражданку Бурцеву Л.Л. с муниципальными правовыми актами непосредственно не затрагивающими её права как гражданина. Желание Бурцевой Л.Л. занимать должность руководителя отдела по правовой и кадровой работе МУЗ «КЦРБ» не является основанием для принятия судом решения об удовлетворении её требований по принуждению (обязании) администрации МО Куйтунский район «утвердить отдел по правовой и кадровой работе в структуру МУЗ «КЦРБ».
Считает доводы истицы относительно изменения трудовой функции в связи с упразднением «Отдела по правовой и кадровой работе» не подтверждаются документально и основаны на неправильном понимании норм действующего трудового законодательства РФ.
Абзацем 4 ст. 261 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса). Следовательно, увольнение Бурцевой Л.Л. с должности «начальника отдела по правовой и кадровой работе» по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ «Сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя» не представляется возможным. Учитывая изложенное принимая во внимание невозможность сокращения должности начальника отдела по правовой и кадровой работе и необходимость приведения в соответствие наименований структурных подразделений МУЗ «КЦРБ» с Постановлением администрации МО Куйтунский район № 630 от 27.08.2010 г., Бурцева Л.Л. была предупреждена о предстоящем существенном изменении условий трудового договора в части изменения наименования должности с начальника «отдела по правовой и кадровой работе» на должность начальника «отдела кадров», изменения оплаты труда, исключения из обязанностей вопросов по юридической работе не связанных с изменением трудовой функции.
В соответствии со ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.
Статьёй 49 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное в соответствии с настоящим Кодексом одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.
Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований Бурцевой Л.Л. к МУЗ Куйтунская центральная районная больница, администрации МО Куйтунский район о признании приказа незаконным и его отмене, обязании администрации муниципального образования Куйтунский район утвердить отдел по правовой и кадровой работе в структуру МУЗ «КЦРБ», компенсации морального вреда в полном объеме.
Представитель Администрации МО Куйтунский район по доверенности Струнковский Е.С. в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в возражениях, суду пояснил, что Бурцева Л.Л. не может быть уволена по ч. 2 ст. 81 ТК РФ, так как у нее малолетний ребенок. В настоящее время обязанности юриста в МУЗ «КЦРБ» возложены как на начальника ОПиКР Бурцеву, так и на юрисконсульта. В Уставе МУЗ «КЦРБ» ОПиКР никогда не был указан, там был всегда указан отдел кадров, и никакие изменения не вносились. Решение главного врача от 2007г. о создании ОПиКР было незаконным, принятым без согласования с учредителем. В 2009г. мэром МО Куйтунский район в МУЗ «КЦРБ» было направлено письмо о необходимости приведения структуры учреждения в соответствие с Уставом, в котором отсутствует ОПиКР, а имеется отдел кадров. Однако руководством МУЗ «КЦРБ» данное требование не выполнено. После этого был подготовлен Устав МУЗ «КЦРБ» в новой редакции, согласно которому структура учреждения утверждается постановлением мэра.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.
На основании приказа № 2619 от 22.11.2005г. Бурцева (Шипко) Л.Л. принята в МУЗ «КЦРБ» на должность юрисконсульта (л.д. 14).
В соответствии с пунктом 4.4.2 Устава МУЗ «КЦРБ» 2004г. Учреждение (МУЗ «КЦРБ») обязано согласовывать с Учредителем (Администрацией МО Куйтунский район) структуру учреждения (л.д. 48).
Согласно пункту 6.1 Устава МУЗ «КЦРБ» 2004г. изменения и дополнения в Устав Учреждения могут быть внесены решением главы администрации и вступают в силу с момента их государственной регистрации в регистрирующем органе.
Согласно приказу МУЗ «КЦРБ» № 3552 от 12.11.2007г. в целях оптимизации структуры и численности работников, с 03.09.2007г. отдел кадров переименовать в отдел по правовой и кадровой работе. Утвердить штатное расписание на ОПиКР МУЗ «КЦРБ». Начальнику ОПиКР Бурцевой Л.Л. внести необходимые изменения в Устав МУЗ «КЦРБ», разработать положение об ОПиКР и должностные инструкции на специалистов отдела (л.д. 10).
Таким образом, приказ МУЗ «КЦРБ» № 3552 от 12.11.2007г. издан главным врачом с нарушением пунктов 4.4.2, 6.1 Устава МУЗ «КЦРБ», без согласования с Учредителем, без последующего внесения Учредителем изменений в Устав, касающихся отдела кадров МУЗ «КЦРБ».
Однако как установлено в судебном заседании на основании представленных штатных расписаний ОПиКР МУЗ «КЦРБ» за 2007г., 2008г., 2009г. ОПиКР фактически в МУЗ «КЦРБ» существовал (л.д. 73-76).
Приказом МУЗ «КЦРБ» № 2876 от 17.09.2007г. Бурцева Л.Л. переведена начальником отдела по правовой и кадровой работе (л.д. 13).
03.09.2007г. заключен трудовой договор № 426 между МУЗ «КЦРБ» и Бурцевой Л.Л. в соответствии с которым истица принята на работу начальником отдела по правовой и кадровой работе (л.д.77-78).
Согласно письму мэра МО Куйтунский район № 775 от 18.05.2009г. и.о. главного врача МУЗ «КЦРБ», администрацией МО Куйтунский район проведена проверка наименований подразделений МУЗ «КЦРБ» на соответствие наименованиям подразделений указанным в пункте 1.7 Устава МУЗ «КЦРБ», утвержденного постановлением главы администрации МО Куйтунский район № 883 от 20.12.2004г., в ходе проверки установлено, что в структуре МУЗ «ЦРБ» наименование подразделения «Отдел по правовой и кадровой работе» не соответствует п. 1.7 Устава МУЗ «КЦРБ». На основании изложенного требует в срок до 26.05.2009г. принять меры направленные на приведение наименования структурного подразделения Отдел по правовой и кадровой работе в соответствие с наименование указанным в Уставе МУЗ «КЦРБ» - «Отдел кадров». Администрацию МО «Куйтунский район о принятых мерах уведомить в срок до 26.05.2009г. (л.д. 50).
26.01.2010г. главный врач МУЗ «КЦРБ» направил мэру МО Куйтунский район проект изменений в Устав МУЗ «КЦРБ» содержащий в структуре отдел по правовой и кадровой работе (л.д.11-12).
Постановлением мэра муниципального образования Куйтунский район № 153 от 02.03.2010г. в целях приведения в соответствие с действующим законодательством РФ, некоторых положений устава МУЗ «КЦРБ», утвержден Устав МУЗ «КЦРБ» в новой редакции (л.д. 51).
Согласно пункту 5.6.5 Устава МУЗ «КЦРБ» 2010г. руководитель учреждения (главный врач) разрабатывает в пределах утвержденного фонда оплаты труда штатное расписание структурных подразделений Учреждения, в соответствии с муниципальными правовыми актами МО Куйтунский район, регулирующими штатную численность Учреждения и представляет их на утверждение мэру муниципального образования Куйтунский район (л.д. 57).
Согласно ст. 1 ТК РФ целями трудового законодательства является не только установление государственных гарантий трудовых прав и свобод работников, создание благоприятных условий труда, но в равной мере защита прав и интересов работодателей. При этом закон ориентирует на создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений. Исходя из этих законоположений, а также принципа свободы труда, законные права и интересы, как работников, так и работодателей подлежат судебной защите в равной мере.
В своем Постановлении от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" Пленум Верховного Суда РФ в п. 10 обратил внимание судов на то, что согласно требованиям ст. 8, 34 и 35 Конституции РФ и абзаца второго ч. 1 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и решает вопрос о заключении трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу.
В силу ст. 72 Трудового кодекса Российской Федерации, изменение определенных сторонами условий трудового договора, допускается только по соглашению сторон трудового договора.
На основании ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации. Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.
Постановлением администрации МО Куйтунский район № 630 от 27.08.2010г. в целях обеспечения квалифицированной медицинской помощью населения, принимая во внимание необходимость эффективной организации работы здравоохранения района, рассмотрев ходатайство главного врача МУЗ «КЦРБ», утверждена структура МУЗ «КЦРБ», в которой имеется отдел кадров и отсутствует ОПиКР (л.д. 68, 69).
На основании приказа Муниципального учреждения здравоохранения «Куйтунская центральная районная больница № 264-04 от 08.11.2010 года упразднен отдел по правовой и кадровой работе МУЗ «КЦРБ» и создан отдел кадров МУЗ «КЦРБ» с 11 января 2011 года. Исключить из штатного расписания должность начальника Отдела по правовой и кадровой работе МУЗ «КЦРБ», должность ведущего специалиста по кадрам Отдела по правовой и кадровой работе МУЗ «КЦРБ», должности специалистов по кадрам Отдела по правовой и кадровой работе МУЗ «КЦРБ». Включить в штатное расписание должность начальника Отдела кадров МУЗ «КЦРБ», должности специалистов по кадрам Отдела кадров МУЗ «КЦРБ» (л.д.6).
На л.д. 7 имеется уведомление Бурцевой Л.Л. об изменении существенных условий труда, где указано, что изменяются: наименование занимаемой ею должности начальника Отдела по правовой и кадровой работе МУЗ «КЦРБ» изменяется на должность начальника Отдела кадров МУЗ «КЦРБ»; должностные обязанности, связанные с юридической работой буду возложены на юрисконсульта МУЗ «КЦРБ»; трудовой договор, в связи с изменениями существенных условий труда. Истица предупреждена об изменении существенных условий трудового договора, разъяснено право не согласиться с существенными изменениями условий труда и расторгнуть трудовой договор или продолжить трудовую деятельность в МУЗ «КЦРБ».
Закон рассматривает изменение трудовой функции или изменение существенных условий трудового договора как перевод на другую постоянную работу. Такой перевод как в той же организации по инициативе работодателя, равно как и перевод на постоянную работу в другую организацию либо в другую местность вместе с организацией, допускается только с письменного согласия работника (ч. 1 ст. 72 ТК РФ).
Исключением из этого правила является предусмотренный ст. 73 ТК РФ порядок изменения определенных сторонами существенных условий трудового договора в одностороннем порядке по инициативе работодателя при продолжении работником работы без изменения трудовой функции. Являясь, по сути, переводом на другую постоянную работу, изменение существенных условий без изменения трудовой функции в данном случае допустимо лишь по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда. О введении указанных изменений работодатель обязан уведомить в письменной форме каждого работника не позднее, чем за два месяца до их введения (ст. 306 ТК РФ).
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что изменение условий трудового договора, в части изменения занимаемой Бурцевой Л.Л. должности с начальника отдела по правовой и кадровой работе на должность начальника Отдела кадров, должностные обязанности, связанные с юридической работой будут возложены на юрисконсульта, должностной оклад уменьшится с 13 разряда на 12 разряд согласно штатному расписанию, трудовой договор в связи с изменением существенных условий труда, явилось следствием изменений организационных условий труда, трудовые функции истца изменены не были (л.д. 7).
Коллективный трудовой договор в МУЗ «КЦРБ» на 2010г. заключен не был находится на проверке в экономическом управлении администрации МО Куйтунский район (л.д. 80).
Доводы истицы, о том, что у нее изменится трудовая функция, не основаны на исследованных судом доказательствах, так Бурцева Л.Л. исполняла обязанности начальника отдела по правовой и кадровой работе в связи с изменениями существенных условий труда ей предлагается работать начальником отдела кадров. В связи с чем трудовая функция не становится иной из ее обязанностей исключена лишь правовая (юридическая) работа, поскольку ею занимается юрисконсульт.
Кроме того, по смыслу действующего в РФ законодательства работодатели самостоятельно определяют цели и задачи своей деятельности, в связи с чем сами решают вопросы о формировании своих структурных подразделений и количестве необходимого персонала, предъявляемым требованиям к нему. Однако реализация указанных прав работодателя ограничена рядом законодательных требований, в частности требований ТК РФ о соблюдении прав работников, выполняющих трудовую функцию на предприятии, в том числе при реорганизации.
На основании изложенного, суд считает, что в МУЗ «КЦРБ» действительно имело место изменение организационных условий труда - совершенствование рабочих мест, поскольку в организационной структуре МУЗ «КЦРБ» без согласования с учредителем главным врачом был создан ОПиКР, введена должность начальника ОПиКР, который согласно должностной инструкции занимался кадровой и правовой работой, также в МУЗ «КЦРБ» имеется юрисконсульт, который также занимается правовой работой.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в МУЗ «КЦРБ» имело место организационное изменение условий труда, в связи с чем у ответчика МУЗ «КЦРБ» имелись основания для изменений условий трудового договора № 426 от 03.09.2007г., заключенного с Бурцевой Л.Л. При этом, предложенные истцу новые условия труда не ухудшали условия работы по сравнению с установленными коллективным договором.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что у истицы Бурцевой Л.Л. на иждивении имеется малолетний ребенок в возрасте до трех лет.
Абзацем 4 ст. 261 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса). Следовательно, увольнение Бурцевой Л.Л. с должности «начальника отдела по правовой и кадровой работе» по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ «Сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя» не представляется возможным. Учитывая изложенное принимая во внимание невозможность сокращения должности начальника отдела по правовой и кадровой работе и необходимость приведения в соответствие наименований структурных подразделений МУЗ КЦРБ с Постановлением администрации МО Куйтунский район № 630 от 27.08.2010 г., Бурцева Л.Л. была предупреждена о предстоящем существенном изменении условий трудового договора в части изменения наименования должности с начальника «отдела по правовой и кадровой работе» на должность начальника «отдела кадров», изменения оплаты труда, исключения из обязанностей вопросов по юридической работе не связанных с изменением трудовой функции.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования Бурцевой Л.Л. о признании приказа МУЗ «КЦРБ» № 264-04 от 08.11.2010 года «Об упразднении Отдела по правовой и кадровой работе МУЗ «КЦРБ» незаконным и отмене его, не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.
Статьёй 49 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное в соответствии с настоящим Кодексом одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.
Таким образом, требование истицы об обязании администрации МО Куйтунский район утвердить отдел по правовой и кадровой работе в структуру МУЗ «КЦРБ», не основано на законе. Проведение структурных изменений и организационно-штатных мероприятий является исключительным правом учредителя, организации как самостоятельного субъекта правоотношений, при этом оценка целесообразности и экономической эффективности, проводимых работодателем структурных изменений, повлёкших изменения условий трудовых договоров с работниками, не относится к компетенции суда.
Истица также просит взыскать с ответчика МУЗ «КЦРБ» компенсацию морального вреда 10000 рублей.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Анализ фактических обстоятельств по делу свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Бурцевой Л.Л. о компенсации морального вреда, поскольку ею не представлены доказательства, подтверждающие противоправность поведения работодателя - МУЗ «КЦРБ», наличия причинно-следственной связи между противоправным поведением и наступившим вредом.
Учитывая, что данное требование вытекает из требований истца о признании приказа незаконным и его отмене, в удовлетворении которого истице отказано, требование истца о взыскании компенсации морального вреда также не подлежит удовлетворению.
Как следует из ч.2 ст.103 ГПК РФ, при отказе в иске издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
Учитывая, что в соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса РФ истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, судебные издержки взысканию с истицы не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Бурцевой Л.Л. к Муниципальному учреждению здравоохранения «Куйтунская центральная районная больница» о признании приказа № 264-04 от 08.11.2010г. незаконным и его отмене, компенсации морального вреда, к администрации муниципального образования Куйтунский район об обязании утвердить отдел по правовой и кадровой работе в структуру Муниципального учреждения здравоохранения «Куйтунская центральная районная больница» отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть, начиная с 11 января 2011 года, через Куйтунский районный суд.
Председательствующий:
Решение не вступило в законную силу