Решение по делу № 2-165/11 об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р.п. Куйтун04 мая 2011г.

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Балабан С.Г., при секретаре Яковец Н.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-165/11 по иску Николаевой Н.Д. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Куйтунском районе Иркутской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Николаева Н.Д. обратилась с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Куйтунском районе Иркутской области (далее – Управление) об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование своего иска указала, что 31.05.2010г. она обратилась с заявлением в Управление о досрочном назначении ей пенсии в соответствии с под. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», так как она осуществляла педагогическую деятельность 25 лет. Управление, рассмотрев ее заявление, отказало в назначении досрочной трудовой пенсии. Управление не засчитало в ее трудовой стаж с 04.05.1984 г. по 12.08.1985 г.- период работы истца в должности мастера производственного обучения в Чунском районном производственном отделении по производственно- техническому обеспечению сельского хозяйства, с 13.08.1985 г. по 01.10.1992 г.- период ее работы в должности мастера производственного обучения в Новочунском межшкольном учебно-производственном комбинате Чунского РОО, так как указанные должности ее работы в данные периоды не предусмотрены списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляемым педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей утверждённым Постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002 года. Считает отказ Управления в досрочном назначении пенсии в соответствии под.10 п.1 ст. 28 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года необоснован. Так как Постановлением Совета Министров СССР от 23 августа 1974 года № 662 «Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (с изменениями от 06.ноября 1986 г.,01 июля 1991 г.) в целях улучшения подготовки учащихся средних общеобразовательных школ к труду и выбору профессий, Совет Министров постановил: создать, при наличии необходимых условий, с участием промышленных и сельскохозяйственных предприятий, государственных и кооперативных организаций межшкольные учебно-производственные комбинаты трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся средних общеобразовательных школ. Профили трудового обучения учащихся в межшкольных учебно–производственных комбинатах должны были определиться с учётом местных потребностей в рабочих кадрах и имеющейся производственной базы. Вместе с тем, указанным постановлением установлено, что межшкольные учебно-производственные комбинаты находятся в ведении органов народного образования. Данным постановлением было разрешено руководителям предприятий и организаций создавать и оборудовать в межшкольных учебно–производственных комбинатах учебные цеха, участки, кабинеты, лаборатории в качестве структурных подразделений этих предприятий и организаций и выделять квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников для обучения и организации производительного труда учащихся. На работающих в межшкольных учебно–производственных комбинатах педагогических работников были распространены ставки заработной платы и другие условия оплаты труда, а также продолжительность ежегодных отпусков и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные для учителей общеобразовательных школ. 12 декабря 1981 года Исполнительный комитет Чунского районного Совета народных депутатов решил организовать районный межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения, воспитания и профориентации учащихся, обязав отдел народного образования разработать мероприятия по организации межшкольного УПК на кооперативных началах базовых предприятий общеобразовательных школ района. (Решение № 312 от 12.12.1981 года «Об организации районного учебно-производственного межшкольного обучения и профориентации учащихся». Указанным Решением был утверждён список средних общеобразовательных школ и базовых предприятий обслуживаемых районными межшкольными УПК. Штатным расписанием, утверждённым этим же решением, было предусмотрено, что предприятие Сельхозтехника выделяет и оплачивает штатные единицы в количестве четырёх мастеров производственного обучения. В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Закона. Согласно п.3 статьи 28 данного Федерального закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 этой статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждён список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации. Данный список содержит в графе «наименование должностей» должность «мастер производственного обучения», в графе наименование учреждений п. 1.12 «Другие образовательные учреждения для детей: межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат). Просит суд признать Решение № 1/36 Управления Пенсионного фонд РФ (Главное Управление) в Куйтунском районе Иркутской области от 09.06. 2010 года об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии незаконным. Признать её право на досрочную трудовую пенсию. Обязать Управление Пенсионного фонд РФ (Главное Управление) в Куйтунском районе Иркутской области засчитать ей, Николаевой Н.Д., в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы с 04.05.1984 г. по 12.08.1985 г.- период ее работы в должности мастером производственного обучения в Чунском районном производственном отделении по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства, с 13.08.1985 г. по 01.10.1992 г.- период ее работы в должности мастером производственного обучения в Новочунском межшкольном учебно-производственном комбинате Чунского РОО, и начислить ей Николаевой Н.Д., досрочную трудовую пенсию с момента обращения - с 31 июля 2010 года. Взыскать с Управления Пенсионного фонд РФ (Главное Управление) в Куйтунском районе Иркутской области 5000 рублей уплаченных ею адвокату за оказания юридических услуг в собирании необходимых документов для приобщения их к исковому заявлению, написании искового заявления и участия в судебных заседаниях. Взыскать с Управления Пенсионного фонд РФ (Главное Управление) в Куйтунском районе Иркутской области уплаченную ею госпошлину в сумме 200 рублей.

В судебном заседании истица Николаева Н.Д. свои исковые требования уточнила, просила суд обязать Управление назначить ей досрочную трудовую пенсию с 31.07.2010г. Признать решение № 1\36 Управления от 09.06.2010г. об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии незаконным в части не включения периодов ее работы: с 04.05.1984г. по 12.08.1985г. и с 13.08.1985г. по 01.10.1992г. Остальные требования поддержала полностью по доводам, изложенным в иске. Кроме того, пояснила, что на 31 мая 2010г. она имела педагогического стажа 25 лет, однако в связи с пожаром не может доказать период работы методистом. В обоснование уточненных требований сослалась на то, что после обращения в Управление и в настоящее работает преподавателем специальных и общеобразовательных дисциплин в Областном государственном образовательном учреждении начального профессионального образования Профессиональном училище № 52.

Представитель истца по ордеру адвокат Котляров В.С. исковые требования Николаевой Н.Д. поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Управления по доверенности Гарипова З.Д. исковые требования не признала. Суду пояснила, что 31 мая 2010г. в Управление обратилась Николаева Н.Д. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В назначении пенсии Николаевой Н.Д. было отказано, так как в соответствии с пп. 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста. Установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, не зависимо от их возраста. Пунктом 2 ст. 27 указанного закона предусмотрено, что досрочная трудовая пенсия по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, назначается в соответствии со Списком соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 и Правилами исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516. В указанном выше списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также в ранее действовавшем Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 и Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067, - отсутствует учреждение – районное производственное отделение по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства, межшкольный учебно-производственный комбинат. Право на досрочную трудовую пенсию по старости для педагогических работников предоставляется при наличии одновременно двух условий: работа в конкретных должностях; работа в определенных учреждениях. Не дает права на пенсию работа в должности, предусмотренной в Списке, если она протекала в учреждениях, в него не включенных. Николаевой Н.Д., мастеру производственного обучения работавшей эти периоды трудовой деятельности: с 04.05.1984г. по 12.08.1985г. в Чунском районном производственном отделении по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства; с 13.08.1985г. по 01.10.1992г. в учреждении Новочунский межшкольный учебно-производственный комбинат Чунский РОО. В специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости не могут быть включены, поскольку указанные учреждения в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 не содержатся.

Представитель ответчика по доверенности Васильева Н.С. объяснения Гариповой З.Д. полностью поддержала.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующим выводам.

В соответствии с положением подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 1 ст. 18 и ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

Пенсионные органы устанавливают наличие оснований для назначения пенсии у гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии, только за тот период, который предшествовал принятию ими решения об отказе в назначении трудовой пенсии.

В силу п. 7 ст. 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" граждане вправе оспорить решения пенсионного органа в суде.

В судебном заседании установлено, что 31 мая 2010г. Николаева Н.Д. обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением Управления № 1/36 от 09.06.2010г. Николаевой Н.Д. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в стаж на соответствующих видах работ не включены периоды работы: с 04.05.1984г. по 12.08.1985г. – мастером производственного обучения в Чунском районном производственном отделении по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства; с 13.08.1985г. по 01.10.1992г. – мастером производственного обучения в Новочунском межшкольном учебно-производственном комбинате Чунского РОО, так как наименования указанных учреждений не соответствуют списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781а, постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067. Не включены также периоды работы истицы: с 29.08.2002г. по 28.10.2002г. - методистом в Харикском ПУ № 52; с 22.10.2001г. по 23.10.2001г. и с 28.11.2002г. по 04.12.2002г. - преподавателем специальных дисциплин в Харикском ПУ № 52; с 18.05.2003г. по 18.05.2003г. и с 20.04.2004г. по 20.04.2004г. - заместителем директора по учебно-воспитательной работе в Харикское ПУ № 52, не включение указанных периодов ответчиком в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии истицей не обжаловалось (л.д. 10-14).

Из трудовой книжки истицы Николаевой Н.Д. видно, что с 04.05.1984г. по 12.08.1985г. она работала мастером производственного обучения в Чунском районном производственном отделении по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства (л.д. 15); с 13.08.1985г. по 01.10.1992г. истица работала мастером производственного обучения в Новочунском межшкольном учебно-производственном комбинате Чунского РОО (л.д.15 оборот).

Согласно решению исполнительного комитета Чунского Совета народных депутатов № 312 от 12.12.1981г. был организован районный межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения, воспитания и профориентации учащихся (л.д. 17). Из приложения № 2 к указанному решению райисполкома № 312 от 12.12.1981г. следует, что в штатном расписании УПК имеются мастера производственного обучения (л.д. 18).

Их архивной справки администрации Чунского района Иркутской области № 362 от 11.03.2010г. следует, что в документах архивного фонда – «Чунское районное производственное отделение по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства», содержаться следующие сведения о трудовом стаже Николаевой Н.Д.: принять инженера-технолога с 08.01.1982г., пр. № 1 от 04.01.1982г.; перевести мастером производственного обучения с 04.05.1984г. пр. № 220 от 03.05.1984г.; уволить переводом в Чунское РОНО с 12.08.1985г. пр. № 99 от 10.08.1985г. (л.д. 19).

Согласно справке ЗАО «Чунская машино технологическая станция» подтверждающей условия труда, необходимые для начисления досрочной трудовой пенсии Николаева Н.Д. работала с 04.05.1984г. пр. № 220 от 03.05.1984г. по 12.08.1985г. пр. № 78 от 12.08.1985г. на предприятии Чунское районное производственное отделение по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства и была занята в качестве мастера производственного обучения в межшкольном учебно-производственном комбинате. Характер работы – полный восьмичасовой рабочий день, ставка. 16.04.1986г. предприятие реорганизовано в «Чунаремтехагрохимснаббазу», приказ № 283 от 16.04.1986г. 15.10.1986г. «Чунаремтехагрохимснаббаза» реорганизована в Чунское ремонтно-техническое предприятие, приказ № 76 от 15.10.1986г. Районный коэффициент к заработной плате на момент увольнения выплачивался в размере 30%. Справка выдана на основании книги приказов за 1984-1985г. (л.д. 20).

Согласно справке Муниципального образовательного учреждения «Межшкольный учебный комбинат» № 13 от 08.05.2009г. Николаева Н.Д. действительно работала в Новочунском межшкольном учебно-производственном комбинате мастером производственного обучения по направлению Чунского районного производственного отделения по материально-техническому обеспечению сельского хозяйства в период с 04.05.1984г. по 12.08.1985г. Новочунский межшкольный учебно-производственный комбинат переименован в Муниципальное образовательное учреждение «Межшкольный учебный комбинат» с 31.03.2003г. на основании Свидетельства (серия 38 №) о внесении записи в Единый Государственный реестр юридических лиц (л.д. 21).

Их справки отдела образования администрации Чунского района Иркутской области № 457 от 04.05.2010г. следует, что Николаева Н.Д. работала с 12.08.1985г. по 01.10.1992г. мастером производственного обучения в Новочунском межшкольном учебном комбинате. Прием и увольнение работников Новочунского межшкольного учебного комбината осуществлял Чунский районный отдел народного образования, который преобразован в отдел народного образования мэрии Чунского района. Приказ № 206 от 05.06.1998г. Отдел народного образования мэрии Чунского района переименован в муниципальный орган управления образования в Чунском районе – отдел народного образования мэрии Чунского района. Приказ № 554 от 16.09.2002г. Муниципальный орган управления образованием в Чунском районе - отдел народного образования мэрии Чунского района переименован в отдел народного образования администрации Чунского района. Приказ № О-112 от 19.06.2006г. Учреждение «Отдел народного образования администрации Чунского района» переименован в учреждение «Отдел образования администрации Чунского района» приказ № 0-142 от 24.06.2008г. Районный коэффициент к заработной плате на момент увольнения выплачивался в размере 30%. Справка выдана на основании книги приказов с1985г. по 1992г. (л.д. 22).

Постановлением Совета Министров СССР от 23 августа 1974 года № 662 «Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (с изменениями от 06.ноября 1986 г.,01 июля 1991 г.) в целях улучшения подготовки учащихся средних общеобразовательных школ к труду и выбору профессий, Совет Министров постановил: создать, при наличии необходимых условий, с участием промышленных и сельскохозяйственных предприятий, государственных и кооперативных организаций межшкольные учебно-производственные комбинаты трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся средних общеобразовательных школ. Основными задачами межшкольных учебно - производственных комбинатов являются: ознакомление учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, осуществление профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии, обучение учащихся первоначальным навыкам труда по избранной профессии. Межшкольные учебно - производственные комбинаты являются центрами работы по профессиональной ориентации среди учащихся и их родителей в школах района (города).

Профили трудового обучения учащихся в межшкольных учебно–производственных комбинатах должны были определиться с учётом местных потребностей в рабочих кадрах и имеющейся производственной базы. Кроме того, указанным постановлением установлено, что межшкольные учебно-производственные комбинаты находятся в ведении органов народного образования. Данным постановлением было разрешено руководителям предприятий и организаций создавать и оборудовать в межшкольных учебно–производственных комбинатах учебные цеха, участки, кабинеты, лаборатории в качестве структурных подразделений этих предприятий и организаций и выделять квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников для обучения и организации производительного труда учащихся. На работающих в межшкольных учебно–производственных комбинатах педагогических работников были распространены ставки заработной платы и другие условия оплаты труда, а также продолжительность ежегодных отпусков и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные для учителей общеобразовательных школ.

12 декабря 1981 года Исполнительный комитет Чунского районного Совета народных депутатов решил организовать районный межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения, воспитания и профориентации учащихся, обязав отдел народного образования разработать мероприятия по организации межшкольного УПК на кооперативных началах базовых предприятий общеобразовательных школ района. (Решение № 312 от 12.12.1981 года «Об организации районного учебно-производственного межшкольного обучения и профориентации учащихся». Указанным Решением был утверждён список средних общеобразовательных школ и базовых предприятий обслуживаемых районными межшкольными УПК. Штатным расписанием, утверждённым этим же решением, было предусмотрено, что предприятие Сельхозтехника выделяет и оплачивает штатные единицы в количестве четырёх мастеров производственного обучения (л.д. 17-18).

Из справок ЗАО «Чунская машино технологическая станция» № 51 от 13.10.2009г. и МОУ «Межшкольный учебный комбинат» № 13 от 08.05.2009г. следует, что Николаева Н.Д. действительно работала в Новочунском межшкольном учебно-производственном комбинате мастером производственного обучения по направлению Чунского районного производственного отделения по материально-техническому обеспечению сельского хозяйства в период с 04.05.1984г. (приказ № 26 от 07.05.1984г.) по 12.08.1985г. (л.д. 20, 21).

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Закона. Согласно п.2 статьи 27 данного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет, по Правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённым постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 в разделе «наименование учреждений» было предусмотрено наименование «Межшкольные учебно-производственные комбинаты трудового, обучения и профессиональной ориентации учащихся», в разделе наименование должности «мастер производственного обучения».

Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, утверждённым постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года в разделе «наименование должностей» предусмотрен - мастер производственного обучения, в разделе «наименование учреждений» предусмотрены Другие образовательные учреждения для детей: межшкольный учебный комбинат.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждён список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации. Данный список содержит в графе «наименование должностей» должность «мастер производственного обучения», в графе наименование учреждений п. 1.12 «Другие образовательные учреждения для детей: межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат).

Таким образом, право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с занятием педагогической деятельностью в учреждениях для детей в течение 25 лет законодатель связывает не с любой работой, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что в течение всего оспариваемого периода истица работала в образовательном учреждении, выполняя задачи воспитания и образования. Её служебные обязанности в оспариваемый период, вытекающие из задач учреждений, являлись служебным обязанностям мастера производственного обучения, имеющего право на досрочное назначение пенсии на льготных условиях в связи с занятием педагогической деятельностью согласно всех вышеупомянутых Списков.

В связи с изложенным время работы Николаевой в должности мастера производственного обучения в оспариваемые ею периоды в Чунском районном производственном отделении по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства с 04 мая 1984 года по 12 августа 1985 года и в Новочунском межшкольном учебно-производственном комбинате с 13 августа 1985 года по 01 октября 1992 года, должно быть включено в педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью.

Стаж работы истицы, как педагогического работника образовательного учреждения, пользующегося правом льготного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 12, 55 Закона РФ «Об образовании» на момент её обращения в Управление составлял менее 25 лет. Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается со дня обращения за пенсией, которым считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, при этом пенсия назначается не ранее дня возникновения прав на нее, как следует из материалов дела, истица обратилась в Управление с письменным заявлением о назначении пенсии 31 мая 2010 года. На момент обращения в Управление ее стаж работы как педагогического работника составлял 24 года 10 месяцев, 31 июля 2010 года ее стаж составил 25 лет, так как и после 31 мая 2010г. истица продолжает до настоящего времени работать в должности преподавателя специальных дисциплин в Профессиональном училище № 52.

Представители ответчика обосновали отказ в назначении пенсии истице лишь на основании ненадлежащего наименования учреждений. Педагогический характер же ее деятельности у ответчика по делу сомнения не вызывал и в суде не оспаривался.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (статья 37, часть 3; статья 41, часть 1). По смыслу названных положений, государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников последствия труда в условиях особой вредности, в том числе путем предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций, к которым относится, в частности, и возможность уйти на пенсию по старости в более раннем возрасте и при меньшей продолжительности общего трудового стажа.

Правовая природа данного вида пенсий обусловливала и особенности приобретения права на установление такой пенсии, а также характер и содержание обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на ее получение.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление, им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Таким образом, судом установлено, что Николаева Н.Д. выполняла именно ту работу – мастера производственного обучения, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, связанной с воспитанием детей, то есть педагогической.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства в данном случае повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение истицы, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Частью 1 ст. 100 ГПК установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истица представила суду документы, подтверждающие оплату за оказание юридических услуг адвокату Котлярову В.С. 5000 рублей (л.д. 5-6).

Исходя из степени сложности рассматриваемого дела, участия представителя истца адвоката Котлярова В.С., в одном судебном заседании, суд считает разумным взыскать в счет расходов на представителя, с Управления в пользу истицы Николаевой Н.Д. – 3000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Николаевой Н.Д. удовлетворить частично.

Признать Решение № 1/36 Управления пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Куйтунском районе Иркутской области от 09.06.2010г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в части невключения периодов работы с 04.05.1984г. по 12.08.1985г. в должности мастера производственного обучения в Чунском районном производственном отделении по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства; с 13.08.1985г. по 01.10.1992г. в должности мастера производственного обучения в Новочунском межшкольном учебно-производственном комбинате Чунского РОО незаконным.

Признать право Николаевой Н.Д. на досрочную трудовую пенсию.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Куйтунском районе Иркутской области зачесть Николаевой Н.Д. в стаж дающий право назначить ей досрочную трудовую пенсию периоды работы: с 04.05.1984г. по 12.08.1985г. в должности мастера производственного обучения в Чунском районном производственном отделении по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства; с 13.08.1985г. по 01.10.1992г. в должности мастера производственного обучения в Новочунском межшкольном учебно-производственном комбинате Чунского РОО, и назначить Николаевой Н.Д. досрочную трудовую пенсию с 31 июля 2010г.

Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Куйтунском районе Иркутской области в пользу Николаевой Н.Д. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Куйтунском районе Иркутской области в пользу Николаевой Н.Д. в возмещение расходов по оплате услуг представителя 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть, начиная с 10 мая 2011 года, через Куйтунский районный суд.

Председательствующий судья:С.Г. Балабан