Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П.Куйтун6 июня 2011 года
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П.,
при секретаре Ходос Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-255-2011 по иску Путрик А.А. к МУЗ Куйтунская центральная районная больница о неправильном исчислении заработной платы,
у с т а н о в и л:
В обоснование иска Путрик А.А. указала, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 14.01.2002г. В настоящее время работает в должности медсестры хирургического отделения С 01.01.2009г. минимальный размер оплаты труда составляет 4330 рублей. Считает, что с 01.01.2009г. администрация больницы должна производить ей оплату труда на оклад, который должен соответствовать ЕТС в сумме 4330 рублей. Просила обязать ответчика установить ей оклад в размере ЕТС в сумме 4330 рублей и произвести перерасчет ее заработной платы с 01.01.2009г.
В письменных возражениях на иск представитель ответчика Магомадова Т.А. указала, заработная плата истцу начислена и выплачена в полном объеме, с учетом северной надбавки и районного коэффициента в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда. Также указала, что истцом пропущен установленный ч.1 ст.392 ТК РФ трехмесячный срок для обращения в суд. Просила отказать в удовлетворении иска.
В судебном заседании истец Путрик А.А. свои исковые требования поддержала, уточнив их, просила обязать ответчика установить размер тарифной ставки 1 разряда ЕТС в сумме 4330 рублей и взыскать недоначисленную ей заработную плату за период с 01.01.2009г. по март 2011 года включительно. Также пояснила, что работает на 1,0 и 0,25 ставки медсестры с оплатой по 10 разряду ЕТС.
Представитель ответчика по доверенности Магомадова Т.А. исковые требования не признала, обосновав это тем, что истцом пропущен срок обращения в суд. Также пояснила, что заработная плата работникам больницы исчисляется из расчета тарифной ставки 1 разряда ЕТС 1600 рублей 73 копейки. Увеличить ставку 1 разряда до 4330 рублей возможности не имеется, так как отсутствуют документы, которыми можно для этого руководствоваться.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 149 Трудового Кодекса РФ).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ, от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2009 года установлен в сумме 4330 рублей в месяц.
Вместе с тем, как следует из статей 146, 147, 148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда. Перечень указанных особых условий, предусмотренный статьей 146 ТК РФ, является исключительным: тяжелые и вредные условия (статья 147 ТК РФ), особые климатические условия (статья 148 ТК РФ). При этом повышенные размеры оплаты труда работников за работу в особых условиях устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной набавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ).
Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотренные данным законом государственные гарантии и компенсации распространяются на районы, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Судом исследованы постановление мэра муниципального образования Куйтунский район от 07.03.2008г. №195 «О повышении тарифных ставок (окладов) и введении стимулирующей надбавки к тарифным ставкам (окладам) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы района»; постановление мэра муниципального образования Куйтунский район от 28.03.2008г. №270 «О внесении изменения в постановление мэра муниципального образования Куйтунский район от 07.03.2008г. №195 «О повышении тарифных ставок (окладов) и введении стимулирующей надбавки к тарифным ставкам (окладам) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы района»; постановление мэра муниципального образования Куйтунский район от 25.12.2008г. №1056 «О внесении изменения в постановление мэра муниципального образования Куйтунский район от 07.03.2008г. №195»; постановление мэра муниципального образования Куйтунский район от 23.04.2009г. №288 «О повышении размера тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы Куйтунского района».
Согласно данным документам с 01.01.2009г. тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы Куйтунского района составляет 1600,73 рублей.
Таким образом, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, без учета компенсационных выплат, которые устанавливаются работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.
Законодатель в качестве дополнительной гарантии работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районные и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются элементами вознаграждения за труд, механизм и размер которых не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории всей Российской Федерации. Вышеуказанные надбавки не входят в минимальный размер оплаты труда, а начисляются к заработной плате и являются дополнительной компенсацией в связи с проживанием в неблагоприятных климатических условиях. В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности с особыми условиями труда, оказалась бы равной минимальному размеру оплаты труда работников, не работающих в таких условиях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особых условий труда.
Вместе с тем, в состав МРОТ включаются выплаты, предусмотренные статьями 60.2, 97, 149 ТК РФ, в частности выплаты за условия работы, отклоняющиеся от нормальных условий труда. В данном случае такие условия не относятся к особым условиям, предусмотренным статьями 146-148 ТК РФ.
Из нормы части 1 ст. 133 ТК РФ следует, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 29.04.2011 № 118-пп, прожиточный минимум для трудоспособного населения в 1 квартале 2011 года составлял 6581 рубль.
Таким образом, повышенная оплата должна производиться на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.
Исходя из указанных правовых норм, минимальный размер заработной платы истца при условии выработки нормы рабочего времени на одну ставку с начислением 30% районного коэффициента и северной надбавки 30% должен составлять с 01 января 2009 года не менее 6928 рублей (4330 + 30% + 30%).
Как следует из искового заявления, оно поступило в суд 26 апреля 2011 года.
Спорный период определен истицей с 01.01.2009г. по 31.03.2011г. По сути, ею
оспаривается не факт задержки выплат начисленной заработной платы, а порядок её
начисления в указанный период.
Доводы представителя ответчика о том, что истицей пропущен срок обращения в суд,
суд находит обоснованными.
В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право
обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех
месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
При пропуске данного срока по уважительным причинам суд вправе восстановить его.
Из расчетных листков усматривается, что заработная плата истице начислялась ежемесячно. Как видно из расчетных листков, состав заработной платы, виды начислений, удержаний излагались доступным способом, каких-либо неясностей для работника вызвать не могли.
Из объяснений сторон следует, что указанные расчетные листки выдаются работникам ежемесячно. Таким образом, истица была уведомлена своевременно о произведенном начислении заработной платы. В судебном заседании она пояснила, что не знала, что с 1 января 2009 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4330 рублей. Кроме того, не знала, что срок обращения в суд за нарушенным трудовым правом составляет 3 месяца.
Незнание истицей о существовании Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ "О
внесении изменения в статью 1 ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", которым
был повышен размер МРОТ с 01.01.2009 до 4330 руб., не может быть признано
уважительной причиной. Указанный Федеральный закон был опубликован в средствах
массовой информации: в Российской газете № 138 от 28.06.2008, Парламентской
газете № 43-44 от 03.07.2008. В статье 2 указанного Федерального Закона был
прямо предусмотрен срок вступления в действие – с 1 января 2009 года.
Также суд не признает уважительной причиной незнание истицей положений трудового законодательства о сроке обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Следовательно, на дату обращения в суд с настоящим спором истицей пропущен срок
обращения по требованию о взыскании недоначисленных сумм заработной платы за
период с 01.01.2009г. по 31.12.2010г.
Оценив изложенные выше обстоятельства, суд находит, что в рассматриваемом случае
срок обращения в суд истицей пропущен без уважительных причин. В силу части 6
статьи 152 Гражданского процессуального кодекса РФ суд находит, что в
удовлетворении иска о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01.01.2009г. по 31.12.2010г. следует отказать без исследования иных фактических обстоятельств по делу. Рассмотрению по существу подлежит спор относительно периода с 01.01.2011г. по 31.03.2011г., так как срок для обращения в суд в данном случае не пропущен.
Из материалов дела следует, что Путрик А.А. работает в МУЗ Куйтунская ЦРБ в качестве медсестры хирургического отделения.
Факт наличия трудовых отношений и условия заключения трудового договора сторонами не оспаривались.
Согласно выписке из тарификационного списка по состоянию на 01.01.2011г. месячная заработная плата истицы с оплатой труда по 10 разряду ЕТС при полной занятости за 1,0 ставку составляет 7601,94 рублей, за 0,25 ставки – 1900,50 рублей.
Судом исследованы расчетные листки начисленной истцу заработной платы в спорный период работы.
В январе 2011 года норма рабочего времени у истицы была 117 часов, отработано 181,50 часов. Заработная плата без учета оплаты за работу в праздничные дни и ночное время (896,19 + 1722,37) х 1,6 начислена в сумме 11792,77 рублей. С учетом фактически отработанных часов заработная плата должна была быть не меньше 10747,28 рублей = 6928 рублей : 117 (норма часов) х 181,50 (фактически отработано часов). Недоначисления нет.
В феврале 2011 года норма рабочего времени была 147,20 часов, отработано 168 часов. Заработная плата без учета оплаты за работу в праздничные дни и ночное время (623,29 + 189,21) х 1,6 начислена в сумме 8676,12 рублей. С учетом фактически отработанных часов заработная плата должна была быть не меньше 7917,71 рублей = 6928 рублей : 147,20 (норма часов) х 168 (фактически отработано часов). Недоначисления нет.
В марте 2011 года норма рабочего времени была 170,60 часов, отработано 192 часа. Заработная плата без учета оплаты за работу в ночное время (614,62) х 1,6 начислена в сумме 8555,54 рублей. С учетом фактически отработанных часов заработная плата должна была быть не меньше 7797,04 рублей = 6928 рублей : 170,60 (норма часов) х 192 (фактически отработано часов). Недоначисления нет.
В судебном заседании Путрик А.А. подтвердила факт начисления ей заработной платы за январь-март 2011 года в размере, указанном в расчетных листках.
Таким образом, в январе - марте 2011 года истцу заработная плата начислена не менее 6928 рублей в месяц при условии полной выработки нормы рабочего времени. Оснований для доначисления заработной платы не имеется.
При этом требования о взыскании недоначисленной заработной платы не могут быть удовлетворены из расчета ставки 1 разряда ЕТС в сумме 4330 рублей.
Истцом заявлено также требование обязать ответчика установить размер тарифной ставки 1 разряда ЕТС в сумме 4330 рублей.
Суд полагает, что в удовлетворении данного требования следует отказать, поскольку в соответствии со статьями 133,135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются локальными нормативными актами в соответствии см трудовым законодательством. В компетенцию суда не входит установление размера заработной платы.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Путрик А.А. к МУЗ Куйтунская центральная районная больница о возложении обязанности установить размер тарифной ставки 1 разряда ЕТС в сумме 4330 рублей и взыскании недоначисленной заработной платы отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Куйтунский районный суд.
СудьяСтепаненко В.П.
Решение не вступило в законную силу.