решение по делу №2-329/11 о неправильном исчислении заработной платы



Р Е Ш Е Н И Е

                                           ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П.Куйтун                                                                                               17 июня 2011 года

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П.,

при секретаре Барахтенко Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-329-2011 по иску Кедун Н.Н. к МУЗ Куйтунская центральная районная больница о неправильном исчислении заработной платы,

                                                              у с т а н о в и л:

В обоснование иска Кедун Н.Н. указала, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 27.07.1997г. в должности медицинского регистратора амбулаторно-поликлинической службы. Ее заработная плата рассчитывается на основании Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы с оплатой по 5 разряду ЕТС с коэффициентом 1,268 из расчета 1 разряд 1601 рубль, то есть ее должностной оклад составляет 1601 рубль х 1,268 = 2030 рублей. С 01.01.2009г. минимальный размер оплаты труда составляет 4330 рублей. Считает, что с 01.01.2009г. администрация больницы должна производить ей оплату труда согласно ЕТС из расчета 1 разряда 4330 рублей, по 5 разряду оклад должен быть 4330 рублей х 1,268 = 5490,44 рублей, то есть ее должностной оклад должен быть не 2030 рублей, а 5490,44 рублей. Просила обязать ответчика установить размер тарифной ставки 1 разряда ЕТС в сумме 4330 рублей и произвести перерасчет ее оклада с 01.01.2009г.

В письменных возражениях на иск представитель ответчика Магомадова Т.А. указала, заработная плата истцу начислена и выплачена в полном объеме, с учетом северной надбавки и районного коэффициента в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда. Также указала, что истцом пропущен установленный ч.1 ст.392 ТК РФ трехмесячный срок для обращения в суд. Просила отказать в удовлетворении иска.

В судебном заседании истец Кедун Н.Н. свои исковые требования поддержала, уточнив их, просила обязать ответчика установить размер тарифной ставки 1 разряда ЕТС в сумме 4330 рублей и взыскать недоначисленную заработную плату с 1 января 2009 года по март 2011 года включительно.

Представитель ответчика по доверенности Магомадова Т.А. исковые требования не признала, обосновав это тем, что истцом пропущен срок обращения в суд. Также пояснила, что заработная плата работникам больницы исчисляется из расчета тарифной ставки 1 разряда ЕТС 1600 рублей 73 копейки. Увеличить ставку 1 разряда до 4330 рублей возможности не имеется, так как отсутствуют документы, которыми можно для этого руководствоваться.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 149 Трудового Кодекса РФ).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ, от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2009 года установлен в сумме 4330 рублей в месяц.

Вместе с тем, как следует из статей 146, 147, 148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда. Перечень указанных особых условий, предусмотренный статьей 146 ТК РФ, является исключительным: тяжелые и вредные условия (статья 147 ТК РФ), особые климатические условия (статья 148 ТК РФ). При этом повышенные размеры оплаты труда работников за работу в особых условиях устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.

В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной набавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ).

Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотренные данным законом государственные гарантии и компенсации распространяются на районы, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Судом исследованы постановление мэра муниципального образования Куйтунский район от 07.03.2008г. №195 «О повышении тарифных ставок (окладов) и введении стимулирующей надбавки к тарифным ставкам (окладам) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы района»; постановление мэра муниципального образования Куйтунский район от 28.03.2008г. №270 «О внесении изменения в постановление мэра муниципального образования Куйтунский район от 07.03.2008г. №195 «О повышении тарифных ставок (окладов) и введении стимулирующей надбавки к тарифным ставкам (окладам) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы района»; постановление мэра муниципального образования Куйтунский район от 25.12.2008г. №1056 «О внесении изменения в постановление мэра муниципального образования Куйтунский район от 07.03.2008г. №195»; постановление мэра муниципального образования Куйтунский район от 23.04.2009г. №288 «О повышении размера тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы Куйтунского района».

Согласно данным документам с 01.01.2009г. тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы Куйтунского района составляет 1600,73 рублей.

Таким образом, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, без учета компенсационных выплат, которые устанавливаются работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.

Законодатель в качестве дополнительной гарантии работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районные и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются элементами вознаграждения за труд, механизм и размер которых не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории всей Российской Федерации. Вышеуказанные надбавки не входят в минимальный размер оплаты труда, а начисляются к заработной плате и являются дополнительной компенсацией в связи с проживанием в неблагоприятных климатических условиях. В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности с особыми условиями труда, оказалась бы равной минимальному размеру оплаты труда работников, не работающих в таких условиях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особых условий труда.

Вместе с тем, в состав МРОТ включаются выплаты, предусмотренные статьями 60.2, 97, 149 ТК РФ, в частности выплаты за условия работы, отклоняющиеся от нормальных условий труда. В данном случае такие условия не относятся к особым условиям, предусмотренным статьями 146-148 ТК РФ.

Из нормы части 1 ст. 133 ТК РФ следует, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 29.04.2011 № 118-пп, прожиточный минимум для трудоспособного населения в 1 квартале 2011 года составлял 6581 рубль.

Таким образом, повышенная оплата должна производиться на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.

Исходя из указанных правовых норм, минимальный размер заработной платы истца при условии выработки нормы рабочего времени на одну ставку с начислением 30% районного коэффициента и северной надбавки 30% должен составлять с 01 января 2009 года не менее 6928 рублей (4330 + 30% + 30%).

Как следует из искового заявления, оно поступило в суд 28 апреля 2011 года.

Спорный период определен истицей с 01.01.2009г. по 31.03.2011г. По сути, ею

оспаривается не факт задержки выплат начисленной заработной платы, а порядок её

начисления в указанный период.

Доводы представителя ответчика о том, что истицей пропущен срок обращения в суд,

суд находит обоснованными.

В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право

обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех

месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

При пропуске данного срока по уважительным причинам суд вправе восстановить его.

Из расчетных листков усматривается, что заработная плата истице начислялась ежемесячно. Как видно из расчетных листков, состав заработной платы, виды начислений, удержаний излагались доступным способом, каких-либо неясностей для работника вызвать не могли.

Из объяснений сторон следует, что указанные расчетные листки выдаются работникам ежемесячно. Таким образом, истица была уведомлена своевременно о произведенном начислении заработной платы. При этом пояснила, что не знала, что с 1 января 2009 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4330 рублей. Узнала об этом в апреле 2011 года. Считает это уважительной причиной.

    Незнание истицей о существовании Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ "О

внесении изменения в статью 1 ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", которым

был повышен размер МРОТ с 01.01.2009 до 4330 руб., не может быть признано

уважительной причиной. Указанный Федеральный закон был опубликован в средствах

массовой информации: в Российской газете № 138 от 28.06.2008, Парламентской

газете № 43-44 от 03.07.2008. В статье 2 указанного Федерального Закона был

прямо предусмотрен срок вступления в действие – с 1 января 2009 года.

    Следовательно, на дату обращения в суд с настоящим спором истицей пропущен срок

обращения по требованию о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01.01.2009г. по 31.12.2010г.

Оценив изложенные выше обстоятельства, суд находит, что в рассматриваемом случае

срок обращения в суд истицей пропущен без уважительных причин. В силу части 6

статьи 152 Гражданского процессуального кодекса РФ суд находит, что в

удовлетворении иска о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01.01.2009г. по 31.12.2010г. следует отказать без исследования иных фактических обстоятельств по делу. Рассмотрению по существу подлежит спор относительно периода с 01.01.2011г. по 31.03.2011г., так как срок для обращения в суд в данном случае не пропущен.

Из материалов дела следует, что Кедун Н.Н. работает в МУЗ Куйтунская ЦРБ в качестве медицинского регистратора амбулаторно-поликлинической службы с оплатой труда по 5 разряду ЕТС.

Факт наличия трудовых отношений и условия заключения трудового договора сторонами не оспаривались.

Согласно выписке из тарификационного списка по состоянию на 01.01.2011г. месячная заработная плата истицы составляла 4330 рублей (л.д.23).

Судом исследованы расчетные листки начисленной истцу заработной платы в спорный период работы.

В январе 2011 года норма рабочего времени у истицы была 120 часов, отработано 96 часов. Заработная плата без учета оплаты за работу в праздничные дни (135,31 х 1,6) начислена в сумме 3377,46 рублей. С учетом фактически отработанных часов заработная плата должна была быть не меньше 5542,40 рублей = 6928 рублей : 120 (норма часов) х 96 (фактически отработано часов). Недоначислено 2164,94 рублей.

В феврале и марте 2011 года отработанных часов у истицы не имеется. В феврале ей были начислены отпускные в сумме 8269,24 рублей.

В судебном заседании истица пояснила, что в феврале 2011 года она брала отпуск без сохранения содержания около трех недель, затем ей был предоставлен очередной отпуск. То есть фактически в феврале-марте она не работала.

Правильность указанных в расчетных листках данных истица в судебном заседании не оспорила.

Таким образом, первоначально за январь-март 2011 года истице было недоначислено 2164,94 рублей.

Однако согласно расчетной ведомости за май 2011 года Кедун Н.Н. был произведен перерасчет зарплаты с января 2011 года в сумме 3656,70 рублей (л.д.22).

Представитель ответчика Магомадова Т.А. пояснила, что согласно постановлению мэра Куйтунского района от 20.05.2011г. всем работникам больницы, отработавшим норму рабочего времени, у кого начисленная заработная плата не достигала 6928 рублей, произведен перерасчет до данной суммы.

Данный факт подтверждается представленной копией постановления мэра Куйтунского района от 20.05.2011г. №427 (л.д.24), согласно которому постановлено обеспечить начисление заработной платы работникам, полностью отработавшим месячную норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в размере не менее 6928 рублей путем установки соответствующей доплаты к существующим размерам заработных плат работников. Действие постановления распространено с 01.01.2011г.

В судебном заседании Кедун Н.Н. подтвердила, что ей действительно был произведен перерасчет заработной платы с января 2011 года, который она получила. Но она не согласна, что ей установлена заработная плата в сумме 6928 рублей в месяц, так как она работает много лет, а получает одинаковую зарплату с теми, кто был недавно принят на работу. Считает, что ее месячная зарплата должна быть выше – около 8000 рублей.

    Таким образом, на момент рассмотрения дела за январь - март 2011 года истцу заработная плата начислена пропорционально отработанному времени из расчета не менее 6928 рублей в месяц при условии полной выработки нормы рабочего времени. Данный перерасчет истица получила. Оснований для доначисления заработной платы на день вынесения решения не имеется.

При этом требования о взыскании недоначисленной заработной платы не могут быть удовлетворены из расчета ставки 5 разряда ЕТС в сумме 5490,44 рублей.

Также не может быть удовлетворено требование обязать ответчика установить размер тарифной ставки 1 разряда ЕТС в сумме 4330 рублей.

Поскольку в соответствии со статьями 133,135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством. В компетенцию суда не входит установление размера заработной платы.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                           р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Кедун Н.Н. к МУЗ Куйтунская центральная районная больница о возложении обязанности установить размер тарифной ставки 1 разряда ЕТС в сумме 4330 рублей и взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01 января 2009 года по март 2011 года отказать полностью.

      Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Куйтунский районный суд.

Судья                                                           Степаненко В.П.