РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2011 года Р.п. Куйтун
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Балабан С.Г.,
при секретаре Яковец Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-417/2011 по иску Троцкий Н.Ф. к Муниципальному учреждению здравоохранения «Куйтунская центральная районная больница» о неправильном исчислении заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Троцкий Н.Ф. обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения «Куйтунская центральная районная больница» о неправильном исчислении заработной платы. В обоснование своих требований указал, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 10.07.1995 года. В настоящее время работает в должности фельдшера стационара. Его заработная плата рассчитывается на основании единой тарифной сетки по оплате труда работников страховой сферы. В данное время с оплатой по 8 разряду, коэффициент 1,699 ЕТС, из расчета 1 разряда 1601 рубль, итого должностной оклад истца составляет 2719 рублей. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом (ст.133 ТК РФ) С января 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 24.06.2008 года №91 ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и минимальный размер оплаты труда согласно данному закону составляет с 01.01.2009 года 4330 рублей в месяц. Считает, что с 01.01.2009 года администрация больницы должна производить оплату труда согласно ЕТС из расчета 1 разряд 4330 рублей, по 8 разряду должно быть 4330 рублей х 1,699 = 7356 рублей, то есть должностной оклад истца должен быть не 2720, а 7356 рублей. Просит обязать ответчика установить размер тарифной ставки 1 разряда ЕТС в сумме 4330 рублей, и произвести перерасчет его оклада с 01.01.2009 года. (л.д.4).
В судебном заседании истец Троцкий Н.Ф. свои исковые требования полностью поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Расчетные листы получал ежемесячно, о составных частях заработной платы был осведомлен. Пропустил срок обращения в суд, так как думал, что будет произведен перерасчет заработной платы.
В письменных возражениях на иск представителя МУЗ КЦРБ по доверенности Магомадовой Т.А. (л.д. 6) указано, что исковые требования Троцкого Н.Ф. к МУЗ КЦРБ не признает в полном объеме. В обоснование указала, что в соответствии с ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» одновременно на всей территории Российской Федерации с 1 января 2009 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4330 рублей в месяц. Согласно разъяснению Минздравсоцразвития Российской Федерации от 13.05.2010г. № 22-1/10\2-3944, Президиум Верховного суда РФ не является правотворческим органом. А его разъяснение от 10 марта 2010г., согласно которому размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, 16 июня 2010г. отозвано Постановлением Президиума Верховного суда РФ. МУЗ КЦРБ является бюджетным учреждением, учредителем его является администрация Куйтунского района. Соответственно оплата труда в МУЗ КЦРБ осуществляется по Положению об оплате труда работников учреждений здравоохранения, утвержденное Постановлением мэра Муниципального образования Куйтунский район № 195 от 07.03.2008г. Оплата труда осуществляется на основе тарифной системы, установленной в соответствии с Постановлением администрации района. МУЗ КЦРБ обращает также внимание на то, что истцом пропущен установленный частью 1 ст. 392 ТК РФ трехмесячный срок для обращения в суд с требованиями с 01.01.2009г. Начало течения трехмесячного срока для обращения в суд законодатель связывает с днем, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника. Истец на момент подачи искового заявления получал ежемесячно расчетные листы и знал о своей начисленной и выплаченной ему заработной плате. В соответствии с п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004г. № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд работника могут расцениваться обстоятельства, препятствующие ему своевременно обратиться с иском в суд за разрешением трудового спора. Считает, что обстоятельств, препятствующих истцу своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора не было. В соответствии с ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработанная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Троцкому Н.Ф. начислена и выплачена заработная плата в полном объеме, а также с учетом северной надбавки и районного коэффициента (л.д. 19).
Представитель ответчика по доверенности Магомадова Т.А. (л.д. 6) в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях на иск. Пояснила, что МУЗ КЦРБ является бюджетным учреждением, учредителем которого является администрация МО «Куйтунский район», оплата производится согласно постановления мэра МО « Куйтунский район» № 195 от 07 марта 2008 года, по тарифной системе установленной постановлением в сумме 1600, 73 рубля. Согласно ч.1 ст. 392 ТК РФ у истца пропущен установленный трехмесячный срок для обращения в суд с требованиями на 01.01.2009 года. Истец получал на момент подачи искового заявления ежемесячно расчетные листы и знал о своей начисленной и выплаченной ему заработной плате. Обстоятельств, препятствующих своевременно обратиться с иском в суд за разрешением трудового спора, не было. В исковых требованиях просит отказать.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующим выводам.
Истцом оспаривается не факт задержки выплат начисленной заработной платы, а порядок её начисления в указанный им период с 01.01.2009г. Истец полагает, что тарифная ставка первого разряда ЕТС должна быть не менее минимального размера оплаты труда, то есть 4330 рублей. Истец также просит суд произвести перерасчет его оклада.
Между тем разрешение вопросов о размере тарифной ставки (оклада), производство перерасчета оклада относится к ведению работодателя, устанавливающего систему оплаты труда на основании коллективного договора и в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, поскольку ТК РФ в редакции, действующей с 01 сентября 2007 года, допускает установление тарифной ставки ниже установленного законом минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» часть четвертая статьи 133 ТК РФ, которая устанавливала, что размеры тарифных ставок не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, с 01 сентября 2007 года признана утратившей силу.
Из содержания статей 129, 133, 133.1 ТК РФ следует, что не может быть ниже минимального размера оплаты труда именно месячная заработная плата работника, а не тарифная ставка.
В соответствии со статьями 146, 147, 148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда.
Таким образом, доводы истца о том, что базовый оклад, тарифная ставка должны быть не ниже минимального размера оплаты труда, то есть не ниже 4330 рублей не основаны на законе и направлены на иное, неправильное толкование норм материального права.
Рассматривая возражения представителя ответчика о пропуске срока исковой давности, суд установил, что истец Троцкий Н.Ф. обратился в суд за защитой нарушенных прав 12 мая 2011 года, в соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
На основании изложенного судом сделан вывод, что истцом пропущен трех месячный срок обращения за разрешением индивидуального трудового спора с 01 января 2009 года по 31 января 2011 года, так как указанная истцом причина пропуска срока в связи с тем, что он ждал перерасчета, не является уважительной. Таким образом, подлежат рассмотрению требования с 01 февраля 2011 года по 30 апреля 2011 года.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 149 Трудового Кодекса РФ).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ, от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2009 года установлен в сумме 4330 рублей в месяц.
Вместе с тем, как следует из статей 146, 147, 148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда. Перечень указанных особых условий, предусмотренный статьей 146 ТК РФ, является исключительным: тяжелые и вредные условия (статья 147 ТК РФ), особые климатические условия (статья 148 ТК РФ). При этом повышенные размеры оплаты труда работников за работу в особых условиях устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной набавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ).
Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотренные данным законом государственные гарантии и компенсации распространяются на районы, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Согласно трудовому договору № 588 от 03.12.2007 года, Троцкий Н.Ф. местом работы истца является Кундуйская участковая больница, истец принят на должность фельдшера приема взрослого населения (л.д.11-12).
Судом установлено, что истцу выплачивалась процентная надбавка в размере 30% за непрерывный стаж работы, установленная Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, выплачиваемые в порядке и на условиях, предусмотренных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 № 2555 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР».
Истцу Троцкому Н.Ф. установлены надбавки к окладу 30% за непрерывный стаж работы в Южных районах Иркутской области, 30 % районный коэффициент.
Судом исследованы: постановление администрации МО Куйтунский район от 07.03.2008г. № 195 «О повышении тарифных ставок (окладов) и введение стимулирующей надбавки к тарифным ставкам (окладам) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы района» установившее с 01.01.2008г. тарифную ставку (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы района в размере 1404, 15 рубля (л.д. 17); постановление мэра МО Куйтунский район от 23.04.2009 № 288 «О повышении размера тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате работников бюджетной сферы Куйтунского района» в соответствии с которым повышен в 1, 14 раза размер тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы Куйтунского района, установленный постановлением мэра муниципального образования Куйтунский район от 07.03.2008г. № 195 «О повышении тарифных ставок (окладов) и введение стимулирующей надбавки к тарифным ставкам (окладам) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы района» согласно которому с 1 сентября 2009 года тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы составляет 1600,73 рублей.
На основании ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», установившем размер МРОТ в 4330 рублей, в связи с чем месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Законодатель в качестве дополнительной гарантии работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районные и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются элементами вознаграждения за труд, механизм и размер которых не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории всей Российской Федерации. Вышеуказанные надбавки не входят в минимальный размер оплаты труда, а начисляются к заработной плате и являются дополнительной компенсацией в связи с проживанием в неблагоприятных климатических условиях. В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности с особыми условиями труда, оказалась бы равной минимальному размеру оплаты труда работников, не работающих в таких условиях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особых условий труда.
Вместе с тем, в состав МРОТ включаются выплаты, предусмотренные статьями 60.2, 97, 149 ТК РФ, в частности выплаты за условия работы, отклоняющиеся от нормальных условий труда. В данном случае такие условия не относятся к особым условиям, предусмотренным статьями 146-148 ТК РФ.
Таким образом, повышенная оплата должна производиться на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.
Исходя из указанных правовых норм, минимальный размер заработной платы истца при условии выработки нормы рабочего времени на одну ставку с начислением 30% районного коэффициента и северной надбавки 30% должен составлять с 01 января 2009 года не менее 6928 рублей (4330 + 30% + 30%).
Согласно п. 1.4. Устава МУЗ КЦРБ учреждение является юридическим лицом; имеет имущество, отражаемое в его балансе, счета в банковских учреждениях, а также другие реквизиты юридического лица со своим наименованием.
Согласно п. 1.5. Устава МУЗ КЦРБ учредителем и собственником имущества МУЗ КЦРБ является администрация муниципального образования Куйтунский район.
Истец Троцкий Н.Ф. с 10.07.1995 года работал в Кундуйской участковой больнице в должности фельдшера стационара, приказом №3498 от 06.11.2007 переведен на должность медицинского брата экстренного круглосуточного поста, приказом №3986 от 25.12.2007 года переведен фельдшером амбулаторного приема, с 22.06.2011 года работает фельдшером стационара (л.д.10).
Факт наличия трудовых отношений и условия заключения трудового договора сторонами не оспаривались.
Из тарификационного списка работников МУЗ КЦРБ по состоянию на 01.01.2011г. следует, что Троцкий Н.Ф. занимает одну ставку фельдшера стационара (л.д.18).
Судом исследованы расчетные листки начисленной истцу заработной платы, из которых следует, что законный порядок начисления заработной платы в период с февраля по апрель 2011г. включительно ответчиком соблюдался.
В феврале 2011г. истцом полностью выработана норма рабочего времени, заработная плата должна быть начислена не менее 6928 рублей, истцу было выплачено 8702,84 рубля (л.д.8).
В марте 2011г. истцу начислена заработная плата 11106,01 рублей, включая 9911,72 рубля по листку нетрудоспособности, таким образом, заработная плата без учета оплаты листка нетрудоспособности составила 1194,29 рублей. Истцом в марте 2011г. было выработано 21.60 часа при норме 157,40 час. 6928 : 157,40 х 21,60 = не менее 951 рубля должна быть заработная плата истца за март 2011г. Истцу же было выплачено заработной платы в марте 2011г. – 1194,29 рублей (л.д. 7).
В апреле 2011 истцом норма рабочего времени выработана полностью, заработная плата должна быть начислена не менее 6928 рублей, истцу же было выплачено 8702,84 рублей (л.д.7)
Таким образом, недоначисленной заработной платы у истца Троцкого Н.Ф. с февраля 2011 года по апрель 2011 года включительно не имеется.
Исходя из установленных фактических обстоятельств, суд находит исковые требования Троцкого Н.Ф. о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы не подлежащими удовлетворению.
Истцом заявлено также требование, произвести перерасчет его оклада.
Суд, полагает, что в удовлетворении данного требования также следует отказать.
В компетенцию суда не входит перерасчет оклада работников, так как это условия трудового договора, сторонами которого являются работник и работодатель. Суд не вправе вмешиваться в данные условия.
Как следует из ч.2 ст.103 ГПК РФ, при отказе в иске издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
Учитывая, что в соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, судебные издержки взысканию с истца не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Троцкий Н.Ф. к Муниципальному учреждению здравоохранения «Куйтунская центральная районная больница» об обязании установить размер тарифной ставки 1 разряда ЕТС в сумме 4330 рублей и произвести перерасчет его оклада с 01.01.2009г. включая должностные совмещения за указанный период отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйтунский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение не вступило в законную силу