Решение по делу № 2-557/11 о перерасчете заработной платы, взыскании недоначисленной заработной платы.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2011 года                                                                                                Р.п. Куйтун

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Балабан С.Г.,

при секретаре Якимовой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-557/11 по иску Строгий И.С. к Муниципальному учреждению культуры «Тулюшский культурно-досуговый центр» о перерасчете заработной платы, взыскании недоначисленной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Строгий И.С. обратился с иском к Главе Тулюшского сельского поселения об обязании ответчика произвести перерасчет с 01.01.2011г. и взыскать 15221 рубль. В обоснование своих требований указал, что согласно постановлению администрации МО Куйтунский район от 20.05.2011г. № 427 в п.1 которого указано, что руководителям муниципальных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования Куйтунский район, обеспечить начисление заработной платы работникам, полностью отработавшим месячную норму рабочего в размере не менее 6928 рублей, путем установления соответствующих доплат к существующим размерам заработной платы работников, в пределах бюджетных ассигнований на 2011г. Пункт 3 данного постановления гласит, что действие данного постановления распространяется с 01.01.2011г. Считает, что нормы указанного постановления ответчиком не соблюдены, начисления, согласно прилагаемой справки о начислении заработной платы с 01.05.2011г. составляют 281 рубль (л.д. 3-4).

В судебном заседании истец Строгий И.С. согласился с заменой ненадлежащего ответчика на надлежащего - Муниципальное учреждение культуры «Тулюшский культурно-досуговый центр» (далее – МУК «ТКДЦ»), свои исковые требования уточнил, просил произвести перерасчет заработной платы с 01 января 2011г. по 01 сентября 2011г., взыскать недоначисленную заработную плату из расчета 6928 рублей, считает, что трехмесячный срок обращения в суд не пропустил, так как не знал о том, что заработную плату не доплачивают. Суду пояснил, что трудовой договор заключал, с условиями оплаты труда был ознакомлен, работодатель, о составных частях заработной платы был осведомлен.

    Представитель ответчика МУК «ТКДЦ» директор Касеко Л.И. (л.д. 23) исковые требования не признала. Обратилась к суду с ходатайством о пропуске истцом установленного ст. 392 ТК РФ трехмесячного срока для обращения в суд, ходатайств о относительно восстановления срока истцом не заявлялось. Доказательств относительно определения точной даты получения информации о нарушении своего права на получение заработной платы в большем размере не представил. Просила отказать истцу в удовлетворении исковых требований о перерасчете и взыскании заработной платы, за период времени предшествующий трехмесячному сроку до дня обращения в суд, по причине пропуска без уважительной причины срока обращения в суд (л.д. 22). Кроме того, суду пояснила, что МУК «ТКДЦ» в ведение МО Куйтунский район не входит, изданное постановление администрации МО Куйтунский район от 20.05.2011г. № 427 на их учреждение не распространяется. Строгий И.С. работает в учреждении с 13.03.2008г. на одну ставку сторожа, о размере своей заработной платы осведомлен. Норму рабочего времени за период времени с мая по июль истец отработал полностью.

    Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующим выводам.

В судебном заседании истец не просил восстановить пропущенный срок исковой давности, не представил доказательств уважительности пропуска трехмесячного срока для обращения с иском.

Рассматривая возражения стороны ответчика о пропуске срока исковой давности, суд установил, что истец обратился в суд за защитой нарушенных прав 09 августа 2011 года, в соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

На основании изложенного судом сделан вывод, что истцом пропущен срок обращения за разрешением индивидуального трудового спора с 01 января 2011 года по 31 апреля 2011 года. Подлежат рассмотрению требования с 01 мая 2011 года по 31 июля 2011 года.

Из содержания статей 129, 133, 133.1 ТК РФ следует, что не может быть ниже минимального размера оплаты труда месячная заработная плата работника.

В соответствии со статьями 146, 147, 148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда.

    В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

    В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

    При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 149 Трудового Кодекса РФ).

    Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

    В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ, от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

    Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2009 года установлен в сумме 4330 рублей в месяц.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 01.06.2011 г. N 106-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 июня 2011 года установлен в сумме 4611 рублей в месяц.

    Вместе с тем, как следует из статей 146, 147, 148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда. Перечень указанных особых условий, предусмотренный статьей 146 ТК РФ, является исключительным: тяжелые и вредные условия (статья 147 ТК РФ), особые климатические условия (статья 148 ТК РФ). При этом повышенные размеры оплаты труда работников за работу в особых условиях устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.

    В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

    В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной набавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ).

    Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотренные данным законом государственные гарантии и компенсации распространяются на районы, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Как видно из трудового договора истца ему установлены надбавки к окладу 30% за непрерывный стаж работы в Южных районах Иркутской области, 30 % районный коэффициент (л.д. 5).

    Судом исследовано постановление администрации муниципального образования Куйтунский район от 20.05.2011г. № 427 «Об установлении доплаты к заработной плате работников бюджетной сферы в муниципальном образовании Куйтунский район» (л.д. 49). Указанное постановление касается муниципальных учреждений находящихся в ведении муниципального образования Куйтунский район, к данной категории учреждений МУК «ТКДЦ» не относится, так муниципальное образование Куйтунский район не является ни учредителем ответчика и не финансирует его деятельность.

На основании ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», установившем размер МРОТ до июня 2011г. в 4330 рублей, а с июня 2011г. в 4611 рублей, в связи с чем месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

          Таким образом, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, без учета компенсационных выплат, которые устанавливаются работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.

         Законодатель в качестве дополнительной гарантии работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районные и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются элементами вознаграждения за труд, механизм и размер которых не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории всей Российской Федерации. Вышеуказанные надбавки не входят в минимальный размер оплаты труда, а начисляются к заработной плате и являются дополнительной компенсацией в связи с проживанием в неблагоприятных климатических условиях. В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности с особыми условиями труда, оказалась бы равной минимальному размеру оплаты труда работников, не работающих в таких условиях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особых условий труда.

    Вместе с тем, в состав МРОТ включаются выплаты, предусмотренные статьями 60.2, 97, 149 ТК РФ, в частности выплаты за условия работы, отклоняющиеся от нормальных условий труда. В данном случае такие условия не относятся к особым условиям, предусмотренным статьями 146-148 ТК РФ.

    Таким образом, повышенная оплата должна производиться на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.

    Исходя из указанных правовых норм, минимальный размер заработной платы истца при условии выработки нормы рабочего времени на одну ставку с начислением 30% районного коэффициента и северной надбавки 30% должен составлять с 01 января 2009 года по 31 мая 2011 года не менее 6928 рублей (4330 + 30% + 30%), а с 01 июня 2011г. минимальный размер заработной платы истца при условии выработки нормы рабочего времени на одну ставку с начислением 30% районного коэффициента и северной надбавки 30% должен составлять не менее 7377, 6 рублей (4611 + 30% + 30%).

    Согласно п. 1.7. Устава МУК «ТКДЦ» является юридическим лицом; имеет обособленное имущество на праве оперативного управления отдельный баланс, лицевые счета на едином счете казначейского исполнения местного бюджета, штамп и печать со своим наименованием (л.д. 26).

    Согласно п. 1.5. Устава МУК «ТКДЦ» его учредителем является администрация Тулюшского сельского поселения (л.д. 26).

    Приказом № 4 от 13.03.2008г. МУК «ТКДЦ» истец Строгий И.С. был принят сторожем с оплатой труда согласно штатному расписанию, работает по настоящее время (л.д. 6, 24).

    Согласно трудовому договору, заключенному между Строгий И.С. и ответчиком 13 марта 2008 года, истец принят на работу по должности - сторожа по 1 разряду ЕТС, ему установлена ставка за работу в размере 1600, 73 рублей в соответствии с 1 разрядом оплаты труда по ЕТС, с оплатой районного коэффициента в размере 30 %. и с 30 % надбавкой за работу в южных районах Иркутской области (л.д. 5).

    Данные обстоятельства подтверждаются и представленной суду трудовой книжкой истца.

    Факт наличия трудовых отношений и условия заключения трудовых договоров сторонами не оспаривались.

    Судом исследованы расчетные листки начисленной истцу заработной платы, из которых следует, что законный порядок начисления заработной платы в период с мая по июль 2011г. включительно не соблюдался.

    В мае 2011 года норма рабочего времени истцом Строгий И.С. выработана полностью 133 часа. При этом заработная плата с учетом всех надбавок, а также районного коэффициента и северной надбавки составила 3427, 92 рублей. Однако, при таких условиях размер заработной платы не должен быть менее 6928 руб., разница составляет 6928 рублей – 3427, 92 рублей = 3500, 08 рублей.

    В июне 2011 года норма рабочего времени истцом Строгий И.С. выработана не полностью 175 часов, при норме -175 часов. При этом заработная плата с учетом всех надбавок, а также районного коэффициента и северной надбавки составила 4833, 83 рубля. Однако, при таких условиях размер заработной платы не должен быть менее 7377, 6 руб., разница составляет 7377, 6 рублей – 4833, 83 рубль = 2543, 77 рубля.

    В июле 2011 года норма рабочего времени истцом Строгий И.С. выработана полностью 182 часа. При этом заработная плата с учетом всех надбавок, а также районного коэффициента и северной надбавки составила 4611 рублей. Однако, при таких условиях размер заработной платы не должен быть менее 7377, 6 руб., разница составляет 7377, 6 рублей – 4611 рублей = 2766, 6 рублей.

    Таким образом, недоначисленная Строгий И.С. заработная плата с мая 2011 года по июль 2011 года включительно составляет 8810 рублей.

    Исходя из установленных фактических обстоятельств, суд находит доводы стороны ответчика в части взыскания недоначисленной заработной платы с мая 2011г. по июль 2011г. включительно необоснованными, а исковые требования истца в этой части подлежащими удовлетворению.

    В соответствии со ст. 89 ГПК РФ.

       Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                        РЕШИЛ:

    Исковые требования Строгий И.С. удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального учреждения культуры «Тулюшский культурно-досуговый центр» в пользу Строгий И.С. недоначисленную заработную плату за период с 01 мая 2011 года по 31 июля 2011 года (включительно) в сумме 8810 рублей.

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Муниципального учреждения культуры «Тулюшский культурно-досуговый центр» государственную пошлину в доход государства в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйтунский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме начиная с 18.10.2011г.

            Председательствующий:

Решение не вступило в законную силу.