РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р.п.Куйтун 01 ноября 2011 года
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Балабан С.Г., с участием прокурора Леонтьева К.Е., при секретаре Якимовой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-636/2011 по иску Прокурора Братского района в интересах Российской Федерации, Муниципального образования Братский район к о возмещении ущерба, причиненного незаконной порубкой,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Братского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации, Муниципального образования Братский район к о возмещении ущерба, причиненного незаконной порубкой. В обоснование иска указал, что в период времени с 07.01.2008г. по 20.02.2008г., находясь на территории квартала №1 выдела №3 Новокадинской дачи Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества, расположенного на территории Братского района Иркутской области, не имея при этом разрешительных документов, представляющих право на осуществление видов лесопользования, совершил незаконную рубку лесных насаждений – деревьев породы сосна в объеме 73, 51 куб.м., общей стоимостью 508248 руб., чем причинил государству ущерб в особо крупном размере. Также в период времени с 01.03.2008г. по 29.03.2008г. Акулов А.Ю., находясь на территории квартала № 1 выдела № 1 Новокадинской дачи Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества, расположенного на территории Братского района Иркутской области, не имея при этом разрешительных документов, представляющих право на осуществление видов лесопользования, совершил незаконную рубку лесных насаждений – деревьев породы сосна в объеме 39 куб. м., общей стоимостью 269646 руб., чем причинил государству ущерб в особо крупном размере. Факты незаконных порубок леса, размер ущерба, причиненного незаконными порубками, подтверждается приговором мирового судьи судебного участка № 52 от 02.04.2009г. Согласно ч.2 ст. 99 Лесного кодекса РФ привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред. В соответствии со ст. 100 Лесного кодекса РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его в добровольном или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Таким образом, ответчик своими незаконными действиями нарушил законные интересы государства по пользованию, владению и распоряжению лесными ресурсами Российской Федерации. Ущерб, нанесенный незаконной порубкой, причинен лесному фонду Российской Федерации, а именно Российской Федерации. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление государственного лесного контроля и надзора (п.6 ч.1 ст. 83 ЛК РФ). К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся осуществление государственного контроля и надзора. Участниками лесных отношений являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах полномочий, установленными нормативными правовыми актами (ст.4 ЛК РФ). В соответствии со ст.23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Учитывая, что ущерб причинен лесному фонду Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с иском о взыскании ущерба, причиненного Российской Федерации. В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы и безвозмездные поступления. К неналоговым доходам бюджетов относятся средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного взыскания (ч.3 ст.41 БК РФ). Согласно ч.6 ст.46 Бюджетного кодекса РФ суммы от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт – Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100%. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Просит взыскать с ущерб, причиненный незаконной порубкой в сумме 777894 рубля в пользу МО Братский район.
Представитель истца – помощник прокурора Куйтунского района исковые требования прокурора Братского района полностью поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Муниципального образования Братский район, представитель третьего лица – Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Куйтунскому лесничеству, надлежащим образом извещенные о времени и месте в судебное заседание не явились (л.д.64,66).
В судебном заседании ответчик исковые требования прокурора Братского района признал полностью, о чем указал в письменном заявлении, адресованному суду (л.д.68).
В судебном заседании на основании представленных стороной истца доказательств установлено, что в период времени с 07.01.2008 года по 20.02.2008 года находясь на территории квартала №1 выдела 3 Новокадинской дачи Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества, расположенного на территории Братского района Иркутской области, не имея разрешительных документов, представляющих право на осуществление видов лесопользования, совершил незаконную рубку лесных насаждений – деревьев породы сосна в объеме 73,51 куб.м., общей стоимостью 508248 рублей, чем причинил государству ущерб в особо крупном размере. Также в период времени с 01.03.2008 года по 29.03.2008 года , находясь на территории квартала № 1 выдела № 1 Новокадинской дачи Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества, расположенного на территории Братского района Иркутской области, не имея при этом разрешительных документов, представляющих право на осуществление видов лесопользования, совершил незаконную рубку лесных насаждений – деревьев породы сосна в объеме 39 куб.м., общей стоимостью 269646 рублей, чем причинил государству ущерб в особо крупном размере. Всего причинил ущерб на сумму 777894 рубля.
В соответствии со ст. 99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
В соответствии со ст.ст.100, 101 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Споры в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов разрешаются в судебном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются объектом охраны окружающей среды, таким образом, действиями ответчика нарушены конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции РФ.
В соответствии с ч. 4 ст.61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Таким образом, фактические обстоятельства совершения незаконной порубки установлены приговором мирового судьи судебного участка № 52 Братского района Иркутской области от 02 апреля 2009 года (л.д.7-8) и доказыванию не подлежат.
Согласно положениям ч. 6 ст. 46 БК РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100%.
Ответчик , своими незаконными действиями нарушил законные интересы государства по пользованию, владению и распоряжению лесными ресурсами Российской Федерации. Ущерб, нанесенный незаконной порубкой, причинен лесному фонду Российской Федерации, а именно Российской Федерации.
В соответствии со ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 100, 101 Лесного кодекса РФ за нарушение законодательства в сфере охраны окружающей природной среды, в том числе за причинение ущерба лесному фонду, предусмотрена не только уголовная, но и имущественная ответственность.
Причиненный ущерб лесному фонду от его незаконных действий, до настоящего времени не возмещен.
Учитывая, что ущерб причинен лесному фонду Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право, обращаться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц, муниципальных образований, поскольку согласно п. 3 ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ» целью участия прокурора в гражданском процессе, в частности, является защита государственных и общественных интересов.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Таким законом в настоящее время является Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу пункта 3 статьи 77 указанного Закона вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Из анализа приведенной нормы следует однозначный вывод о том, что вред, причиненный окружающей среде субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде и только при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.
Следовательно, возмещение вреда, причиненного лесонарушениями, по утвержденным в установленном порядке таксам и методикам является повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством, которая устанавливается с учетом не только материального, но и экологического вреда, причиненного природной среде.
Размер взыскания за ущерб, причиненный ответчиком, рассчитывается в соответствии с таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, согласно приложению N 1, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», и составляет 50-ти кратную стоимость древесины незаконно срубленных деревьев, исчисленную по ставкам лесных податей за древесину, отпускаемую на корню.
Таким образом, согласно произведенному расчету, который произведен в соответствии с действующим законодательством, ущерб лесному фонду от осуществленной незаконной порубки составил – 777894 рубля (л.д.10,16)
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Определением суда к материалам дела приобщено заявление ответчика о том, что он признает исковые требования истца полностью (л.д. 68).
Суд считает возможным принять признание ответчиком иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Правомерность предъявления иска к ответчику подтверждается имеющимися в деле документами.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет.
По требованиям имущественного характера с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 10979 рублей (при цене иска от 200001 до 1000000 рублей – 5200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200000 рублей).
Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Братского района в интересах Российской Федерации, Муниципального образования Братский район удовлетворить.
Взыскать с в пользу муниципального образования «Братский район» ущерб в сумме 777894 рубля (семьсот семьдесят семь тысяч восемьсот девяносто четыре) рубля, причиненный лесному фонду в результате незаконной рубки деревьев.
Взыскать с в пользу федерального бюджета государственную пошлину в сумме 10979 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть, начиная с 08 ноября 2011 года, через Куйтунский районный суд.
Председательствующий:
Решение не вступило в законную силу