РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2011 года Р.п. Куйтун
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Балабан С.Г.,
при секретаре Яковец Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-676/11 по иску Галичина А. Д. к администрации Муниципального образования Куйтунский район о признании права собственности на жилой дом и земельный участок по приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
Галичин А.Д. обратился в суд с иском к администрации МО Куйтунский район о признании права собственности на жилой дом и земельный участок по приобретательной давности. В обоснование своих требований указал, что в 1952 году ему был отведен земельный участок для постройки жилого дома, на данном земельном участке был построен жилой дом, право собственности на указанный дом он не зарегистрировал. Жилой дом общей площадью 56,9 кв.м., расположен на земельном участке площадью 1500 кв.м., по адресу: <адрес>. В данном жилом доме истец проживает один. С момента постройки жилого дома у него нет никаких документов, кроме справки Куйтунского сельского совета от 07.03.1952 года о выделении усадьбы под строительство жилого дома и технического паспорта, выданного БТИ 29.09.2011 года. В октябре 2011 года истец обратился в федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области для регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок. В государственной регистрации права было отказано, так как у него нет правоустанавливающих документов на жилой дом и земельный участок. В настоящее время администрацией МО Куйтунский район дана справка о том, что указанный жилой дом <адрес> в Реестре муниципального имущества МО Куйтунский район, не числится и истцу рекомендовано обратиться в суд. Согласно техническому паспорту жилое помещение представляет собой одноэтажный, брусчатый жилой дом, состоящий из трех комнат, общей площадью 56,9 кв.м., в том числе жилой 50,8 кв.м., расположенное по адресу <адрес>. В соответствии со ст. 234 ч.1 ГК РФ лицо-гражданин, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет приобретает право собственности на это имущество. В данном жилом доме истец проживает шестьдесят лет, исправно оплачивает электроэнергию, проводит ремонт дома, несет расходы по его содержанию. Данное обстоятельство могут подтвердить свидетели. Просит признать за ним право собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>. (л.д.3-4).
В судебном заседании истец Галичин А.Д. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что спорный жилой дом он построил сам, своими руками, земельный участок был выделен ему сельским советом.
Ответчик – Администрации Муниципального образования Куйтунский район надлежащим образом извещенный о времени и месте в судебное заседание не явился, представитель по доверенности Струнковский Е.С. (л.д.35) просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и удовлетворить исковые требования Галичина А.Д. о признании права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> в полном объеме. (л.д.33,34).
Суд, заслушав истца, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования Галичина А.Д. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со ст. 234 ч. 1 ГК РФ лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно ст. 11 ФЗ от 30.11.94г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» действие статьи 234 Кодекса (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса.
Право собственности на такое недвижимое имущество возникает у приобретшего его лица с момента государственной регистрации.
Согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ право собственности на недвижимое имущество, возникающее в силу приобретательной давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке.
Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в таких случаях вытекает из ст. 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Решение суда об удовлетворении заявления о признании права собственности в силу приобретательной давности является основанием для регистрации уполномоченным органом право собственности лица на недвижимое имущество.
Право собственности на стороне давностного владения возникает впервые или помимо воли и независимо от прав предшествующего собственника. Для приобретения права собственности по давности владения необходимы следующие обязательные условия: 1) истечение установленного в законе срок давности владения (15 лет для недвижимости), при этом давностный владелец может присоединить ко времени своего владения время, в течение которого имуществом владел его предшественник, если его владение также удовлетворяло всем указанным в законе условиям и если к нынешнему владельцу имущество перешло в порядке общего или специального правопреемства. До истечения срока давностный владелец является беститульным владельцем; 2) давностный владелец должен владеть имуществом как своим собственным без оглядки на то, что у него есть собственник; 3) добросовестность владения, при которой владелец не знает и не должен знать об их отсутствии у него права собственности. Однако, отсутствие правоустанавливающего документа само по себе еще не означает недобросовестности владельца; 4) владелец должен владеть имуществом открыто, то есть без утайки; 5) давностное владение отвечающее всем перечисленным выше условиям, должно быть непрерывным, должны отсутствовать со стороны владельца действия, свидетельствующие о признании им обязанности вернуть вещь собственнику или предъявленные со стороны собственника иски о возврате имущества.
В судебном заседании установлено, что истец добросовестно, открыто и непрерывно владеет жилым домом и земельным участком, расположенными по адресу: <адрес> с 1952 года по настоящее время, то есть более пятнадцати лет. Это вытекает из исследованных судом доказательств.
Обстоятельства владения и пользования вышеуказанным жилым домом и земельным участком истцом как своей собственностью: добросовестно, открыто и непрерывно с 1952 г. подтверждаются также исследованными судом материалами.
Согласно сообщению начальника Куйтунского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Иркутского филиала, в реестровой книге Куйтунского отделения «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по адресу: <адрес> недвижимое имущество на жилой дом, правоустанавливающая документации отсутствует, в связи с чем 29.09.2011 года был изготовлен технический паспорт для последующего обращения в суд с целью установления права собственности. (л.д.5).
Согласно адресной справке, выданной администрацией Куйтунского городского поселения, дому, принадлежащему Галичину А.Д. на основании справки от 07.03.1952 года, по адресу <адрес> в связи с инвентаризацией домов был присвоен следующий адрес: <адрес>. (л.д.6).
Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии №11/002/2011-820 от 21.10.2011 года и №11/002/2011-819 от 21.10.2011 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объекты недвижимого имущества – жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. (л.д.7,8).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, кадастровый номер №, расположенного по адресу <адрес>, площадью 1681+/-29 кв.м., сведения о правах на объект отсутствует. (л.д.9-10).
Согласно техническому паспорту на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 56,9 кв.м., жилой площадью 50,8 кв.м., сведения о правообладателях объекта отсутствуют (л.д.11-24).
На л.д.25 имеется справка Куйтунского сельского совета депутатов трудящихся, выданная 07.03.1952 года Галичину А.Д., в том, что ему отведена усадьба для постройки дома на <адрес>.
Согласно справке МУ КУМИ по Куйтунскому району №310 от 25.10.2011 года, жилой дом, расположенный по адресу: Иркутская область Куйтунский район <адрес> в Реестре муниципального имущества муниципального образования Куйтунский район не числится. (л.д.26).
На л.д.36-42 имеется технический паспорт на жилой дом по состоянию на 1959 год, владельцем указан Галичин А. Д..
Согласно ксерокопии домовой книги на л.д.43-44, Галичин А.Д. зарегистрирован по <адрес> зарегистрирован 12.04.1965 года.
В судебном заседании свидетель "СМР" показала, что знает истца с 1950 года, он проживает в <адрес> Жилой дом Галичин строил сам. С указанного времени Галичин А.Д. проживает в доме по <адрес>, проживает в нем по настоящее время. При доме имеется приусадебный участок.
В судебном заседании свидетель "ГШЛ" показал, что знает истца всю свою жизнь, проживает по соседству. Жилой дом по адресу <адрес> Галичин А.Д. построил сам в 1952 году, и с этого времени проживает в нем постоянно. Имеет приусадебный участок.
Согласно пункту 4 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301, 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Согласно статье 90 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. (в момент возникновения правоотношений) на требования государственных организаций о возврате государственного имущества из незаконного владения колхозов и иных кооперативных и других общественных организаций или граждан исковая давность не распространялась. Следовательно, на это имущество не мог быть распространен и срок приобретательной давности, так как он, согласно п. 4 ст. 234 ГК РФ, в отношении вещей, которые могут быть истребованы в соответствии со ст. 301 и 305 ГК РФ, начинает течь после истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
С 1 июля 1990 года вступил в силу Закон СССР "О собственности в СССР", статьей 31 которого установлено, что государство обеспечивает в законодательстве гражданам, организациям и другим собственникам равные условия защиты права собственности, в связи с чем утратили силу предусмотренные гражданским законодательством нормы о преимуществе в защите права государственной собственности.
С этого момента к требованиям государственных организаций о возврате государственного имущества исковая давность применяется на общих основаниях. Срок исковой давности в данном случае составлял 1 год (ст. 78 ГК РСФСР)
Поэтому течение срока приобретательной давности по данному делу могло начаться с момента, когда собственник дома узнал или мог узнать о возникновении права на иск, но не ранее 01 июля 1991 года
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, истец на протяжении более 15 лет открыто, добросовестно, непрерывно владел и владеет по настоящее время спорным жилым помещением.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований, возражений. Ответчик - администрация МО Куйтунский район, которая в силу закона является правопреемником соответствующих органов местного самоуправления, существовавших в период СССР – исполкомов, осуществлявших правомочия в отношении жилых помещений, расположенных в пределах муниципального образования и являющихся муниципальной собственностью, и которая в силу закона на сегодняшний день осуществляет данные правомочия, возражения на исковые требования не представила. Других лиц, могущих претендовать на спорное жилое помещение судом не установлено.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным признать за истцом право собственности на жилой дом и земельный участок, вследствие приобретательной давности, поскольку в судебном заседании нашли свое подтверждение его доводы о том, что он владеет указанным недвижимым имуществом открыто, добросовестно, непрерывно на протяжении более 15 лет.
Суд считает доказательства, представленные истцом, относимыми к предмету доказывания, допустимыми и достоверными, а в своей совокупности достаточными для установления права собственности на жилой дом и земельный участок.
На л.д.28 имеется копия удостоверения серии № в соответствии с которым Галичин А. Д. является инвалидом 2 группы.
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ, истцы - инвалиды I и II группы, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Галичина А. Д. удовлетворить.
Признать право собственности за Галичиным А. Д. на жилой дом общей площадью 56,9 кв.м., жилой площадью 50,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Признать право собственности за Галичиным А. Д. на земельный участок кадастровый номер №, площадью 1681 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности за Галичиным А. Д. на указанные жилой дом и земельный участок.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Куйтунский районный суд.
Председательствующий:
РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ