Решение по делу № 2-673/11 об обязании привести Устав МО в соответствии с действующим законодательством РФ.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П.Куйтун 14 декабря 2011 года

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П.,

При секретаре Хизовец Т.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-673-2011 по иску прокурора Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Куйтунского городского поселения, Думе Куйтунского муниципального образования об обязании привести Устав Куйтунского муниципального образования в соответствие с действующим законодательством РФ,

У с т а н о в и л:

В обоснование иска указано, что прокуратурой Куйтунского района в ходе осуществления надзора за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления муниципальных образований района, установлено следующее.

Решением Думы Куйтунского муниципального образования от 01.06.2010 г. № 71 утвержден Устав Куйтунского муниципального образования (далее – Устав), который 20.10.2010 г. был зарегистрирован отделом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области, был присвоен регистрационный номер RV385131012010001. В мае 2011 года проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что с момента регистрации изменения и дополнения в Устав Куйтунского муниципального образования не вносились.

Проведенной прокуратурой района повторной проверкой в сентябре 2011 года также установлено, что с момента регистрации изменения и дополнения в Устав Куйтунского муниципального образования не вносились и на сегодняшний день не внесены. При этом в 2010-2011 г.г. в законодательство о местном самоуправлении на уровне Российской Федерации неоднократно вносились изменения и дополнения, требующие приведение в соответствие нормативной правовой базы органов местного самоуправления, включая Устав.

Так, ст. 19 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ ««О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» внесены следующие изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ( далее по тексту - ФЗ № 131) :

- в пункте 3 части 1 статьи 17 слова «финансирование муниципальных учреждений,» заменены словами «осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также» (п. 3 ст. 7 Устава не приведен в соответствие);

- в пункте 7 части 1 статьи 55 слова «муниципальными учреждениями» заменено словами «казенными муниципальными учреждениями» (п. 7 ч. 2 ст. 56 Устава не приведен в соответствие);

- части 9 статьи 34 слова «Финансирование расходов на содержание» заменены словами «Финансовое обеспечение деятельности» (п. 5 ст. 22 Устава не приведен в соответствие);

- в пункте 6 части 10 статьи 35 слова «и учреждений, а также» заменены словами «, а также» (п. 6 ч. 1 ст. 31 Устава не приведен в соответствие);

Ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 191-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении" внесены изменения в ч. 1 ст. 17 ФЗ № 131, а именно дополняет пунктом 4.2 следующего содержания:

"4.2) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении";".

В ст. 7 Устава данный пункт отсутствует.

Ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункте 4.1 части 1 статьи 17 ФЗ № 131 слова "тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения),"исключает.

Данные слова в ст. 7 Устава не исключены.

Ст. 9 Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" излагается пункт 6 части 2 статьи 50 ФЗ № 131 в следующей редакции: "6) имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности;".

Изменение в ст. 52 Устава не учтено.

Ст. 2 Федерального закона от 20.03.2011 N 38-ФЗ "О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов" внесены в ФЗ № 131 следующие изменения:

- статья 24 дополнена частью 2.1 следующего содержания:

"2.1. В случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется.";

- ФЗ № 131дополнен статьей 35.1 следующего содержания:

"Статья 35.1. Фракции в представительном органе муниципального образования

1. Депутаты представительного органа муниципального образования, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), входят в депутатские объединения (во фракции) (далее - фракция), за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи. Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, и депутаты (депутат), избранные (избранный) в составе списка кандидатов политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), указанной в части 3 настоящей статьи.

2. Порядок деятельности фракций устанавливается законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом представительного органа муниципального образования.

3. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в представительном органе муниципального образования, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.

4. Депутат, избранный в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией (ее региональным отделением или иным структурным подразделением), не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.

5. Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в части 3 настоящей статьи, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.

6. Депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в части 3 настоящей статьи, и вступивший в политическую партию, которая имеет свою фракцию в представительном органе муниципального образования, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.

7. Несоблюдение требований, предусмотренных частями 4 - 6 настоящей статьи, влечет за собой прекращение депутатских полномочий.".

Данные изменение в ст. 11,12 Устава, а также дополнение не внесены.

Ст. 4 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ФЗ № 131 внесены изменения в пункт 5 части 1 статьи 14 после слов "в границах населенных пунктов поселения" дополняет словами ", включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест)".

В ст. 6 Устава изменения не внесены.

Федеральным законом от 03.05.2011 N 88-ФЗ "О внесении изменения в статью 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесено в часть 3 статьи 37 ФЗ № 131 изменение, изложена в следующей редакции:

"3. Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения - представительным органом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.".

Статья 38 Устава не изменена.

Ст. 3 Федерального закона от 11.07.2011 N 192-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 5 части 1 статьи 14 ФЗ № 131 после слов "в границах населенных пунктов поселения" дополняется словами "и обеспечение безопасности дорожного движения на них".

В Уставе ст. 6 не дополнена.

Ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 224-ФЗ "О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 20 части 1 статьи 14 ФЗ № 131 после слов "разрешений на строительство" дополняется словами "(за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами)".

Статья 6 в Уставе не дополнена.

Ст. 50 Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" вносится в ФЗ № 131 следующие изменения:- в части 1 статьи 14:

а) пункт 5 после слов "и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест)," дополняет словами "осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения,";

б) пункт 20 после слова "осуществлении" дополняет словом "муниципального";

в) пункт 27 дополняет словами ", а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения";

г) в пункте 32 слова "и надзора" исключает;

д) дополняет пунктом 35 следующего содержания:

"35) осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;";

е) дополняет пунктом 36 следующего содержания:

"36) осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны.";

- дополняет статьей 17.1 следующего содержания:

"Статья 17.1. Муниципальный контроль

1. Органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами.

2. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".".

Изменения в ст. 6 Устава, а также дополнения не внесены.

Ст. 11 Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункте 20 части 1 статьи 14 ФЗ № 131 слова ", капитального ремонта" исключаются.

Положения в п. 20 ст.6 Устава не исключены.

Ст. 24 Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ФЗ № 131 вносятся следующие изменения:

1) в части 1 статьи 14:

а) пункт 15 дополняется словами ", включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам";

б) дополняет пунктом 37 следующего содержания:

"37) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом.".

Изменения в ст. 6 Устава не внесены.

Ст. 4 Федерального закона от 25.07.2011 N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка досрочного прекращения полномочий депутата и замещения вакантных депутатских мандатов" Статья 40 ФЗ № 131 дополняется частью 11 следующего содержания:

"11. Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.".

Изменения в ст. 36 Устава не внесены.

Согласно ст. 1 ФЗ № 131 местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, в том числе, уставы муниципальных образований (ст. 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно ч.2 ст. 43, ст.7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования, не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 6, 8 ст. 44 ФЗ № 131 Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции, после чего подлежит опубликованию.

Согласно ч. 10 ст. 35 ФЗ № 131 в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие Устава и внесение в него изменений и дополнений. Аналогичные требования вытекают из п. 1 ч.1 ст.31 Устава Куйтунского муниципального образования.

Таким образом, непринятие Главой Куйтунского муниципального образования мер по приведению данного Устава муниципального образования в соответствие с действующим законодательством указывает на её бездействие, а также свидетельствует о создании препятствий к осуществлению гражданами права на местное самоуправление, правовой основой которого является принятие органами местного самоуправления актов, соответствующих действующему законодательству.

Просил признать ст.ст.6, 7, 11, 12, 36, 38, 52 Устава Куйтунского муниципального образования противоречащими действующему законодательству. Обязать Главу Куйтунского муниципального образования привести Устав Куйтунского муниципального образования в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в действующей редакции, зарегистрировать и опубликовать внесенные изменения и дополнения до конца ноября 2011 года.

Впоследствии прокурор Куйтунского района свои требования уточнил, просит:

1.Признать ст.ст.6, 7, 11, 12, 36, 38, 52 Устава Куйтунского муниципального образования противоречащими действующему законодательству.

2.Обязать администрацию Куйтунского городского поселения внести в Думу Куйтунского муниципального образования предложения о внесении изменений и дополнений в Устав Куйтунского муниципального образования по приведению его в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в действующей редакции в срок до 1 января 2012 года.

3.Обязать Думу Куйтунского муниципального образования привести Устав Куйтунского муниципального образования в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в действующей редакции.

В судебном заседании помощник прокурора Куйтунского района Кузьмина В.А. исковые требования поддержала по доводам, указанным в исковом заявлении.

Представитель администрации Куйтунского городского поселения по доверенности Козин Д.М. исковые требования признал и пояснил, что в настоящее время уже проводится работу по приведению Устава Куйтунского муниципального образования в соответствие с действующим законодательством.

Представитель Думы Куйтунского муниципального образования в судебное заседание не явился, хотя данный муниципальный орган власти надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Думы Куйтунского муниципального образования.

Суд, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

При изучении текста Устава Куйтунского муниципального образования судом установлено, что после регистрации Устава 20.10.2010г. в него не были внесены изменения и дополнения, вызванные внесением изменением и дополнений в законодательство о местном самоуправлении Российской Федерации, которые перечислены в исковом заявлении.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Куйтунского района подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования прокурора Куйтунского района удовлетворить.

Признать ст.ст.6, 7, 11, 12, 36, 38, 52 Устава Куйтунского муниципального образования противоречащими действующему законодательству.

Обязать администрацию Куйтунского городского поселения внести в Думу Куйтунского муниципального образования предложения о внесении изменений и дополнений в Устав Куйтунского муниципального образования по приведению его в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в действующей редакции в срок до 1 января 2012 года.

Обязать Думу Куйтунского муниципального образования привести Устав Куйтунского муниципального образования в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в действующей редакции.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Куйтунский районный суд.

Судья Степаненко В.П.

Решение не вступило в законную силу.