решение по делу №2-705/11 о признании права собственности на жилой дом



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 декабря 2011 года Р.п. Куйтун

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Балабан С.Г.,

при секретаре Яковец Н.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-705/2011 по иску Драчевой И. Н. к администрации Куйтунского городского поселения о признании права собственности на жилой дом,

УСТАНОВИЛ:

    

    Драчева И.Н. обратилась с иском к администрации Куйтунского городского поселения о признании права собственности на жилой <адрес> года постройки общей площадью 25, 1 кв.м., жилой площадью 17, 1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> В обоснование своего требования указала, что 20.07.1997г. мною по договору купли-продажи жилого помещения у гражданки "БББ" был приобретен жилой дом 1952 года постройки общей площадью 25, 1 кв.м. жилой площадью 17, 1 кв.м., расположенный по указанному адресу. В этот же день, указанный договор был зарегистрирован в органах БТИ, о чем ей было выдано Регистрационное удостоверение, подтверждающее мое право собственности на указанное жилое помещение. В последствии ей как собственнику жилого дома был предоставлен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1500 кв.м. 07.04.2009г. её право собственности на указанный земельный участок был зарегистрирован, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права. В 2011г. она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на принадлежащий ей жилой дом. Ей было разъяснено, что право собственности на вышеуказанный дом зарегистрировано быть не может, так как отсутствует документ, подтверждающий её право собственности на жилой дом. Договор купли-продажи от 20.07.1997г. на основании которого у неё возникло право собственности на спорный жилой дом, до настоящего времени не сохранился, однако её право собственности подтверждается Регистрационным удостоверением, выданным органами БТИ, осуществляющими регистрацию права собственности в момент заключения договора купли-продажи. В момент заключения договора купли-продажи спорного жилого дома, регистрацию прав на недвижимое имущество осуществляло бюро технической инвентаризации. При этом регистрация сделок с недвижимостью осуществлялось путем проставления штампов и исполнения регистрационных записей на соответствующем документе, а также, в некоторых случаях, путем выдачи регистрационного удостоверения. Таким образом, регистрационное удостоверение от 20.07.1997г., выданное на её имя БТИ до создания органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество, может рассматриваться как акт о праве на недвижимое имущество, выданное уполномоченным органом, в порядке, установленном законодательством, действующим на момент заключения договора купли-продажи жилой квартиры. В связи с изложенными обстоятельствами, считает, что у неё возникло право собственности на вышеуказанный жилой дом на основании договора купли-продажи от 20.07.1997г. Считает, что в связи с тем, что указанный договор не сохранился, зарегистрировать право собственности на квартиру не представляется возможным (л.д. 3-4).

    В судебном заседании Драчева И.Н. исковые требования поддержала, суду пояснила, что она приобрела указанный жилой дом у "БББ" 20 июля 1997 года, однако письменный договор купли-продажи жилого дома не заключался, у продавца из всех документов на дом были следующие документы: домовая книга и старый технический паспорт, и свидетельство о праве собственности на землю. Истица передала в счет купли-продажи дома денежные средства дочери "БББ", её фамилию она не помнит.

    Представитель администрации Куйтунского городского поселения Козин Д.М. надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, не сообщил суду об уважительных причинах неявки. Возражений против исковых требований в суд не представил (л.д. 27).

    На основании ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика.

    Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

На основании ч.1 ст.454 ГК РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

В соответствии с ч.1 ст.549 ГК РФ, по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).

На основании ст.550 ГК РФ, договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).

Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.

Согласно ч.ч.1,3 ст.551 ГК РФ, переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

В соответствии с ч.1 ст.552 ГК РФ, по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

    В судебном заседании из объяснений истца Драчевой И.Н. установлено, что письменный договор купли-продажи жилого дома 1952 года постройки общей площадью 25, 1 кв.м., жилой площадью 17, 1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> не составлялся. Исковое заявление готовил адвокат, который указал не соответствующие действительности сведения о заключении договора купли-продажи и его регистрации в БТИ.     

    Как следует из представленного суду технического паспорта, составленного Куйтунским отделением Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по состоянию от 30.06.2011г., на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> сведений о его правообладателе не содержит, то есть собственник его отсутствует (л.д. 7-20).

    Согласно кадастровому паспорту о земельном участке от 16.03.2011г. на земельный участок с кадастровым номером , площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, его собственником является Драчева И.Н. (л.д. 24).

    В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права Драчева И.Н. на основании постановления администрации п. Куйтун Иркутской области № 6 от 10.04.1993г. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу <адрес> (л.д. 23).

    Истицей предоставлено суду регистрационное удостоверение БТИ № 21 от 30.07.1997г. выданное Драчевой И.Н. о том, что домовладение <адрес> зарегистрировано по праву собственности за Драчевой И. Н., на основании решения Исполкома Куйтунского Совета народных депутатов от 20.07.1997г. (л.д. 22).

    Указанное регистрационное удостоверение БТИ не является правоустанавливающим документом, следовательно, не устанавливает право собственности истицы Драчевой И.Н. на спорный жилой дом.

    Согласно справке администрации Карымского сельского поселения от 26.09.2011г. № 711 в Карымском сельском поселении домовые книги не ведутся (л.д. 39).

    Таким образом, в судебном заседании установлено, что письменный договор купли-продажи жилого дома, расположенного по адресу <адрес> между Драчевой И.Н. и продавцом не заключался, что является основанием для отказа в удовлетворении требования о признании права собственности.

    Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

    

РЕШИЛ:

    В удовлетворении искового заявления Драчевой И. Н. к администрации Куйтунского городского поселения о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> отказать.

    Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Куйтунский районный суд, начиная с 29.12.2011г.

Председательствующий:

Решение не вступило в законную силу