РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2012г. Р.п. Куйтун
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Балабан С.Г., при секретаре Якимовой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-162/2012 по заявлению Пухлякова В. С. об оспаривании решения Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области об отказе в присвоении звания «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование указал, что 29.12.2011 года Управлением министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области было вынесено распоряжение № 307-РМ-В об отказе в присвоении звания «Ветеран труда». Истец с данным распоряжением не согласен. В соответствии с пп.2 п.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами труда являются лица: награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Согласно данной статье наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде, практика определения и учета которых обобщена письмом Минтруда России от 7 октября 1998 года №5635-КС «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда». К ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры РФ, Президиумов Верховного Совета бывшего СССР и РСФСР, Советов Министров бывшего СССР и РСФСР, Верховного суда бывшего СССР, Прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывшего СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства. Перечень ведомственных знаков отличия в труде, представленный в названном письме, не является исчерпывающим, поэтому отказ в присвоении звания «Ветеран труда» только по причине отсутствия названия той или иной награды в этом перечне является необоснованным. При присвоении этого звания учитываются нагрудные знаки министерств и ведомств за многолетнюю и плодотворную работу в системе данных министерств и ведомств. Дополнительным необходимым основанием предоставления лицу статуса «Ветеран труда» при условии наличия у него государственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде является продолжительность стажа работы, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Таким образом, приобретение статуса ветеран труда возможно в следующих случаях: наличие удостоверения «Ветеран труда», полученного по различным основаниям, предусмотренным нормативными актами в момент его получения; наличие орденов, медалей, почетных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, при наличии трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; наличие трудового стажа не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин при условии, что они начали трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны. Отказом в присвоении истцу звания «Ветеран труда» явилось не предоставления им решения Министерства деревообрабатывающей промышленности СССР о награждении данным знаком или ссылка на награждение от его имени. С выводами Управления министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Куйтунскому району согласиться нельзя, поскольку согласно п.4 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно пп.2 п.2 ст. 3 Закона Иркутской области от 18.07.2008 года № 44-ОЗ «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Иркутской области» с изменениями от 30.06.2009 года, 8.06.2011 года, документы подтверждающие наличие условий присвоения звания «Ветеран труда», установленных ст.2 настоящего Закона: а) документы, подтверждающие награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде. Б) документы, которые в соответствии с законодательством подтверждают наличие трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, либо трудового стажа не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин и начало трудовой деятельности в период Великой Отечественной войны (трудовые книжки, справки, выданные в установленном порядке уполномоченными органами (организациями), на основании архивных данных; документы о выслуге лет, выданные органами государственной власти и органами местного самоуправления; вступившие в законную силу решения судов об установлении трудового стажа, акты комиссий по установлению стажа в случае утраты документов в результате чрезвычайных ситуаций (экологические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые беспорядки и другие чрезвычайные обстоятельства); иные документы в соответствии с законодательством). Полагает, что распоряжение № 307-РМ-В об отказе в присвоении ему звания «Ветеран труда» нарушает его права и законные интересы, что в соответствии с п.1 ст. 256 ГПК РФ, ему представлено право обратиться в суд с заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод. Согласно уведомления № 16 о распоряжении от 29.12.2011 года №307-РМ-В об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» заявителю стало известно 30.01.2012 года. Согласно п.2 ст.256 ГПК РФ, пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. При вынесении данного распоряжения орган опеки и попечительства исходил из того, что заявителю необходимо представить иной документ, не упомянутый в п.2 ст.3 Закона Иркутской области от 18.07.2008 года №44-ОЗ «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Иркутской области» с изменениями. Просит восстановить пропущенный трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего; признать незаконным Распоряжение №307-РМ-В от 29.12.2011 года об отказе в присвоении звания «Ветеран труда».
В судебном заседании Пухляков В.С. свои требования уточнил, просил суд признать не законным Распоряжение Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 307-РМ-В от 29.12.2011 года об отказе в присвоении звания ему «Ветеран труда», в части не принятия знака отличия «За работу без аварий» 3 степени, как основание для присвоения ему звания «Ветеран труда».
Представитель заявителя Галяев С.В. уточненные требования полностью поддержал, суду пояснил, что с Пухлякова В.С. для разрешения вопроса наличии у него права на присвоение звания «Ветеран труда» незаконно требуют представление дополнительных документов, помимо его наград, которые законом не предусмотрены.
Представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по доверенности Яковлев Д.А. просил суд в соответствии со ст. 169 ГПК РФ отложить судебное разбирательство по настоящему делу. В обоснование указал, что министерству требуется дополнительное время для подготовки возражений относительно заявленных исковых требований, так как материалы поступили в Министерство факсимильной связью 06.04.2012г. в неполном объеме (л.д. 18-19).
В соответствии со ст. 257 ГПК РФ заявление (в порядке Главы 25 – Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих) рассматривается судом в течение десяти дней, а Верховным Судом Российской Федерации - в течение двух месяцев с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Заявление Пухлякова В.С. поступило в суд 03.04.2012г., материалы направлены в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области посредством факсимильной связи 06.04.2012г., что подтверждается представителем Министерства (л.д. 18). Из распоряжения Министерства № 307-РМ-В от 29.12.2011 года следует, что все необходимые документы по делу, представляемые Пухляковым В.С. в Министерстве изучались, кроме того, вновь были представлены судом. Таким образом, требование представителя Министерства о предоставлении дополнительного времени для подготовки возражений по заявленным Пухляковым В.С. требованиям суд считает не основанным на законе (ст. 257 ГПК РФ) и необоснованным, так как по документам представленным Пухляковым В.С. суду Министерство отказало ему в присвоении звания «Ветеран труда».
Суд, заслушав заявителя, его представителя, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.67 ГПК РФ в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Судом установлено, что Распоряжением Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 307-РМ-В от 29.12.2011 Пухлякову В.С. отказано в присвоении звания «Ветеран труда». В частности, так как документы, подтверждающие отнесение знака «За работу без аварий» 3 степени, награждение которым произведено на основании совместного постановления Всесоюзного лесопромышленного объединения «Иркутсклеспром» и президиума Иркутского обкома профсоюза, ведомственным знаком отличия о труде: решение Министерства деревообрабатывающей промышленности СССР о награждении данным знаком или ссылка о награждении от его имени, представлены не были (л.д. 6).
Согласно уведомлению Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Куйтунскому району № 16 распоряжение об отказе Пухлякову В.С. в присвоении звания «Ветеран труда» было направлено ему 30.01.2012г. (л.д. 7).
В соответствии с ч.1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Таким образом, Пухляков В.С. направив заявление по почте в суд 29.03.2012г. (л.д. 13) установленный законом трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением не пропустил, так как об отказе в присвоении ему звания «Ветеран труда» ему стало известно после 30.01.2012г.
В соответствии с ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Федеральным законом от 19.12.2005 г. N 163-ФЗ на субъекты РФ возложены полномочия по определению порядка и условий присвоения этого звания, т.е. органа, уполномоченного для принятия решения о присвоении звания "Ветеран труда", порядка подачи заявления и правоустанавливающих документов, сроков рассмотрения заявлений и принятия решения о присвоении звания
Во исполнение положений ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" на территории Иркутской области принят областной закон от 18.07.2008 г. № 44-ОЗ «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Иркутской области», согласно ст. 2 которого звание «Ветеран труда» присваивается: гражданам Российской Федерации, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, и награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде, а также гражданам Российской Федерации, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Звание "Ветеран труда" присваивается по заявлению лиц, претендующих на его присвоение.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 указанного закона присвоение звания "Ветеран труда" осуществляется исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным Правительством Иркутской области (далее - уполномоченный орган).
При этом, в соответствии со ст. 4 названного закона при присвоении звания "Ветеран труда" к ведомственным знакам отличия в труде, указанным в абзаце 1 статьи 2 настоящего Закона, относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды (почетные и похвальные грамоты, дипломы, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, почетные звания), награждение которыми произведено:
1) Правительством Российской Федерации;
2) руководителями федеральных органов государственной власти, министерств и ведомств;
3) руководителем Администрации Президента Российской Федерации;
4) Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;
5) руководителями аппаратов палат Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации;
6) председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
7) Генеральной прокуратурой Российской Федерации;
8) руководителями межгосударственных (межправительственных) органов, созданных государствами - участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации.
2. К ведомственным знакам отличия в труде относятся также нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Президиума Верховного Совета бывшего СССР, Президиумов Верховых Советов республик бывшего СССР, Совета Министров бывшего СССР, Советов Министров республик бывшего СССР, Верховного Суда бывшего СССР, Прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывшего СССР, а также министерств и ведомств республик бывшего СССР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
Как ведомственные знаки отличия в труде рассматриваются награды Академии наук СССР, Российской академии наук, Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ), Российской академии медицинских наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, Центросоюза, Роспотребсоюза, ВЦСПС, Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), ЦК профсоюзов, Центрального совета по управлению курортами профсоюзов СССР, Профкурорта, Центрального совета спортивных обществ профсоюзов, ДОСААФ, РОСТО, Советского и Российского комитетов защиты мира, Союза детских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, ЦК ВЛКСМ, Всероссийского общества "Знание", Общества спасения на водах (ОСВОД) РСФСР, Всероссийского общества охраны природы и других объединений, награды которых учитывались при присвоении звания "Ветеран труда" до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, при условии, что ими награждены работники, непосредственно состоявшие в штате указанных организаций или работавшие в их системе (согласно записям в трудовой книжке).
3. Лица, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор СССР", а также нагрудным знаком "Почетный донор России", пользуются правом на присвоение звания "Ветеран труда" независимо от того, являлись ли они штатными работниками Союза общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР или Российского общества Красного Креста.
4. Перечень ведомственных знаков отличия в труде, содержащийся в настоящей статье, не является исчерпывающим.
Уполномоченный орган вправе при присвоении звания "Ветеран труда" учитывать иные ведомственные знаки отличия в труде, которыми граждане были награждены за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд.
В соответствии с Общероссийским классификатором информации о населении (ОК 018-95), утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 №412, значок «За работу без аварий» 3 степени включен в список ведомственных наградных значков СССР.
Разрешая спорное правоотношение, суд пришел к выводу о наличии у заявителя права, при соблюдении условия достаточности трудового стажа (40 лет), на присвоение ему звания «Ветеран труда», так как имеющийся у истца документ, свидетельствующий о награждении его значком «За работу без аварий» 3 степени, подтверждает факт награждения Пухлякова В.С. ведомственным знаком отличия.
Так в удостоверении № 2 о награждении Пухлякова В.С. значком «За работу без аварий» 3 степени, выданного 08.05.1985г. имеется печать, где указано Министерство лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР (л.д. 8). Кроме того, в верхней части правой внутренней стороны удостоверения имеется надпись Иркутский обком профсоюзов рабочих лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности и Всесоюзного лесопромышленного объединения «Иркутсклеспром».
Из письма директора Центрального архива Всеобщей конфедерации профсоюзов - Международное профсоюзное объединение от 10.07.2008 следует, что награждение значком «За работу без аварий» 2 и 3 степени производилось совместным решением соответствующего территориального производственного объединения (управления) и обкома профсоюзов. Право награждения значком «За работу без аварий» 3 степени было делегировано Министерством и ЦК профсоюза местным организациям - производственным объединениям (управлениям) и областным комитетам профсоюзов (что подтверждается удостоверением).
С учетом указанных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что право награждения значком «За работу без аварий» 3 степени было делегировано Министерством лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР и Президиумом Центрального комитета профсоюза работников лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности соответственно – производственным объединениям (управлениям) и областным комитетам профсоюзов, а совокупность всех обстоятельств позволяет признать, что доводы Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, изложенные в Распоряжении № 307-РМ-В от 29.12.2011г. о не предоставлении Пухляковым В.С. документов, подтверждающих отнесение знака «За работу без аварий» 3 степени к ведомственным знакам, не основаны на законе.
В силу части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным распоряжение Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 307-РМ-В от 29.12.2011г. «Об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» в части не принятия знака отличия «За работу без аварий» 3 степени, как основания для присвоения Пухлякову В. С. звания «Ветеран труда».
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть, начиная с 16 апреля 2012 года, через Куйтунский районный суд.
Председательствующий судья: С.Г. Балабан
Решение не вступило в законную силу.