РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р.п. Куйтун 19 апреля 2012 года
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Балабан С.Г.,
при секретаре Якимовой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-140/2012 по исковому заявлению Моисеевой В. А. к Администрации муниципального образования Куйтунский район о признании права собственности на квартиру по приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
Моисеева В.А. обратилась с иском к администрации муниципального образования Куйтунский район о признании права собственности на квартиру расположенную по адресу <адрес> по приобретательной давности. В обоснование своих требований указала, что с 1994 года истица совместно со своей матерью и братом проживали вместе в трехкомнатной квартире расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>. В настоящее время в данной квартире она проживает одна. С момента вселения у них не было никаких документов кроме технического паспорта, выданного Куйтунским БТИ от 28.11.2011 года. В ноябре 2011 года они обратились в федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области для регистрации права собственности на квартиру. Однако в государственной регистрации права было отказано, так как нет правоустанавливающих документов на квартиру. В настоящее время администрацией Куйтунского городского поселения и администрацией муниципального образования Куйтунский район даны справки о том, что указанный дом № по <адрес> в <адрес> в Реестре муниципального имущества МО Куйтунский район, а также городского поселения, не значиться и рекомендовано обратиться в Куйтунский районный суд. Согласно техническому паспорту жилое помещение представляет собой трехкомнатную квартиру, в многоквартирном, двухэтажном брусчатом доме на первом этаже общей площадью 67,3 кв.м., в том числе жилой 40 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. В соответствии со ст. 234 ч.1 ГК РФ лицо-гражданин, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течении пятнадцати лет приобретает право собственности на это имущество. В данной квартире они проживают с 1994 года, исправно оплачивают электроэнергию, проводит текущий ремонт квартиры. Данные обстоятельства могут подтвердить свидетели. Просит признать право собственности на квартиру общей площадью 67,3 кв.м., находящуюся по адресу: <адрес>, <адрес>. (л.д. 4-5).
Истец Моисеева В.А. в судебное заседание не явилась, направила своего представителя по доверенности Магомадову Т.А. (л.д.16).
В судебном заседании представитель истца Магомадова Т.А. исковые требования поддержала, пояснила, что Моисеева В.А. действительно с момента рождения вместе со своей матерью и братом проживала в этом доме. В настоящее время в доме проживает только Моисеева В.А. Закон дает право, в связи с давностью проживания, более 15 лет, признать право собственности за гражданином. Моисеева В.А. оплачивала коммунальные услуги, владела и пользовалась квартирой как своим собственным имуществом открыто непрерывно и добросовестно. Не было возможности зарегистрировать право собственности, поскольку дом многоквартирный, не находится на балансе у администрации МО Куйтунский район, возможно зарегистрировать право только в судебном порядке. Просит признать право собственности за Моисеевой В.А. с правом последующей государственной регистрации права собственности в регистрационной службе.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Куйтунский район по доверенности Ян-Вен-Фа В.В. (л.д.23) просила удовлетворить исковые требования Моисеевой В.А. о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> <адрес>, поскольку администрация МО Куйтунский район к спорному дому отношения не имеет, дом в реестре муниципального имущества муниципального образования Куйтунский район, не числится (л.д.24-25).
Суд, заслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии с ч.3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со ст. 234 ч. 1 ГК РФ лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно ст. 11 ФЗ от 30.11.94г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» действие статьи 234 Кодекса (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса.
Право собственности на такое недвижимое имущество возникает у приобретшего его лица с момента государственной регистрации.
Согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ право собственности на недвижимое имущество, возникающее в силу приобретательной давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке.
Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в таких случаях вытекает из ст. 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Решение суда об удовлетворении заявления о признании права собственности в силу приобретательной давности является основанием для регистрации уполномоченным органом право собственности лица на недвижимое имущество.
Право собственности на стороне давностного владения возникает впервые или помимо воли и независимо от прав предшествующего собственника. Для приобретения права собственности по давности владения необходимы следующие обязательные условия: 1) истечение установленного в законе срок давности владения (15 лет для недвижимости), при этом давностный владелец может присоединить ко времени своего владения время, в течение которого имуществом владел его предшественник, если его владение также удовлетворяло всем указанным в законе условиям и если к нынешнему владельцу имущество перешло в порядке общего или специального правопреемства. До истечения срока давностный владелец является беститульным владельцем; 2) давностный владелец должен владеть имуществом как своим собственным без оглядки на то, что у него есть собственник; 3) добросовестность владения, при которой владелец не знает и не должен знать об их отсутствии у него права собственности. Однако, отсутствие правоустанавливающего документа само по себе еще не означает недобросовестности владельца; 4) владелец должен владеть имуществом открыто, то есть без утайки; 5) давностное владение отвечающее всем перечисленным выше условиям, должно быть непрерывным, должны отсутствовать со стороны владельца действия, свидетельствующие о признании им обязанности вернуть вещь собственнику или предъявленные со стороны собственника иски о возврате имущества.
В судебном заседании свидетель "МИТ" пояснила, что проживает в доме по <адрес> в <адрес> с 2003 года. До этого времени проживала в частном доме, напротив дома № по <адрес>. Истицу знает с рождения. Моисеева В.А. жила с родителями. Проживают более 15 лет. Дом был построен в 1980-х годах.
Согласно уведомлению Тулунского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах на объект недвижимого имущества квартиру, расположенную по адресу: <адрес> отсутствуют (л.д. 9).
Из технического паспорта Куйтунского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» филиала по Иркутской области видно, что на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> <адрес> права собственности или иные вещные права, ограничения (обременения) до 2011 года не зарегистрированы (л.д. 10-15).
Согласно справке МУ «КУМИ Администрации МО Куйтунский район» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества муниципального образования Куйтунский район не числится (л.д.6).
Согласно справке Куйтунского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», по адресу: <адрес> документов, подтверждающих право собственности нет (л.д.7).
Согласно справке администрации Куйтунского городского поселения от 26.12.2011 года, многоквартирный, двухэтажный жилой дом по адресу: <адрес> <адрес> в реестре муниципального имущества Куйтунского городского поселения, не значится (л.д.8).
Согласно пункту 4 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301, 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Согласно статье 90 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. (в момент возникновения правоотношений) на требования государственных организаций о возврате государственного имущества из незаконного владения колхозов и иных кооперативных и других общественных организаций или граждан исковая давность не распространялась. Следовательно, на это имущество не мог быть распространен и срок приобретательной давности, так как он, согласно п. 4 ст. 234 ГК РФ, в отношении вещей, которые могут быть истребованы в соответствии со ст. 301 и 305 ГК РФ, начинает течь после истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
С 1 июля 1990 года вступил в силу Закон СССР "О собственности в СССР", статьей 31 которого установлено, что государство обеспечивает в законодательстве гражданам, организациям и другим собственникам равные условия защиты права собственности, в связи с чем утратили силу предусмотренные гражданским законодательством нормы о преимуществе в защите права государственной собственности.
С этого момента к требованиям государственных организаций о возврате государственного имущества исковая давность применяется на общих основаниях. Срок исковой давности в данном случае составлял 1 год (ст. 78 ГК РСФСР)
Поэтому течение срока приобретательной давности по данному делу могло начаться с момента, когда собственник дома узнал или мог узнать о возникновении права на иск, но не ранее 01 июля 1991 года
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, истец на протяжении более 15 лет открыто, добросовестно, непрерывно владел и владеет по настоящее время спорным жилым помещением (с 1994 года - 18 лет).
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований, возражений. Ответчик - администрация муниципального образования Куйтунский район, которая в силу закона является правопреемником соответствующих органов местного самоуправления, существовавших в период СССР – исполкомов, осуществлявших правомочия в отношении жилых помещений, расположенных в пределах муниципального образования и являющихся муниципальной собственностью, и которая в силу закона на сегодняшний день осуществляет данные правомочия, исковые требования признала. Других лиц, могущих претендовать на спорное жилое помещение судом не установлено.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным признать за Моисеевой В.А. право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> <адрес>, вследствие приобретательной давности, поскольку в судебном заседании нашли свое подтверждение доводы истца о том, что он владеет указанной квартирой открыто, добросовестно, непрерывно на протяжении более 15 лет.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Моисеевой В. А. удовлетворить.
Признать право собственности Моисеевой В. А. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 67, 3 кв.м.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности Моисеевой В. А. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 67, 3 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его вынесения через Куйтунский районный суд.
ПредседательствующийРешение не вступило в законную силу.