Решение по делу № 2-173/12 об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р.п. Куйтун 14 мая 2012г.

    Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Балабан С.Г., при секретаре Якимовой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-173/2012 по иску Крюковой Е. Ю. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Куйтунском районе Иркутской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

    В обоснование своих требований Крюкова Е.Ю. указала, что 7 марта 2012 года она обратилась в УПФР в Куйтунском районе Иркутской    области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. 15 марта 2012 года УПРФ в Куйтунском районе приняло решение отказать в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. С решением не согласна, считает отказ незаконным и необоснованным. При исчислении льготного трудового стажа истицы УПФР учитывает его в календарном порядке с 01.11.1999г., и не учитывает курсы повышения квалификации. С 10.09.1990г. по 10.11.1990г., с 30.11.1994г. по 30.12.1994г. В силу занимаемой ею должности она обязана периодически проходить курсы повышения квалификации на соответствующих профильных курсах. На курсы истица была направлена работодателем. В соответствии со ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поскольку в период нахождения на курсах с 10.09.1990г. по 10.11.1990г. и с 30.11.1994г. по 30.12.1994г. трудовой договор с ней не расторгался, и выплачивалась заработная плата, из которой работодатель производил отчисление страховых взносов в ПФ РФ, указанный период подлежит включению в специальный стаж. Согласно пп.11 п. 1 ст. 28 ФЗ от 17.12.2001г. №173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная (льготная) пенсия по старости медицинским работникам может быть назначена досрочно лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городских и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, не зависимо от их возраста. Список должностей медицинских работников (работников здравоохранения) и учреждений работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости медицинским работникам, оказывающим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населению в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» утвержден постановлением правительства РФ от 29 октября 2002г. № 781. Периоды работы в должностях медицинских работников указанных в списке засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселках городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца. Просит включить в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости периоды работы с 10.09.1990г. по 10.11.1990г. и с 30.11.1994г. по 30.12.1994г. курсы повышения квалификации. С 01.11.1999 года учитывать в льготном периоде. Назначить выплату пенсии с момента обращения в ПФРФ в Куйтунском районе Иркутской области с 07.03.2012 г. (л.д.5-6).

    В судебном заседании Крюкова Е.Ю. свои исковые требования уточнила, просила суд обязать ответчика учитывать стаж её работы в должности медицинской сестры с 01.11.1999г. в льготном исчислении; обязать ответчика назначить выплату досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения 07.03.2012г. (л.д. 34). Свои уточненные исковые требования полностью поддержала, суду пояснила, что с 1999 года работала постовой или дежурной медицинской сестрой хирургического отделения больницы.

В письменных возражениях на исковое заявление начальник Управления Пенсионного фонда РФ в Куйтунском районе, указала, что в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Крюковой Е.Ю. было отказано по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Законом о трудовых пенсиях предусмотрено специальное пенсионное обеспечение для медицинских работников в виде назначения досрочной трудовой пенсии по старости. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочную трудовую пенсию предоставляется лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах, предоставляется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста. Учитывая условия и характер труда медицинских работников и с целью реализации положения названной статьи, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения. В соответствии с пунктом 5 Правил постановления Правительства № 781 от 29.10.2002 года периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке. При установлении пенсии до 1 января 2002г применялись нормы Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990г № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004г. № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правого регулирования, т.е. действовавшие на 31 декабря 2001года. К таким нормативным правовым актам, в частности, относились постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно -эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на выслугу лет» (далее именуется - Постановление № 464), постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», регулировавшие пенсионное обеспечение медицинских работников за период работы до 1 ноября 1999 года, и после указанной даты соответственно. С учётом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П исчисление стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет медицинских работников может производиться по условиям и нормам, установленным в вышеназванных нормативных правовых актах. При этом, исчисление стажа на соответствующих видах работ после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсия в Российской Федерации» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» производится в порядке, предусмотренного Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утверждёнными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г № 781. Таким образом, при назначении досрочной трудовой пенсии по старости медицинским работникам при подсчёте стажа должны одновременно применяться за соответствующие периоды как «старые» нормативные правовые акты, так и «новые» нормативные правовые акты. Каждый год работы за период до 01.11.1999 года должен засчитываться по «старым» правилам, с применением льготного порядка, предусмотренного абзацем вторым пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.06.1991 года № 464, в соответствии с которым работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или посёлке городского типа (рабочем посёлке) следует считать за один год и 3 месяца. Выслуга лет, протекавшая в сельской местности после 01.11.1999 года, должна исчисляться по «новым» правилам в соответствии с Правилами исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья, утверждёнными Постановлением Правительства от 22 сентября 1999 года № 1066 далее именуется Правила, утверждённые Постановлением Правительства от 22.09.1999 года № 1066), которые не предусматривают льготный порядок исчисления выслуги за период работы после 01.11.1999 года, если работа протекала только в сельской местности. Это означает, что выслуга лет в сельской местности, начиная с указанной даты, исчисляется в календарном порядке. Период работы с 01.11.1999 года невозможно засчитать в льготном порядке, так как льгота по подсчёту стажа с учётом работы в сельской местности применяется только в том случае, если пенсия назначается при 30-летнем стаже работы, и при этом стаж складывается как из работы в городах, так и из работы в сельской местности (в посёлке городского типа, в рабочем посёлке). В таком случае год работы в сельской местности засчитывается в медицинский стаж как 1 год 3 месяца. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы с 10.09.1990г. по 10.11.1990г. и с 30.11.1994г. по 30.12.1994г., не засчитываются в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно пункту 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Период нахождения на курсах повышения квалификации в указанном перечне не предусмотрен. Таким образом, правовых оснований засчитывать период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, не имеется.     В связи с отсутствием у истца требуемого льготного трудового стажа на соответствующих видах работ, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований Крюковой Е.Ю.

    В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Гарипова З.Д. исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.

    В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Васильева Н.С. исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.

    Суд, заслушав объяснение сторон, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующим выводам.

В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года (в ред. 01.12.2007г.) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона: лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.

    Истец Крюкова Е.Ю. принята на работу медицинской сестрой в хирургическое отделение Куйтунской Центральной районной больницы, в последствии переименованной в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Куйтунская центральная районная больница, и с 07.07.1990г. и до 10.11.2008г. работала в указанной должности. С 11.11.2008г. переведена на должность медицинской сестры эндокринолога, с 01.01.2010г. переведена на должность медицинской сестры поликлиники, с 01.06.2011г. переведена на должность медицинской сестры приемного отделения и в указанной должности работает в Муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения «Куйтунская центральная районная больница» до настоящего времени (л.д. 10-12).

    07 марта 2012 года истица обратилась с заявлением в Управление ПФ РФ (ГУ) в Куйтунском районе Иркутской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением Управления ПФ РФ (ГУ) в Куйтунском районе Иркутской области от 15.03.2012г. № 4/21 Крюковой Е.Ю. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в виду того, что стаж истицы с учетом льготного порядка исчисления до 01.11.1999г. (1 год за 1 год и 9 месяцев) на 07.03.2012г. составил 22 года 2 месяца 24 дня, при требуемом 25 лет. Ответчиком в стаж на соответствующих видах работ не включены следующие периоды работы: курсы повышения квалификации, отпуска без сохранения заработной платы, отпуск по уходу за ребенком (л.д. 7-9).

Согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работника на курсы повышения квалификации за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За указанные периоды работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Повышение квалификации и специализация являются обязанностью работника, возложенной на него трудовым законодательством. Уклонение от исполнения данной обязанности обуславливает невозможность выполнения лицом, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, своих должностных обязанностей с должной квалификацией. Законодательством о труде также установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (п.4 ст.196 ТК РФ).

Кроме того, медицинская деятельность невозможна без постоянного обучения с целью повышения квалификации.    В судебном заседании установлено, что Крюкова Е.Ю. на основании приказов работодателя № 193 от 10.09.1990г., № 100 от 21.11.1994г, в периоды с 10.09.1990 по 10.11.1990; с 30.11.1994г. по 30.12.1994г. направлялась на курсы повышения квалификации (л.д. 15, 18).Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.За весь этот период ей была начислена заработная плата, страховые взносы начислены и перечислены в Пенсионный фонд. Следовательно, указанные периоды работы работника являются страховыми и поэтому подлежат включению в страховой стаж для начисления трудовой пенсии как соответствующие требованиям пенсионного законодательства. Однако время обучения подлежит включению в стаж в соответствии с календарным временем прохождения курсов, поскольку в указанные периоды времени непосредственно исполнение должностных обязанностей, за которые предусмотрено кратное увеличение календарного периода времени при включении его в льготный стаж Крюковой Е.Ю. не осуществлялось. Между тем, суд считает необоснованными требование истца Крюковой Е.Ю. о включении в специальный стаж периода ее работы с 01.11.1999 по 07.03.2012г. г. из расчета 1 год работы за 1 год 9 месяцев, при этом он исходит из следующего: В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. В части оспариваемого истцом периода действовал Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.1990г. № 340-1. Согласно ст. 81 указанного Закона - пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. В соответствии со ст. 83 Закона - Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Советом Министров РСФСР. Таким образом, Закон РСФСР № 340-1 позволяет засчитывать в стаж «специальной работы» профессиональную деятельность медицинских работников независимо от того, где осуществляется их лечебная и иная работа по охране здоровья населения, поскольку этим Законом Правительству РСФСР не делегировалось право определять Списки соответствующих учреждений, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР "Об утверждении списка профессий и должностей работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" от 06.09.1991 за N 464 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 27.08.1992 N 634, от 23.07.1993 N 701, от 22.09.1993 N 953) исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, то есть врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от учреждений всех форм собственности, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считается за один год и 3 месяца. Кроме того, согласно этому же постановлению для среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров... один год работы в этих должностях и подразделениях считается за один год и 6 месяцев. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" утвержден новый Список, в котором были указаны конкретные наименования должностей, в результате чего лишились права на включение в стаж периодов работы после 1 ноября 1999г. некоторые категории медицинских работников, которые ранее это право имели. Правилами также было определено, что с 01.11.1999г. коэффициент 1,3 применим только в случае «смешанного стажа» работы: город и сельская местность, в противном случае, работа в сельской местности учитывается в календарном порядке: один год работы – за один год стажа. Отмечено также, что «льготный коэффициент 1,6» применим при условии занятости на соответствующих должностях в течение полного рабочего дня, и работа в отделениях хирургического профиля учитывается в льготном порядке при занятии должности оперирующего врача или операционной медицинской сестры. Крюкова Е.Ю. весь период своей трудовой деятельности выполняла работу в Куйтунской центральной районной больнице в рабочем поселке Куйтун, то есть только в сельской местности. С 01.01.2002г. в действие вступил Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ. В соответствии с указанным Законом лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, имеют право на установление трудовой пенсии по старости независимо от возраста (подпункт 20 пункта 1 статьи 27). Таким образом, Федеральный закон право на установление трудовой пенсии по старости независимо от возраста для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, связывает с продолжительностью лечебной и иной деятельности по охране здоровья, при этом Списки соответствующих должностей и учреждений утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27). На момент издания Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N 781 аналогичная норма содержалась в пункте 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (изменения внесены Федеральным законом от 30 декабря 2008г. N 319-ФЗ). Осуществляя предоставленные ему полномочия, Правительство Российской Федерации утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Постановление от 29 октября 2002 г. N 781).     В Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 сохранена норма, согласно которой работа в сельской местности, поселках городского типа, рабочих поселках исчисляется в льготном порядке (за один год работы - один год и три месяца стажа) - п.п. «а» п.5 Правил. Согласно п.п. «б» п.5 Правил лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как один год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил. При этом, исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа, производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» этого пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы. То есть, законодатель впервые предусмотрел возможность применения двух льгот, указав конкретно, при каких условиях и в отношении каких медицинских работников это возможно. Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что законодатель имеет право определять порядок реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, изменять или дополнять его. Для этого соответствующие полномочия делегируются Правительству РФ. Однако, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004г. № 2-П, со ссылками на Постановление от 24.05.2001г. № 8-П и Определение от 05.11.2002г. № 320-О - в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшими на момент приобретения права.Из материалов дела видно, что истица свою трудовую деятельность осуществляла только в сельской местности, в связи с чем положение п.п. "а" п. 5 Правил исчисления периода работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, к ней не может быть применено. При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы. Указанный льготный порядок исчисления стажа медицинской работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) применялся при назначении пенсии до 1 ноября 1999 г. независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет").

После 1 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке). Если же работа протекала только в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (п. 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения").

Аналогичный порядок подсчета специального стажа работы применяется и к тем медицинским работникам, которым такой стаж определяется на основании Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

Должности «дежурной», «постовой» медсестры не предусмотрены в Перечне должностей среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев, утвержденном постановлениями Правительства РФ N 781 и N 1066.

Следовательно, льготное исчисление стажа Крюковой Е.Ю. не может быть применено к периодам работы истца после 01.11.1999г., так как указанное выше законодательство, предусматривает льготное исчисление стажа после указанной даты только для операционных медсестер отделений хирургического профиля стационаров (льготный коэффициент 1,6), а также имеющих смешанный стаж работы, как в городе, так и в сельской местности (льготный коэффициент 1,3), Крюкова Е.Ю. же с 1999г. и по настоящее время не являлась и не является операционной медсестрой и не имеет «смешанного» стажа работы.

Таким образом, в удовлетворении требования истца о включении в специальный стаж периода работы с 01.11.1999г. по 07.03.2012г. из расчета 1 год работы за 1 год 9 месяцев должно быть отказано.

С учетом включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации, стаж лечебной и иной деятельности истца по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения на 07.03.2012г. с учетом льготного порядка исчисления до 01.11.1999г. (1 год работы за 1 год и 9 месяцев) Крюковой Е.Ю. составляет 22 года 4 месяца 24 дня.

Таким образом, на момент обращения Крюковой Е.Ю. за назначением досрочной трудовой пенсией по старости необходимый 25 летний стаж лечебной работы по охране здоровья населения у нее отсутствует. Следовательно, в удовлетворении требования истца о назначении пенсии по старости на льготных условиях с 07.03.2012г. должно быть отказано.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Заявление Крюковой Е. Ю. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Куйтунском районе Иркутской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворить частично.

    Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Куйтунском районе засчитать Крюковой Е. Ю. в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.09.1990г. по 10.11.1990г., с 30.11.1994г. по 30.12.1994г.

    В удовлетворении исковых требований Крюковой Е. Ю. обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Куйтунском районе Иркутской области учитывать стаж её работы в должности медицинской сестры с 01.11.1999г. в льготном исчислении, обязать назначить выплату досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения 07.03.2012г. отказать.

     Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть, начиная с 21 мая 2012 года, через Куйтунский районный суд.

Председательствующий судья: С.Г. Балабан

Решение не вступило в законную силу.