решение по делу №2-88/11 о признании получения суммарной эффективной дозы облучения вследствии ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2011 г.Р.п.Куйтун

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Балабан С.Г., при секретаре Яковец Н.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-88/2011 по иску Долгодворова С.П. к Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Куйтунскому району, Министерству социального развития опеки и попечительства Иркутской области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании получения суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 25 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, об обязании Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий внести сведения в удостоверение №, выданное 26 марта 2010г.,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований Долгодворов С.П. указал, что в период с 01.01.1963 г. по 31.12.1963г он проживал в с. Вишневка Рубцовского района Алтайского края. Факт его проживания в данный период в с. Вишневка Рубцовского района Алтайского края установлен в судебном порядке Куйтунским районным судом 02.03.2009 года. Согласно части первой статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 2-ФЗ « О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949-1963 г. населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные данным Федеральным законом. Таким образом, законодатель выделил непрерывный период с 1949 по 1963г, и гражданам, проживающим в этот период в населенных пунктах, включенных Правительством РФ в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, гарантируются меры социальной поддержки, установленные данным Федеральным законом. Это же подтвердил и Конституционный Суд РФ в своем Определении от 04.12.2007 года № 960-О-П: «Как следует из названного законоположения – с учетом целевого предназначения данного Федерального закона, выраженного в его преамбуле – меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействиемвследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодательством пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том, что проживание лица в 1949-1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов»

Из этого исходит и Федеральный закон № 3 –ФЗ от 9 января 1996 года « О радиационной безопасности населения», который предусматривает, что граждане имеют право на радиационную безопасность, а в случае нарушения указанного права гражданам гарантируется предоставление мер социальной поддержки, т.е. возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и причиненных им убытков (статьи 22,25 и 26). С учетом указанных законоположений в системном толковании со ст. 2 действовавшего на тот момент Федерального закона от 19 августа 1995 года «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», определявшей льготы и компенсации граждан, получившим в периоды радиационного воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 14 декабря 1999 года № 197 – О, пришел к выводу, что суды общей юрисдикции вправе решать вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказались нарушенными. В своем Определении Конституционный Суд определил: п.2 Конституционно-правовой смысл части первой ст. 1 Федерального закона « О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», выявленный в настоящем Определении на основе ранее выраженных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Вместе с тем, в вышеуказанном Определении Конституционного Суда РФ указывается, что «условия и порядок реализации государством названной обязанности, включая процедуры назначения и определения размера компенсационных выплат, формы социальной поддержки пострадавших лиц и их дифференциацию, в частности в зависимости от объема вреда, определяются федеральным законодателем, который при реализации своих дискреционных полномочий, во всяком случае, не должен ставить под сомнение право пострадавших на получение возмещение вреда, и призван стремиться к обеспечению такого возмещения в полном объеме. В Определении Конституционного Суда РФ от 11.07.2006г. № 404 –О «По запросу Калининградской области Думы о проверке конституционности подпункта «б» пункта 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» указывается: «Развивая» приведенные правовые позиции, изложенные в постановлениях от 1 декабря 1997 года № 18-П и от 19 июня 2002 года № 11-П, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 апреля 2006 года № 89-О по запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода пришел к выводу, что государство не может произвольно отказаться от уже признанного им статуса определенных категорий граждан и снижать обусловленный этим статусом объём социальных гарантий, поскольку в противном случае подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону, умаляется достоинство личности. Признание за гражданами, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, права на возмещение вреда здоровью свидетельствует о принятии государством на себя обязанности по возмещению такого вреда, в том числе в виде предоставления мер социальной поддержки. Соответственно, и механизм исполнения государством своей обязанности не должен быть таковым, чтобы им ограничивались права этих граждан или сужался круг лиц, уже признанных законом в качестве получателей этих мер.

Нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, изданные по поручению законодателя в целях создания правового механизма реализации законодательных предписаний, не могут противоречить закону и подменять собою его нормы».

Согласно Приказу МЧС № 540 от 18.09.2009г. « В соответствии с утвержденным Порядком удостоверения выдаются гражданам РФ, которые проживали в 1949-1963 г в населенныхпунктах, на территории РФ и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатенском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 с3в (бэр). Для получения удостоверения гражданам необходимо обращаться по месту жительства в орган исполнительной власти субъектов РФ. Удостоверение оформляются МЧС РФ в течение 2 месяцев со дня поступления представлений об оформлении и выдачи удостоверения от уполномоченных органов. При обращении граждан за получением удостоверения и предоставлении документов о проживании в соответствующем населенном пункте за пределами радиационного воздействия. От граждан могут быть истребованы документы о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения, на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Указание в ст. 5 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатенском полигоне» на определение порядка выдачи удостоверений единого образца, на основании которых предоставляются меры социальной поддержки, не предполагает установление им круга лиц, имеющих право на получение таких мер, и условий, с которыми связывается право на их получение. Законодатель в Федеральном законе от 10.01.2002 года №2-ФЗ установил период радиационного воздействия с 1949 года по 1963 год для жителей населенных пунктов, включенных в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатенском полигоне. При подготовке Распоряжения Правительства РФ от 08 февраля 2002 года №156-р Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействие вследствие ядерных испытаний на Семипалатенском полигоне в период 1949-1963 г. по заключению Российской научной комиссии по радиационной защите, являющейся научно обоснованным, прошел согласование с МЧС России, Минздравом России, Минтрудом России, Минатомом России, Минобороны России, Минюстом России (эта информация из упомянутого выше решения Верховного суда РФ). Доза облучения населения с. Вишневка Рубцовского района, настоящим Распоряжением установлена свыше 25 с3в (бэр) от ядерного испытания 29.08.1949 г. Данный факт также подтверждается судебной практикой. В частностисудебные решения в отношении его родного брата ППП, проживавшего в с. Вишневка с 01 сентября 1961 г. по 31.12.1963 г., двоюродных братьев ШШШ и ЧЧЧ, проживающих в с. Вишневка с 01.09.1963 г. по 31.12.1963 г. подтверждают их права на меры социальной поддержки. Они жили в одно и том же месте, в одно и тоже время, находясь под воздействием одного и того же Семипалатинского полигона. Просит признать его подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатенском полигоне с полученной суммарной (накоплено) эффективной дозой облучения более 25 сЗв (бэр). Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, внести в удостоверение единого образца №, выданного 26 марта 2010 года, подтверждающее право на получение льгот и компенсаций, установленных Законом РФ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10 января 1994 года № 2-ФЗ с указанием сведений Долгодворов С.П., место проживания – с. Вишневка, Рубцовского района, Алтайского края, период проживания – с 1 января 1963г. по 31.01.1963г., полученная суммарная (накопительная) эффективная доза облучения – более 25 сЗв (бэр) (л.д. 4-7).

В судебном заседании Долгодворов С.П. свои исковые требования полностью поддержал, суду пояснил, что Министерство социального развития, куда он обращался за льготами, в предоставлении льгот ему отказало. Кировским районным судом г. Иркутска было вынесено решение от 20.11.2009г. о признании истца подвергшимся радиационному воздействию. С указанным решением он обратился в Управление Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Куйтунскому району. В управлении скомплектовали его документы и отправили в Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области, оттуда отправили в МЧС России в Москву. Из МЧС России пришло удостоверение на имя истца без указания полученной дозы облучения, которое истцу было выдано 26.03.2010г. Считает, что доза облучения, которую истец получил, определяется документами, принятыми Правительством РФ в которых установлен населенный пункт с. Вишневка, Рубцовского района Алтайского края. Предъявленные им исковые требования он уточнять не желает, настаивает на их удовлетворении. Бремя доказывания по настоящему делу ему разъяснено и понятно. Ходатайств об истребовании доказательств не имеет, считает возможным рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам (л.д. 55-57).

Представитель управления Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Куйтунскому району по доверенности Карнакова Г.М. (л.д. 54) с исковыми требованиями согласилась, суду пояснила, что истцу было выдано удостоверение без указания полученной суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения, поэтому управлением было отказано в предоставлении льгот. Льготы предоставляются при заполнении именно дозы облучения свыше 25 сЗв (бэр). Считает, что Долгодворову С.П. нужно признать по решению суда, что он является подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с полученной суммарной (накопительной) эффективной дозой облучения более 25 сЗв (бэр), это подтверждает его право на меры социальной поддержки. Управление не выдает такие документы, оно собирает пакет документов и направляет в Управление министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области, те в свою очередь направляют пакет документов в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое и выдает удостоверение установленного образца.

Представитель Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по доверенности Власова В.А. (л.д. 44-46) с исковыми требованиями не согласилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии со ст. 1 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» порядок отнесения граждан к категории лиц подвергшимся радиационному воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ № 634 от 15.11.2004г. утверждены «Правила отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне». В соответствие с п. 5 указанных правил подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые МЧС РФ. Постановлением правительства РФ № 849 от 27.12.2004г. утверждены «Правила выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». В соответствии с п. 4 указанных правил Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области уполномочено: а) осуществлять прием документов и заверять их (оригиналы документов возвращаются заявителю); б) снимать копии с представленных документов и заверять их (оригиналы документов возвращаются заявителю); в) проводить проверку представленных документов; г) вносить сведения в реестр учета граждан подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, форма и правило ведения, которого утверждаются МЧС России; д) направлять в МЧС России в месячный срок со дня подачи документов, указанных в п. 3 Правил, представления о выдаче удостоверений, к которым прилагаются заверенные в установленном порядке выписки из реестра, а также копии представленных документов. Других полномочий в соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ № 849 от 27.12.2004г. у министерства нет. В соответствии с решением Куйтунского районного суда Иркутской области от 02.03.2009г. и решением Кировского районного суда г.Иркутска Долгодворову С.П. было выдано удостоверение единого образца, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В соответствии с п. 5 Порядка удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденным Приказом МЧС РФ от 18.09.2009г. № 540 удостоверения оформляются МЧС РФ в течение двух месяцев со дня поступления представлений об оформлении и выдаче удостоверений от уполномоченных органов. Считает, что свои полномочия в отношении истца по спорному иску министерство исполнило. Из текста искового заявления не ясно, к какому из ответчиков предъявлены исковые требования о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с полученной суммарной (накопленной) эффективной дозой облучения более 25 сЗв (бэр). На основании изложенного, считает, что требования Долгодворова С.П. к Минсоцразвитию Иркутской области необоснованны, в удовлетворении исковых требований просит отказать (л.д. 44-45).

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителя в судебное заседание не направил, о причинах неявки суд не известил. О рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. Согласно ст. 167 ч.4 ГПК РФ судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика - Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.

Конституция Российской Федерации устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), а также право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53). Этим конституционным положениям корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.

Основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией. Факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" установленные данным Федеральным законом меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

Как следует из названного законоположения - с учетом целевого предназначения данного Федерального закона, выраженного в его преамбуле, - меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том, что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов.

Таким образом, субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; данный статус лица определяется с учетом положений Конституции Российской Федерации объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний.

Из этого исходит и Федеральный закон от 9 января 1996 года "О радиационной безопасности населения", который предусматривает, что граждане имеют право на радиационную безопасность, а в случае нарушения указанного права гражданам гарантируется предоставление мер социальной поддержки, т.е. возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и причиненных им убытков (статьи 22, 25 и 26). С учетом указанных законоположений в системном истолковании со статьей 2 действовавшего на тот момент Федерального закона от 19 августа 1995 года "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", определявшей льготы и компенсации гражданам, получившим в периоды радиационного воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 14 декабря 1999 года N 197-О пришел к выводу, что суды общей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказались нарушенными.

Обстоятельствами, имеющими значение для дела являются: проживание истца в 1949-1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; получение в период проживания суммарной дозы облучения; объем полученной дозы облучения.

Таким образом, возникновение права у граждан на льготы и компенсации связывается с двумя условиями: 1) проживанием в 1949-1963 годах в определенных населенных пунктах, 2) суммарной (накопленной) эффективной дозой облучения свыше 25 сЗв (бэр).

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 года № 162-р и от 15 марта 1995 года № 356-р были утверждены перечни населенных пунктов Алтайского края и бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (действуют в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 08 февраля 2002 года № 156-р). Согласно данным перечням, населенные пункты были дифференцированы в зависимости от полученной населением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года, среди них значится и с. Вишневка Рубцовского района Алтайского края.

Статья 1 названного Федерального закона содержит положение и о том, что порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации № 849 от 27 декабря 2004 года (с изм., внесенными распоряжениями Правительства РФ от 31.12.2005 года № 2369-р, от 31.10.2007 года № 1529-р) утверждены Правила выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Согласно п.2 Правил удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

В пункте 3 этих Правил указано о том, какие документы, подтверждающие факт проживания в населенном пункте, включенном в перечни, в периоды радиационного воздействия, включая день проведения ядерного испытания, должны представить граждане для решения вопроса об отнесении их к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Конституционный Суд РФ в Определении № 404-О от 11.07.2006 года признал, что положения подпункта «б» пункта 3 по его конституционно-правовому смыслу не может рассматриваться как ограничивающий право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» для лиц, проживавших в 1949-1963 годах (после начала ядерных испытаний – 29 августа 1949 года) в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр), а также детей в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей.

Конституционный Суд РФ в Определении № 960-О-П от 4.12. 2007 года указал, что часть первая статьи 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года, проживая в населенном пункте, которые не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень.

При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Между тем, позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в указанных выше Определениях, не содержит вывода о том, что предоставление льгот и компенсаций не связано с проживанием в определенном населенном пункте, включенном в соответствующий перечень, с учетом дней проведения ядерного испытания и определенными населенными пунктами.

Иное истолкование правовой позиции Конституционного Суда РФ, в том числе истцом Долгодворовым С.П., является ошибочным.

В соответствии с решением Куйтунского районного суда Иркутской области от 02 марта 2009 года, установлен факт проживания Долгодворова С.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> в зоне, подвергшейся радиационному воздействию – селе Вишнёвка Рубцовского района Алтайского края в период с 01 января 1963 года по 31 декабря 1963 года /л.д.9/.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 12.11.2009г. исковые требования Долгодворова С.П. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Управлению Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Куйтунскому району, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об обязании МЧС России выдать удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» были удовлетворены частично. Суд обязал МЧС России выдать Долгодворову С.П. удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (л.д. 47-49).

Определением Иркутского областного суда от 19 мая 2010г. указанное решение Кировского районного суда г. Иркутска от 12.11.2009г. отменено. Основаниями отмены решения явилось неверное применение норм процессуального права, так указывая на преюдициальность решения Куйтунского районного суда от 02.03.2009г. об установлении факта проживания истца в зоне подвергшейся радиационному воздействию – в селе Вишневка Рубцовского района Алтайского края в период с 01.01.1963г. по 31.12.1963г. судом не принято во внимание, что при рассмотрении указанного дела к участию в деле не было привлечено МЧС России. Однако указанные в ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства не подлежат оспариванию и доказыванию при рассмотрении другого дела, только при наличии одних и тех же участвующих в деле лиц, как в первоначальном, так и в последующих процессах. Кроме того, доказательства подтверждающие факт получения Долгодворовым С.П. суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения, более 5 с3в (бэр), вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в указанный период времени в материалах дела отсутствовали (л.д.50-54).

Из объяснений истца Долгодворова С.П. следует, что указанное дело оставлено Кировским районным судом г. Иркутска без рассмотрения в ввиду его истца, неявки в судебное заседание по вторичному вызову.

На л.д. 8 имеется копия удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне серии СП № на имя Долгодворова С.П., дата выдачи 26 марта 2010г.

Как следует из объяснений истца указанное удостоверение серии СП № на имя Долгодворова С.П. выдано истцу на основании не вступившего в законную силу решения Кировского районного суда г. Иркутска от 12.11.2009г.

В соответствии с решением Управления ПФ РФ (ГУ) в Куйтунском районе Иркутской области № 2/20 от 01 апреля 2010 года Долгодворову С.П. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты, в связи с тем, что в представленном заявителем удостоверении суммарная (накопительная) эффективная доза облучения отсутствует, следовательно, определить его правовой статус для назначения ежемесячной денежной выплаты, не представляется возможным. Необходимым условием для определения правового статуса являются сведения о приобретении суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения /л.д.10-11/.

На л.д. 12 имеется письмо Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Куйтунскому району об отказе Долгодворову С.П. в назначении денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, в связи с тем, что в удостоверении, выданном Органом МЧС России не указана суммарная (накопительная) эффективная доза облучения, превышающая 25 с3в (бэр).

Решение Куйтунского районного суда от 02 марта 2009г., подтверждает не получение Долгодворовым С.П. определенной дозы облучения, а его проживание на определенной территории в определенный период. Указанное решение суда не подтверждает получение Долгодворовым С.П. дозы облучения свыше 25 сЗв (бэр).

Суд считает, что исковые требования Долгодворова С.П. не подлежат удовлетворению, поскольку объективно никакими доказательствами не подтверждается получение радиационного облучения истцом вследствие проживания его в с. Вишневка, Рубцовского района Алтайского края в указанный период.

Долгодворов С.П. просит суд признать его лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр).

Между тем фактические обстоятельства, подтверждающие получение Долгодворовым С.П. суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 25 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отсутствуют.

Материалами дела установлено, что Согласно Перечню населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.02.1994 года № 162-р, население населенного пункта Вишневка Рубцовского района получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) в результате ядерного испытания на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года. Долгодворов С.П. в указанный период времени в данном населенном пункте не проживал. В н.п. с. Вишневка Рубцовского района проживал в период с 01 января 1963 года по 31 декабря 1963 года.

Таким образом, доказательств того, что Долгодворов С.П. в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период проживания с 01 января 1963 года по 31 декабря 1963 года на территории с. Вишневка Рубцовского района получил суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр), в материалах дела не имеется.

Выдача удостоверения является правовым последствием принятого решения о признании истца пострадавшим от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1949-1963 годах с получением суммарной дозы радиации свыше 25 сЗв (бэр).

Таким образом, не подлежат удовлетворению и требования истца об обязании Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий внести сведения в удостоверение №, выданное 26 марта 2010г.

Представленные истцом удостоверения на имя граждан ППП, ШШШ, ЧЧЧ и решения Черемховского районного суда Иркутской области в отношении указанных граждан (л.д. 27-38) обстоятельств, имеющих юридическое значение для дела, не подтверждают, и не влияют на выводы суда по настоящему делу.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обстоятельства, требующие доказывания по заявленным истцом требованиям, не нашли свое подтверждение.

Иск Долгодворова С.П. удовлетворению не подлежит, в иске ему следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Долгодворова С.П. к Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Куйтунскому району, Министерству социального развития опеки и попечительства Иркутской области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании получения суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 25 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, об обязании Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий внести сведения в удостоверение №, выданное 26 марта 2010г. отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть, начиная с 29 марта 2011 года, через Куйтунский районный суд.

Председательствующий:

Решение не вступило в законную силу