РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 октября 2012 года Р.п. Куйтун
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Балабан С.Г.,
при секретаре Якимовой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-502/12 по исковому заявлению прокурора Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Иркутского муниципального образования об обязании поставить на учет как бесхозяйное недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Куйтунского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений расположенных на территории района. Согласно предоставленным администрацией Куйтунского района данным, на территории района находятся 3 бесхозяйных гидротехнических сооружения, расположенных в Куйтунском, Иркутском, Алкинском муниципальных образованиях. На территории Иркутского сельского поселения находится пруд («Чарышский»), расположенный западнее поселка на расстоянии 3,5 км, протяженность 1376 м, ширина по центру 300 м. Грунтовая плотина состоит из, подпорной дамбы, обводного сброса. В настоящее время собственник ГТС отсутствует и администрацией Иркутского сельского поселения не определен. Рассматриваемое гидротехническое сооружения - пруд («Чарыщский») расположен в границах Иркутском сельском поселения, следовательно, бездействие администрации Иркусткого МО, выразившимся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения ч. 3 ст. 225 ГК РФ. В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Просит суд: признать незаконным бездействие администрации Иркутского МО выразившиеся в непостановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества пруд («Чарышский»), расположенный западнее поселка на расстоянии 3,5 км, протяженность 1376 м, ширина по центру 300 м.; обязать администрацию Иркутского сельского поселения обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения - пруд («Чарышский»), расположенный западнее поселка на расстоянии 3,5 км, протяженность 1376 м, ширина по центру 300 м. (л.д.3-5).
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Окульский С.А. поддержал исковые требования прокурора по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик администрация Иркутского муниципального образования, надлежащим образом извещенный о времени и месте в судебное заседание своего представителя не направил, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.8).
В соответствии с ч.4 ст. 167 ГПК РФ, судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно информации администрации муниципального образования Куйтунский район от 10.09.2012 года, <адрес>, пруд №2 «Чарышский», расположен на ручье б/н западнее поселка на расстоянии 3,5 км., протяженность 1376 м., ширина по центу 300 м. Грунтовая плотина состоит из: подпорной дамбы (высота 6,3 м., ширина 4 м., длина 240 м.); обводного сбросного канала. Пруд, как гидротехническое сооружение, образован в 50-х годах силами Чарышского леспромхоза. В настоящее время собственник ГТС отсутствует и администрацией Иркутского сельского поселения не определен. Угроз подтопления населенного пункта нет. Ответственный за безопасное состояние пруда – ККК – и.о. главы Иркутского сельского поселения. (л.д.6).
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии со ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. ст. 7,11 ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности сил и средств, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а также осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Отсутствие собственника указанного выше ГТС влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 ФЗ от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанности по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйного. Отсутствие на ГТС права собственности не освобождается органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.
Рассматриваемое гидротехническое сооружения - пруд («Чарышский») расположен в границах Иркутского сельского поселения, следовательно, бездействие администрации Иркусткого муниципального образования, выразившимся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения ч. 3 ст. 225 ГК РФ.
В соответствии с Указом президента РФ от 25 декабря 2008 года № 1847 функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
На основании ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.
Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита гражданских прав.
В соответствии со ст. 77-78 ФЗ 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» прокуратура осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления. Действия (бездействия) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что бездействие администрации Иркутского муниципального образования выразившееся в непостановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - пруд «Чарышский», незаконно.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Куйтунского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Иркутского муниципального образования выразившееся в непостановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества пруд «Чарышский», расположенный западнее поселка на расстоянии 3,5 км, протяженность 1376 м, ширина по центру 300 м.
Обязать администрацию Иркутского сельского поселения обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения – пруд «Чарышский», расположенный западнее поселка на расстоянии 3,5 км, протяженность 1376 м, ширина по центру 300 м
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Иркутский областной суд в течение месяца, со дня его изготовления в окончательной форме 29.10.2012г. через Куйтунский районный суд.
Председательствующийрешение не вступило в законну3ю силу