РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 октября 2012 года Р.п. Куйтун
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Балабан С.Г.,
при секретаре Якимовой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-499/12 по исковому заявлению прокурора Куйтунского района в защиту интересов Российской Федерации к администрации Тулюшского сельского поселения о признании действий должностных лиц органа местного самоуправления незаконными и снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Куйтунского района проведена проверка исполнения законодательства о регистрации граждан по месту жительства в администрации Тулюшского сельского поселения. В ходе проверки установлено следующее. Должностными лицами администрации Тулюшского сельского поселения, 20 декабря 2011 года, осуществлена регистрация гражданина Мингбаева Б. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения по адресу: <адрес>. В соответствии со справкой администрации Тулюшского сельского поселения гражданином Мингбаевым Б.А., документы явившиеся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением) в администрацию Тулюшского сельского поселения не предоставлялись. Карточка регистрации и штамп в паспорт указанного гражданина заполнены без необходимых документов. Гражданин Мингбаев Б. А. по месту регистрации: <адрес>, не проживает, место нахождения и место жительства его неизвестно. Должностными лицами администрации Тулюшского сельского поселения в нарушение требований: п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, п. 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 г. № 208, в отсутствие заявления гражданина о регистрации по месту жительства по форме № 6 (приложение N 6 к Регламенту) и документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, произведены незаконные действия по регистрации гражданина Мингбаева Б. А. по адресу: <адрес>. Незаконные действия должностных лиц администрации Тулюшского сельского поселения, явно выходящие за пределы их полномочий, повлекли существенные нарушения охраняемых законов интересов государства, выразившиеся в посягательстве на установленный порядок регулирования вопросов по регистрации граждан по месту жительства. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации. Просит суд признать действия должностных лиц администрации Тулюшского сельского поселения, по регистрации гражданина Мингбаева Б. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу: <адрес>, незаконными; обязать администрацию Тулюшского сельского поселения снять гражданина Мингбаева Б. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с регистрационного учета по адресу: <адрес>. (л.д.3-7).
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Струнковский Е.С. поддержал исковые требования прокурора по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик администрация Тулюшского сельского поселения, надлежащим образом извещенный о времени и месте в судебное заседание не явился, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч.4 ст. 167 ГПК РФ, судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
От ответчика администрации Тулюшского сельского поселения поступило письменное заявление о признании исковых требований (л.д.21).
Третье лицо Отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Иркутской области в Тулунском районе, надлежащим образом извещенный о времени и месте в судебное заседание не явился, не сообщило об уважительных причинах неявки.
В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ, судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица Отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Иркутской области в Тулунском районе.
Третье лицо Мингбаев Б.А. в судебное заседание не явился. В справке главы администрации Тулюшского сельского поселения указано, что Мингбаев Б.А по месту регистрации <адрес> не проживает, место нахождения и место жительства его не известно. (л.д.9).
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно справке отдела адресно-справочной работы от 25.05.2012 года, карточки регистрации Мингбаев Б.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец <адрес> 20.12.2011 года зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. (л.д.8,10).
В справке (л.д.9) администрация Тулюшского сельского поселения сообщает, что при осуществлении регистрации гражданина Мингбаева Б.А по месту жительства: <адрес> <адрес>, документы, явившиеся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением) гражданином Мингбаевым Б.А в администрацию Тулюшского сельского поселения не предоставлялись. Карточка регистрации и штамп в паспорте указанного гражданина были заполнены без необходимых документов. В настоящее время указанный гражданин по месту регистрации <адрес> не проживает, место нахождения и место жительства его неизвестно. (л.д.9).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 27.12.2007 года, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, администрация Тулюшского сельского поселения является юридическим лицом. (л.д.12-17).
В соответствии с абзацем 4 статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 4 указанного Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1, в городах, поселках, сельских населенных пунктах, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация. Аналогичная норма предусмотрена, пунктом 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713.
Согласно статьи 6 вышеуказанного Закона, гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:
паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.Согласно п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Статьей 7 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 установлено, что снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случаях обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда;
Аналогичный перечень содержится в пункте 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 (далее по тексту – Правила).
Пунктом 33 указанных Правил, установлено, что органы регистрационного учета на основании полученных документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства в 3-дневный срок. Отметка в паспорте гражданина о снятии его с регистрационного учета по месту жительства производится в день поступления в орган регистрационного учета документов.
Пунктом 6 Правил, установлено, что формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Федеральной миграционной службой. Формы статистического учета, порядок обращения документов между органами регистрационного учета и органами статистического учета устанавливаются Федеральной миграционной службой по согласованию с Федеральной службой государственной статистики.
Приказом Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 г. № 208 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Пунктом 4 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее по тексту – Административный регламент), установлено что, регистрационный учет осуществляется территориальными органами через их структурные подразделения, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - органами местного самоуправления поселений. В органах местного самоуправления поселений, осуществляющих регистрационный учет, данная функция исполняется уполномоченными Главами администраций должностными лицами.
Пунктом 13 Административного регламента установлено, что снятие с регистрационного учета без непосредственного участия гражданина производится в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии с пунктом 17 Административного регламента для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:
документ, удостоверяющий личность;
заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6 (приложение N 6 к Регламенту);
документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов.
Граждане, снявшиеся с регистрационного учета по месту жительства до прибытия к новому месту жительства, представляют адресный листок убытия по форме № 7 (приложение № 7 к Регламенту), выданный уполномоченным органом по прежнему месту жительства.
В соответствии с пунктом 63 Административного регламента, штамп о регистрации по месту жительства также проставляется в карточке регистрации по форме № 9 (приложение № 9 к Регламенту) или в домовой (поквартирной) книге по форме № 11 (приложение № 11 к Регламенту) в графе "отметки о регистрации по месту жительства" с указанием в его реквизитах только даты регистрации.
Пунктом 89 Административного регламента предусмотрено, что в случае если граждане меняют место жительства в пределах территории обслуживания одного органа регистрационного учета, заполненные заявления (отрывные талоны) о снятии с регистрационного учета отрезаются от заявлений о регистрации по месту жительства по форме № 6 (приложение № 6 к Регламенту) и приобщаются к материалам, послужившим основанием для снятия граждан с регистрационного учета по месту жительства.
Согласно пункта 92 Административного регламента снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства оформляется в течение 3-х дней путем проставления штампов о снятии с регистрационного учета в карточках регистрации по форме № 9 (приложение № 9 к Регламенту) или домовых (поквартирных) книгах по форме № 11 (приложение № 11 к Регламенту).
Пунктом 106 Административного регламента, предусмотрено что сотрудник, проставляющий оттиски штампа о регистрации по месту жительства в паспорта граждан и карточки регистрации формы № 9 (приложение № 9 к Регламенту), домовую (поквартирную) книгу формы № 11 (приложение № 11 к Регламенту), несет ответственность за достоверность и правильность вносимых в них сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 47 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденный приказом Федеральной миграционной службы от 7 декабря 2009 г. № 339, устанавливает, что в паспорте производятся отметки и записи о регистрации гражданина и снятии его с регистрационного учета по месту жительства.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что должностными лицами администрации Тулюшского сельского поселения в нарушение требований: п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, п. 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 г. № 208, в отсутствие заявления гражданина о регистрации по месту жительства по форме № 6 (приложение N 6 к Регламенту) и документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, произведены незаконные действия по регистрации гражданина Мингбаева Б.А по адресу: <адрес>.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд считает возможным принять признание ответчиком иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Правомерность предъявления иска к ответчику подтверждается имеющимися в деле документами.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Куйтунского района удовлетворить.
Признать действия должных лиц администрации Тулюшского сельского поселения по регистрации гражданина Мингбаева Б. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения по адресу: <адрес>, незаконными.
Обязать администрацию Тулюшского сельского поселения снять гражданина Мингбаева Б. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его вынесения через Куйтунский районный суд.
Председательствующийрешение не вступило в законную силу