Решение по гражданскому делу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд г.Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Иваньковой Е.Н.,

при секретаре С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

«08» апреля 2010 года

гражданское дело по иску прокурора Куйбышевского района г.Новокузнецка в интересах неопределенного круга лиц к М. о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Куйбышевского района г. Новокузнецка обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к М. о понуждении к получению лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Требования мотивирует тем, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законодательства РФ в деятельности образовательных учреждений Куйбышевского района г. Новокузнецка, прокурором района установлено несоответствие деятельности М требованиям Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1. М. осуществляет образовательную деятельность в соответствии с лицензией № * от * г. на осуществление образовательной деятельности. В соответствии с п. 2.1 Устава М. целью деятельности учреждения является создание оптимальных условий для целостностного развития ребенка. Согласно п. 2.2 Устава, основными задачами деятельности М. являются укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры, развитие умственных, познавательных и творческих способностей; осуществление коррекции речевых нарушений у детей. В целях реализации указанных задач в М. имеется медицинский кабинет, а в штате учреждения имеется медсестра по массажу, старшая медсестра, медсестра. В соответствии с п. 96 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. № 128-ФЗ медицинская деятельность относится к видам деятельности, подлежащим лицензированию. Порядок лицензирования медицинской деятельности определен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 г. № 30. Согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию медицинской помощи в соответствии с перечнем, указанным в Приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности. Согласно перечню работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности работы по медицинскому массажу, сестринскому делу и сестринскому делу в педиатрии могут проводиться только при наличии лицензии на медицинскую деятельность. В ходе проведения проверки деятельности М. прокурором Куйбышевского района г. Новокузнецка установлено, что ответчик лицензии на осуществление медицинской деятельности не имеет. В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья. В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Согласно ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса. Отсутствие лицензии на медицинскую деятельность в М. ставит под угрозу оказание качественных медицинских услуг воспитанникам данного учреждения, нарушает их право на медицинское обслуживание и контроль за качеством оказания медицинских услуг, гарантированных государством. В соответствии с ч.1 ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе предъявить иск в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц. Круг воспитанников М. меняется с учетом того, что срок действия лицензии составляет 5 лет, индивидуализировать круг воспитанников, в интересах которых направляется исковое заявление, не представляется возможным. Кроме того, воспитанники М. являются несовершеннолетними, и в силу возраста не могут защитить свои права и законные интересы. Однако, никто из их законных представителей не обратился в суд в целях защиты прав своего ребенка в связи с его обучением в образовательном учреждении, у которого отсутствует лицензия на право ведения медицинской деятельности. Ряд несовершеннолетних воспитывается в неблагополучных и малоимущих семьях, где законные представители не могут обратиться в суд в силу своего имущественного положения. С учетом изложенного прокурор просит суд обязать М. получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.

В судебном заседании истец – помощник прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка Пашкевич О.В. поддержала заявленные требования и доводы иска в полном объеме, просит суд обязать М. получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в срок до 01.05.2011 года.

Представитель ответчика Н., действующая на основании приказа Комитета образования и науки администрации г.Новокузнецка № *, исковые требования о понуждении к получению лицензии на осуществление медицинской деятельности в срок до 08.04.2010 года признала. Суду пояснила, что в настоящее время принимаются все необходимые меры для получения лицензии.

Представитель 3-го лица - Комитета образования и науки администрации г. Н. Д., действующий на основании доверенности, считает заявленные требования необоснованными, поскольку основная деятельность детсада образовательная, а не предоставление медицинских услуг.

Заслушав истца, ответчика, 3-е лицо, изучив материалы дела, суд считает, что требования прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению в полном объеме исходя из следующего.

В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что заявление прокурором подано в целях защиты прав граждан, посещающих М., проживающих на территории г. Н., фактически круг, которых определить невозможно.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г., п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666 медобслуживание детей осуществляют органы здравоохранения, заключив договор с детским садом.

Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей. Проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.

В соответствии с п. 41, 46 указанного Типового положения дошкольное образовательное учреждение самостоятельно устанавливает порядок комплектования персонала дошкольного учреждения (он регламентируется уставом МДОУ), структуру управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения, штатное расписание и должностные обязанности работников.

Указанное Типовое положение не содержит положения о том, что дошкольное детское учреждение не имеет права осуществлять медицинскую деятельность в пределах своей компетенции.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь положениями законодательства, согласно которым организация общедоступного и бесплатного дошкольного образования отнесена к компетенции органов местного самоуправления (пп. 11 п. 1 ст. 15 ФЗ от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.п. 2 п. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» органы местного самоуправления, являющиеся учредителями муниципальных дошкольных образовательных учреждений, вправе принять самостоятельное решение о взаимодействии органов здравоохранения и органов управления образования в организации медицинского обслуживания детей в дошкольных образовательных учреждениях и о том, штатными сотрудниками дошкольных образовательных учреждений или учреждений здравоохранения являются медицинские сестры ДОУ).

Таким образом, действующее законодательство не препятствует дошкольному учреждению, осуществляющему свою деятельность на основании указанного выше Типового положения, осуществлять медицинскую деятельность, получив лицензию. Как следует из п. 5.2.1 Устава М. в состав педагогического совета входят педагогические и медицинские работники Учреждения.

Из штатного расписания М. следует, что в настоящее время в штате детского сада имеется старшая медицинская сестра, медсестра по массажу, медсестра.

Из должностной инструкции старшей медицинской сестры, следует, что в ее должностные обязанности входит проектирование, планирование, организация оздоровительной профилактической работы; медико-педагогический контроль; организация выполнения назначений врача, оказание доврачебной помощи детям в случае острого заболевания или травмы; анализ результатов и эффективность оздоровительно-профилактической работы; осуществление утреннего фильтра, термометрию детей, пришедших после болезни и детей группы раннего возраста; осуществление ежедневного осмотра работников пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний; осуществление регулярной связи с поликлиникой с целью своевременного ознакомления с эпидемиологической обстановкой в городе, районе; ведение соответствующей медицинской документации; анализ выполнения натуральных норм питания, заболеваемость; проведение инструктажей с работниками учреждения по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима; информирование заведующей и воспитателей о состоянии здоровья детей; несение персональной ответственности за хранение и расход медикаментов, соблюдение профессиональной этики; участие в работе педагогических советов, освещающих проблемы физического развития и здоровья детей, медико-педагогических совещаний учреждения.

Из должностной инструкции медицинской сестры-массажиста, следует, что в ее должностные обязанности входит проведение общего оздоровительного массажа в логопедических группах; обеспечение полной безопасности жизни и здоровья детей при проведении оздоровительного массажа; слежение за санитарным состоянием в кабинете, сохранностью массажного оборудования; осуществление подготовки отчетов, справок, отражающих результаты работы; участие в педагогических советах, посвященных проблеме физического развития и здоровья детей.

Таким образом, суд считает, что старшая медицинская сестра, медсестра по массажу, медсестра, работающие в М в рамках своих должностных обязанностей осуществляет медицинскую деятельность, направленную на сохранение жизни и здоровья детей во время пребывания в М.

В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии со ст. 4 указанного закона к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан… и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензирование.

В соответствии с положениями указанного закона лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. (с изменениями), медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию медицинской помощи в соответствии с перечнем, указанным к Положению о лицензировании медицинской деятельности. Согласно перечню работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности в него включены работы по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-социальной помощи) помощи и проведению медицинских осмотров (предварительных и периодических), могут проводиться только при наличии лицензии на медицинскую деятельность.

В соответствии с Порядком организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 мая 2007 г. N 323 вопросы, связанные с организацией работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи...)... применяется при лицензировании медицинской деятельности в зависимости от видов работ (услуг), выполняемых индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при осуществлении медицинской деятельности (п. 1). Работы (услуги) при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи) и выполняются на основании лицензии, приложения к которой оформляются в соответствии с Перечнем, прилагаемым к настоящему Порядку (к таким работам (услугам) относятся работы при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: медицинскому массажу; сестринскому делу, сестринскому делу в педиатрии; при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: при осуществлении первичной медико-санитарной помощи).

В соответствии с «Отраслевым классификатором «Простые медицинские услуги», утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 апреля 2001 г. N 113 первичная медицинская помощь, лечебная физкультура, лечение климатическим воздействием (вода, воздух) относятся к медицинским услугам.

В соответствии с п. 96 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит медицинская деятельность. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

В судебном заседании из штатного расписания, пояснений представителя ответчика установлено, что в М. имеется медицинский кабинет, определенное медицинское оборудование, а в штате имеются старшая медицинская сестра, медицинская сестра по массажу, медицинская сестра. Таким образом, суд считает достоверно установленным то обстоятельство, что ответчиком осуществляется медицинская деятельность, выполняемая в соответствии с должностной инструкцией работниками, состоящими в штате ответчика. Соответственно, медицинским персоналом в указанном дошкольном образовательном учреждении в нарушение п. 96 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ, медицинская деятельность осуществляется без лицензии, что ставит под угрозу оказание качественных медицинских услуг воспитанникам М., сотрудников ответчика, что нарушает их право на получение качественного медицинского обслуживания и контроль за качеством медицинских услуг, гарантированных государством. То обстоятельство, что данный вид деятельности (медицинская деятельность) не является основным для дошкольного учреждения, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Осуществление медицинской деятельности требует соблюдения определенных гарантий качества граждан. Одной из таких гарантий является лицензия на осуществление медицинской деятельности.

Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007 г. лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи (далее - лицензирующие органы).

На основании изложенного, суд считает, что требования истца о необходимости получения М. лицензии на осуществление медицинской деятельности в срок до 01.05.2011 г. являются обоснованными, поскольку данный срок является реальным для получения ответчиком соответствующих согласований, осуществления ремонта и оборудования медицинского кабинета в соответствии с нормативами.

Представленный представителем ответчика договор № 6-дс-45/09 об оказании медицинских услуг детям дошкольного учреждения, заключенный 01.09.2009 г. между Т. и М. не освобождает ответчика от обязанности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать М. получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в срок до 01.05.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток

Председательствующий: