№ 2-111-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Новокузнецк21 января 2011г.
Куйбышевский районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе: председательствующего Гарбузовой Н.М.,
при секретаре Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску Е.В. к ОАО о признании незаконным включения выплаченного единовременного пособия в налогооблагаемую базу, понуждении не начислять подоходный налог на сумму единовременного пособия и внести исправления в справку 2-НДФЛ,
УСТАНОВИЛ:
Е.В. обратился в суд с иском к ОАО о признании незаконным включения выплаченного единовременного пособия в налогооблагаемую базу, понуждении не начислять подоходный налог на сумму единовременного пособия и внести исправления в справку 2-НДФЛ.
Свои требования мотивирует тем, что с 17 марта 2005г. он работал в Новокузнецком отдельном военизированном горноспасательном отряде респираторщиком. 26.03.2007 при выполнении технических работ в филиале «Шахта **** он был травмирован (сочетанная открытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга легкой степени, открытый вдавленный перелом наружной стенки лобной пазухи справа, тяжелая контузия правого глазного яблока с разрывом склеры, перелом обеих малоберцовых костей). 05.12.2007г. в филиале № 7 офтальмологического профиля ФГУ ГБМСЭ по КО ему была установлена утрата трудоспособности в размере 40 % и третья группа инвалидности. В соответствии с п. 7.3 Положения о денежном довольствии ВГСЧ, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2000 № 145 и п. 7.3 Коллективного договора, действовавших на момент травмы, он имел право на получение единовременного пособия в размере 60 окладов месячного денежного содержания сверх установленных сумм возмещения ущерба. Согласно приказа командира отряда № 176-п от 15.10.2008г., ему было назначено к выплате единовременное пособие в размере 261 600 рублей. При выплате единовременного пособия бухгалтерией ответчика данная сумма была незаконно учтена как заработная плата и, соответственно, при ее выплате с него был удержан подоходный налог в размере 34 008 рублей. Об этом он узнал только тогда, когда получил акт камеральной налоговой проверки № 834 от 25.10.2010г. Согласно акта, проверкой установлено, что ему не положен возврат из бюджета излишне уплаченного подоходного налога. В акте указано, что сумма единовременного пособия в размере 261 600 рублей включена налоговым агентом (ответчиком) в доход октября 2008г. по коду 2000 (заработная плата) и не является возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Однако, с этимнельзя согласиться, т.к., в соответствии со ст. 217НКРФ,неподлежатналогообложению(освобождаютсяот налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: -иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством; - все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам в связи чрезвычайным обстоятельством. Таким образом, ответчиком незаконно, в нарушение ст. 217 НК РФ, включена выплаченная ему, в соответствии с действующим законодательством РФ, сумма единовременного пособия в размере 261 600 рублей в заработную плату. Просит суд признать незаконным включение выплаченной ему в октябре 2008г. ответчиком суммы единовременного пособия в размере 261600 рублей в заработную плату и обязать ответчика внести соответствующие изменения в бухгалтерские документы.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Д.А. заявленные требования уточнил, суду пояснил, что согласно приказа командира отряда № 176-п от 15.10.2008 в связи произошедшим несчастным случаем Е.В. было назначено к выплате единовременное пособие в размере 261 600 рублей. При выплате единовременного пособия ответчиком данная сумма была незаконно включена в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц и указана в справке 2-НДФЛ за 2008 год по коду дохода 2000. По этой причине в 2008г. с него был излишне удержан подоходный налог в размере 34 008 рублей. Из акта камеральной налоговой проверки № 834 от 25.10.2010г. стало известно, что истцу не положен возврат из бюджета излишне уплаченного подоходного налога, поскольку сумма единовременного пособия в размере 261 600 рублей включена налоговым агентом (ответчиком) в доход октября 2008г. по коду 2000 (заработная плата) и поэтому не может быть рассмотрена, как выплата в возмещение вреда здоровью. Однако, с этим нельзя согласиться, поскольку выплаченное единовременное пособие является выплатой в возмещение вреда здоровью в повышенном размере. В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ, трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними отношения регулируются, в том числе, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными актами, содержащими нормы трудового права. Согласно ст. 40 Трудового кодекса РФ, коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ч.3 ст. 1085 ГК РФ, объем и размер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровью, причитающегося потерпевшему, могут быть увеличены законом или договором. Согласно ч.2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», этим законом не ограничиваются права застрахованных на возмещение вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части, превышающей обеспечение по страхованию, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом. В 2008г. ответчиком было назначено и выплачено истцу единовременное пособие в размере 60 окладов месячного денежного содержания сверх установленных сумм возмещения ущерба. Данное единовременное пособие было назначено и выплачено, в соответствии с п. 7.3 Положения о денежном довольствии ВГСЧ, утв. Приказом Минтопэнерго РФ от 18.05.2000 № 145, и изданным во исполнение п. 22 Положения о Военизированных горноспасательных частях угольной промышленности Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.1992г. № 432. Аналогичная норма о выплате единовременного пособия содержится и в п. 7.3 Коллективного договора, действовавшего на момент травмы. Из смысла указанных п. 7.3 Положения о денежном довольствии ВГСЧ, утв. Приказом Минтопэнерго РФ от 18.05.2000 № 145 и п. 7.3 Коллективного договора во взаимосвязи с положениями ст.ст. 1064, 1085 ГК РФ, ст. 22 Трудового кодекса РФ, ст. 1 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», однозначно следует, что этими нормативно-правовыми актами предусмотрен повышенный размер ответственности работодателя по возмещению вреда здоровью в случае заболевания работника ВГСЧ вследствие получения им травмы при выполнении аварийно - спасательных и технических работ. В данном случае, как Положение о денежном довольствии ВГСЧ, утв. Приказом Минтопэнерго РФ от 18.05.2000 № 145, так и Коллективный договор, являются нормативно-правовыми актами, составляющими действующее законодательство Российской Федерации. В соответствии со ст. 217 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Таким образом, ответчиком незаконно, в нарушение ст. 217 НК РФ, была включена выплаченная, в соответствии с действующим законодательством РФ, сумма единовременного пособия в размере 261 600 рублей в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц и, соответственно, незаконно исчислен и удержан подоходный налог по ставке 13% с этой суммы в размере 34 008 рублей. Согласно Рекомендациям по заполнению сведений о доходах физических лиц по форме № 2-НДФЛ, утв. Приказом ФНС РФ от 13.10.2006г. № САЭ-3-04/706@, и ответу МРИ ФНС № 5 по Кемеровской области от 18.01.2011г. № 07/64/00116, в справку по форме 2-НДФЛ включаются только облагаемые налогом доходы физических лиц, а все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, в справку 2-НДФЛ не включаются. Аналогичные разъяснения содержатся в Письме Минфина РФ от 04.04.2007 № 03-04-06-01/109 и в Письме ФНС от 01.02.2006 № 04-1-02/56@. На основании всего вышеизложенного, просит суд: - признать незаконным включение ответчиком выплаченной истцу в октябре 2008г. суммы единовременного пособия в размере 261 600 рублей в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц; - обязать ответчика не начислять Е.В. подоходный налог на сумму выплаченного ему единовременного пособия в размере 261 600 рублей; - обязать ответчика внести изменения в справку 2-НДФЛ за 2008г.: исключить из раздела 3 «Доходы, облагаемые по ставке 13%», месяц 10 и раздела 5 «Общая сумма дохода и налога по итогам налогового периода» пункты 5.1 и 5.2 справки 2-НДФЛ сумму выплаченного в октябре 2008 года единовременного пособия в размере 261 600 рублей; - взыскать с ответчика понесенные истцом судебные расходы по оплате госпошлины - 200 рублей и издержки за оформление доверенности у нотариуса - 500 рублей.
Представитель ответчика ОАО по доверенности –Н.М. исковые требования не признала, представила письменные возражения, суду пояснила, что требования истца незаконные и необоснованные по следующим основаниям. В соответствии со ст. 129 ТК РФ, Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В соответствии со ст. 184 ТК РФ, размер материальной ответственности работодателя за ущерб, причиненный в результате производственной травмы устанавливается федеральным законодательством. Объем возмещения вреда в связи с повреждением здоровья установлен статьей 1085 ГК РФ. При этом в силу ст. 8 ФЗ «Об обязательном страховании от нечастных случаев на производстве»,установленными суммами возмещения ущерба являются: - единовременное пособие в связи с утратой трудоспособности; - ежемесячные выплаты в возмещение утраченного заработка; - оплата стоимости лечения, протезирования, если потерпевший нуждается в них по заключению МСЭК; - санаторно-курортное лечение. Таким образом, выплата единовременного пособия в связи с производственной травмой, предусмотренного Положением о денежном довольствии ОАО, трудовым договором с работником, а так же пунктом 7.3 Коллективного договора, не является ни заработной платой, ни выплатой в возмещение вреда. В соответствии с Положением о денежном довольствииОАО, условиями трудового договора и Коллективного договора даннаявыплатаотноситсяквыплатамсоциального характера, которая осуществляется за счет фонда оплаты труда, в связи с чем, ОАО никогда не включало сумму выплаченного Е.В. единовременного пособия в связи с производственной травмой в заработную плату. В соответствии с Приложением №2 к форме 2 НДФЛ, утвержденной приказом ФНС РФ № САЭ-3-04/706@ от 13.10.2006г., при заполнении формы 2 НДФЛ кодом 2000 указываются все выплаты, производимые налогоплательщику за выполнение трудовых или иных обязанностей, кроме выплат по договорам гражданско-правового характера. Поскольку единовременное пособие – это социальная выплата, и выплачена она Е.В. в связи с трудовыми отношениями, она обоснованно включена в справку 2 НДФЛ в том месяце, в котором она выплачена и обозначена надлежащим кодом.В соответствии со ст. 1 ФЗ «О бухгалтерском учете», бухгалтерский учетпредставляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении.Указанным законом все бухгалтерские документы разделены на 2 группы: первичные бухгалтерские документы (ст.9) и документы бухгалтерской отчетности. Данные бухгалтерского учета отражаются в бухгалтерской отчетности в объеме, определенном ст.13 ФЗ «О бухгалтерском учете». Каким образом учет имущества, обязательств ОАО и их движения затрагивает интересы и нарушает права истца, из искового заявления непонятно. Ст. 12 ГК РФ определяет способы защиты гражданских прав. При этом, помимо прямо перечисленных в статье способов, допускаются иные способы защиты, прямо предусмотренные законом. Избранный истцом способ защиты не предусмотрен ст. 12. ГК РФ. Действующее законодательство ни в одном из законов не предусматривает возможность применения такого способа защиты нарушенного права, как признание незаконным включение выплаченной суммы в доход лица, или обязывание предприятия внести изменения в бухгалтерские документы. Производство по делу при указанных обстоятельствах подлежит прекращению по ст. 220 ГПК РФ. В силу требований статей 207, 210, 228 НК РФ, уплата налога на доходы являетсяобязанностью физического лица. В соответствии со 57 Конституции РФ, каждый обязан платить установленные налоги и сборы, в силу п. 2 ст. 226 НК РФ налоговый агент обязан удержать и перечислить налог с выплачиваемых им доходов в пользу физического лицаПункт 4 ст. 226 НК РФ определяет «Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам». Исчисленный и удержанный НДФЛ налоговый агент обязан в установленные НК РФ сроки перечислить в федеральный бюджет. Вопросы правильности исчисления и удержания налога на доходы физических лиц регламентируются специальными нормами Налогового кодекса РФ, т.е., имеет место налоговый спор между налогоплательщиком и налоговым агентом, который должен разрешаться в порядке, установленном НК РФ, и не может рассматриваться судом в порядке искового производства. Возврат налогоплательщику суммы излишне удержанного налога на доходы физических лиц производится, исходя из положений ст. ст. 78 и 231 Кодекса. В соответствии со ст. 231 Кодекса, суммы налога, излишне удержанные налоговым агентом, могут быть возвращены налогоплательщику налоговым агентом только на основании его письменного заявления. После того, как налоговый агент получит соответствующее заявление от работника, он, в силу п.6, абз.1 п. 14 ст. 78 НК РФ, должен обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате ему сумм излишне удержанного у налогоплательщика и перечисленного в бюджет НДФЛ.Согласно п. 9 ст. 226 НК РФ, уплата налога за счет средств налогового агента не допускается. Таким образом, иск не может быть предъявлен к налоговому агенту. При невозврате налоговой инспекцией НДФЛ в срок, установленный ст. 78 НК РФ, либо уклонении налогового агента от перечисления налогоплательщику возвращенного по его заявлению из бюджета НДФЛ, данные действия могут быть обжалованы в порядке, установленном ГПК РФ, но не в исковом производстве. В соответствии с Налоговым кодексом РФ с 01.01.1999 года филиалы и представительства не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налоговых агентов и иных обязанных лиц. Статьей 28 ГПКРФ предусмотрено предъявление иска по месту нахождения организации, иск может бытьпредъявлен по месту нахождения филиала, если он вытекает из деятельности филиала (п.2 ст. 29 ГПК). В данном случае иск не может рассматриваться, в силу вышеуказанных обстоятельств, как вытекающий их деятельности филиала и предъявлен с нарушением требований территориальной подсудности. Поскольку с 07.09.2009г. деятельность налогового агента - ФГУП ВГСЧ прекращена,а ст. 50 НК РФ не предусматривает правопреемства в отношении обязательств налогового агента, ОАО «ВГСЧ» не может рассматриваться в данном споре в качестве надлежащего ответчика.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования не основаны на законе, в связи с чем, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом или иными правовым актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав основанные только на законе.
Согласно ч.1 ст. 129 ТК РФ, Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 184 ТК РФ, При повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.
Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами.
Статья 8 Федерального закона от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве» предусматривает все виды сумм возмещения в связи с повреждением здоровья, в том числе, и единовременное пособие в связи с утратой трудоспособности, ежемесячные выплаты в возмещение утраченного заработка, санаторно-курортное лечение, и т.д.
Согласно ч.1 ст. 1 НК РФ, Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Согласно ст. 24 НК РФ,
1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ)
2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ)
3. Налоговые агенты обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 № 154-ФЗ, от 27.07.2006 № 137-ФЗ)
2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ)
3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ)
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
Согласно ст. 217 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:
3) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 № 166-ФЗ)
Согласно ч.1 ст. 210 НК РФ, при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст. 226 НК РФ, российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога….
Согласно ч. 4 ст. 226 НК РФ, налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Согласно Приказа Министерства топлива и энергетики РФ от 18.05.200г. № 145 «Об утверждении Положения о денежном довольствии ВГСЧ», п. 7.3. Положения, при заболевании работника вследствие получения им травмы при выполнении аварийно - спасательных и технических работ, которые исключают для него возможность дальнейшего прохождения службы и требуют перехода на другую работу по заключению врачей (ВТЭК) или выхода на инвалидность, ему выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов месячного денежного содержания сверх установленных сумм возмещения ущерба.
Согласно приказа Федеральной налоговой службы от 13.10.2006г. № САЭ-3-04/706 @ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц», Приложения № 2 «Коды доходов», под кодом «2000» значится вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей; денежное содержание и иные налогооблагаемые выплаты военнослужащим и приравненным к ним категориям физических лиц (кроме выплат по договорам гражданско-правового характера).
Согласно, ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Судом установлено, что истец Быковский Е.В. находился в трудовых отношениях с ФГУП ВГСЧ «Новокузнецкий отдельный военизированный горноспасательный отряд» филиал ФГУП ВГСЧ в должности респираторщика.
26.03.2007г. при выполнении технических работ на шахте *** Е.В. получил травму, согласно заключению МСЭК от 15.12.2007г. ему была установлена третья группа инвалидности, первая степень утраты трудоспособности в размере 40%.
Согласно п. 7.3 Коллективного договора ОАО, при заболевании работника вследствие получения им травмы при выполнении аварийно - спасательных и технических работ, которые исключают для него возможность дальнейшего прохождения службы и требуют перехода на другую работу по заключению врачей (МСЭК) или выхода на инвалидность, ему выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов месячного денежного содержания сверх установленных сумм возмещения ущерба.
В связи с полученной травмой, на основании п. 7.3 Коллективного договора ФГУП ВГСЧ, ст. 184 ТК РФ, ст. 1 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве», на основании приказа № 176-п от 15.10.2008г. Е.В. было выплачено единовременное пособие сверх установленных законодательством сумм возмещения вреда в размере 261 600 рублей из расчета 60 должностных окладов на день получения травмы с учетом ранее полученных сверх установленных законодательством сумм страхового возмещения и материальной помощи.
Указанная сумма была включена в справку о доходах Е.В. за 2008 год за период октября 2008г. под кодом «2000».
20.07.2010г. Е.В. обратился в Межрайонную инспекцию ФНС России № 5 по Кемеровской области с требованием о возврате ему из бюджета суммы налога в размере 34 008 рублей, удержанной налоговым агентом – Новокузнецким ОВГСО филиал ФГУП ВГСЧ.
25.10.2010г. ему было отказано в возврате указанной суммы налога, в связи с тем, что заявленная сумма 261 600 рублей включена налоговым агентом в доход октября 2008 года по коду 2000 (заработная плата) и не является возмещением вреда, причиненного увечья или иным повреждением здоровья. Указанное решение налогового органа Е.В. обжаловано в установленном законом порядке не было.
Суд считает, что налоговым агентом - Новокузнецким ОВГСО филиал *** сумма единовременного пособия сверх установленных законодательством сумм возмещения вреда в размере 261 600 рублей законно и обоснованно, в соответствии с требованиями ст.ст. 24, 210, 226 НК РФ, включена в налогооблагаемую базу налогоплательщика под кодом 2000, поскольку указанная сумма была выплачена Е.В. на основании положения коллективного договора ОАО и Положения о денежном довольствии ВГСЧ.
Согласно п.1 ст. 210 НК РФ, при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды.
На основании п. 3 ст. 217 НК РФ, все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
При повреждении здоровья работника вследствие несчастного случая на производстве работнику возмещается его утраченный заработок, а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами, о чем указано в ст. 184 ТК РФ. В настоящее время действует специальный Федеральный закон от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве».
Однако, по мнению суда, сумма единовременного пособия, выплаченного Е.В. работодателем, не является и не относится к компенсационным выплатам, связанным с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, поскольку в указанной норме закона речь идет лишь обо всех видах компенсационных выплат, установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления. Сумма же пособия в размере 261 600 рублей, выплата которого предусмотрена коллективным договором и Положением о денежном довольствии ОАО дополнительно к выплатам, установленным Законом № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве», не признается компенсационной выплатой и подлежит обложению НДФЛ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Е.В., как не основанных на законе.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Е.В. к ОАО о признании незаконным включения выплаченного единовременного пособия в налогооблагаемую базу, понуждении не начислять подоходный налог на сумму единовременного пособия и внести исправления в справку 2-НДФЛ, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: