Дело № 2-526/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Куйбышевский районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Аксиненко М.А. при секретаре Социгашевой О.Н. рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 07 апреля 2011 года гражданское дело по иску прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 30» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей о понуждении к получению лицензии на осуществление медицинской деятельности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Куйбышевского района г. Новокузнецка обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ «Детский сад № 30» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей (далее МДОУ «Детский сад № 31») о понуждении к получению лицензии на осуществление медицинской деятельности. Свои требования мотивирует тем, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законодательства РФ в деятельности образовательных учреждений Куйбышевского района г. Новокузнецка, прокурором района установлено несоответствие деятельности ответчика требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1. Так, в соответствии с п. 2.1 Устава МДОУ «Детский сад № 30» целью деятельности учреждения является обеспечение воспитания, обучения и развития, а также присмотра, ухода и оздоровления детей. Согласно п. 2.2 Устава, основными задачами деятельности МДОУ является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей. В целях реализации указанных задач в МДОУ «Детский сад № 30» имеется медицинский кабинет, а в штате учреждения имеется старшая медсестра. В соответствии с п. 96 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ медицинская деятельность относится к видам деятельности, подлежащим лицензированию. Порядок лицензирования медицинской деятельности определен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 г. № 30. Согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию медицинской помощи в соответствии с перечнем, указанным к Положению о лицензировании медицинской деятельности. Согласно перечня работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности работы по медицинскому массажу, сестринскому делу и сестринскому делу в педиатрии могут проводиться только при наличии лицензии на медицинскую деятельность. В ходе проведения проверки деятельности МДОУ «Детский сад № 30» прокурором Куйбышевского района г. Новокузнецка установлено, что ответчик лицензии на осуществление медицинской деятельности не имеет. В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья. Согласно ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса. В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Отсутствие лицензии на медицинскую деятельность в МДОУ «Детский сад № 30» ставит под угрозу оказания качественных медицинских услуг воспитанникам данного учреждения, нарушает их право на медицинское обслуживание и контроль за качеством оказания медицинских услуг, гарантированные государством. В соответствии с ч.1 ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Воспитанники МДОУ «Детский сад № 30» являются несовершеннолетними, и в силу возраста не могут защищать свои права и законные интересы. Однако никто из их законных представителей не обратился в суд в целях защиты прав своего ребенка в связи с его обучением в образовательном учреждении, у которого отсутствует лицензия на право ведения медицинской деятельности. Ряд несовершеннолетних воспитывается в неблагополучных и малоимущих семьях, где законные представители не могут обратиться в суд в силу своего имущественного положения. Просит суд обязать МДОУ «Детский сад № 30» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников, получить лицензию на осуществление медицинской деятельности; установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий. В судебном заседании ст. помощник прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка Маклакова М.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме, просит суд обязать МДОУ «Детский сад № 30» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности и установить для этого срок до 31.12.2011г., поскольку в МДОУ «Детский сад № 30» имеется медицинское оборудование, медицинский кабинет, в штате детского сада предусмотрена должность старшей медсестры, в обязанности которой входит оказание первой медицинской помощи, сестринская деятельность, подготовка заявок на необходимые медикаменты, на данную должность принимаются лица со средним специальным медицинским образованием. На момент проведения проверки должность старшей медсестры в МДОУ «Детский сад № 30» была вакантна. Однако, осуществление медицинской деятельности в детском саду предусмотрено, в связи с чем, необходимо получение соответсвующ9ей лицензии. С учетом того, что ответчик предпринимает меры для поиска мед работника. Представитель ответчика заведующая МДОУ «Детский сад № 30» Т. исковые требования о понуждении к получению лицензии на осуществление медицинской деятельности признала, суду пояснила, что в МДОУ «Детский сад № 30» имеется медицинский кабинет, есть должность старшей медсестры в штатном расписании, но эта должность в настоящее время вакантна, о чем в Центр занятости населения МДОУ «Детский сад № 30» подана заявка. Представитель третьего лица - Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка, Д., действующий по доверенности, с заявленными требованиями не согласился. Пояснил, что лицензированию подлежит медицинская деятельность, а, поскольку в МДОУ «Детский сад № 30» в настоящее время медицинская деятельность не осуществляется, то лицензию на осуществление медицинской деятельности получать преждевременно. Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что требования прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка законные и обоснованные, подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г., п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666, медобслуживание детей осуществляют органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. В соответствии с п. 41, 46 указанного Типового положения дошкольное образовательное учреждение самостоятельно устанавливает порядок комплектования персонала дошкольного учреждения, структуру управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения, штатное расписание и должностные обязанности работников. Данное Типовое положение не содержит запрета на осуществление дошкольным детским учреждением медицинской деятельности в пределах своей компетенции. Из положений законодательства следует, что организация общедоступного и бесплатного дошкольного образования отнесена к компетенции органов местного самоуправления (п.п. 11 п. 1 ст. 15 ФЗ от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.п. 2 п. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании»). Органы местного самоуправления, являющиеся учредителями муниципальных дошкольных образовательных учреждений, вправе принять самостоятельное решение о взаимодействии органов здравоохранения и органов управления образования в организации медицинского обслуживания детей в дошкольных образовательных учреждениях и о том, что штатными сотрудниками дошкольных образовательных учреждений или учреждений здравоохранения являются медицинские сестры ДОУ. Таким образом, действующее законодательство не препятствует дошкольному учреждению, осуществляющему свою деятельность на основании указанного выше Типового положения, осуществлять медицинскую деятельность, получив лицензию. В судебном заседании установлено, что МДОУ «Детский сад № 30» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей в качестве юридического лица, зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 23.11.2010г. Как следует из п. 2.1 Устава МДОУ «Детский сад № 30», целью деятельности учреждения является обеспечение … ухода и оздоровления детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. Согласно п. 2.2 Устава, основными задачами деятельности учреждения являются, в том числе: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Согласно п. 1.12 Устава, учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за … жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса. Согласно штатного расписания, в штате МДОУ «Детский сад № 30» имеется должность старшей медсестры, в должностные обязанности которой входит: оказание первой медицинской помощи детям и сотрудникам МДОУ, подготовка заявок на приобретение необходимых медикаментов, дезинфицирующих средств, медицинского инструмента и оборудования; планирование вакцинации и контроль состояния детей после их проведения, анализ; осуществление и контроль медицинского обследования сотрудников МДОУ, ведение соответствующей медицинской документации, осуществление иных обязанностей в сфере медицинской деятельности, предусмотренной Должностной инструкции старшей медицинской сестры МДОУ. Старшая медицинская сестра несет персональную ответственность за сохранность жизни и здоровья каждого ребенка МДОУ (п. 4.1. Должностной инструкции). На должность старшей медицинской сестры принимаются лица со средним специальным медицинским образованием (п. 1.3). Из справки Центра занятости населения г.Новокузнецка от 06.04.2011г. № 339, сведений о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), следует, что Детский сад № 30 разместил в банке данных ГУ ЦЗН г.Новокузнецка вакансию старшей медицинской сестры 10.11.2010г., которая по настоящее время не закрыта. В соответствии с Приложением 2 к приказу Минздрава РФ и Минобразования РФ от 30.06.1992 г. № 186/272, в функциональные обязанности медицинских работников, обслуживающих детей в образовательных учреждениях, входят: организация профилактических осмотров; иммунопрофилактика, включающая вакцинацию; проведение углубленных профилактических осмотров и назначенных оздоровительных мероприятий и др., то есть, осуществление видов медицинской деятельности. Согласно Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003г. № 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 24.1.1249-03, в основные мероприятия, проводимые медицинским персоналом ДОУ, входят: медицинские осмотры детей при поступлении в учреждения с целью выявления больных в т.ч. на педикулез, систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно, имеющих отклонения в состоянии здоровья, работа по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок. В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Согласно ст. 4 указанного закона к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан… и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензирование. В соответствии с положениями указанного закона лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30 (ред. от 24.09.2010), медицинская деятельность предусматривает, в том числе, выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, скорой медицинской помощи в соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, указанным в Приложении к данному Положению. В Перечень работ по оказанию медицинских работ (услуг) включены, в частности, работы по медицинскому массажу, медицинской оптике, медицинским осмотрам (предварительным и периодическим), сестринскому делу в педиатрии и др., которые могут проводиться только при наличии лицензии на медицинскую деятельность. В соответствии с Порядком организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи…, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 мая 2007 г. N 323, работы (услуги) при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи) выполняются на основании лицензии (п.3). К таким работам (услугам) в соответствии с Перечнем, прилагаемым к указанному Порядку, относятся работы при осуществлении доврачебной медицинской помощи по медицинскому массажу; сестринскому делу, сестринскому делу в педиатрии; при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе, при осуществлении первичной медико-санитарной помощи. В соответствии с «Отраслевым классификатором «Простые медицинские услуги», утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 апреля 2001 г. N 113, мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость, относятся к медицинским услугам. Под медицинской помощью подразумевается комплекс мероприятий (включая помощь медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, санитарно-противоэпидемические мероприятия, лекарственное обеспечение и др.), направленных на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья. В соответствии с п. 96 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит медицинская деятельность. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Согласно Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007 г., лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи (лицензирующие органы). Из письма Руководителя Управления Росздравнадзора по Кемеровской области от 24.03.2010г. № 1142-435/10 следует, что лицензирование медицинской деятельности дошкольных образовательных учреждений в настоящее время осуществляется Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Управлением Росздравнадзора по Кемеровской области). ДОУ, имеющие медицинские кабинеты и в штатном расписании медицинских работников (медицинских сестер разных специальностей) должны получить лицензию на медицинскую деятельность. Позиция Минздравсоцразвития РФ по поводу получения дошкольным образовательным учреждением лицензии на осуществление медицинской деятельности выражена в Письме от 13.03.2009г. № 15-2/10/2-2569, согласно которой, получение указанной лицензии ДОУ не противоречит действующим нормативным правовым актам в случае, если медицинский персонал является штатным персоналом ДОУ. Постановлением главы г.Новокузнецка от 15.12.2009г. № 91 утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Лицензирование медицинской деятельности в образовательных учреждениях г.Новокузнецка на 2010-2012 годы», в соответствии с которым в 162 учреждениях дошкольного образования в штатном расписании есть ставки медицинского персонала, в связи с чем, лицензирование медицинской деятельности осуществляет образовательное учреждение. В ходе рассмотрения дела установлено, что в МДОУ «Детский сад № 30» имеется медицинский кабинет, определенное медицинское оборудование, а в штате имеется старшая медицинская сестра, данная должность в настоящее время вакантна. Суд не может согласиться с доводами представителя КОиН Администрации г.Новокузнецка о том, что в настоящее время получение лицензии МДОУ Детский сад № 30 на осуществление медицинской деятельности нецелесообразно, поскольку должность старшей медсестры вакантна. Данные доводы противоречат действующему законодательству, в соответствии с которым, осуществление медицинской деятельности подлежит лицензированию. Положениями статьи 49 ГК РФ предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)… Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Цели и задачи МДОУ «Детский сад № 30», предусмотренные Уставом, предполагают осуществление медицинской деятельности данным учреждением. В штатном расписании МДОУ есть должность старшей медсестры, которая наделена широким кругом полномочий в сфере оказания медицинских услуг не только несовершеннолетним воспитанникам МДОУ, но и работникам детского сада, которая несет персональную ответственность за сохранность жизни и здоровья каждого ребенка МДОУ. При таких обстоятельствах, получение лицензии на осуществление медицинской деятельности данному МДОУ необходимо во исполнение положений ст. 49 ГК РФ, п. 96 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010). Осуществление медицинской деятельности без лицензии поставит под угрозу оказание качественных медицинских услуг воспитанникам МДОУ «Детский сад № 30» и работникам МДОУ, что приведет к нарушению прав детей и работников МДОУ на получение должного медицинского обслуживания и контроль за качеством медицинских услуг, гарантированных государством. То обстоятельство, что данный вид деятельности (медицинская деятельность) не является основным для дошкольного учреждения, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования истца о необходимости получения МДОУ «Детский сад № 30» лицензии на осуществление медицинской деятельности являются законными и обоснованными. При решении вопроса о сроке осуществления лицензирования учитывается следующее. Согласно п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной РФ законом от 30.03.1998 года № 54-ФЗ, вступившей в силу с 5.05.1998 года, каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. Исходя из смысла указанной нормы международного права, исполнение судебного решения является составляющей частью судебного разбирательства. С учетом этого, при рассмотрении вопросов о сроках исполнения судебных решений должна приниматься во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки. С учетом особенностей МДОУ «Детский сад № 30», который является юридическим лицом, финансируемым в основном из средств местного бюджета в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов, суд считает необходимым для исполнения решения установить срок до 01.04.2012 года. Данный срок, по мнению суда, является разумным, реальным, и будет соответствовать балансу интересов лиц, участвующих в деле. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в срок до 01.04.2012 года. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятии решения в окончательной форме. Председательствующий: