Дело № 2-281/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Куйбышевский районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе: председательствующего судьи Иваньковой Е.Н., при секретаре Семеновой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке «28» апреля 2011 года гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Кемеровской области к Мельнику А.М. о взыскании земельного налога и пени, УCTAHОBИЛ: Инспекция Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г. Новокузнецка Кемеровской области обратилась в суд с иском к Мельнику А.М. о взыскании земельного налога и пени. Свои требования мотивирует тем, что Мельник А.М. является собственником земельного участка, расположенного по адресу:***, обшей площадью 1480 кв.м., кадастровая стоимость которого, по состоянию на 01.01.2009 года, составляет 8223058 руб., с долей в праве собственность 1/1. В связи с чем, Мельник А.М. является плательщиком земельного налога. Налогоплательщики, на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, уплачивают налог не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (согласно п.4.2. Положения о земельном налоге утв. Постановлением Городского Совета народных депутатов г. Новокузнецка от 29.11.2006г.№3/5). Ставки налога устанавливаются ежегодно органами законодательной власти субъекта Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в соответствии с пунктом 1 статьи 396 НК РФ. Налоговая ставка по земельному налогу за 2009 год составила 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка. В соответствии со ст.52 НК РФ ответчику было направлено налоговое уведомление на уплату земельного налога за 2009 г. № *** от 19.07.2010 г. с указанием сроков уплаты. В установленный срок земельный налог ответчиком уплачен не был. Расчет земельного налога за 2009 г. следующий: 8223058 руб.(инв. стоимость) х 1,5% (ставка) = 123345,87 руб. В указанные сроки налог уплачен не был. На основании ст.ст.69,70 НК РФ ответчику было направлено требование «Об уплате налога, сбора, пени, штрафа» №8462 от 13.09.2010 г., ставящее его в известность об имеющейся задолженности по земельному налогу и указывающее в какой срок она должна быть погашена. До настоящего времени задолженность по налогу не погашена. За неуплату земельного налога в срок по состоянию на 22.12.2010 г. начислена пеня в соответствии со ст. 75 НК РФ в сумме 3536,94 руб. Просит суд взыскать с Мельника А.М. долг по земельному налогу в сумме 123345,87 рублей и пени в сумме 3536,94 руб. Определением суда от 15.04.2001 г. произведена замена истца ИФНС России по Куйбышевскому району г. Новокузнецка его правопреемником Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Кемеровской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 4 по Кемеровской области). Представитель Межрайонной ИФНС России № 4 по Кемеровской области Семенова Н.И., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась о дне рассмотрения дела извещена, сведений об уважительности причин неявки суду не представлено. В исковом заявлении истец просит рассмотреть дело в отсутствии его представителя. Представитель ответчика Мельника А.М. – Кармалин Н.А., действующий на основании доверенности, исковые требования признал частично, не согласен с расчетом земельного налога и пени. Пояснил, что действительно Мельник А.М. является собственником земельного участка по адресу:***, обшей площадью 1480 кв.м. Земельный налог за 2009 г. им не был уплачен, поскольку налоговой инспекцией незаконно был произведен расчет земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка - 8223058 рублей. Считает, что стоимость оценки налоговой базы по земельному участку ответчика в размере 8223058 рублей недостоверна и экономически необоснованна, в связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка не может превышать его рыночную стоимость. Просит суд при расчете земельного налога исходить из стоимости земельного участка 350000 рублей, которая определена экспертом в результате оценки рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2009 г. Третьи лица - представитель Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области, представитель Комитета по земельным ресурсам землеустройству администрации г. Новокузнецка в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены, сведений об уважительности причин неявки, возражений по иску не представили. Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего. В силу ст. 57 Конституции РФ, каждый гражданин РФ обязан уплатить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с ч.1 ст. 5 ЗК РФ, участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Ч.3 ст.5 ЗК РФ определено - собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков. В соответствии со ст.23 ч.1 п.1 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В соответствии со ст. 15 НК РФ, земельный налог относится к местным налогам. В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах, т.е. правилами ст. 387 НК РФ. В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату налога. Согласно ч.1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Согласно ч. 1 ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга) на территории которого введен налог. Согласно ст. 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Согласно ч. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Согласно ч. 1 ст. 393 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год. На основании ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Согласно ч.3 ст. 396 НК РФ, сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Согласно ст. 397 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований… Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектов налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ… Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. На основании ст.69 ч.1 НК РФ, требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующую пеню. Согласно ст.70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 09.06.2008 г. Мельник А.М. является собственником земельного участка по адресу:***, обшей площадью 1480 кв.м., с кадастровым номером: ***. Данный земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия. (л.д.20). Таким образом, Мельник А.М., в силу ст. 388 НК РФ, является плательщиком налога на землю. Как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, налоговым органом было направлено посредством заказной корреспонденции в адрес налогоплательщика Мельника А.М. налоговое уведомление на уплату земельного налога за 2009 г. в размере 123345,87 рублей, срок уплаты указан 02.09.2010 г., а затем было направлено требование № *** об уплате налога на землю по состоянию на 13.09.2010 г. в сумме 123345,87 рублей и пени в сумме 350,51 руб., (л.д.6, 7). До настоящего времени земельный налог за 2009 г. ответчиком не уплачен. Расчет налога на землю, произведенный налоговым органом, сформирован в соответствии с информацией, полученной налоговым органом от органа, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, которые предоставляют сведения о земельных участках. Согласно таких сведений кадастровая стоимость земельного участка по адресу: ***, обшей площадью 1480 кв.м., с кадастровым номером: *** составляет 8223057,60 рублей (л.д.8, 18). Статьей 3 п.1, 3, 6 НК РФ установлено, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Согласно п.1 ст.390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения П.2 ст.390 НК РФ определено, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ. Согласно п.2 ст.66 Земельного Кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 08 04.2000г. №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. Согласно п.5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Соотношение между рыночной и кадастровой стоимостью земельных участков установлено также п. 3 ст.66 Земельного Кодекса РФ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка не может превышать рыночную стоимость. Таким образом, суд считает, что стоимостная оценка налоговой базы в отношении земельного участка ответчика с кадастровым номером *** в размере 8223058 рублей недостоверна и экономически необоснованна в связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка не может быть больше его рыночной стоимости. Экономическая необоснованность стоимостной оценки (кадастровой оценки) земельных участков на территории г.Новокузнецка также подтверждается ответом Управления по земельным ресурсам и землеустройству Администрации г Новокузнецка №*** от 06.04.2009г. (л.д.21). Установление суммы земельного налога от экономически необоснованной кадастровой стоимости данного земельного участка без учета фактической способности налогоплательщика к уплате данного налога противоречит ст. 3 НК РФ и препятствует реализации Мельником A.M. своих конституционных прав и возлагает на него неисполнимые финансовые обязательства по уплате земельного налога в многократно завышенном размере. Согласно определению суда от 08.02.2011 г. по делу проведена экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на дату установления кадастровой стоимости этого участка - 01.01.2009 г. Так, согласно отчета № *** от 21.03.2011 г., выполненного ООО «Бюро недвижимости Кузбасса» стоимость, рассчитанная сравнительным подходом, земельного участка по адресу:***, обшей площадью 1480 кв.м., с кадастровым номером:***, на дату оценки 01.01.2009 г., округленно составляет 350000 рублей. Суд считает необходимым при расчете земельного налога исходить из стоимостной оценки налоговой базы в отношении земельного участка ответчика -его рыночной стоимости на дату оценки 01.01.2009 г., составляющей 350000 рублей, поскольку налоговая база по земельному налогу за 2009г (кадастровая стоимость земельного участка) должна была быть определена на основании п. 3 ст.66 Земельного Кодекса РФ в процентах от рыночной стоимости земельного участка. Федеральным законом N 167-ФЗ от 22.07.2010г. предусматривается внесение изменения в п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ, позволяющего устанавливать кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной. Указанные изменения вступили в силу с 26.07.2010г. Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что сумма земельного налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, сумма налога за 2009 г. составляет 5250 рублей (350000 руб. х 1,5 %). Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета г. Новокузнецка Кемеровской области, согласно ст. 15 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается согласно пункту 1 статьи 72 и пункте 1 статьи 75 НК РФ пенями. Пени начисляются в случае уплаты налогоплательщиком причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 3 и 5 статьи 75 НК РФ). Таким образом, по смыслу названных статей НК РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу, то есть задолженности перед соответствующим бюджетом. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 17.12.1996 г. N 20-П, пеня представляет собой компенсацию потерь бюджета в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. При таких обстоятельствах начисление пени имеет в данном случае правовые основания. Согласно пункту 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Расчет пени по земельному налогу за период с 03.09.2010 г. (02.09.2010 г. - срок установленный налоговым органом уплаты земельного налога) до 22.12.2010 г. ( в пределах исковых требований) с учетом следующих показателей составляет: недоимка по земельному налогу равна 5250 рублей; ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за период просрочки уплаты земельного налога, а именно с 03.09.2010 г. до 22.12.2010 г. составляла 7,75 %, одна трехсотая данной ставки равна 0,02583%; количество дней просрочки с 03.09.2010 г. до 22.12.2010 г. составляет 111 дней Расчет пени: 111 дней х 5250 рублей х 0,02583 % = 150,52 руб., Таким образом, пеня за несвоевременную уплату земельного налога за 2009 г. по состоянию на 22.12.2010 г. составляет 150,52 руб. и подлежит взысканию с ответчика. Поскольку истец в соответствии со ст.333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины, то в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст.61.1 БК РФ суд считает необходимым, взыскать с ответчика в счет местного бюджета расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей с учетом того, что спорные правоотношения носят публичный характер. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Взыскать с Мельника А.М. в доход бюджета г. Новокузнецка Кемеровской области задолженность по земельному налогу в размере 5250 рублей, пени 150 рублей 52 копейки, всего 5400 (пять тысяч четыреста) рублей 52 копейки. В остальной части исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Кемеровской области отказать. Взыскать с Мельника А.М. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней. Судья: