Решение по гражданскому делу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе:

председательствующего судьи Нейцель О. А.,

при секретаре Фоминой Ю. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 05 июля 2011 года в г. Новокузнецке гражданское дело по иску Лобанова Е. Г. к Администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Лобанов Е. Г. обратился в суд с иском к Администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Свои требования мотивирует тем, что истец является ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать В. умерла, а отец Б. дал свое согласие на его (Лобанова Е. Г.) опеку Лобановой М. Н. Своего жилья он не имеет, в связи, с чем Распоряжением Администрации Куйбышевского района он был взят на жилищный учет и поставлен на льготную очередь по категории «Сирота». Однако будучи постановленным в 2007 году на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включенный в список на получение жилья во внеочередном порядке, до настоящего времени истец жилым помещением по договору социального найма не обеспечен. Считает, что его права существенно нарушены и подлежат восстановлению.

Просит обязать Администрацию Куйбышевского района г. Новокузнецка предоставить ему жилое помещение по договору социального найма, соответствующее социальной норме и санитарным требованиям.

В судебном заседании истец Лобанов Е. Г. изменил заявленные требования просит обязать Администрацию г. Новокузнецка предоставить ему жилое помещение по договору социального найма, соответствующее социальной норме и санитарным требованиям. Дал пояснения аналогичные доводам искового заявления.

Представитель ответчика Администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка Ложкина А. А., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований. Пояснила, что в полномочия администрации района не входит предоставление жилых помещений. Администрация района ведет только учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Положением «об администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка», утвержденного распоряжением Главы города от 28.12.2010 г. Со своей стороны Администрация Куйбышевского района г. Новокузнецка выполнила все обязательства в отношении Лобанова Е. Г., который был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в настоящее время его номер в льготной очереди - ***. При удовлетворении требований истца, будут нарушены права других-детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые были постановлены на учет раньше истца. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Администрации г. Новокузнецка, привлеченной к участию в деле на основании определения суда 17.05.2011г., Павленко О.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных требований. Пояснила, что в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей» жилье данной категории граждан выделяется за счет средств областного бюджета в порядке очередности. Администрация города средств на приобретение жилья указанной категории граждан не имеет. Истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий только в 2007 г. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Администрации Кемеровской области, привлеченной к участию в деле на основании определения суда от 30.05.2011 г., Махова А. В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Согласно представленному возражению на исковое заявление просит в удовлетворении исковых требований к Администрации Кемеровской области отказать в полном объеме. В связи с тем, что в настоящее время жилищный фонд находится в муниципальной собственности и субъект РФ –Кемеровская область не имеет в составе государственной собственности Кемеровской области жилищного фонда. Было принято решение о передаче государственного полномочия по предоставлению жилых помещений детям –сиротам органам местного самоуправлении. В соответствии с положениями Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения предоставляются детям-сиротам органами местного самоуправления. Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. Денежные средства предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. С момента зачисления данных денежных средств на счет местного бюджета, данные денежные средства становятся средствами местного бюджета. Таким образом, администрация Куйбышевского района г. Новокузнецка не может предоставить жилое помещение за счет средств областного бюджета, поскольку выделяемые средства при поступлении на счет местного бюджета становятся средствами местного бюджета.

При этом жилье детям-сиротам не приобретается в собственность, а предоставляется по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, т.е. для того, что предоставить жилое помещение по договору социального найма детям-сиротам, органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, правоотношения по предоставлению жилого помещения возникают между органами местного самоуправления, которые наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений и располагают жилищным фондом, и нуждающимися в жилых помещениях детьми-сиротами. Поэтому обязанность по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует возложить на органы местного самоуправления – Администрацию г. Новокузнецка. Правовые основания для возложения ответственности на Администрацию Кемеровской области отсутствуют. Просит провести судебное разбирательство в отсутствие представителя Администрации Кемеровской области.

Третье лицо Лобанова М. Н. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования обоснованные и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством) имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 57 ч. 2 п. 2 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии со ст. ст. 1, 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (далее ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичное положение содержится в ст. 1 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ (далее Закон от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ).

Согласно ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ опека и попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно п. 1 ст. 33 ГК РФ попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Попечительство прекращается без особого решения, в частности, по достижению подопечным восемнадцати лет.

В судебном заседании установлено, что Лобанов Г. Ю. является ребенком-сиротой, поскольку оба его родителя умерли до достижения ребенком 18 лет (л.д. 16). Данное обстоятельство участниками процесса в судебном заседании не оспаривалось.

На основании распоряжения Главы Администрации Куйбышевского района г.Новокузнецка над Лобановым Е. Г. была установлена опека. Опекуном была назначена бабушка истца –Лобанова М. Н. Жилье за истцом закреплено не было.

Согласно справке Администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка Лобанов Е. Г. зарегистрирован и проживает в жилом доме по ул. Н. г. Новокузнецка, собственником которого на основании договора купли-продажи является Лобанова М. Н. Помимо истца и Лобановой М. Н. в данном доме зарегистрированы и проживают еще 6 человек, из них 3-е несовершеннолетних детей.

13.11.2007 г. Лобанов Е. Г. обратился к зам. Главы города – руководителю администрации Куйбышевского района с заявлением о постанове его на учет для получения жилой площади, в связи с отсутствием жилья (л.д.12).

На основании приказа администрации Куйбышевского района Лобанов Е. Г. с **.**.**** г. был принят на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, в общей очереди на предоставление жилья он значиться под № ****, в льготной очереди по категории «сирота» под № *** (л..5).

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами, Лобанов Е. Г. как ребенок-сирота, не имеющий закрепленного за ним жилья, после прекращения над ним попечительства должен был быть обеспечен во вне очередном порядке жилым помещением, площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 2 закона от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Непосредственное обеспечение детей-сирот жилой площадью возлагается ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ на органы исполнительной власти по месту жительства (месту временного пребывания) детей-сирот. Аналогично, Законом Кемеровской области от 14.11.2005 № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Закон Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 9 ст. 2 Закона).

В соответствии с п. 27 ст. 43 Устава г. Новокузнецка, в пределах своих полномочий Администрация города предоставляет в установленном порядке гражданам по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда.

Распоряжением главы г. Новокузнецка от 05.07.2005 г. № 1240 Управление по учету и приватизации жилых помещений Администрации г. Новокузнецка, действующее от имени собственника жилищного фонда муниципального образования «Город Новокузнецк», наделено полномочиями по предоставлению гражданам жилых помещений в муниципальном жилищном фонде по основаниям и в порядке, предусмотренном гл. 7 ЖК РФ.

В соответствии с Положением «об администрации Куйбышевского района», утвержденного решением Новокузнецкого горсовета 28.12.2010 г., как и в соответствии с ранее действовавшим Положением «об администрации Куйбышевского района г. Новокузнецка», утвержденного распоряжением главы города от 23.12.2005 г № 2368 районная администрация ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Полномочий по предоставлению гражданам жилых помещений у администрации района не имеется и не имелось.

Таким образом, суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является администрация г. Новокузнецка, как орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по предоставлению гражданам жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, в порядке, предусмотренном ЖК РФ и именно на нее необходимо возложить обязанность по предоставлению жилого помещения истцу. Правовых оснований для возложения данной обязанности на Администрацию Куйбышевского района г. Новокузнецка и Администрацию Кемеровской области не имеется.

В соответствии со ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма должно быть жилое помещение. В силу ст. 15 ч.2 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Постановлением Совета народных депутатов г. Новокузнецка от 27.09.2005 7/57 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Новокузнецке в размере 13 кв. м общей площади на одного человека.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Лобанова Е. Г. подлежат удовлетворению о предоставлении ему изолированного благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, находящимся в черте г. Новокузнецка, общей площадью не менее 13 кв.м.

Доводы представителя ответчика Ложкиной А. А. о том, что удовлетворение исковых требований истца нарушат права детей-сирот, поставленных на учет ранее, суд находит не состоятельными. Поскольку то обстоятельство, что в очереди на улучшение жилищных условий как ребенок- сирота истец стоит под № 256 не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, т.к. нормами действующего законодательства предусмотрено предоставления жилых помещений данной категории граждан вне очереди.

Отсутствие у Администрации г. Новокузнецка в настоящее время денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам, правого значения для разрешения данного спора не имеет и не является основанием для отказа в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию г. Новокузнецка предоставить Лобанову Е.Г. изолированное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте г. Новокузнецка, площадью не менее 13 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток.

Председательствующий: