Решение по гражданскому делу



Дело № 2-1302/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Новокузнецк Кемеровской области 22.07.2011 года

Куйбышевский районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Аксиненко М.А.,

при секретаре Социгашевой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «*» комбинированного вида о понуждении к получению лицензии на право ведения образовательной деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Куйбышевского района г. Новокузнецка обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «*» о понуждении к получению лицензии на право ведения образовательной деятельности. Требования мотивированы тем, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законодательства РФ в деятельности образовательных учреждений Куйбышевского района г. Новокузнецка, прокурором района установлено несоответствие деятельности Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «*» комбинированного вида с приоритетным осуществлением экологического развития воспитанников комбинированного вида (далее по тексту - МАДОУ «*») требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1.

Так, в соответствии с п. 2.1 Устава МАДОУ «*» целью
деятельности учреждения является обеспечение физического, познавательного,
социального, художественно-эстетического, речевого развития детей, формирование базисных основ личности, обеспечение готовности к школьному обучению.

Согласно п. 2.3 Устава предметом деятельности МАДОУ «*» является обучение, воспитание и развитие детей, разработка, апробация и внедрение новых образовательных программ.

В соответствии с п. 105 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ образовательная деятельность относится к видам деятельности, подлежащим лицензированию. Порядок лицензирования образовательной деятельности определен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174.

В ходе проведения проверки деятельности МАДОУ «*» прокурором Куйбышевского района г. Новокузнецка установлено, что МАДОУ «*» лицензии на осуществление образовательной деятельности не имеет.

Согласно ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников.

Отсутствие лицензии на образовательную деятельность в МАДОУ «*» ставит под сомнение оказание качественных образовательных услуг воспитанникам данного учреждения, нарушает их право на получение образования, гарантированные государством.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, является способ присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Воспитанники МАДОУ «*» являются несовершеннолетними, и в силу возраста не могут защитить свои права и законные интересы. В связи с чем, просит обязать ответчика получить лицензию на право ведения образовательной деятельности, установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.

В судебном заседании помощник прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка Маклакова М.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме, просит суд обязать МАДОУ «*» получить лицензию на право ведения образовательной деятельности, установить ответчику срок для получения лицензии.

Представитель ответчика заведующая МАДОУ «*» Л. исковые требования о понуждении к получению лицензии на право ведения образовательной деятельности признала, суду пояснила, что получение МАДОУ указанной лицензии в настоящее время затруднительно, поскольку до настоящего времени не оформлены правоустанавливающие документы на здание, в котором расположен детский сад. Ранее МАДОУ «*» имел форму муниципального дошкольного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением экологического развития воспитанников, и у детского сада имелась лицензия на осуществление образовательной деятельности, которая действует и сейчас. В настоящее изменилась форма учреждения, сменился его адрес. И без наличия документов на здание, которое занимает учреждение, получение лицензии не представляется возможным. Просила в случае вынесения решения, предоставить максимально возможный срок для получения лицензии.

Представитель третьего лица - Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка, Д., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что действительно лицензия на осуществление образовательной деятельности МАДОУ «*» в настоящее время не получена, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на здание, в котором расположен детский сад. Просил в случае удовлетворения исковых требования, установить максимально возможный срок для получения лицензии.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что требования прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка законные и обоснованные, в связи с чем, подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц …

Суд приходит к выводу, что в данном случае прокурор на законных основаниях обратился в суд с заявлением к МАДОУ «* о понуждении к получению лицензии на осуществление образовательной деятельности в защиту прав и законных интересов малолетних детей, посещающих МАДОУ «*» как в отношении неопределенного круга лиц, поскольку исковые требования направлены на защиту прав воспитанников дошкольного учреждения, в том числе, и в будущем. Уставом Учреждения в соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» установлена только предельная наполняемость групп. Состав воспитанников детского учреждения периодически изменяется и, фактически определить их круг невозможно.

Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступившая в силу для России 15.09.1990г., прямо называет того, кто выступает гарантом любых прав несовершеннолетних. Данная обязанность возлагается на государство. Один из принципов, закрепленных в Конвенции о правах ребенка гласит, что ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения, медицинское обслуживание, образование. Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка.

Положениями статьи 49 ГК РФ предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)… Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Дошкольные учреждения относятся к образовательным учреждениям. Деятельность муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным огранном исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

В судебном заседании установлено, что МАДОУ «*» комбинированного вида, осуществляет свою деятельность, в том числе образовательный процесс, в соответствии с Уставом, согласованным с и.о. Председателя КУМИ г. Новокузнецка и утвержденным Председателем комитета образования и науки администрации г.Новокузнецка, и зарегистрирован ИФНС по Куйбышевскому району г.Новокузнецка 23.11.2010г.

Согласно п. 1.4 Устава МАДОУ «*» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, может от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Предметом деятельности учреждения являются обучение, воспитание и развитие детей, выявление и развитие способностей каждого ребенка; консультирование родителей (законных представителей) по вопросам педагогики, общей и возрастной психологии, психологии семьи и воспитания;

Разработка, апробация и внедрение новых образовательных программ (п.2.3).

В силу п.1.18 Устава право на ведение образовательной деятельности и льготы, предоставляемые законодательством РФ, возникают у МАДОУ «*» с момента выдачи ему лицензии.

В соответствии с п.2 ст. 16 Закона РФ "Об образовании" при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Таким образом, отсутствие у МАДОУ «*» лицензии на право ведения образовательной деятельности не только противоречит действующему законодательству РФ, но также нарушает законные права и интересы родителей (законных представителей) воспитанников.

В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Согласно ст. 4 указанного закона к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан… и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензирование.

В соответствии с положениями указанного закона лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности». Образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию, в случаях предусмотренных законодательством РФ. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Согласно п. 105 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ образовательная деятельность относится к видам деятельности, подлежащим лицензированию.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензирование образовательной деятельности в соответствии с установленной компетенцией осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования. Согласно п. 46. Постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" за ведение образовательной деятельности без лицензии, в том числе в филиалах, образовательные учреждения и научные организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования истца о необходимости получения муниципальным автономным дошкольным учреждением «*» комбинированного вида лицензии на осуществление образовательной деятельности являются законными и обоснованными.

При решении вопроса о сроке осуществления лицензирования учитывается следующее.

Согласно п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной РФ законом от 30.03.1998 года № 54-ФЗ, вступившей в силу с 5.05.1998 года, каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки.

Исходя из смысла указанной нормы международного права, исполнение судебного решения является составляющей частью судебного разбирательства. С учетом этого, при рассмотрении вопросов о сроках исполнения судебных решений должна приниматься во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки. В связи с чем, с учетом особенностей МАДОУ «*», который является юридическим лицом, финансируемым в основном из средств местного бюджета в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов, суд считает необходимым для исполнения решения установить срок до 01.07.2012 года. Данный срок, по мнению суда, является разумным, реальным, и будет соответствовать балансу интересов лиц, участвующих в деле.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «*» комбинированного вида получить лицензию на осуществление образовательной деятельности в срок до 01.07.2012 года.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: