публикация



Дело № 2-1383/2011РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новокузнецк Кемеровской области 19 сентября 2011 года

Куйбышевский районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Саруевой Е.В.

при секретаре Пантелеевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к А. о признании права собственности на жилой дом

УСТАНОВИЛ:

Истица К. обратилась с иском в суд к А. и просит признать за ней право собственности на жилой дом по ул. * в Куйбышевском районе г. Новокузнецка. Свои требования мотивирует тем, что ее дед Е. являлся собственником жилого дома по ул. * на основании регистрационного удостоверения от 10.05.1952г. 06.03.1979г. дед умер, после его смерти в доме осталась проживать бабушка Б.., которая умерла 06.11.1991г. Она, а также мать и отец истицы- М. (до брака Е) Н.И. и М., после смерти дедов проживали в доме и своими силами и за свой счет вместо старого дома выстроили новый дом на тот же земельном участке, а старый снесли. 29.01.1993г. умер ее отец М., а 19.12.1994 года- умерла ее мать М. Дом она закончила строить в 1993 году, а внутренние отделочные работы продолжались до конца 1994 года. После окончания строительства она владеет и пользуется данным домом, исполняет обязанности собственника по его содержанию. Дом выстроен без нарушений строительных норм и правил, не нарушает прав и законных интересов третьих лиц. Однако надлежащим образом свое право собственности не может оформить, поскольку дом является самовольной постройкой поскольку выполнен без разрешения на строительство. В связи с этим она, лишена возможности оформить свои права на указанный дом.

В судебное заседание истица не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истицы- П. исковые требования поддержал в полном объеме. Дал пояснения аналогичные иску. Пояснил также, что истица является единственной наследницей своей матери, которая в свою очередь, являлась единственной наследницей дедов- Е. и Б.., после который она приняла наследство, но не оформила своих прав на него. Строительство нового жилого дома осуществлялось за счет истицы, т.к. родители истицы были пенсионерами и находились на ее иждивении.

Ответчик – А. и 3-е лицо- К, в судебное заседание представили письменные отзывы, в которых просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей в соответствии с действующим законодательством.

3- лицо- У., направило письменный отзыв в котором просило рассмотреть дело в его отсутствие. Сообщило, что права на жилой дом по ул. * г. Новокузнецка в ЕГРП не зарегистрированы.

Свидетели В. и С. суду показали, что живут по соседству с домом К. Ранее в доме жили Е. и Б. с дочерью М., М. и внучкой К(истицей). После смерти дедов, К, вместе с родителями решила выстроить новый дом, ей в этом помогали родители-. Однако М до окончания строительства дома не дожил, а через год умерла и М. После их смерти К. закончила строительство дома, жила в нем, пользовалась приусадебным участком, делала ремонт дома, платила коммунальные услуги.

Заслушав пояснения представителя истца, свидетелей, изучив материалы дела, рассмотрев дело в пределах заявленных требований, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению.

На основании п.2 ст. 8 Конституции РФ, ст. 212 ГК РФ, право частной собственности признается в Российской Федерации, и права всех собственников защищаются равным образом.

В соответствии со ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии со ст. 131, 223 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции, и возникают с момента такой регистрации.

В судебном заседании установлено, что Е. на основании регистрационного удостоверения №5909 от 10.05.1952 г. (л.д.8) на праве собственности принадлежал жилой дом по ул. * г. Сталинска(г.Новокузнецк), общей площадью 24,3 кв.м., жилой 12,6 кв.м. Из данного регистрационного удостоверения следует, что за Е. зарегистрирован и земельный участок площадью 600 кв.м.

Как следует из справки БТИ №1259 от 31.08.1990г. жилой дом №* был перенумерован в *(л.д.36), земельный участок по землеотведенным документам 600 кв.м., по данным последней инвентаризации- 885 кв.м. Наследство с большим земельным участком разрешено оформить решением райисполкома от 29.08.1990г.

Из справки БТИ №5986 от 14.12.2010г. (л.д.21) следует, что по адресу г. Новокузнецк, ул. * старый дом 1947 года постройки, общей площадью 24,3 кв.м. снесен, на земельном участке выстроен новый дом, общей площадью 32,8 кв.м.

Из технического паспорта на жилой дом от 26.11.2010г. (л.д.22-28) по ул. * следует, что жилой дом 1993 года постройки имеет общую площадь 32,8 кв.м., в том числе жилой 25,1 кв.м. Сведения о правообладателях дома и правоустанавливающих документах отсутствуют.

Из показаний свидетелей, представителя истца следует, что строительство нового дома велось с конца 1991 года и до 1993 года за счет истицы, ее силами и с помощью ее родителей- М(дочери собственника старого дома) и М. Все они после смерти Е. и Б.. приняли старый родительский дом, проживали в нем и вели хозяйство.

Из топографической съемки для межевания земельного участка (л.д.10) и кадастрового паспорта земельного участка (л.д.39-40) следует, что земельный участок на котором возведен жилой дом по ул. * имеет кадастровый номер №*, площадь 500 кв.м., находится на землях населенных пунктов, с разрешенным использованием под жилую индивидуальную застройку. Жилой дом выстроен в границах данного земельного участка.

Принадлежность земельного участка на момент строительства нового дома на нем подтверждается вышеуказанными регистрационным удостоверением 1952г.(л.д.8) и справкой БТИ 1990г.(л.д.36).

Согласно Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной народным комиссариатом коммунального хозяйства РСФСР и согласованной с народным комиссариатом юстиции РСФСР 25.12.1945г., параграфы 5 и 6,(утратила силу в связи с изданием Приказа Минкоммунхоза РСФСР от 21.02.1968г. №83) подтверждающим документом на земельный участок может являться регистрационное удостоверение на строение, которое выдано органами бюро технической инвентаризации. Объектом регистрации в Бюро технической инвентаризации являлось домовладение в целом с самостоятельным обслуживающим его земельным участком независимо от числа совладельцев данного домовладения. Право пользования земельным участком, обслуживающим строение, отдельно не регистрируется.

Кроме того, до введения в действие ЗК РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства регулировался Земельным кодексом СССР 1935 года, Земельным Кодексом РСФСР, утвержденным законом РСФСР от 1.07.1970г., Земельным Кодексом РСФСР, утв. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 25.04.1991г., а также Указом Президиума Верховного Совета ССР от 26.08.1948г. «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов».

В силу положений приведенных нормативных актов, земельные участки гражданам для индивидуального жилищного строительства предоставлялись в бессрочное пользование, и при переходе права собственности на строение, сооружение вместе с этими объектами переходит и право пожизненного наследуемого владения или право пользования земельными участками.

Аналогичные положения закреплены в действующем законодательстве.

Так, в соответствии с ч.2 ст.271 ГК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

В соответствии с ч.1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Аналогичные требования содержались в ст. 37 ЗК РСФСР.

Таким образом, на момент строительства нового дома наследодатель Е., умерший 06.03.1979г., имел право владения(пользования) земельным участком 600 кв.м. и это право на земельный участок решением райисполкома г. Новокузнецка от 29.09.1990г. было разрешено к наследованию его наследнику, т.е. препятствий для оформления вещных прав на землю у наследодателя не имелось. Оснований для отказа в оформлении наследнику вещных прав на земельный участок не имелось.

Как следует из заключения специалиста ООО «Юридическое агентство «Негодова и партнеры» от 03.05.2011г. №48Э (л.д. 29-34) жилой дом по ул. * г. Новокузнецка не представляет угрозы жизни и здоровью людей, соответствует действующим техническим нормам и правилам. Техническое состояние удовлетворительное, объект соответствует нормативному уровню технического состояния, при котором количественное и качественное значение параметров всех критериев оценки технического состояния строительных конструкций соответствует требованиям нормативных документов. Строительство и эксплуатация объекта не сопровождается изъятием земельных ресурсов из традиционного пользования и(или) нарушением земной поверхности. Не ущемляет законных интересов собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов сопредельных земельных участков и иных объектов недвижимости. Жилой дом отвечает своему предназначению для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. Пригоден для проживания. Все несущие и ограждающие конструкции находятся в работоспособном состоянии.

В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Как следует из свидетельства о смерти 1-ЛО № 459187 Е. умер 06.03.1979г., его супруга- Б(свидетельство о браке л.д.14) и его дочь М(справка ЗАГС о рождении-л.д.16, свидетельство о браке с М.-л.д.13) приняли фактически после него наследство, но не оформили своих наследственных прав.

Е. умерла 09.11.1991года, о чем свидетельствует свидетельство о смерти 111-ЛО №424878 (л.д.17),

М. умерла 19.12.94г., что подтверждается свидетельством о смерти 1-ЛО № 292271(л.д.20). Ее супруг М. скончался 29.01.1993г.(л.д.19- свидетельство о смерти).

Истица К., является внучкой Е., что подтверждается свидетельством о рождении, из которого следует, что матерью М (л.д.12), которая в свою очередь приходится дочерью Е.; свидетельством о заключении брака М. с К (л.д.13), после чего ей присвоена фамилия «К». Кроме этого, истица К является и единственной наследницей Е. по праву наследственной трансмиссии в силу ст. 1156 ГК РФ, поскольку его наследники жена- Б. и дочь М., призванные к наследованию, умерли после открытия наследства, не успев его принять в установленный срок.

Таким образом, на основании вышеперечисленных доказательств, судом установлено, что К., приняв наследственное имущество- жилой дом по ул. * и вещное право на земельный участок под этим домом, от своего деда Е., произвела на данном земельном участке строительство нового жилого дома взамен ветхого пришедшего в негодное для проживания состояние дома, при этом разрешение на строительство она не получала. Отсутствие у истицы оформленного правоустанавливающего документа на земельный участок не может являться доказательством отсутствия у нее прав на землю, оснований для отказа в оформлении за ней права собственности либо иного вещного права не имеется. Дом выстроен К. самостоятельно и за свой счет, без нарушения градостроительных и строительных норм и правил. Сохранение данной постройки не нарушает прав и законных интересов граждан, не создает угрозу их жизни и здоровья, не нарушает прав и законных интересов смежных землепользователей.

С момента окончания строительства с 1993г. и по настоящее время К. самостоятельно пользуется жилым домом, в нем проживает, осуществляет текущий ремонт дома, несет бремя его содержания, пользуется земельным участком, оплачивает коммунальные услуги.

В соответствии с постановлением от 29.04.2010 № 10 Пленума Верховного Суда РФ, № 22 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. п. 26, при рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создаст ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. При этом отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такою разрешения или акта ввода в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению, если единственным признаком самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых, лицо, создавшее самовольную постройку предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаст ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Из описанного выше следует, что объект недвижимости – жилой дом, общей, расположенный по адресу: Кемеровская область г.Новокузнецк Куйбышевский район, ул. * в отношении которого заявлен иск, самовольно выстроен истицей, о наличии в отношении этого объекта притязаний со стороны иных лиц не заявлено. Сведения о регистрации права за другим субъектом суду не представлено.

К. обращалась в администрацию г. Новокузнецка за разрешением на строительство спорного объекта недвижимости и разрешения на ввод данного объекта в эксплуатацию, однако в виду отсутствия документов, необходимых в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, истице было отказано(л.д.9).

Суд доверяет представленным суду доказательствам, в судебном заседании установлено, что право собственности К. на жилой дом никем не оспаривалось, в связи с чем, суд считает необходимым признать за ней право собственности на жилой дом.

Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за К. право собственности на жилой дом, общей площадью 32,8 кв.м., жилой 26,1 кв.м., расположенный по адресу: Кемеровская область, г.Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. *.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Решение в окончательной форме изготовлено 26 сентября 2011 года.

Председательствующий: