Публикация



Дело № 2-436/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Новокузнецк Кемеровской области 18 марта 2011 года

Куйбышевский районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Саруевой Е.В.

при секретаре Клышта В.О.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «**» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей о понуждении к получению лицензии на право ведения образовательной деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Куйбышевского района г. Новокузнецка обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «**» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей (далее - МДОУ «**») о понуждении к получению лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Свои требования мотивирует тем, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законодательства РФ в деятельности образовательных учреждений Куйбышевского района г. Новокузнецка, прокурором района установлено несоответствие деятельности ответчика требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1.

В соответствии с приказом Председателя Комитета образования и науки администрации г.Новокузнецка «Об открытии МДОУ «**» от 27.10.2010г. №1363 заведующей МДОУ «**» Т. надлежит обеспечить функционирование детского сада и произвести комплектование групп образовательного учреждения. В настоящее время МДОУ «**» осуществляет образовательный процесс, и согласно приказа заведующей МДОУ «**» о комплектовании дошкольного образовательного учреждения от 01.11.2010г. №2, численность воспитанников дошкольного учреждения составляет 23 человека. Устав МДОУ «**» согласован с и.о. Председателя КУМИ г.Новокузнецка и утвержден Председателем комитета образования и науки администрации г.Новокузнецка, и зарегистрирован ИФНС по Куйбышевскому району г.Новокузнецка 23.11.2010г.. С момента регистрации образовательного учреждения и до настоящего времени МДОУ «**» действует без специального разрешения (лицензии).

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ, ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ч.4 ст. 27 «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и просит суд обязать МДОУ «**» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей получить лицензию на право ведения образовательной деятельности, установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.

В судебном заседании помощник прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка Маклакова М.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме, просит суд обязать МДОУ «**» получить лицензию на право ведения образовательной деятельности, установить ответчику срок для получения лицензии.

Представитель ответчика заведующая МДОУ «**» Т. исковые требования о понуждении к получению лицензии на право ведения образовательной деятельности признала, суду пояснила, что получение МДОУ указанной лицензии в настоящее время затруднительно, поскольку для этого необходимо собрать определенный пакет документов. В настоящее время собрана часть документов (правоустанавливающие на здание д/сада и земельный участок), а часть документов (разрешительных и контролирующих организаций) еже предстоит собрать. Ситуация усугубляется отсутствием кадров и недостаточностью выделяемых бюджетных средств на получение всех документов. Просила в случае вынесения решения, предоставить максимально возможный срок для получения лицензии.

Представитель третьего лица - Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка, Д., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что действительно лицензия на осуществление образовательной деятельности МДОУ «**» в настоящее время не получена, в настоящее время проводится ряд мероприятий для ее получения, просил в случае удовлетворения исковых требования, установить максимально возможный срок для получения лицензии.

Представитель 3-го лица – Государственной службы по контролю и надзору в сфере образования Кемеровской области К. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с исковыми требованиями согласна, факт отсутствия лицензии на осуществление образовательной деятельности подтвердила.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что требования прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка законные и обоснованные, в связи с чем, подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц …

Суд приходит к выводу, что в данном случае прокурор на законных основаниях обратился в суд с заявлением к МДОУ «**» о понуждении к получению лицензии на осуществление образовательной деятельности в защиту прав и законных интересов малолетних детей, посещающих МДОУ «**» как в отношении неопределенного круга лиц, поскольку исковые требования направлены на защиту прав воспитанников дошкольного учреждения, в том числе, и в будущем. Уставом Учреждения в соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» установлена только предельная наполняемость групп. Состав воспитанников детского учреждения периодически изменяется и, фактически определить их круг невозможно.

Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступившая в силу для России 15.09.1990г., прямо называет того, кто выступает гарантом любых прав несовершеннолетних. Данная обязанность возлагается на государство. Один из принципов, закрепленных в Конвенции о правах ребенка гласит, что ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения, медицинское обслуживание, образование. Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка.

Положениями статьи 49 ГК РФ предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)… Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Дошкольные учреждения относятся к образовательным учреждениям. Деятельность муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным огранном исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

В судебном заседании установлено, что МДОУ «**» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей, осуществляет свою деятельность, в том числе образовательный процесс, в соответствии с приказом Председателя комитета образования и науки Администрации г.Новокузнецка «Об открытии МДОУ «**» от 27.10.2010г. без специального разрешения (лицензии).

Устав МДОУ «**» согласован с и.о. Председателя КУМИ г.Новокузнецка и утвержден Председателем комитета образования и науки администрации г.Новокузнецка, и зарегистрирован ИФНС по Куйбышевскому району г.Новокузнецка 23.11.2010г.. Согласно п. 1.4 Устава МДОУ «**» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, может от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В силу п.1.10 Устава право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством РФ, возникают у МДОУ «**» с момента выдачи ему лицензии.

В соответствии с п.2 ст. 16 Закона РФ "Об образовании" при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Таким образом, отсутствие у МДОУ «**» лицензии на право ведения образовательной деятельности не только противоречит действующему законодательству РФ, но также ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников учреждения, нарушает законные права и интересы родителей (законных представителей) воспитанников.

В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Согласно ст. 4 указанного закона к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан… и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензирование.

В соответствии с положениями указанного закона лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности». Образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию, в случаях предусмотренных законодательством РФ. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензирование образовательной деятельности в соответствии с установленной компетенцией осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования. Согласно п. 46. Постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" за ведение образовательной деятельности без лицензии, в том числе в филиалах, образовательные учреждения и научные организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из письма начальника Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области следует, что МДОУ «**» не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования истца о необходимости получения учреждением «**» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей лицензии на осуществление образовательной деятельности являются законными и обоснованными.

При решении вопроса о сроке осуществления лицензирования учитывается следующее.

Согласно п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной РФ законом от 30.03.1998 года № 54-ФЗ, вступившей в силу с 5.05.1998 года, каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки.

Исходя из смысла указанной нормы международного права, исполнение судебного решения является составляющей частью судебного разбирательства. С учетом этого, при рассмотрении вопросов о сроках исполнения судебных решений должна приниматься во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки. В связи с чем, с учетом особенностей МДОУ «**», который является юридическим лицом, финансируемым в основном из средств местного бюджета в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов, суд считает необходимым для исполнения решения установить срок до 31.12.2011 года. Данный срок, по мнению суда, является разумным, реальным, и будет соответствовать балансу интересов лиц, участвующих в деле.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «**» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей получить лицензию на осуществление образовательной деятельности в срок до 31.12.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий: