12 – 21/2011
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новокузнецк4 февраля 2011 года
Судья Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Маврин И.В.,
при секретаре Гребневой Е. С.,
с участием:
представителя Новокузнецкого транспортного прокурора - помощника прокурора Шумной М.Ю.
представителя Новокузнецкого таможенного поста Кемеровской таможни – Захарова И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест Новокузнецкого транспортного прокурора Шепелева А.И. на постановление по делу об административном правонарушении № 10608000 – 373/2010 в отношении начальника отдела сбыта О
УСТАНОВИЛ:
24.12.2010 г. постановлением начальника Новокузнецкого таможенного поста Кемеровской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы по делу об административном правонарушении № 10608000-373/2010, начальник отдела сбыта О ___ привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 16.12 КРФ об АП – несоблюдение установленных сроков подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей за то, что являясь должностным лицом, в обязанности которого входит отслеживание сроков отгрузки продукции по внешнеторговым контрактам, получение сведений, необходимых для подачи ППД, и своевременная подача ППД Прокопьевскому таможенному посту, не исполнила надлежащим образом свои должностные обязанности, в результате чего, ППД № 10608060/151010/0004233 была подана в таможенный орган с нарушением срока, установленного ТК РФ, на 18 дней.
Считая постановление о назначении административного наказания незаконным, Новокузнецкий транспортный прокурор обратился в суд с протестом, в котором ставит вопрос о его отмене и прекращении производства по данному административному делу за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку Л___ не является субъектом данного административного правонарушения, в её действиях отсутствует виновное совершение противоправного действия или виновное бездействие.
Выслушав позицию представителя Новокузнецкого транспортного прокурора Шумной М.Ю., представителя Новокузнецкого таможенного поста Кемеровской таможни – Захарова И.М. лица, привлекаемого к административной ответственности - _., изучив материалы дела об административном правонарушении, суд считает, что постановление по делу об административном правонарушении № 10608000 – 373/2010 в отношении начальника отдела сбыта О -------- за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.12 КРФ об АП подлежит отмене, производство по данному делу - прекращению по основаниям пункта 1 части 1 статьи 24.5 КРФ об АП за отсутствием события административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 30.10 КРФ об АП - Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1 - 30.3 настоящего Кодекса.
Статья 30.1 КРФ об АП предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса: вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела….
В соответствии со статьёй 1.5 КРФ об АП – «1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица».
Статья 2.1. КРФ об АП предусматривает, что «1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо».
В статье 2.2 КРФ об АП дано понятие формам вины – «1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть».
На основании статьи 2.4 КРФ об АП – «Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей».
Согласно требованиям, содержащимся в ст. 26.1 КРФ об АП, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
В соответствии со ст. 26.2 КРФ об АП, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Лицо может быть привлечено к административной ответственности лишь в случае виновного совершения противоправного действия или виновного бездействия.
Из материалов дела следует, что 27.05.2010 г. между О______ и компанией «_______») заключен внешнеторговый контракт № 28/05-2010.
07.07.2010 г. на основании названного контракта таможенным брокером ЗАО «Р____К - Кемерово» от имени О______ в Прокопьевский таможенный пост Кемеровской таможни подана ВПД № ____________для вывоза с таможенной территории РФ товара - уголь каменный битуминозный для энергетических целей марки ДГ, весом 2000000 кг, таможенной стоимостью _______руб.
В ВПД № ___________Обществом заявлен период поставки товара с 07.07.2010 г. по 31.07.2010 г. Таможенным органом определен предельный срок подачи ППД до 31.12.2010, но не позднее 2-х месяцев со дня, следующего за днем фактического вывоза с таможенной территории Российской Федерации последней партии товара.
Согласно отметке Брестской таможни 24.07.2010 г. названный товар пересек границу Российской Федерации, то есть предельный срок подачи ППД декларантом – О______ истек 27.09.2010 г. (первый рабочий день после истечения 2-х месячного срока).
15.10.2010г. Л_____ О.А., действуя на основании доверенности № 5 от 03.09.2010 г. от имени декларанта – О______, представила в таможенный орган – Прокопьевский таможенный пост Кемеровской таможни ППД № _______________на товар – уголь каменный битуминозный для энергетических целей марки ДГ.
Частью 1 статьи 16.12 КРФ об АП установлена административная ответственность за несоблюдение установленных сроков подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании либо таможенной декларации и (или) необходимых документов и сведений при выпуске товаров до подачи таможенной декларации, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статьей 138 ТК РФ предусмотрено, что - «1. При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
2. После фактического вывоза российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все российские товары, вывезенные за пределы таможенной территории Российской Федерации. Подача одной или нескольких полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта. При установлении такого срока учитывается срок, необходимый для фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, который не может превышать три месяца со дня окончания периода поставки, указанного в пункте 3 настоящей статьи, а также срок, необходимый декларанту для получения сведений, достаточных для подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. По мотивированному запросу декларанта с разрешения таможенного органа срок подачи полной таможенной декларации может быть продлен. Предельный срок подачи полной таможенной декларации не может превышать два месяца со дня, следующего за днем фактического вывоза с таможенной территории Российской Федерации последней партии товаров.
Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ У СУДОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.11.2008 N 23), исходя из положений, закрепленных в статье 16.12 КоАП РФ, административная ответственность за несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений наступает в случае нарушения установленного таможенным органом срока подачи: полной таможенной декларации при применении процедуры периодического временного декларирования товаров (статья 138 ТК РФ); таможенной декларации при выпуске товаров до подачи таможенной декларации; документов и сведений, необходимых для таможенных целей, при выпуске товаров до подачи таможенной декларации (статья 150 ТК РФ); таможенной декларации на товары, перемещаемые по линиям электропередачи (статья 314 ТК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что юридическая обязанность по представлению декларантом недостающих сведений возникает при наличии двух условий - письменного обязательства декларанта об их представлении и распорядительного акта таможенного органа, которым устанавливается определенный срок исполнения такого обязательства.
Несмотря на принятое обществом обязательство представить недостающие сведения в течение определённого периода времени, такой срок в нарушение статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенным органом не был установлен ни в виде издания отдельного документа, ни в виде соответствующей записи в декларации, при том, что протокол и постановление по делу об административном правонарушении не содержат сведений и доказательств об установлении таможней срока для предоставления недостающих сведений.
Поскольку таможней не установлен срок для предоставления О_____ недостающих сведений по таможенной декларации, то оснований для привлечения должностного лица к административной ответственности по части 1 статьи 16.12 КРФ об АП - за несоблюдение установленных сроков подачи полной таможенной декларации – нет, т.к. в данном случае отсутствует событие административного правонарушения.
Кроме того, согласно пояснениям Л____________ О.А., инопартнер по внешнеторговому контракту № ___ - компания «U________», своевременно не сообщил Обществу о дате перемещения товара через границу Российской Федерации, хотя обязан был это сделать в соответствии с условиями имеющегося договора. В связи с чем, до 15.10.2010 г. она не располагала информацией и документами – оформленными перевозчиком железнодорожных накладных, содержащих сведения о пересечении отправленного ими товара границы РФ, поэтому полагала, что товар еще не вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Как следует из пояснений представителя Новокузнецкого таможенного поста Кемеровской таможни – Захарова И.М., данное пояснение Л______- не было предметом проверки таможенным органом при производстве административного расследования. Иных способов получения О ________ информации о перемещении груза через границу РФ, кроме как от партнера по внешнеторговому контракту либо таможенного органа нет. Информацию о дате перемещения груза по внешнеторговому контракту № ________2010 таможенный орган получил из представленных Л______А. документов 15.10.2010 г..
Трудовой договор № 17 от 02.11.2009 г., предусматривает, что Лаптева О.А. принята в О_____ на работу на неопределенный срок в качестве начальника отдела сбыта для выполнения работы, обусловленной настоящим трудовым договором. Согласно должностной инструкции от 28.05.2010 на начальника отдела сбыта О___ возложены обязанности по организации подготовки и заключения договоров на поставку продукции, согласование условий поставки продукции О_____ (п.2.1), контроль сбыта продукции, ее поставку в сроки, указанные в соответствии с договорами (п.2.3), организация решения других вопросов, поставленных генеральным директором (п.2.11), а также определены функциональные связи – взаимодействие с Прокопьевским таможенным постом и ЗАО «Р______» (п.п.4.4, 4.6).
Трудовым договором и должностной инструкцией на начальника отдела сбыта не возложена обязанность оперативного контроля за соблюдением сроков вывоза товара за пределы Российской Федерации и подачи ВПД, ППД в таможенный орган, кроме того отсутствует обязанность и не предусмотрена возможность осуществления контроля исполнения контрагентами обязательств по заключенным договорам, в том числе, предусмотренных п.9.4. контракта №_______-2010 от 27.05.2010 г.
Из доверенности № 5 от 03.09.2010 г. названных обязанностей также не следует. В соответствии с данной доверенностью Л_________. предоставлено право представлять интересы О____ в таможенном органе, в частности, получать и передавать в таможенные органы документы, связанные с получением и отправкой товаров по внешнеэкономическим контрактам.
Таким образом, таможенным органом не представлено доказательств того, что начальник отдела сбыта О___ не исполнила либо ненадлежащим образом исполнила свои служебные обязанностей.
Часть 1 статьи 30.7. КРФ об АП предусматривает, что «По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
В соответствии с пункт 1 части 1 статьи 24.5 КРФ об АП - производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5, ст. 30.7 КРФ об АП, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление по делу об административном правонарушении № 10608000-373/2010 от 24.12.2010 г. в отношении начальника отдела сбыта О_______ Л. по факту несоблюдения установленных сроков подачи полной таможенной декларации при периодическим временном декларировании - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении № 10608000-373/2010 от 24.12.2010 г. в отношении начальника отдела сбыта О______, прекратить по основаниям предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КРФ об АП - за отсутствием события административного правонарушения.
Судья: