Р Е Ш Е Н И Е 2-5496/2010
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Куйбышевский районный суд г. Омска 04.10.2010 года
В составе председательствующего судьи Мосоловой И.А.
При секретаре Полуэктовой А.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Рейник А.Я. к ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска о признании права на досрочную трудовую пенсию, суд
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями, указав, что 20 августа 2010 года ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска вынесено решение об отказе в начислении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа. При этом ответчиком в специальный стаж не включены следующие периоды работы с 01.11.1977 года по 30.06.1984 года в качестве мастера в СМУ-1 треста № 5 и с 01.10.1984 по 09.07.1985 г. в должности старшего мастера стройучастка на Заводе кислородного машиностроения. Полагает, что указанные периоды необоснованно не включены в специальный стаж, поскольку в это время он участвовал непосредственно в строительстве возводимых объектов в качестве мастера строительных и монтажных работ. Просит суд включить указанные периоды в специальный стаж, назначив пенсию с 18.08.2010 года.
В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть исковые требования в полном объеме в его отсутствие.
Представитель истца ФИО8 заявленные требования поддержал в полном объеме, указав, в период работы с 01.11.1977 года по 30.06.1984 года в качестве мастера в СМУ-1 треста № 5, истец фактически в полном объеме исполнял обязанности мастера строительного. Запись в трудовой книжке гласит о том, что с 01.11.1977 года он переведен мастером. С 01.10.1984 по 09.07.1985 г. он также работал в должности старшего мастера стройучастка на Заводе кислородного машиностроения.
Представитель ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска ФИО9 исковые требования не признал, указав, что ответчиком принято законное решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Рейнику А.Я., поскольку заявленные им периоды включению в специальный стаж не подлежат. Период работы в качестве мастера в СМУ-1 треста № 5 с 01.11.1977г. по 30.06.1984 г. не зачтен в специальный стаж, поскольку не представлены справки, уточняющие особый характер работы. А согласно архивной справке, работа в указанный период протекала в должности техника проектно-сметной группы с возложением на него и.о. мастера строительного, в лицевых счетах должность не указана. Период работы в должности старшего мастера стройучастка на Заводе кислородного машиностроения с 01.10.1984 г. по 09.07.1985 г. не зачтен в специальный стаж, так как Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах должность «старший мастер» не предусмотрена.
Заслушав представителя ответчика, изучив представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан установлен Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В силу указания в статье 7 Закона № 173-ФЗ общий возраст выхода на пенсию по возрасту составляет 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно. В то же время в структуре названного законодательного акта закреплена специальная норма - пункт 1 статьи 27, содержащая исключение из общего правила и устанавливающая правовые основания и условия назначения пенсий отдельным категориям граждан, занятым определенной профессиональной деятельностью, ранее общеустановленного возраста выхода на пенсию, то есть досрочного (льготного) назначения трудовой пенсии по старости.
Пункт 1 названной выше статьи содержит 21 подпункт, охватывающих соответственно 21 категорию застрахованных лиц, которым (при определенных условиях) досрочно устанавливается трудовая пенсия по старости за работу с вредными и опасными условиями труда.
Абзац 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ предусматривает право на досрочное пенсионное обеспечение мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж не менее 25 (мужчины) и 20 лет (женщины). В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона т.е. 60 лет, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с пенсионным делом Рейник А.Я. имеет по предъявленным документам 29 лет 8 месяцев 3 дня страхового стажа на соответствующих видах работ, из них 2 месяца 24 дня специального стажа.
Следовательно, для назначения Рейнику А.Я. трудовой пенсии по старости ему необходимо иметь 25 лет страхового стажа на соответствующих видах работ, из них 6 лет 3 месяца специального стажа.
Позицией 22901006-23419 раздела XXVII Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 предусмотрены мастера строительных и монтажных работ.
Разделом XXIX Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173 предусмотрены мастера, занятые на строительстве зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций.
Как следует из записи в трудовой книжке Рейника А.Я., 01.11.1977 года он был переведен с должности плотника 5 разряда мастером СМУ-1 треста № 5, в указанной должности он проработал до 01.07.1984 года, что подтверждается приказом №104-к от 02.11.1977 года (л.д. 12-17). Согласно архивной справке, работа Рейника А.Я. в период с 01.11.1977 г. протекала в должности техника проектно-сметной группы с возложением на него и.о. мастера строительного (так в документах), в лицевых счетах должность не указана. При этом также имеется ссылка на приказ №104-к от 02.11.1977 года (л.д.10). При указанных обстоятельствах, суд считает, что истец действительно исполнял обязанности мастера строительных работ, поскольку исполнение обязанностей в данном случае не является совместительством либо совмещением должностей мастера и техника. Кроме того, указание на исполнение обязанностей мастера строительного, предполагает исполнение обязанностей мастера строительных работ. Учитывая направленность деятельности СМУ-1 треста №5, как строительно-монтажного управления, у суда не вызывает сомнений исполнение истцом работ, связанных со строительством объектов, поименованных в Разделе XXIX Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173.
В соответствии с п. 5 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 5 « О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Минтруда России от 22.05.1996 г. № 29 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списком, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списком, не менее 80 % рабочего времени.
Занятость истца не менее 80 % рабочего времени в должности мастера подтверждается записью в трудовой книжке, поскольку помимо указанной должности «мастера» не имеется какого-либо упоминания о должности «техника проектно-сметной группы». Поэтому, суд приходит к выводу о том, что занятость Рейника А.Я. именно в должности мастера подтверждена надлежащими доказательствами. Выводы о том, что указанная работа была для него основной подтверждаются тем, что далее в 1984 году Рейник А.Я. был переведен прорабом, что подтверждает направленность на выполнение строительных работ. Кроме того, работа в должности прораба зачтена в специальный стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях. Также учитывается, что должность истца указана в трудовой книжке и в приказе о назначении на должность, причем должность «техник» в трудовой книжке не обозначена.
Продолжительность указанного периода работы соответствует 6 годам 7 месяцам 28 дням. Указанный период подлежит включению в специальный стаж.
Период работы в должности старшего мастера стройучастка на Заводе кислородного машиностроения с 01.10.1984 по 09.07.1985 г. зачету в специальный стаж не подлежит, поскольку вышеуказанными Списками должность «старший мастер» не предусмотрена.
В силу положений пункта 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденного Постановлением Минтруда России и ПФ России от 27.02.02г. № 16/19па, предоставление документов, подтверждающих стаж на соответствующих видах работ, является обязанностью гражданина, обратившегося за установлением досрочной трудовой пенсии.
Род выполняемых истцом функций в должности старшего мастера документально не подтвержден.
В подтверждение исполнения должностных обязанностей мастера в спорные периоды истец в судебном заседании просил суд допросить свидетелей, в подтверждение характера его работы мастера, занятого на строительстве зданий и сооружений.
Свидетельскими показаниями в соответствии со статьей 97 Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и пунктом 28 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555 подтверждается только общий страховой стаж, подтверждение свидетельскими показаниями специального стажа указанными Правилами не предусмотрено. В статье 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», Правилах, утвержденных Постановлением Правительства, в условиях назначения досрочных трудовых пенсий по старости, четко оговорены требования. Кроме того, в соответствии с п.3 ст.13 ФЗ №173 от 17.12.2001г. характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (в редакции Федерального закона М213-ФЗ от 24.07.2009).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, при указанных обстоятельствах отказ Пенсионного фонда в назначении Рейнику А.Я. досрочной трудовой пенсии по старости по мотиву недоказанности работы истца мастером строительных работ суд полагает необоснованным.
При включении периода работы истца с 01.11.1977 года по 30.06.1984 года в качестве мастера в СМУ-1 треста № 5 специальный стаж истца составит 6 лет 10 месяцев 22 дня.
Учитывая изложенное, у истца имеется право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения с 18.08.2010 года.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Рейника Александра Яковлевича удовлетворить частично.
Включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы с 01.11.1977 года по 30.06.1984 года в качестве мастера в СМУ-1 треста № 5.
Требования об обязании УПФ РФ в ЦАО г. Омска назначить Рейнику А.Я. пенсию с 18.08.2010 года удовлетворить.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней через Куйбышевский районный суд г. Омска.
Судья: