Дело №2-5008/2010 решение от 14.10.10 по иску Куяновой Г.А. к ОАО `Омская энергосбытовая компания`



№ 2-5008/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2010 г.

Куйбышевский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Емельяновой Е.В.

при секретаре Мелёхиной Е.Б.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело по иску Куяновой Л.А. к ОАО «Омская энергосбытовая компания» о признании действий незаконными, аннулировании задолженности, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратилась в суд с указанным иском, в обоснование иска указала, что проживает в <адрес>-«в» по <адрес> в <адрес>, в котором нет лифта, имеется 4 подъезда, 64 квартиры, в каждом подъезде по 6 лампочек. До 2008 года места общего пользования оплачивал ОАО «Левобережье» ЖУ №1 по отдельному счетчику, который находится в 3-ем подъезде. С 2008 года стали приходить квитанции по оплате мест общего пользования (далее - МОП) с более высокими суммами оплаты, чем ранее. Когда образовался долг, она стала обращаться в различные организации за разъяснениями, однако в ответ получила претензию с угрозой приостановить услуги по электроснабжению. Просит признать действия ответчика по начислению сумм задолженности по оплате мест общего пользования в размере 2 293,50 рублей незаконными, произвести перерасчет с учетом оплаты фактически потребленной энергии в местах общего пользования, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истца Герасимова В.С. требования истца поддержала, пояснила, что в доме имеется четыре счетчика: библиотеки, магазина и два на жильцов - один учитывает всю электроэнергию, кроме мест общего пользования, а второй - учитывает только места общего пользования. Ответчик не считает показания по счетчику мест общего пользования, а от показаний счетчика жильцов отнимает потребленную энергию квартир и получает показания мест общего пользования. Просит произвести перерасчет, аннулировав задолженность, взыскать компенсацию морального вреда, а также судебные расходы в виде расходов на ксерокопии и оплату проездных представителя за весь период начисления.

Представитель ответчика Шапаровская С.В., действующая по доверенности (л.д.20), требования истца не признала, обосновав свои доводы Правилами предоставления коммунальных услуг, указав, что расчет ответчиком производится по формуле Правил, в ходе рассмотрения дела ответчиком произведена корректировка показаний, что также предусмотрено Правилами, в связи с чем задолженность истца уменьшена.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении иска следует отказать по следующим основаниям.

Из акта осмотра общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) от 11.04.2008 года (л.д.37) следует, что <адрес>-«В» по <адрес> пятиэтажный, ВРУ находится в третьем подъезде, имеется общедомовой прибор учета 49087084, коммунальный прибор находится на внутреннем учете общедомового прибора учета, имеется также четыре домофона на внутреннем учете коммунальных ПУ, на первом этаже продуктовый магазин, библиотека - отдельным вводом, два гаража запитаны от квартирных ПУ.

Согласно ст.426 ГК РФ договор энергоснабжения относится к числу публичных договоров.

Согласно п.1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Из требований ст. 153 - ст. 155 ЖК РФ следует, что граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим, к числу коммунальных услуг закон относит и услуги по энергоснабжению.

Жилищный кодекс РФ предусматривает, что правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157).

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» наделил Правительство Российской Федерации полномочиями издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия в сфере регулирования данных правоотношений, в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг издало Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства №307 от 23.05.2006 года (далее Правила), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Согласно п.35 Правил граждане обязаны вносить плату за коммунальные услуги ежемесячно, до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, оплата производится за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными прибора учета.

Как установлено в судебном заседании истец является собственником жилого помещения, расположенного в г.Омске по адресу: <адрес>», <адрес>.

Истец в суде не оспаривал, что ему ответчиком предоставляется коммунальная услуга в виде электроснабжения не только его жилого помещения, но и мест общего пользования.

Согласно пункта 7 вышеуказанных Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за потребленные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Общий объем (количество) э/энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном п.21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета- пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил.

Таким образом, данная норма закона предполагает, что собственники жилья вносят плату за всё приобретенное количество э/энергии по показаниям всех общедомовых приборов учета, установленных на границе сетей, учитывающих как электроэнергию на освещение мест общего пользования и работе другого электрооборудования дома, так и потери э/энергии на внутридомовых сетях, которые также входят в состав общего имущества собственников жилья.

Поскольку согласно пункту 7 Правил общедомовые приборы учета, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, устанавливаются на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры, названный порядок расчета обеспечивает учет, а следовательно, и оплату электроэнергии, поданной на границе внутридомовых электрических сетей, что соответствует требованиям абзаца второго пункта 88 Правил.

Пунктом 3 Правил определено понятие общедомового прибора учета, под которым понимается средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.

По правилам п.23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам, согласно которому размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле:

V

D

P = ----------- x V x T, (9)

kу3.i V + V i.p kу

n.p n.n

где:

V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды,

D горячей воды, газа или электрической энергии), фактически

потребленный за расчетный период, определенный по показанию

коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном

доме или в жилом доме (куб. м, кВт. х час);

V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной

n.p воды, горячей воды, газа или электрической энергии),

потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных

приборами учета (за исключением помещений общего

пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а

в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами

учета (куб. м, кВт. х час);

V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной

n.n воды, горячей воды, газа или электрической энергии),

потребленный за расчетный период в помещениях, не

оборудованных приборами учета, определенный исходя из

нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3

(куб. м, кВт. х час);

V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды,

i.p горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный

за расчетный период в i-том помещении, оборудованном

прибором учета (за исключением помещений общего

пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а

в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами

учета (куб. м, кВт. х час);

T - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный

kу в соответствии с законодательством Российской Федерации (для

холодного водоснабжения, горячего водоснабжения,

газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для

электроснабжения - руб./ кВт. х час);

Верховным Судом РФ вышеприведенная формула была проверена на соответствие действующему законодательству и Решением Верховного Суда РФ от 12 декабря 2006 г. № ГКПИ06-1228, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. № КАС07-128, пункт 3 приложения 2 к настоящим Правилам, в части определения размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, по формуле , признан не противоречащим действующему законодательству.

При этом Верховный суд РФ также подчеркнул, что формула (9) учитывает также требования статьей 30 и 39 Жилищного кодекса РФ, предусматривающего несение собственником жилого помещения бремени содержания общего имущества.

Приведенные положения Правил устанавливают, что оплата производится за фактически принятое количество энергии, определяемое для помещений, оборудованных приборами учета, по показаниям приборов учета (формула 9), что соответствует пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса и пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса.

Показания общедомового прибора учета электроэнергии регистрируются ОАО «Омская энергосбытовая компания» в конце каждого месяца, при этом учитывается расход каждой системой, которая подключена на внутреннем учете, по мощности или по прибору учета.

Для расчета общего квартирного расхода электроэнергии за месяц принимаются фактические расходы электроэнергии в квартирах по показаниям счетчиков, указанным потребителями в квитанциях, если их нет - принимается расход, равный фактическому расходу (усредненный) предыдущего месяца.

После снятия контрольных показаний квартирных счетчиков во всем доме (не реже 1 раз в 6 месяцев) для квартир, определяется фактический расход электроэнергии. Затем по формуле, утвержденной Правительством РФ, рассчитываются фактический коэффициент распределения электроэнергии МОП по дому и фактический расход электроэнергии МОП, и определяется сумма перерасчета размера платы за электроэнергию МОП для каждой квартиры для всех месяцев расчетного периода.

Таким образом, применение формул, утвержденных Правительством РФ, обеспечивает равные условия расчета расхода электроэнергии МОП и расчета суммы начисления за электроэнергию МОП для всех лицевых счетов дома.

Начисления за места общего пользования корректируются после снятия очередных показаний индивидуальных (квартирных) счетчиков по всему дому.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра общедомового прибора учета от 11.04.2008 года в жилом <адрес> по <адрес>, справкой о показаниях общедомовых приборов учета электрической энергии (л.д.35-36).

Расчет по оплате истца за места общего пользования, приведенный ответчиком на л.д. 48-49, с учетом корректировки показаний приборов учета по всему дому, проведенной ответчиком уже в ходе рассмотрения дела, проверен судом и признан верным. Задолженность истца составляет 1512,82 рубля за период с января 2008 года по октябрь 2010 года. Ответчиком также представлены доказательства того, что в спорный период ответчик производил регулярное снятие показаний прибора учета, данные которых фиксировал в акте и заносил в компьютер для расчета (л.д.50-64).

Данные, содержащиеся в актах, соответствуют данным, которые взяты ответчиком для расчета за МОП.

Таким образом, в силу того, что жилой дом, в котором проживает истец, оборудован приборами учета, размер платы за коммунальные услуги определяется по формуле (9) с применением показаний счетчиков, указанных потребителями в квитанциях, если их нет - принимается расход, равный фактическому расходу (усредненный) предыдущего месяца.

Доводы истца о том, что расчет следует производить на коммунальному прибору учета, имеющемся на доме, суд находит несостоятельными, поскольку как видно из акта осмотра от 11.04.2008 года, коммунальный прибор учета, на который ссылается истец, находится на внутреннем учете общедомового прибора учета, что исключает расчет оплаты за МОП по коммунальному прибору учета.

Также судом проверены доводы истца о том, что при расчете не учитывается потребление энергии на домофоны.

Данные доводы суд также находит не состоятельными, поскольку в судебном заседании установлено, что с организациями, осуществляющими обслуживание домофонов, заключены соответствующие договоры, в которых предусмотрена мощность потребления (л.д.88). Из сведений о показаниях общедомового прибора учета за спорный период видно, что из общих показаний отнимается сумма, израсходованная на работу домофонов, эта сумма не распределяется между жителями данного дома при оплате за МОП.

Таким образом, требование истца о признании расчета за потребленную электроэнергию в части оплаты за места общего пользования незаконными, производстве перерасчета за места общего пользования и аннулирвоании задолженности, заявлены необоснованно ввиду изложенного выше.

Требование истца по оплате по нормативу на освещение мест общего пользования в размере 7кВт на 1 человека в месяц также не основано на законе.

Норматив на освещение мест общего пользования установлен Постановлением Правительства Омской области от 13.12.2006г. «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению населением при отсутствии приборов учета» в размере 7кВт на 1 человека, домов расход э/э на работу лифтового оборудования 7кВт на 1 человека, нормативы установлены для электроснабжения при отсутствии приборов учета. Применение норматива возможно только при отсутствии общедомового прибора учета. В указанном доме, где проживает истец, общедомовой прибор учета энергии установлен, что представитель истца не оспаривала, следовательно, оснований оплачивать за места общего пользования по нормативу не имеется.

Отказ в удовлетворении основного требования является основанием для отказа в удовлетворении производных требований о компенсации морального вреда, поскольку права истца как потребителя коммунальной услуги, ответчиком нарушены не были.

Требования о взыскании судебных расходов также удовлетворению не подлежат, поскольку отказано в основном иске. Более того, требования представителя истца об оплате проездных билетов представителю истца за весь спорный период начисления оплаты за МОП, заявлено необоснованно, поскольку ответчик, в случае удовлетворения иска, обязан оплачивать только расходы, связанные с ведением конкретного дела.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Куяновой Л.А. оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы в Куйбышевский районный суд г. Омска в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Емельянова Е.В.

Мотивированное решение изготовлено 19.10.2010 года

Копия верна

Решение не вступило в законную силу

Судья

Секретарь