Дело № 2-5880/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(Резолютивная часть)
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Жидковой М.Л., при секретаре Масловой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске
02 ноября 2010 года
материалы гражданского дела по иску Прокурора Центрального административного округа г. Омска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «ОмскВодоканал» о признании бездействия незаконным,
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать бездействие ОАО «ОмскВодоканал», выразившееся в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов незаконным.
Обязать ОАО «ОмскВодоканал» исполнить установленную квоту для трудоустройства инвалидов и создать специализированные аттестованные рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой.
Взыскать с ОАО «ОмскВодоканал» в доход бюджета города Омска государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в омский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.
Судья М.Л. Жидкова
Дело № 2-5880/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Жидковой М.Л., при секретаре Масловой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске
02 ноября 2010 года
материалы гражданского дела по иску Прокурора Центрального административного округа г. Омска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «ОмскВодоканал» о признании бездействия незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор ЦАО г. Омска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванными требованиями, мотивируя тем, что ОАО «ОмскВодоканал» не соблюдена обязанность по обеспечении установленной квоты для трудоустройства инвалидов в соответствии с предъявляемыми требованиями законодательства о занятости населения. Так, в соответствии с относительно количеству рабочих места, квота для трудоустройства инвалидов в полном объеме не исполнена, специальное рабочее место в установленном порядке не аттестовано. Квота для трудоустройства инвалидов в ОАО «ОмскВодоканал» составляет 56. в настоящее время трудоустроено 7, отсутствует специализированное аттестованное рабочее место. Просит суд признать бездействие ОАО «ОмскВодоканал», выразившееся в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов противоречащими статье 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», статье 3,6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлению Правительства Омской области №16-и от 27.01.2010 года «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» и обязать ОАО «ОмскВодоканал» выполнить требования закона, исполнить установленную квоту для трудоустройства инвалидов и создать специальные, аттестованные рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой.
Представитель прокуратуры ЦАО г. Омска Вишнивецкая Я.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ОАО «ОмскВодоканал» Лукьянова Н.М. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что начиная с марта 2010 года Общество принимает активные действия по трудоустройству инвалидов, выявляет их среди работников, ищет через специализированные Общества инвалидов, создало специально дополнительные рабочие места. Из-за специфики работы предприятия многие инвалиды, не могут быть трудоустроены в связи с противопоказаниями и индивидуальными картами реабилитации. Из тех инвалидов, которые были направлены на работу службой занятости, удалось трудоустроить 1 человека, остальные или отказываются, или не могут быть трудоустроены по объективным причинам. Что касается специализированного аттестованного рабочего места инвалида, то полагает, что его создание возможно только под конкретного человека с индивидуальной картой реабилитации, а таковых на предприятии не имеется. Полагает, что иск заявлен необоснованно.
Представитель ответчика по доверенности Полевьянова Г.М. дала в судебном заседании аналогичные показания.
Представитель ГУ Государственной службы занятости Омской области Чередова Е.А. в судебном заседании пояснила, что активная работа на предприятии по созданию квотированных рабочих мест и трудоустройству инвалидов началась только после обращения с иском в суд.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 212 Трудового кодекса Российской Федерации наряду с иными обязанностями по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда в обязанность работодателя входит проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией.
Согласно статье 224 ТК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, проводить другие мероприятия.
Пунктом 1 статьи 25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения» установлено, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 25 указанного Закона работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии со статьёй 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Согласно статье 22 указанного Федерального закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Статья 6 Закона Омской области от 21.07.2009 № 1174-03 «О квотировании рабочих мест в Омской области» устанавливает следующие обязанности организаций в области квотирования рабочих мест:
1.Организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
2. Организация обязана создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев. Для проверки соответствия специального рабочего места для трудоустройства инвалида требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида центры занятости могут привлекать учреждения медико-социальной экспертизы в соответствии с законодательством.
Пунктом 1 Постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 № 16-п «О
мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской
области» для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской
области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности,
среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за
исключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест
для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством установлена:
2) минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.
В судебном заседании установлено, что специалистами Главного управления государственной службы занятости населения Омской области в марте 2010 года в деятельности ОАО «ОмскВодоканал» проведена проверка соблюдения законодательства о занятости населения.
По результатам проведенной проверки установлено, что ОАО «ОмскВодоканал» не соблюдена обязанность по обеспечении установленной квоты для трудоустройства инвалидов в соответствии с предъявляемыми требованиями вышеуказанного законодательства.
Прокуратурой округа в августе 2010 года проведена дополнительная проверка исполнения требований законодательства о занятости населения. Проверкой установлено, что квота для трудоустройства инвалидов в полном объеме не исполнена, специальное рабочее место в установленном порядке не аттестовано. Квота для трудоустройства инвалидов в ОАО «ОмскВодоканал» составляет 56. в настоящее время трудоустроено 7.
В настоящее время информация о квотировании рабочих мест по форме приложения № 1 и приложения № 2 к приказу Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 25.08.2009 № 36-п в бюджетное учреждение Омской области «Центр занятости Центрального административного округа города Омска» предоставляется ОАО «ОмскВодоканал» в установленные сроки ежемесячно. В случае признания работника Общества инвалидом в установленном законом порядке, данному работнику Департаментом управления персоналом ОАО «ОмскВодоканал» предлагается трудоустройство на квотируемое рабочее место, что подтверждается прилагаемыми документами. Проведена аттестация рабочих мест, заключен договор ... от 17.05.2010 г. на оказание услуг по сертификации организации работ по охране труда, а также заключен договор ... от 23.09.2010 на проведение экспертизы рабочих мест инвалидов. 08.09.2010 получен сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) о том, что работы по охране труда в ОАО «ОмскВодоканал» соответствуют установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что все мероприятия по созданию, аттестации, трудоустройству инвалидов в ОАО «ОмскВодоканал» начало лишь после повторной проверки трудового законодательства и законодательства о социальной защите инвалидов.
Также суд не может принять во внимание доводы ответчика о том, что создание аттестованного специализированного рабочего места инвалида возможно лиши под конкретного человека с определенной индивидуальной программой реабилитации, поскольку данная обязанность возложена на него вышеуказанными нормами действующего законодательства.
Довод ответчика о том, что бездействие фактически отсутствует, та как им предпринимаются определенные и действенные меры для исполнения указанного закона, судом отвергается как несостоятельный, поскольку исполнение закона об обеспечении квоты для инвалидов в части, а не в полном объеме, не освобождает лицо от ответственности за его нарушение. В данном случае правовое значение имеет лишь исполнение обязанности в полном объеме.
В связи с чем исковые требования Прокурора ЦАО г. Омска являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Прием на работу инвалидов должен был осуществляться в соответствии с требованиями законодательства постоянно и планомерно.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать бездействие ОАО «ОмскВодоканал», выразившееся в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов незаконным.
Обязать ОАО «ОмскВодоканал» исполнить установленную квоту для трудоустройства инвалидов и создать специализированные аттестованные рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой.
Взыскать с ОАО «ОмскВодоканал» в доход бюджета города Омска государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в омский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.
Судья М.Л. Жидкова