Дело № 2-6265/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2010 г.
Куйбышевский районный суд г. Омска
в составе председательствующего Е.И. Усовой
при секретаре Смысловой И.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске дело по иску Лисиной Е.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в ЦАО г. Омска об обязательстве назначения досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Лисина Е. В. обратилась в Куйбышевский районный суд г. Омска с исковым заявлением к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в ЦАО г. Омска об обязании назначения досрочной трудовой пенсии, указав, что 02.07.2010 комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ «Управление Пенсионного фонда России в Центральном АО r Омска» приняла решение об отказе в установлении истице пенсии на основании протокола № 4324 от 02.07.2010 в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
ГУ УПФ в ЦАО г. Омска исключил из стажа истицы периоды работы общей продолжительностью 6 лет 4 мес. 25 дней.
Были исключены: период с 16.04.1987 по 31.12.1997 в должности медицинской сестры хирургического отделения для гастроэнтерологических больных стационара и в должности медицинской сестры эндоскописта хирургического отделения для гастроэнтерологических больных стационара МСЧ № 10;
с 01.10.1990 по 21.01.1991 - время нахождения в отпуске по беременности и родам;
с 22.01.1991 по 21.05.1992 - время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет;
с 25.07.1999 по 31.10.1999; с 01.11.1999 по 05.03.2006 - время работы в должности старшей медицинской сестры хирургического отделения госпиталя УВД Омской области;
периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 06.01.1995 по 03.02.1995, с 18.11.1996 по 14.12.1996; с 31.03.2005 по 13.04.2005, с 25.05.2006 по 22.06.2006
Считает данное решение незаконным и подлежащим отмене, просила обязать включить указанные периоды в трудовой стаж и назначить ей пенсию досрочно со дня обращения с 27.05.2010.
В судебном заседании истица требования поддержала в полном объеме.
Представитель третьего лица по доверенности Подгорная С. В. требования истицы поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Дегтеренко М.П. исковые требования не признал, поддержал представленный отзыв.
В отзыве ответчик указал, что ГУ УПФ РФ в Центральном административном округе г.Омска с исковыми требованиями Лисиной Е. В. не согласны.
В обоснование возражений указали, что общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан установлен Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Закон № 173-ФЗ). В силу указания в статье 7 Закона № 173-ФЗ общий возраст выхода на пенсию по старости составляет 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно.
В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
При этом, Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Также указал, что периоды работы с 16.04.1987г. по 05.02.1995г. в должности медицинской сестры хирургического отделения для гастроэнтерологических больных стационара, и с 06.02.1995г. по 31.12.1997г. в должности медицинской сестры эндоскописта хирургического отделения для гастроэнтерологических больных стационара Медико-санитарной части № 10 включен в специальный стаж медицинской деятельности истицы в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев) с учетом Постановления Конституционного Суда № 2-П.
В отношении периода получения пособия по беременности и родам с 01.10.1990г. по 21.01.1991г указал, что данный период не зачтен в специальный стаж в льготном исчислении (один год за один год и шесть месяцев), так как согласно Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР N"Q 464 от 06.09.1991 и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.11 П.1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ N"Q 781 от 29.10.2002 льготномv исчислению подлежат периоды работы. Указанный период к таковым не относится.
Пояснил, что по этим же основаниям не включен в льготном исчислении отпуск по уходу за ребёнком от 1 года и до 1 года 6 месяцев с 22.О1.1991г. по 21.05.1992г.
В отношении периода работы в должности старшей медицинской сестры хирургического отделения госпиталя Медотдела УВД Омской области с 25.07.1999г. по 05.03.2006г. пояснил, что он не подлежит зачету в специальный стаж ни в льготном, ни в календарном исчислении, т.к. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная или иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.09.1991г. .№ 464, в специальный стаж засчитывается работа в учреждениях здравоохранения. Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999г. № 395, медотдел не предусмотрен списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.2001г. .№ 1066, и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п./п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в рф», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, такое учреждение как «Медотдел» так же не предусмотрено. Госпиталь среди структурных подразделений, предусмотренных П.1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства рф от 22.09.1999г. .№ 1066, и П.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с П.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002r. .N2 781, не поименован.
Также указал, что в соответствии с Федеральным законом от 30.11.1994г. .№ 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» учреждения, созданные после 08.12.1994г., должны иметь статус юридического лица, госпиталь УВД такого статуса не имеет.
Пояснил, что в настоящее время право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости определяется по двум вариантам:
по Постановлению Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г., с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных этим постановлением и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002r. .№ 516.
с учетом Постановления Конституционного суда 2-П от 29.01.2004 года поэтапно на периоды действия каждого из предыдущих Постановлений и применяя Правила исчисления периодов работы в период действия этих постановлений:
• постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 действовало до 31.1 0.1999 года;
• постановление Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067 действовало с 01.11.1999 по 11.11.2002 года;
постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 действует с 12.11.2002 года (через 10 дней после опубликования в официальных источниках).
Просил также не засчитывать в специальный стаж истицы периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 06.01.1995г. по 03.02.1995г., с 18.11.1996г. по 14.12.1996г., с 31.03.2005г. по 13.04.2005г. и с 25.05.2006г. по 22.06.2006г., так как, согласно п. 4, 5, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Кроме периодов работы в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением N 1066 от 22.09.1999 и постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, периоды нахождения на курсах также не предусмотрены к включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Полагая, что льготного стажа Лисиной Е. В. недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости просил в иске отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:
20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
Согласно ч. 2 ст. 27 списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что истица обратилась за назначением пенсии 27.05.2010.
Решением комиссии № 1304 истице в назначении досрочной пенсии отказано, в связи с тем, что недостаточно специального стажа.
Согласно протокола от 02.07.2010 не включены периоды с 16.04.1987 по 31.12.1997 в должности медицинской сестры хирургического отделения для гастроэнтерологических больных стационара и в должности медицинской сестры эндоскописта хирургического отделения для гастроэнтерологических больных стационара МСЧ № 10;
с 01.10.1990 по 21.01.1991 - время нахождения в отпуске по беременности и родам;
с 22.01.1991 по 21.05.1992 - время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет;
с 25.07.1999 по 31.10.1999; с 01.11.1999 по 05.03.2006 - время работы в должности старшей медицинской сестры хирургического отделения госпиталя УВД Омской области;
периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 06.01.1995 по 03.02.1995, с 18.11.1996 по 14.12.1996; с 31.03.2005 по 13.04.2005, с 25.05.2006 по 22.06.2006
Согласно постановлению Совета Министров СССР 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действующему в период с 03.08.1972 по 30.09.1993, право на пенсию за выслугу лет предоставлено врачам, зубным врачам, техникам, фельдшерам, помощникам врачей, акушеркам, массажистам, лаборантам и медицинским сестрам - всем независимо от наименования должности.
Из протокола заседания комиссии по оценке пенсионных прав и пояснений представителя ответчика усматривается, что периоды работы истицы с 16.04.1987 по 05.02.1995 в должности медицинской сестры хирургического отделения для гастроэнтерологических больных стационара и с 06.02.1995 по 31.12.1997 в должности медицинской сестры эндоскописта хирургического отделения для гастроэнтерологических больных стационара МСЧ № 10 зачтены в специальный стаж работы в льготном исчислении в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ № 2-П;
В отношении периодов с 01.10.1990 по 21.01.1991 - время нахождения в отпуске по беременности и родам, с 22.01.1991 по 21.05.1992 - время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет суд полагает следующее.
Исходя из смысла части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17 статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, данные нормы предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
По смыслу части 4 статьи 167 КЗоТ РСФСР дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста полутора лет подлежал зачету в стаж работы по специальности.
В пункте 3 Разъяснения Госкомтруда и ВЦСПС от 30.03.1970 года № 4/11 «О порядке предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим грудных детей, до достижения ребенком возраста одного года», отмечается, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывается в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий, включая пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 02.09.1981 года № 865 были установлены сроки введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Указом Президиума ВС РСФСР от 19.11.1982 года «О внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР» был введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста одного года, а также дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы зачитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Законом Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции, согласно которой, женщинам предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. Кроме указанного отпуска женщине мог предоставляться дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой за период такого отпуска компенсации в соответствии с действующим законодательством. Отпуска по уходу за ребенком засчитывались в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 15 постановления № 25 от 20.12,2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Учитывая конкретные обстоятельства дела во взаимосвязи с приведенными выше нормами права суд находит обоснованным решение ответчика о включении периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в специальный стаж в календарном исчислении.
В то же время суд полагает, что ответчик необоснованно исключил из специального стажа истицы периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 06.01.1995 по 03.02.1995, с 18.11.1996 по 14.12.1996; с 31.03.2005 по 13.04.2005, с 25.05.2006 по 22.06.2006
по следующим основаниям.
Согласно Рекомендации Международной Организации Труда от 24.06.1974 года № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике (пункт 21).
Действовавшим на время возникновения спорных правоотношений и рассмотрения настоящего дела трудовым законодательством предусматривались гарантии для работников, направляемых работодателем для повышения квалификации и профессионального обучения, в виде сохранения места работы (должности) и оплаты труда.
На сохраняемую за работниками в периоды их нахождения на курсах повышения квалификации и профессионального обучения заработную плату производилась уплата взносов на государственное социальное страхование.
Медицинские работники, как правило, направлялись работодателем на курсы повышения квалификации или иной вид профессионального обучения с сохранением заработной платы по месту работы.
Истица в судебном заседании пояснила, что в период нахождения на курсах ей выплачивалась заработная плата, ответчик данное обстоятельство не оспаривал.
При таком положении не включение в специальный стаж периодов нахождения медицинского работника по направлению работодателя на курсах повышения их квалификации или ином виде профессионального обучения влечет необоснованное ограничение объема его пенсионных прав.
Ответчиком исключен период работы с 25.07.1999 по 31.10.1999; с 01.11.1999 по 05.03.2006 - время работы в должности старшей медицинской сестры хирургического отделения госпиталя УВД Омской области, так как данное учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Согласно Постановлению Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В материалы дела представлено положение государственного учреждения здравоохранения «Медицинский отдел УВД Омской области» в соответствии с которым учреждение является учреждением здравоохранения, в состав которого согласно п. 1.11 входит в том числе госпиталь.
Согласно справки уточняющей условия труда выданной истице ФГУЗ «Медико-санитарная часть» УВД по Омской области госпиталь УВД является структурным подразделением ГУЗ Медицинского отдела УВД Омской области.
Сам факт занятия истицей лечебной деятельности ответчиком не оспаривался в связи с чем суд полагает требования истицы в этой части обоснованными.
С учетом включенных судом спорных периодов работы в госпитале УВД Омской области с 25.07.1999 по 31.10.1999 в льготном исчислении, с 01.11.1999 по 05.03.2006 в календарном исчислении, периодов нахождения на курсах повышения квалификации квалификации с 06.01.1995 по 03.02.1995, с 18.11.1996 по 14.12.1996; с 31.03.2005 по 13.04.2005, с 25.05.2006 по 22.06.2006 следует назначить истице досрочно трудовую пенсию по старости со дня подачи заявления - с 27.05.2010.
В остальной части иска следует отказать по изложенным выше основаниям.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лисиной Е.В. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска включить в стаж работы Лисиной Е.В. периоды работы в льготном исчислении с 25.07.1999 по 31.10.1999; в календарном исчислении с 01.11.1999 по 05.03.2006 в должности старшей медицинской сестры хирургического отделения госпиталя УВД Омской области, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 06.01.1995 по 03.02.1995, с 18.11.1996 по 14.12.1996; с 31.03.2005 по 13.04.2005, с 25.05.2006 по 22.06.2006.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска назначить Лисиной Е.В. досрочно трудовую пенсию по старости со дня подачи заявления - с 27.05.2010.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.
Судья Е.И. Усова