Дело № 6460/2010 решение от 18.11.2010 по иску прокурора ЦАО г. Омска к ОАО `Форнакс`



Дело № 2-6460/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд г.Омска в составе

Председательствующего судьи Емельяновой Е.В.,

При секретаре Мелехиной Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании 18.11.2010 года дело по исковому заявлению прокурора ЦАО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к открытому акционерному обществу «Форнакс» о признании бездействий незаконными, возложении обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ЦАО г. Омска обратился в суд с указанным иском. В обосновании требований истец указал, что в феврале 2010 года в рамках осуществления регионального государственного контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты специалистами Главного управления государственной службы занятости населения Омской области в деятельности ОАО «Форнакс», было выдано предписание об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №. В установленный срок, к ДД.ММ.ГГГГ, предписание исполнено не было. По результатам контроля установлено, что ОАО «Форнакс» не соблюдена обязанность по обеспечению установленной квоты для трудоустройства инвалидов в соответствии с предъявляемыми требованиями вышеуказанного законодательства. <адрес> в сентябре 2010 года проведена дополнительная проверка исполнения ОАО «Форнакс» требований законодательства о занятости населения. Проверкой установлено, что среднесписочная численность работников в ОАО «Форнакс» составляет 538 человек, размер установленной квоты для трудоустройства инвалидов составляет 15 человек, в настоящее время трудоустроено 4 инвалида. Таким образом, квота для трудоустройства инвалидов в полном объеме не исполнена. Также установлено, что специальное рабочее место в ОАО «Форнакс» для инвалида не создано и в установленном порядке не аттестовано. Просит признать бездействие ОАО «Форнакс», выразившееся в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов и в несоздании (оборудовании) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов противоречащим статье 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», статье 6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлению Правительства Омской области № 16-п от 27.01.2010 «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», обязать ОАО «Форнакс» выполнить требования закона, исполнить установленную квоту для трудоустройства инвалидов и создать специальные, аттестованные рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.

В судебном заседании помощник прокурора ЦАО г. Омска требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ОАО «Форнакс» по доверенности Шекова Л.В. исковые требования не признала, пояснила что ОАО «Форнакс» является одним из крупнейших в г. Омске предприятием по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. В отдельных подразделениях предприятия в ходе технологических процессов, с учетом применяемого при производстве сырья, способов выполнения работ и других обстоятельств создаются неблагоприятные, а в отдельных случаях вредные для здоровья работников производственные факторы (физические факторы: шум, вибрация, температура воздуха и др., химические факторы: запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны и т.д.). В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ в 2007 году ОАО «Форнакс» была проведена аттестация рабочих мест, согласно которой было установлено, что 440 работников трудится во вредных условиях труда. При этом среднесписочная численность работников на предприятии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 537 человек. В порядке, предусмотренном действующим законодательством, на предприятии установлена квота для трудоустройства инвалидов в размере 3 % (15 человек) к среднесписочной численности работников (537 человек). По состоянию на день рассмотрения дела у ответчика работает 4 работника, имеющих инвалидность. В соответствии с п. 3 ст. 25 Закона от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения», ОАО «Форнакс» ежемесячно предоставляет в Центр занятости населения ЦАО г. Омска информацию о потребности в работниках и о наличии свободных (вакантных) рабочих мест, а так же сведения о выполнении квоты по трудоустройству инвалидов. На основании предоставляемой информации за 2010 год Центром занятости населения ЦАО г. Омска в адрес предприятия было направлено 3 человека на должности «водитель-экспедитор» и «укладчик», которые входят в перечень должностей с вредными и тяжелыми условиями труда. Не один из направленных соискателей не трудоустроился и обратился в отдел кадров не за получением подробной информации об имеющихся на нашем предприятии вакансиях, а с просьбой проставления отметки об отсутствии таковых, что в свою очередь свидетельствует о полной незаинтересованности лиц в трудоустройстве. Предприятие сотрудничает с газетами «Работа и обучение» и «Работа для Вас», в которых периодически публикуются объявления о вакантных должностях. ОАО «Форнакс» полностью выполняет свои обязанности в рамках требований о трудоустройстве инвалидов, однако отсутствие заполнения квоты не является виной ответчика, а зависит от волеизъявления самого инвалида, выражающегося в заявлении о приеме на работу. По факту создания на предприятии специального рабочего места для трудоустройства инвалидов пояснила, что согласно п. 4.2. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 года № 30 «Об утверждении СП 2.2.9.2510-09» противопоказанными для трудоустройства инвалидов являются условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормы и вызывающие неблагоприятное воздействие на организм работающего. ОАО «Форнакс» цикл производства непрерывный, в связи с чем, 90 % рабочих мест на предприятии связано с вредными условиями труда, соответственно у предприятия отсутствуют возможности организовать специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов без наличия вредных факторов. На создание данного рабочего места, а именно приобретение, монтаж и установка оборудования для оснащения специального рабочего места для трудоустройства инвалида, требует определенных финансовых вложений, которые отсутствуют у предприятия.

Представитель третьего лица ГУ государственной службы занятости населения <адрес> по доверенности Макейкин Н.А. исковые требования поддержал, пояснил, что в соответствии со ст. 25 ФЗ РФ «О занятости» ответчик ежемесячно должен предоставлять информацию о вакантных должностях. Ответчик требования закона не соблюдал, в связи с чем ему было выдано предписание, которое так же не было исполнено.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования, подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ наряду с иными обязанностями по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда в обязанность работодателя входит проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией.

Согласно статье 224 ТК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, проводить другие мероприятия.

Пунктом 1 статьи 25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения» установлено, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 25 указанного Закона работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). От обязательного квотирования рабочих мест освобождаются только общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности организации, уставных капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Согласно ст. 22 указанного Федерального закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно ст. 24 данного закона работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой инвалида, предоставлять информацию необходимую для организации занятости инвалидов.

Ст. 6 Закона Омской области от 21.07.2009 № 1174-03 «О квотировании рабочих мест в Омской области» устанавливает следующие аналогичные федеральному законодательству обязанности организаций в области квотирования рабочих мест:

- организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

- организация обязана создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев. Для проверки соответствия специального рабочего места для трудоустройства инвалида требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида центры занятости могут привлекать учреждения медико-социальной экспертизы в соответствии с законодательством.

Пунктом 1 Постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 № 16-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за исключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством установлена:

- квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников;

- минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.

Из смысла ст. 7 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» трудоустройство инвалидов на рабочие места, выделенные или созданные в счет квоты для приема на работу инвалидов, осуществляется организацией по направлению бюджетных учреждений службы занятости, а также по заявлению граждан при непосредственном обращении.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ специалистами Главного управления государственной службы занятости населения <адрес> ОАО «Форнакс» было выдано предписание № об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории <адрес> (л.д.33-35). Установлено, что ОАО «Форнакс» не соблюдена обязанность по обеспечению установленной квоты для трудоустройства инвалидов, срок устранения нарушений указан до ДД.ММ.ГГГГ. Однако ответчиком в установленный срок, предписание исполнено не было, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

Также судом установлено, что ответчик имеет среднесписочную стоимость в 538 человек, квота для инвалидов составляет 15 человек, на момент вынесения решения только 6 инвалидов было трудоустроено у ответчика (л.д.187).

Доводы ответчика о проведенной аттестации рабочих мест, в ходе которой установлено, что 440 работников трудится во вредных условиях труда, а также о том, что работники предприятия ежегодно проходят периодический медицинский осмотр за счет работодателя, где устанавливается степень годности для работы во вредных условиях труда, не имеют правового значения для данного дела, поскольку работодатель не только должен принимать на созданные рабочие места инвалидов, но и создавать новые рабочие места, чтобы их могли замещать только инвалиды в соответствии с их программами реабилитации.

Ответчиком возложенные на него обязанности не исполняются, при этом следует учитывать, что исполнение обязанности по квотированию рабочих мест инвалидов и созданию новых рабочих мест не зависит от усмотрения ответчика и не может зависеть от его желания и финансовой возможности, поскольку это требования закона, которые должны соблюдаться и исполняться неукоснительно на всей территории РФ.

Факт того, что ООО «Форнакс» ежемесячно предоставляет информацию в Центр занятости населения ЦАО <адрес> о потребности в работниках и о наличии свободных мест, сотрудничает с газетами «Работа и обучение» и «Работа для Вас», в которых размещены объявления о вакантных должностях, не принимается судом во внимание, поскольку не свидетельствует об исполнении ответчиком обязанности по исполнению квоты для трудоустройства инвалидов или о создании для них специальных рабочих мест.

То обстоятельство, что по указанным объявлениям инвалиды не находятся, не может быть принято во внимание, поскольку это основание не указано в законе, как освобождение от квотирования рабочих мест инвалидов и заполнению данной квоты.

Для трудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные (созданные) в счет квоты для приема на работу инвалидов, по направлению центров занятости, организация в соответствии с п. 3 ст. 6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» обязана ежемесячно, до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в центр занятости, расположенный по месту нахождения организации, информацию: необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, в том числе о выделенных (созданных) рабочих местах (наименование профессии (специальности), количество) для трудоустройства инвалидов, о требованиях к уровню квалификации по предлагаемой профессии (специальности), об условиях и режиме труда; о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Данная обязанность ответчиком не исполнялась на протяжении длительного периода времени.

Доводы представителя ответчика о том, что создание рабочего места для оснащения рабочего места инвалида требует финансовых вложений, которые отсутствуют у предприятия, не может быть поставлен в зависимость от исполнения требований законодательства.

Таким образом, поскольку не выполнением требований вышеперечисленных законов ответчик нарушает права неопределенного круга лиц, требования прокурора ЦАО <адрес> заявлены законно и обоснованно, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета 2 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора ЦАО <адрес> удовлетворить.

Признать бездействие открытого акционерного общество «Форнакс», выразившееся в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов и в не создании (оборудовании) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов противоречащим ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов», ст. 6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлению правительства Омской области № 16-п от 27.01.2010 года «О мерах по реализации закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области».

Возложить на открытое акционерное общество «Форнакс» обязанность исполнить установленную квоту для трудоустройства инвалидов и создать специальные, аттестованные рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах квоты.

Взыскать с открытого акционерного общества «Форнакс» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2 000 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Куйбышевский районный суд г. Омска.

Судья: Е.В.Емельянова

Мотивированное решение изготовлено 23.11.2010 года

Копия верна

Решение не вступило в законную силу

Судья

Секретарь