Дело № 2-7023/2010 решение от 07.12.2010 г. по иску Рудаевой О.Ф. к ГУ УПФ РФ



Дело № 2-7023/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2010 г. г. Омск

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Романюк Л.А.,

при секретаре Холодовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рудаевой О.Ф. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном АО г. Омска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с вышеназванными исковыми требованиями, указав, что работает в МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г. Омска. Ранее так же занималась медицинской деятельностью в городской местности.

ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ Управление ПФ РФ в Центральном АО г. Омска с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения. Для назначения данного вида пенсии требуется страховой стаж-25 лет, специальный стаж-30 лет.

Однако ответчик отказал ей в назначении пенсии, исключив из специального стажа необоснованно периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУЗ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи».

Просила включить исключенные периоды в специальный стаж и обязать ответчика назначить пенсию с момента обращения - ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Рудаева О.Ф. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, уточнив требование в части невключения в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУЗ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи», поскольку данный период работы включен ответчиком в специальный стаж и дважды учтен быть не может. Исковые требования в остальной части поддержала.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска - Дегтеренко М.П., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, представил письменный отзыв на исковое заявление и дополнив, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат зачету в специальный стаж, так как данные периоды не являются периодами работы выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, периодами получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодами ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков. Период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУЗ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» зачтен в специальный стаж медицинской деятельности с учетом Постановления Правительства № 781. В результате специальный стаж заявительницы составил: с учетом постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 - 25 лет 06 месяцев 06 дней; с учетом постановления Конституционного суда № 2 - П - 29 лет 05 месяцев 04 дня.

Учитывая данные обстоятельства, льготного стажа истице не достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку при применении допустимых вариантов подсчета специального стажа его продолжительность ни в одном из случаев не соответствует установленной пенсионным законодательством. Просил в иске отказать.

Представитель третьего лица - МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также отзыв по заявленным исковым требованиям, согласно которому полагает, что исковые требования Рудаевой О. подлежат удовлетворению.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, что не противоречит положениям ст. 167 ГПК РФ и против чего не возражали стороны.

Выслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан установлен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Закон), в соответствии с которым общий возраст выхода на пенсию по старости составляет 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно.

В соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и не мене 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах независимо от их возраста.

Согласно п. 3 ст. 28 Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1379 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусмотрено включение в специальный стаж для назначения льготной пенсии времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала соответствующая деятельность.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21.01.2002 № 30 "О реализации федеральных законов "О трудовых пенсиях в РФ", "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу вышеуказанных законов применяются в части, им не противоречащей.

В силу Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 № 173-ФЗ, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы для назначения досрочной пенсии засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Согласно ст. 112 КЗоТ РСФСР, действовавшего в части спорного периода и ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Указанная позиция также изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года). На курсах истец находилась 217 дней.

Кроме того, ст. 54 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья» предусматривает, что для занятия медицинской деятельностью необходимо, кроме соответствующего образования, наличие сертификата, который выдается на основании послевузовского профессионального образования, или дополнительного образования (повышения квалификации).

Ст. 63 Основ указывает на наличие права медицинского работника на получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем профессиональных знаний. Таким образом, обучение на курсах повышения квалификации необходимо для практической работы. Кроме того, обучение на курсах тесно связано с практической медицинской деятельностью, т.е. повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

В ходе судебного разбирательства установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время истица работала на Омской городской станции Скорой помощи, в последствии переименованной в МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» в должности фельдшера, что подтверждается трудовой книжкой (л.д.8-10), справками, уточняющими условия труда (л.д.14-16).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно справкам, уточняющим условия труда, истица во время работы у третьего лица находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением средней месячной заработной платы (л.д.14-15).

Из решения ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска № (л.д.5) следует, что на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска (л.д.6) Рудаевой О.Ф. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в связи с отсутствием необходимого специального стажа.

Между тем, поскольку в судебном заседании установлено и подтверждается документально, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по18.02.1995 г.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, истица в спорные периоды находилась на курсах повышения квалификации, до их прохождения и после, осуществляла лечебную деятельность в медицинских учреждениях, получала в данные периоды заработную плату по месту работы, а также то обстоятельство, что повышение квалификации является обязательным условием для дальнейшего выполнения ею профессиональных должностных обязанностей, невключение в специальный стаж периодов нахождения медицинского работника по направлению работодателя на курсах повышения их квалификации или ином виде профессионального обучения влечет необоснованное ограничение объема его пенсионных прав, суд считает необходимым включить в специальный стаж Рудаевой О. указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

С учетом включения указанных периодов (217 дней) общая продолжительность льготного стажа на момент обращения истицы в ГУ УПФ РФ в Центральном АО г. Омска достигла 30 лет, в связи с чем, у ответчика нет правовых оснований к отказу в назначении пенсии с момента первоначального обращения с соответствующим заявлением.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ" № 173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Согласно протоколу комиссии ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска № от ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истицы на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ составлял 29 лет 05 месяцев 06 дней. С учетом того, что в специальный стаж медицинской деятельности в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 781 зачтен также период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУЗ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи», по состоянию на 09.0002.2010 г. с учётом включенных судом спорных периодов специальный стаж истца превысил необходимый стаж 30 лет, на основании чего с учетом ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в РФ" № 173-ФЗ, суд считает возможным назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за Рудаевой О.ф. право на назначение досрочно пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска включить ФИО8 в специальный стаж, необходимый для назначения досрочно трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по18.02.1995 г.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска.

Судья