Дело 2-7279/2010 Решение от 08.12.2010 по иску Богатой Т.М. к ГУ УПФ РФ в ЦАО г.Омска о включении периодов работы в трудовой стаж, назначении досрочной пенсии



2-7279/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2010 года город Омск

Куйбышевский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Жидковой М.Л., при секретаре Масловой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-7279/2010 по иску Богатой Т.М. к ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска о включении периодов в трудовой стаж, назначении досрочной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с названным иском указав, что 16.12.2008 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением ГУ Управления пенсионного фонда РФ в ЦАО г.Омска, в назначении трудовой пенсии по старости было отказано. При этом в специальный педагогический стаж не были включены периоды работы с 26.10.1982 года по 26.04.1984 года, с 08.09.1986 года по 10.10.1987 года - периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. Периоды с 22.08.1980 года по 06.01.1982 года, с 06.02.1982 года по 13.11.1985 года, с 29.11.1985 года по 10.10.1987 года - периоды работы в детском комбинате совхоза П". Периоды работы с 29.10.1987 года по 10.09.1992 года - периоды работы в детском комбинате ... НПО «М» в должности воспитателя. Просила включить периоды с работы с 26.10.1982 года по 26.04.1984 года, с 08.09.1986 года по 10.10.1987 года, с 22.08.1980 года по 06.01.1982 года, с 06.02.1982 года по 13.11.1985 года, с 29.11.1985 года по 10.10.1987 года, работы с 29.10.1987 года по 10.09.1992 года в периоды работы дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Просила признать за ней право на досрочную трудовую пенсию. Обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения, то есть с 16.12.2008 года.

В судебном заседании истица заявленные требования поддержала и дала пояснения аналогичные содержанию искового заявления.

Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в ЦАО г. Омска, Дегтеренко М.П., действующий по доверенности, с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что периоды работы в Детском комбинате совхоза «"П"» вдолжности воспитателяс 22.08.1980 по 06.01.1982, с 06.02.1982 по 13.11.1985, с 29.11.1985 по 10.10.1987; в Детском комбинате ... НПО «М» в должности воспитателя с 29.10.1987 по 10.09.1992 не могут быть зачтены в специальный стаж, так как Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённым постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, и Списком профессий и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пп.10 п.1 ст.28 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, учреждение «детский комбинат» не предусмотрено. роме того, по периоду работы в Детском комбинате ... НПО «М» в должности воспитателя с 29.10.1987 по 10.09.1992 не представляется возможным установить период работы в яслях- саду в связи с тем, что принимается Богатая Т. М. в Детский комбинат ... НПО «М», а при увольнении в приказе указано наименование организации «Ясли-сад ... НПО «М». Сведений о переименовании детского комбината в ясли-сад, а также о структуре детского комбината не имеется. Организация ликвидирована. Продолжительность льготного стажа Богатой Т.М. составляет 16 лет 01 месяц 22 дня. Просили в удовлетворении требований отказать.

Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело на имя истца, суд счёл необходимым иск удовлетворить.

В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Правительством РФ утверждены Списки профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет - Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 (период действия с 06.09.1991 года по 01.09.1999 года), Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, - постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 (период действия с 01.09.1999 года по 29.10.2002 года), и Списки профессий и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п./п. 19 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», - постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (период действия с 20.10.2002 года по настоящее время).

Из анализа данных Списков суд делает вывод, что только в Списке, утвержденном постановлением № 463, имеется указание на то, что право на пенсию возникает у педагогических работников учреждений всех типов. Указание на все типы учреждений в более поздних Списках отсутствует.

Из протокола заседания комиссии ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска от13.03.2009 года ... следует, что истцу отказано в назначении досрочной пенсии, в связи с отсутствием на момент обращения специального трудового стажа, предусмотренного подп. 10 п. 1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ. (л.д.9 )

В судебном заседании установлено, что истец работала в должности воспитателя с 22.08.1980 года по 06.01.1982 года, с 06.02.1982 года по 13.11.1985 года, с 29.11.1985 года по 10.10.1987 года в детском комбинате совхоза «"П". С 29.10.1987 года по 10.09.1992 года - в детском комбинате ... НПО «М», что усматривается из трудовой книжки истицы и архивных справок. (л.д. 13-16, 19-21 )

При обращении ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска для назначения досрочной трудовой пенсии в связи истцу было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа

В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчик не представил суду доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что за всё время работы истца в должности воспитателя в детском комбинате совхоза «"П"», в детском комбинате ... НПО «М, названные детские комбинаты не являлись воспитательными учреждениями для детей, а также то обстоятельство, что функциональные обязанности истца отличались каким-либо образом от обязанностей по отношению к детским садам и ясли-садам, а также остальными детскими комбинатами, переименованными впоследствии в детские сады и ясли-сады.

Как следует из справки Департамента образования администрации г.Омска детские комбинаты- это дошкольные учреждения, которые выполняли функции детских садов (яслей-садов). Независимо от того в чьем ведении находился детский комбинат, он был зарегистрирован в городском отделе образования как детское дошкольное учреждение.

Вместе с тем по смыслу ст. 25 ГК РСФСР 1964 г. официальная регистрация и наличие устава для учреждений, состоящих на государственном бюджете, не требовалось. До утверждения собственных уставов такие учреждения действовали на основании общего Положения об организации данного типа.

Суд считает, что в судебном заседании нашло подтверждение то обстоятельство, что детские комбинаты это дошкольные учреждения, поскольку они выполняли функции детских садов и использовали единый Устав детского сада, утверждённый Народным комиссариатом просвещения РСФСР и осуществляли деятельность по единой «Программе воспитания в детском саду», утверждённой Министерством просвещения РСФСР 18 июля 1968г., т.к. указанная информация нашло свое подтверждение в Справочнике по дошкольному воспитанию. - М.: «Просвещение», 1980.

Ответчик не представил суду доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что за всё время работы истца в спорный период истец не осуществлял педагогическую деятельность.

Таким образом, суд приходит к выводу, о необходимости включения периодов с 22.08.1980 года по 06.01.1982 года, с 06.02.1982 года по 13.11.1985 года, с 29.11.1985 года по 10.10.1987 года в детском комбинате совхоза «П". С 29.10.1987 года по 10.09.1992 года - в детском комбинате ... НПО «М» в специальный стаж для назначения досрочной пенсии истцу.

При этом суд учитывает, что постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Также, вышеуказанным Постановлением Конституционного Суда РФ установлено, что норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в силу которой - во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 того же Федерального закона - исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяет включение некоторых не страховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан" установлено, что по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Данный вывод вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 6 декабря 2001 года N 310-О по запросу Законодательного Собрания Тверской области. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. К тому же финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с оспариваемыми нормами статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными. Сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в названных государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств. Таким образом, в действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения, исходящего из того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую, лечебную либо творческую деятельность на сцене, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции Российской Федерации требования равноправия применительно к правам, гарантированным ее статьей 39.

Указанным Постановлением Конституционного Суда РФ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.

Следовательно, хотя истец работала в детском комбинате с 22.08.1980 года по 06.01.1982 года, с 06.02.1982 года по 13.11.1985 года, с 29.11.1985 года по 10.10.1987 года в детском комбинате совхоза "П". С 29.10.1987 года по 10.09.1992 года - в детском комбинате ... НПО «М», спорные периоды подлежит включению в специальный стаж.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002. № 516.

Согласно п. 4 указанного Постановления в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными правилами или иными нормативными правовыми актами при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

В соответствии с п. 5 этого же Постановления в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в периоды в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных отпусков, включая дополнительные.Вместе с тем согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции 1971 г.) женщине по ее заявлению предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком. возраста одного года. Дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» в целях создания более благоприятных возможностей для материнского ухода за новорожденными и малолетними детьми установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25.09.1992. внесено изменение в статью 167 КЗоТ, которое исключает возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Согласно письму Минсоцзащиты России от 27 ноября 1992 г. № 4485/1-35 периоды ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет до 06.10.1992. (т.е. до даты вступления в силу названного закона с момента его опубликования) могут засчитываться в льготный стаж независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии.

В соответствии с п. 21 разъяснений Минтруда России от 22.05.1996. №5, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22.05.1996. № 29, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992., т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ»Также данная позиция сформулирована Конституционным Судом РФ, в частности в Постановлении от 24.05.2001. № 8-П и его Определении от 05.11.2002. № 320-О в той части, что трудовой стаж в сложном составе юридических фактов, на основе которых возникают правоотношения по пенсионному обеспечению и реализуется право на пенсию в связи с особыми условиями труда, является базовым юридическим фактом. И отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, в силу нового регулирования совершенных (выполненных) гражданами юридически значимых действий (условий приобретения права), не соответствует Конституции РФ и является недопустимым.

Таким образом, суд приходит к мнению о необходимости включения в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение льготной трудовой пенсии по старости периодов с 26.10.1982 года по 26.04.1984 года, с 08.09.1986 года по 10.10.1987 года - периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1 года 6 месяцев.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Истец обратилась к ответчику за назначением пенсии 16.12.2008 года, данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.

С учётом включенных судом спорных периодов в период работы дающей право на назначение льготной трудовой пенсии, в связи с осуществлением педагогической деятельности составил 27 лет и 4 дня.

Следовательно, на дату обращения истца к ответчику с заявлением о назначении пенсии - 16.12.2009 у истца имелось 25 лет специального стажа и силу ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ пенсия истцу должна быть назначена с указанной даты.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Богатой Т.М. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе города Омска зачесть в качестве специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы Богатой Т.М. воспитателем с 22.08.1980 года по 06.01.1982 года, с 06.02.1982 года по 13.11.1985 года, с 29.11.1985 года по 10.10.1987 года в детском комбинате совхоза "П". С 29.10.1987 года по 10.09.1992 года - в детском комбинате ... НПО «М».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе города Омска зачесть в качестве специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды нахождения Богатой Т.М. в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет в периоды с 26.10.1982 года по 26.04.1984 года, с 08.09.1986 года по 10.10.1987 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе города Омска назначить Богатой Т.М. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, с 16 декабря 2008 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней в Омский областной суд путем подачи жалобы через Куйбышевский районный суд г.Омска с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья