Дело 2-6309/2010 Решение от 02.12.2010 по иску Перегудова В.В. к ГУ по земельным ресурсам Омской области о возложении обязанности проведения конкурсного производства земельного участка, официальных торгов по земельному участку



2-6309/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Жидковой М.Л., при секретаре Масловой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании 02 декабря 2010 года материалы гражданского дела по иску Перегудова В.В. к Главному управлению по земельным ресурсам по Омской области о возложении обязанности проведения конкурсного производства земельного участка, официальных торгов по земельному участку, суд

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился суд с названным иском, указав, что он на праве пользования пользуется с 1996г. земельным участком, общей площадью 40 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. 08.09.1998г. между ним и Департаментом недвижимости администрации г. Омска был заключен договор аренды земельного участка о предоставлении на праве пользования под торговый павильон «М». Срок действия договора один год. 30.09.1999г. было подписано дополнительное соглашение к вышеуказанному договору, на основании которого срок аренды земельного участка был продлен до 01.10.20002г. 09.07.2004г. было подписано дополнительное соглашение к вышеуказанному договору, на основании которого срок аренды земельного участка был продлен до 01.05.2004г. С 2004г. срок договора не продлевался, и после окончания срока действия дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка истец продолжает пользоваться вышеуказанным земельным участком по настоящее время. На протяжении всего этого времени уплачивает ежемесячные платежи за право пользования земельным участком.Несмотря на то, что он имеет преимущественное право на данный земельный участок, земельный участок был передан третьим лицам. Истец обратился с заявлением в Главное управление по земельным ресурсам Омской области о предоставлении земельного участка, расположенного по адрес <адрес>. Однако в предоставлении земельного участка было отказано. Просил обязать Главное управление по земельным ресурсам Омской области произвести конкурсное производство земельного участка общей площадью 40 кв.м., расположенное по адресу <адрес>.

В ходе рассмотрения дела истец заявленные требования уточнил, указав, что просит обязать Главное управление по земельным ресурсам омской области провести официальные торги по земельному участку общей площадью 200 кв.м., расположенное по адресу <адрес>.

В судебном заседании истец Перегудов В.В., заявленные требования поддержал и дал пояснения аналогичные содержанию искового заявления, при этом настаивал на рассмотрении дела по заявленным требованиям.

Представитель ответчика главного управления по земельным ресурсам Омской области, Федоров Е.А., действующий по доверенности, в судебном заседании с заявленные требования не признала и пояснила, что договор аренды земельного участка № № и дополнительное соглашение к данному договору от 30 сентября 1999 года арендатором земельного участка заключен с ИЧП «С», в дальнейшем ООО «С». Действие данного договора аренды прекращено в связи с отказом арендодателя - департамента недвижимости Администрации города Омска от договора. Доводы истца о наличии у него преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок необоснованны, так как истец не являлся арендатором спорного земельного участка. 9 июня 2010 года истец обратился в Главное управление с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для размещения на Земельном участке магазина «М». Процедура предоставления выбора земельных участков для строительства и предварительного согласования мест размещения объектов регулируется Земельным кодексом РФ на территории города Омска, для строительства, утверждённым постановлением Правительства Омской области от 16 июня 2006 года № 73-п «О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска.В связи с поступлением заявления истца Главное управление обратилось в Администрацию города Омска по вопросу выбора земельного участка для строительства магазина по адресу: <адрес> После получения ответа из Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска Главное управление проинформировало истца письмом от 9 июля 2010 года № о результатах рассмотрения его заявления с приложением письма Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 6 июля 2010 года №, из которого следует, что обеспечить выбор испрашиваемого Земельного участка не представляется возможным в связи уже имеющимся утверждённым актом выбора того же Земельного участка в отношении другого лица. Вместе с тем, спорный Земельный участок не сформирован, не поставлен на кадастровый учёт, соответственно не может быть предметом торгов (конкурсов, аукционов), как указано в исковом заявлении. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Третье лицо Перегудова Г.В., будучи надлежаще извещенной в судебное заседание не явилась о причинах неявки суду не сообщила.

Представитель третьего лицо ООО «Вариант» Ермаков А.Б., действующий по доверенности, с заявленными требованиями не согласился, и пояснил, что 01.07.2010 года ООО «Вариант» получе6но распоряжение № «о предварительном согласовании места размещения магазина продовольственных товаров по <адрес>», а также акт выбора земельного участка. Истец не являясь арендатором не имеет преимущественного права на спорный земельный участок. Истец не занимался строительством до настоящего момента.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ, исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Судом установлено, что 08.09.1998 года между Департаментом недвижимости администрации г.Омска и ИЧП «С» заключен договор № аренды земельного участка расположенный в городе Омске по <адрес>. (л.д.7-8).

Дополнительным соглашением к договору аренды земельного участка № от 08.09.1998 года от 30.04.1999 года с ООО «С» продлен срок действия договора с 01.10. 1999 года по 01.10.2002 года (л.д. 8).

Решением Арбитражного суда Омской области от 20.09. 2010 года по иску Главного управления по земельным ресурсам Омской области к Перегудовой Г.В. об обязании освободить земельный участок, установлено, что письмом № от 06.07.2005 года Департамент недвижимости администрации города Омска известил ООО «С» о том, что по истечении трех месяцев договор аренды земельного участка № от 08.09.1998 года будет прекращен.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что на земельном участке находящемся по адресу <адрес>, расположен торговый павильон «М», площадью около 40 кв.м., являющийся временным объектом. Право собственности на указанный павильон не зарегистрировано.

08.08.2007 года в ГУ по земельным ресурсам Омской области обратилась Перегудова Г.В. с заявлением на аренду находящегося в собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска. (л.д.10).

20.08. 2007 года Перегудовой Г.В. получен ответ ГУ по земельным ресурсам Омской области №, которым в выделении земельного участка для целей не свызанх со строительством отказано.

30.04.2009 года между Перегудовой Г.В.и ответчиком подписано соглашение № от 30.04.2009 года, согласно которому, индивидуальный предприниматель Перегудова Г.В. подтвердила факт использования находящегося в государственной собственности земельного участка, общей площадью 40 кв.м. местоположение которого установлено, по адресу <адрес> для размещения павильона, без установленных законом иными правовыми актами или сделкой оснований в период 01.10.2006 года по 01.08.2009 год и приняла на себя обязательство выплатить стоимость неосновательного обогащения в размере 259 799 руб. 78 коп.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что доводы истца о том, что он пользуется спорным земельным участком с 1996 года на законных основаниях, опровергаются материалами дела.

05 ноября 2008 года к ГУ по земельным ресурсам Омской области обратилось ООО «Вариант» с заявлением о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения объекта. ( л.д. 55)

Согласно пункту 1 Положения о Главном управлении, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 16 июня 2006 года № 95 с 1 июля 2006 года, специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками, расположенными в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена, является Главное управление.

Постановлением Правительства Омской области от 16 июня 2006 года № 73-п «О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска», утверждён Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства (далее - Порядок).

Согласно данному Порядку лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в Главное управление с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны: назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства, расчеты либо иные материалы.

Главное управление на основании полученного заявления:

1)в течение семи дней направляет обращение в Администрацию города
Омска;

2)получает от Администрации города Омска оформленный в
установленном порядке с учетом экологических, градостроительных и иных
условий использования соответствующей территории и недр в ее границах акт
о выборе земельного участка для строительства (а в необходимых случаях и
для установления его охранной или санитарно-защитной зоны), согласованный
с органами государственного надзора, с приложением утвержденных проектов
границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами
их выбора, в том числе необходимую информацию о разрешенном
использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков
объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур,
технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического
обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие
сведения о местоположении земельных участков;

3) содействует в реализации согласительных процедур при возникновении разногласий в процессе согласования и утверждения необходимых документов.

Главное управление принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта в течение месяца со дня поступления оформленного в установленном порядке акта о выборе земельного участка для строительства.

10.11.2008 года ГУ по земельным ресурсам Омской области обратилось в Администрацию города Омска с обращением об обеспечении выбора земельного участка общей площадью 320 кв.м для строительства пристройки для размещения продуктового магазина по адресу <адрес>. (л.д.67).

16.12.2008 года в газете «Т» № размещена информация ГУ по земельным ресурсам Омской области о намечаемом строительстве магазина продовольственных товаров по <адрес> (л.д. 64 )

25.05.2009 года распоряжением Администрации г. Омска № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес>, к которому прилагается Проект границ земельного участка для строительства. (л.д65-66).

26.05.2010 года Департаментом архитектуры и градостроительства в адрес ответчика направлен на утверждение акт о выборе земельного участка.

Распоряжением № от 01.07.2010 года о предварительном согласовании места размещения магазина продовольственных товаров по <адрес> предварительно согласовано место размещения магазина на <адрес>. ООО «Вариант» предложено установить границы земельного участка и осуществить его государственный кадастровый учет. (л.д52 )

09.06.2010 года Перегудов В.В. обратился к ответчику с заявлением физического лица о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения объекта. (строительство павильона «М» площадью 200 кв.м. ). Доказательств обращения истца к ответчику с заявлением о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения объекта суду не представлено. Кроме того, в ходе рассмотрения дела истцом не оспаривается то обстоятельство, что первоначальное заявление о размещении объекта ответчику подано 09.06.2010 года.

9 июля 2010 года ответчик направил в адрес истца письмо № о результатах рассмотрения его заявления с приложением письма Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 6 июля 2010 года №, из которого следует, что обеспечить выбор испрашиваемого Земельного участка не представляется возможным в связи уже имеющимся утверждённым актом выбора того же Земельного участка в отношении другого лица.

Таким образом, на момент вынесения решения об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного в городе Омске по <адрес> истцу, спорный земельный уже имелось решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утвержденного актом выбора данного участка.

В силу п.10 ч.2 «Предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения» Приложения №1 «Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска для строительства» утвержденных Постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 года №73-П, отказ в размещении объекта возможен при наличии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе данного земельного участка в отношении другого лица.

В связи с изложенным, суд находит отказ Главного управления по земельным ресурсам Омской области правомерен.

Что касается доводов истца о проведении торги по земельному участку общей площадью 200 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, то суд находит данные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 37 ЗК РФОбъектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования. Согласно ст. 38 ЗК РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

При этом из кадастрового плана территории от 05.11.2009 года усматривается, что границы земельного участка не сформированы, суду не представлено доказательств того, что по состоянию на день вынесения судом решения, границы земельного участка сформированы, и спорный участок поставлен на кадастровый учет, данное обстоятельство истцом при рассмотрении дела не оспаривалось, доказательств иного суду не представлено.

Кроме того, отказ в удовлетворении требований Перегудова В.В. об обязании провести торги на спорный земельный участок, не лишает истца права принять участи е в торгах на спорный земельный участок, при сформировании указанного земельного участка и постановке его на кадастровый учет. Истец так же не лишен возможности обращения в суд с требования об оспаривании распоряжения Главного управления по земельным ресурсам Омской области № от 01.07.2010 года.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Перегудова В.В. к Главному Управлению по земельным ресурсам Омской области о возложении обязанности проведения конкурсного производства земельного участка, официальных торгов по земельному участку оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.

Судья М.Л. Жидкова