№ 2-5303/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Зеновьева В.А.
при секретаре Чебаковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 15 сентября 2010 года
дело по иску Афонькиной Л.Г. к ГУ Омское региональное отделение фонда социального страхования РФ о взыскании расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Афонькина Л.Г. обратилась в суд с иском к ответчику ОРО ФСС РФ, в котором указала, что её мать Миронова Н.Д. находилась на стационарном лечении в МУЗ Городской клинической больнице им. А.Н, Кабанова в травматолого-ортопедическом отделении с 22.12.2009 с диагнозом: закрытый перелом шейки левой бедренной кости. Являлась инвалидом 2 группы пожизненно. 01.02.2009 филиалом № 16 ФГУ «Главного бюро медико-социальной экспертизы по Омской области» была выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида. В мероприятиях медицинской реабилитации, в разделе реконструктивной хирургии было предусмотрено эндопротезирование левого тазобедренного сустава. Реконструктивная хирургия предусмотрена Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду на основании Распоряжения правительства РФ от 30.12.2005 №2347-р. Эндопротез был приобретен за наличные деньги 01.02.2010. Все необходимые документы и подлинники чека и копии чека были сданы в Филиал № 9 ГУ ОРО ФСС РФ 02.02.2010 для компенсации указанных расходов на основании п.7 Постановления правительства Российской Федерации № 240 от 07.04.2008 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.» 04.02.2010 была выполнена операция по эндопротезированию тазобедренного сустава, о чем имеется отметка в программе ИТР и выписка из карты больного, выданная МУЗ Омская городская клиническая больница №1 им. А.Н. Кабанова. 05.02.2010 её мать умерла в реанимации. Она является единственной наследницей Мироновой Н.Д., что подтверждается завещанием Мироновой Н.Д. от 05.04.2007 и свидетельством о праве на наследство по завещанию, выданное нотариусом Кайгородовой И.Н. 10.08.2010. Просила взыскать в свою пользу с ответчика компенсацию расходов на эндопротезирование тазобедренного сустава в сумме 67 342 рублей, а также госпошлину в сумме 2 220,26 рублей.
Истец Афонькина Л.Г. в судебном заседании дала суду пояснения, аналогичные содержанию искового заявления, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ОРО ФСС РФ - Канушин Е.А. в судебном заседании иск не признал, возражал против его удовлетворения и пояснил, что Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Частью 6 ст. 11 данного закона установлено, что если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
Таким образом, все нормы данного закона определяют в качестве единственного лица имеющего право на получение мер социальной защиты - инвалида, в данном случае это Миронова Н.Д..
Данный закон не содержит положений, предоставляющих право получения мер социальной защиты помимо самих инвалидов, каким-либо иным лицам, в том числе и близким родственникам, после смерти инвалида.
Смерть Мироновой Н.Д. наступила 05.02.2010.
Согласно ч.2 ст.418 ГК РФ: «Обязательство прекращается смертью кредитора, если исполнение предназначено лично для кредитора либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью кредитора».
Производимые компенсационные выплаты, согласно ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, предназначены исключительно инвалиду и неразрывно связаны с личностью инвалида (кредитора).
Следовательно, правом на получение денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации обладает исключительно инвалид, которому в соответствии с рекомендациями, установленными индивидуальной программой реабилитации, предоставляется то или иное средство реабилитации, поскольку такое право связано с его личным (субъективным) правом.
Кроме того, согласно части 2 ст. 1112 ГК РФ определено, что в состав наследства не входят права неразрывно связанные с личностью наследодателя.
Также компенсация за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации не относится ни к одному из перечисленных в статье 1183 ГК РФ видов невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию.
2. Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с положением № 101 от 12.02.1994 «О Фонде социального страхования РФ» является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации и не оказывает, не организует, не финансирует оказание медицинской помощи гражданам России.
Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (исполнительный орган Фонда) осуществляющее свою деятельность в соответствии с положением об отделении Фонда, в котором также нет обязанности по оказанию медицинской помощи гражданам или её финансированию.
Региональное отделение Фонда (как исполнительный орган Фонда) производит финансирование тех направлений социального страхования, которые определены в бюджете Фонда. Расходы Фонда формируются в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Направления расходов определены федеральным законом о бюджете Фонда на соответствующий год. Бюджет Фонда на 2010 год утвержден Федеральным законом от 28.11.2009 N 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
Анализ норм названного федерального закона подтверждает тот факт, что в бюджете Фонда не заложены расходы на оказание гражданам ВМП и выплату компенсации инвалидам за самостоятельно приобретённые эндопротезы.
Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993 установлено не только право граждан Российской Федерации на охрану здоровья и получение медицинской помощи, но и определён правовой механизм оказания медицинской помощи гражданам, в т.ч. высокотехнологичной медицинской помощи, определены источники финансирования и органы государственного управления здравоохранением ответственные за это.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 № 1152 «О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственного задания на оказание в 2010 году высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП) гражданам Российской Федерации» утверждены правила, в соответствии с которыми финансовое обеспечение расходов на выполнение государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.12.2009 № 1047н «О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание в 2010 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» операции по замене суставов относятся к высокотехнологичной медицинской помощи.
Средства федерального бюджета, выделяемые для оказания гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, направляются в специализированные медицинские федеральные центры, медицинские учреждения субъектов федерации и муниципальные лечебные учреждения, участвующие в выполнении государственного задания и перечисленные в приложении № 2 Приказа.
Кроме того, приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.12.2009 № 1047н утвержден Порядок направления граждан Российской Федерации для оказания ВМП. В соответствии с п. 3 данного Порядка орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения осуществляет направление пациентов для оказания ВМП. При этом отбор граждан, нуждающихся в оказании высокотехнологичной помощи за счет средств федерального бюджета, осуществляется комиссионно Министерством здравоохранения Омской области.
По информации Министерства здравоохранения Омской области (письмо от 17.05.2010 № 1383/05), на 2010 год для Омской области выделено 434 квоты по разделу ортопедия и травматология, в том числе 250 в бюджетном учреждении здравоохранения Омской области «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области «КМХЦ МЗОО». Считает, что настоящие исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику.
Надлежащими ответчиками по данному делу являются Министерство здравоохранения Омской области и лечебное учреждение, оказавшие высокотехнологичную медицинскую помощь в нарушение установленного порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.12.2009 № 1047н.
Кроме того, при проведении эндопротезирования в лечебных учреждениях по направлениям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения стоимость эндопротеза должна быть включена в стоимость эндопротезирования. Фонд социального страхования Российской Федерации в письме от 01.06.2007 №02-18/11-5028 особо подчеркнул, что при проведении эндопротезирования в лечебных учреждениях по направлениям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения компенсация исполнительными органами Фонда не производится, т.к. стоимость эндопротеза должна быть включена в стоимость эндопротезирования.
По всем направлениям, финансовое обеспечение которых в 2010 году возложено на отделение Фонда, проведена работа по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, что обеспечивает целевое использование денежных средств в соответствие с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Размещение заказов и заключение государственных контрактов без соблюдения требований названного закона федеральным государственным учреждением (отделением Фонда) является грубым нарушением названного законодательства и влечёт применение установленной ответственности (административной, уголовной) к виновным должностным лицам.
По всем направлениям отделением Фонда на 2010 год заключены государственные контракты, которые обеспечены финансированием в строго доведённых пределах ассигнований.
Государственный заказ на поставку эндопротезов ни Фондом, ни отделением Фонда не планировался и не размещался, и данное обстоятельство подтверждает копия справки № 02-34/07/65и от 08.07.2010 подготовленная отделом организации торгов за подписью заместителя управляющего отделением Фонда.
Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181-ФЗ для лиц этой категории определены конкретные меры социальной защиты в Российской Федерации. Статьей 10 вышеуказанного закона установлено, что Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Часть из этих реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации, протезно-ортопедических изделий в пределах доведённых Омскому региональному отделению ассигнований финансируется за счет средств бюджета Фонда. Особо следует отметить, что эндопротезирования, как лечебного мероприятия (медицинской помощи, ВМП) в бюджете Фонда нет.
Действительно, разработанной филиалом № 16 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области» ИПР, выданной 01.02.2010г., в разделе «Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP) кроме ходунков и трости указан «эндопротез левого тазобедренного сустава» и исполнителем обозначен исполнительный орган Фонда, но в той же ИПР в разделе «Мероприятия медицинской реабилитации» исполнитель проведения реконструктивной хирургии - эндопротезирования левого тазобедренного сустава» исполнителем указан КХМЦ.
Отделение Фонда полагает, что ИПР не соответствует требованиям вышеуказанного законодательства.
В 2008 - 2010 г.г. до сведения ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области» и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения неоднократно доводилась информация о том, что исполнительные органы Фонда не могут быть исполнителями ИПР инвалида в части обеспечения его эндопротезом.
Очевидно, что сделка купли-продажи эндопротеза заключена под влиянием заблуждения, обусловленного вышеизложенными обстоятельствами, тяжёлым состоянием здоровья и неисполнением лечебными учреждениями, давшими Мироновой Н.Д. рекомендации по эндопротезированию, своих обязанностей. Согласно ст.ст. 30-31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, каждый пациент имеет право на получение информации о своих правах и обязанностях, в том числе и о состоянии здоровья, методах лечения, возможных вариантах медицинского вмешательства.
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Омской области, являющемуся Приложением к указу Губернатора Омской области от 13.11.2007 № 133, на данное Министерство, в числе прочего возложены следующие обязанности: Участие в организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Омской области в рамках соответствующего государственного задания (п. 10).
Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере деятельности Министерства в пределах своей компетенции (п.5); Разработка и реализация мер, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья.
Представленные документы не содержат информации о том, что пациенту Мироновой Н.Д. было разъяснено право на получение им бесплатной медицинской помощи по эндопротезированию в рамках получения высокотехнологичной медицинской помощи гражданами РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Таким образом, Государственное учреждение - Омское региональное отделения Фонда социального страхования Российской Федерации не является надлежащим ответчиком, так как права Мироновой Н.Д. на оказание ВМП не нарушало, обязанности финансировать ВМП (эндопротезирование) не имело.
Считает, что надлежащими ответчиками по данному иску должны быть Министерство здравоохранения Омской области, КХМЦ, третьими лицами - ООО «Компания «Отечество», ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области». Просил в удовлетворении иска отказать.
Заслушав истца и представителя ответчика ОРО ФСС РФ, исследовав материалы дела, суд счёл необходимым исковое заявление удовлетворить.
В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законам.
В соответствии со ст.ст. 1111, 1112 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять.
4. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ст. 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Если заявление наследника передается нотариусу другим лицом или пересылается по почте, подпись наследника на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом, должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия (пункт 7 статьи 1125), или лицом, уполномоченным удостоверять доверенности в соответствии с пунктом 3 статьи 185 настоящего Кодекса.
Принятие наследства через представителя возможно, если в доверенности специально предусмотрено полномочие на принятие наследства. Для принятия наследства законным представителем доверенность не требуется.
2. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Обстоятельства дела, изложенные представителем истца, подтверждают письменные доказательства.
Из материалов дела следует, что истец является инвалидом, что подтверждено справкой МСЭ.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации № 1870 от 15.10.2009 года истец нуждается в технических средствах реабилитации - эндопротезах тазобедренных суставов.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов определяется ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995. Согласно ст.2 указанного закона социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
К компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов (ст.4 закона) относится утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Согласно ст. 11 закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В указанном Перечне в п. 8 графы «Технические средства реабилитации» включены протезы, в том числе, эндопротезы.
Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 определен механизм выплаты компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации. Так в соответствии с п. 14 Правил выплата компенсации инвалиду осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет получателя компенсации (по его желанию).
Пунктом 16 Правил предусмотрено, что финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.
Таким образом, действующим законодательством инвалиду предоставляется право на получение технических средств реабилитации в виде эндопротезов. Данное право не может быть умалено отсутствием финансирования Фонда социального страхования Российской Федерации.
Мать истца - Миронова Н.Д. находилась на стационарном лечении в МУЗ Городской клинической больнице им. А.Н, Кабанова в травматолого-ортопедическом отделении с 22.12.2009 с диагнозом: закрытый перелом шейки левой бедренной кости. Являлась инвалидом 2 группы пожизненно.
01.02.2009 филиалом № 16 ФГУ «Главного бюро медико-социальной экспертизы по Омской области» была выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида. В мероприятиях медицинской реабилитации, в разделе реконструктивной хирургии было предусмотрено эндопротезирование левого тазобедренного сустава. Реконструктивная хирургия предусмотрена Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду на основании Распоряжения Правительства РФ от 30.12.2005 №2347-р. Исполнителем проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР указан ГУ ОРО ФСС РФ.
Эндопротез был приобретен за наличные деньги 01.02.2010.
Все необходимые документы и подлинники чека и копии чека были сданы в Филиал № 9 ГУ ОРО ФСС РФ 02.02.2010 для компенсации указанных расходов на основании п.7 Постановления правительства Российской Федерации № 240 от 07.04.2008 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.» 04.02.2010 была выполнена операция по эндопротезированию тазобедренного сустава, о чем имеется отметка в программе ИТР и выписка из карты больного, выданная МУЗ Омская городская клиническая больница №1 им. А.Н. Кабанова.
05.02.2010 мать истца умерла в реанимации, и с указанной даты открылось наследство.
Истица является единственной наследницей Мироновой Н.Д., что подтверждается завещанием Мироновой Н.Д. от 05.04.2007 и свидетельством о праве на наследство по завещанию, выданное нотариусом Кайгородовой И.Н. 10.08.2010.
Приняв во внимание, что представитель ответчика не оспаривал то обстоятельство, что мать истца при отсутствии реализации права на бесплатное получение эндопротезирования умерла после того, как сдала ответчику все необходимые документы и выразив, тем самым волю на выплату компенсацию расходов на эндопротезирование тазобедренного сустава в сумме 67 342 рублей, суд пришёл к выводу, что указанное имущественное субъективное право и требование перешло в порядке наследования истцу и в силу п. 4 ст. 1152 ГК РФ признается принадлежащим ему со дня открытия наследства 05.02.2010.
Доводы ответчика о том, что истец должен был обратиться за оказанием высокотехнологичной медицинской помощью в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.12.2009 N 1047н «О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание в 2010 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.
Указанный приказом порядок разработан во исполнение Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I, распространяется на всех граждан Российской Федерации, и регламентирует оказание медицинской помощи, в том числе, и операций по эндопротезированию.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» направлен на дополнительную защиту прав инвалидов. Наличие иного порядка получения медицинской помощи не может ограничивать выбор инвалида на ее получение.
Согласно предоставленным в материалы дела документам истцом было приобретено указанное средство технической реабилитации и проведена операция по его установке. Истец обратился в ГУ ОРО ФСС РФ с заявлением о выплате компенсации за указанное средство технической реабилитации и приложил к нему документы, подтверждающие расходы. Вместе с тем ответчик проигнорировал указанное заявление и не оплатил компенсацию. Отказ от оплаты компенсации не основан на действующем законодательстве, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.
Представитель ГУ ОРО ФСС РФ также сослался на то, что сделка купли-продажи эндопротеза заключена под влиянием заблуждения, обусловленного вышеизложенными обстоятельствами, тяжёлым состоянием здоровья и неисполнением лечебными учреждениями, давшими Мироновой Н.Д. рекомендации по эндопротезированию, своих обязанностей. Согласно ст.ст. 30-31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, каждый пациент имеет право на получение информации о своих правах и обязанностях, в том числе и о состоянии здоровья, методах лечения, возможных вариантах медицинского вмешательства.
Суд не принял во внимание указанный довод, т.к. представитель ответчика не представил суду копию вступившего в законную силу решения о признании недействительной сделки по приобретению протеза, как совершенной под влиянием заблуждения, вынесенного в соответствии со ст. 178 ГК РФ, согласно которой сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения.
Поскольку протез приобретен истцом в рамках прав, предоставленных ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», постольку оснований для взыскания стоимости эндопрпотеза с других ответчиков не имеется.
Оценив собранные доказательства в совокупности, суд пришёл к выводу, что истец в соответствии со ст. 249 ГПК РФ не доказал законность отказа истцу в выплате компенсации расходов на эндопротезирование тазобедренного сустава в сумме 67 342 рубля.
На основании изложенного, суд счёл необходимым исковое заявление удовлетворить: взыскать с ОРО ФСС РФ в пользу Афонькиной Л.Г. компенсацию расходов на эндопротезирование тазобедренного сустава в сумме 67 342 рубля, а также, в силу 98 ГПК РФ, государственную пошлину в размере 2 220,26 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Афонькиной Л.Г. к ГУ Омское региональное отделение фонда социального страхования РФ удовлетворить.
Взыскать с Омского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в пользу Афонькиной Л.Г. компенсацию расходов на эндопротезирование тазобедренного сустава в сумме 67 342 рубля, а также государственную пошлину в размере 2 220,26 рублей.
Решение может быть обжалованов 10-ти дневный срок путем подачи кассационной жалобы в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд города Омска.
Решение в окончательной форме изготовлено 20.09.2010.
Председательствующий
по делу: В.А. Зеновьев
Судья В.А. Зеновьев