№ 2-4896/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Зеновьева В.А.
при секретаре Чебаковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 14 сентября 2010 года
дело по иску Поленко Н.А. к ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска о включение периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначения досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Поленко Н.А. обратилась в суд с иском к ответчику ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска о присуждении к исполнению обязанности назначить досрочную трудовую пенсию, указывая, что с 01.11.1982 она постоянно с незначительными перерывами работала в различных детских садах, яслях-садах и детских комбинатах по своей педагогической специальности в должности музыкального работника и воспитателя. Решением ответчика от 27.02.2010 ей было отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. При этом из её специального стажа были исключены периоды работы в должности музыкального руководителя с 01.11.1982 по 24.06.1985, с 20.04.1987 по 30.04.1992, с 11.11.1996 по 29.01.1998 в ясли-садах, с 01.07.1995 по 08.11.1996 в д/к № 272, с 29.01.1998 по 22.12.1998 в детском саду, с 23.12.1998 по 31.10.1999 в Центре развития ребенка -детский сад № 270, в должности музыкального работника с 06.05.1992 года по 30.06.1995 года в д/к № 272, с 21.10.1986 по 18.04.1987 в должности воспитателя, в связи с тем, что данные должности а также наименование учреждений не поименованы в соответствующих Списках, а также периоды с 18.01.2006 по 27.01.2000, с 20.03.2006 по 24.03.2006, с 24.04.2006 по 30.04.2006, с 19.06.2006 по 07.09.2006, с 15.12.2006 по 25.12.2006, с 01.07.2009 по 10.07.2009, как отраженные на индивидуальном лицевом счете без кода льготы. Считает также незаконным отказ ответчика во включении в специальный стаж периодов деятельности в должности музыкального работника с 06.05.1992 по 30.06.1995 и музыкального руководителя с 01.07.1995 по 08.11.1996 в детском комбинате № 272 по причине невыработки нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы и в связи с отсутствием наименования «детский комбинат» в Списке должностей.
Просила включить в специальный трудовой стаж на досрочное назначение трудовой пенсии исключённые ответчиком периоды работы, признать за ней право с 27.02.2010 на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
В судебном заседании Поленко Н.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика по доверенности Дегтяренко М.П. исковые требования не признал, указывая на отсутствие оснований для включения спорных периодов в специальный стаж истицы.
Заслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовою пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При исчислении специального трудового стажа на основании приведенного выше постановления Правительства РФ № 781 ответчиком не были включены периоды работы истицы в должности музыкального работника в детском комбинате № 272 с 06.05.1992 по 30.06.1995, в должности музыкального руководителя в детском комбинате № 272 с 01.07.1995 по 08.11.1996.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в котором указание на должность музыкального руководителя отсутствовала.
В то же время пунктом 3 вышеназванного Постановления, за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", но с 1 октября 1993 года указанный пункт признан утратившим силу.
Затем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи lb педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, пункт 3 которого предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Названным Списком должность музыкального руководителя поименована, при этом в пункте 1 Правил указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Таким образом, в период с 1 октября 1993 года по 1 ноября 1999 года законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
С принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, данный пробел законодателем в пределах своих полномочий ликвидирован путем указания в пункте 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
При таких обстоятельствах не подлежит удовлетворению иск в части включения периодов работы истицы в должности музыкального работника в детском комбинате № 272 с 01.10.1993 по 30.06.1995, в должности музыкального руководителя в детском комбинате № 272 с 01.07.1995 по 08.11.1996 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от учебной нагрузки.
В то же время, суд пришёл к выводу об удовлетворении искового заявления в части включения в стаж для назначения пенсии периода работы истца в должности воспитателя в детском комбинате № 57 с 21.10.1986 по 18.04.1987 (5 месяцев и 29 дней), согласно нижеследующему.
Вместе с тем по смыслу ст. 25 ГК РСФСР 1964 г. официальная регистрация и наличие устава для учреждений состоящих на государственном бюджете не требовалось. До утверждения собственных уставов такие учреждения действовали на основании общего Положения об организации данного типа.
Суд счёл, что детские комбинаты это дошкольные учреждения, которые выполняли функции детских садов и использовали единый Устав детского сада, утверждённый Народным комиссариатом просвещения РСФСР и осуществляли деятельность по единой «Программе воспитания в детском саду», утверждённой Министерством просвещения РСФСР 18 июля 1968 г., т.к. указанная информация нашло свое подтверждение в Справочнике по дошкольному воспитанию. - М.: «Просвещение», 1980.
Ответчик не представил суду доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что за всё время работы истца в спорных периодах истец не осуществлял педагогическую деятельность и что Детский комбинат не являлся учреждением образования для детей.
Таким образом, суд пришёл к выводу, что представитель ответчика в судебном заседании в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представил доказательства опровергающие доводы истца, и находящиеся в деле документы, в связи с чем, пришёл к выводу о необходимости включения спорного периода в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.
Кроме того, Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Также, вышеуказанным Постановлением Конституционного Суда РФ установлено, что норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в силу которой - во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 того же Федерального закона - исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяет включение некоторых не страховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан" установлено, что по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Данный вывод вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 6 декабря 2001 года N 310-О по запросу Законодательного Собрания Тверской области. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. К тому же финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с оспариваемыми нормами статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными. Сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в названных государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств. Таким образом, в действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения, исходящего из того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую, лечебную либо творческую деятельность на сцене, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции Российской Федерации требования равноправия применительно к правам, гарантированным ее статьей 39.
Указанным Постановлением Конституционного Суда РФ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.
Таким образом, работа истца в детском комбинате в спорном периоде подлежит включению в специальный стаж.
Также, подлежит удовлетворению исковое заявление в части включения в стаж для назначения пенсии периода работы истца в должности музыкального руководителя в детском саду № 348 с 18.01.2006 по 27.01.2006, с 20.03.2006 по 24.03.2006, с 24.04.2006 по 30.04.2006, с 15.12.2006 по 25.12.2006, т.к. код льготы не отражен на индивидуальном счете истца.
В настоящее время установлено, что в данные периоды истец был временно нетрудоспособен, что подтверждает истребованная судом справка (л.д.117).
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Согласно пояснениям представителя ответчика и протоколу комиссии ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска по состоянию на 27.02.2010 истец имеет страховой стаж 26 лет 1 месяц и 8 дней, специальный стаж с учётом Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, - 19 лет 9 месяцев и 18 дней, специальный стаж с учётом Постановления Конституционного Суда РФ № 2-П, - и 9 лет 2 месяцев и 29 дней.
С учётом включенных судом спорных периодов в должности воспитателя в детском комбинате № 57 с 21.10.1986 по 18.04.1987 (5 месяцев и 29 дней), а также в должности музыкального руководителя в детском саду № 348 с 18.01.2006 по 27.01.2006, с 20.03.2006 по 24.03.2006, с 24.04.2006 по 30.04.2006, с 15.12.2006 по 25.12.2006 (1 месяц и 3 дня), специальный стаж истца является недостаточным для назначения льготной пенсии.
Таким образом, суд пришёл к выводу, что на дату обращения истца к ответчику с заявлением о назначении пенсии - 27.02.2010 у истца не имеется 25-ти лет специального стажа и силу ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ в удовлетворении иска в части назначения истцу пенсии с 27.02.2010 должно быть отказано.
На основании изложенного, суд счёл необходимым исковое заявление удовлетворить частично: обязать ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы в должности воспитателя в детском комбинате № 57 с 21.10.1986 по 18.04.1987, в должности музыкального руководителя в детском саду № 348 с 18.01.2006 по 27.01.2006, с 20.03.2006 по 24.03.2006, с 24.04.2006 по 30.04.2006, с 15.12.2006 по 25.12.2006 не отраженных на индивидуальном счете с кодом льготы.
Отказать Поленко Н.А. в остальной части заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Поленко Н.А. к Государственному учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе города Омска удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе города Омска включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы в должности воспитателя в детском комбинате № 57 с 21.10.1986 по 18.04.1987, в должности музыкального руководителя в детском саду № 348 с 18.01.2006 по 27.01.2006, с 20.03.2006 по 24.03.2006, с 24.04.2006 по 30.04.2006, с 15.12.2006 по 25.12.2006 не отраженных на индивидуальном счете с кодом льготы.
Отказать Поленко Н.А. в остальной части заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Омска.
Решение в окончательной форме изготовлено 20.09.2010.
Председательствующий
по делу: В.А. Зеновьев
Судья В.А. Зеновьев