решение от 02.12 2010 дело № 2-6842/2010 по иску Роспотребнадзора к ООО `Галерея кафе`



Дело № 2-6842/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Павлова А.В.

при секретаре Смоловой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 02 декабря дело
№ 2-6842/2010 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области к ООО «Галерея-кафе» о признании действий незаконными, понуждении к действию,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области обратилось в Куйбышевский районный суд г. Омска с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Галерея-кафе» (далее - ООО «Галерея-кафе») о признании действий незаконными, понуждении к действию, указав в обоснование своих требований, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в отношении общества была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой установлено, что ООО «Галерея-кафе» в наглядной и доступной форме до сведения потребителей не доводит необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающих возможность их правильного выбора, а именно наименование предлагаемой продукции общественного питания без указания способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов, в меню отсутствуют сведения о пищевой ценности, о весе продукции общественного питания. Представителю не предоставлена возможность проверки объема (массы) предлагаемой ему продукции общественного питания. Указанное является нарушением действующего законодательства.

Просило признать действия ООО «Галерея-кафе» в части оказания населению услуг общественного питания при отсутствии в наглядной и доступной форме необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах, обеспечивающих возможность их правильного выбора, а именно: наименование предлагаемой продукции общественного питания без указания способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов, отсутствии в меню сведений о пищевой ценности, о весе продукции общественного питания, не предоставления возможности проверки объема (массы) предлагаемой продукции общественного питания противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, обязать ООО «Галерея-кафе» прекратить указанные действия и довести в установленный судом срок до сведения потребителей через средства массовой информации решение суда.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области Степанян М.Э., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержала и дала суду пояснения, аналогичные тексту искового заявления, указав, что информация в доступной и наглядной форме до сведения потребителей не доводилась. На момент проверки в меню отсутствовала информация о пищевой ценности блюд, покупатели не имели возможности проверить вес блюда и т.д.

Представитель ответчика Гасымова Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании признала, что в меню не были указаны сведения о пищевой ценности, о весе продукции, не предоставляется возможность проверки веса предлагаемой продукции. Указала, что потребителям предоставлена возможность осуществить проверку веса порций в кабинете исполнительного директора. Что касается способа приготовления блюд, то он указан в технологических картах. Кроме того, потребитель может получить всю необходимую информацию у работников кафе.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Судом установлено, что 20 августа 2010 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области было издано Распоряжение о проведении плановой выездной проверки юридического лица - ООО «Галерея-кафе» с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам). Сроки проверки установлены с
15 сентября 2010 года по 12 октября 2010 года (л.д. 5-6).

В период с 16 сентября 2010 года по 12 октября 2010 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области была проведена проверка в отношении ООО «Галерея-кафе», в результате которой выявлено нарушение Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов продовольственно сырья, а также Правил оказания услуг общественного питания, а именно - исполнителем услуги в наглядной и доступной форме до сведения потребителей не доведена необходимая и достоверная информация об оказываемых услугах, обеспечивающая возможность их правильного выбора: наименование предлагаемой продукции общественного питания без указания способов приготовления и входящих в них основных ингредиентов, в меню нет сведений о пищевой ценности, весе продукции общественного питания. Потребителю не предоставлена возможность проверки объема (массы) предлагаемой ему продукции общественного питания (л.д. 7-9).

12 октября 2010 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в отношении должностного лица - директора Миллер О.А. был составлен Протокол №2627/10 об административном правонарушении. Указанные выше нарушения Правил оказания услуг общественного питания, Закона РФ «О защите прав потребителей» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 10).

Предписанием №1758/вн от 12 октября 2010 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области ответчику указано на устранение выявленных нарушений (л.д. 22-23).

Частью 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-I «О защите прав потребителей» установлено, что Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг). Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вправе устанавливать правила организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям.

Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года №1036 утверждены Правила оказания услуг общественного питания.

Указанные Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания, а также обеспечивают права потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, информации об услугах и исполнителях услуг, определяют порядок реализации этих прав.

Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий, использующий услуги общественного питания исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги общественного питания по возмездному договору.

Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация должна содержать перечень услуг и условия их оказания; цены в рублях и условия оплаты услуг; фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов; сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости бутылки предлагаемого алкогольного напитка и об объеме его порций; сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов); обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга.

Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг.

Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами и условиями обслуживания как в зале, так и вне зала обслуживания.

Исполнитель обязан предоставить потребителю возможность проверки объема (массы) предлагаемой ему продукции общественного питания.

Акт проверки, пояснения представителя ответчика (л.д. 37-оборот), а также новое меню, которое со слов представителя ответчика было подготовлено после проведенной истцом проверки (л.д. 24-36) подтверждают, что при описании готового блюда исполнителем не были указаны сведения о пищевой ценности продукции (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов), составе блюд. Данные сведения появились лишь в новом меню. Сведения о весе не позволяли сделать однозначный вывод о том, вес какого из ингредиентов в меню указан. Кроме того, названные правила предусматривают обязательность указания в меню веса порции готового блюда, а не отдельных его ингредиентов.

Из пояснений представителя ответчика следует, что на момент проверки деятельности кафе истцом, весы, на которых потребитель мог проверить вес заказанного в кафе блюда, располагались на кухне.

По мнению суда, кухня кафе не может быть признана местом доступным для осуществления проверки объема (массы) продукции потребителями, так как является специализированным местом, предназначенным строго, в целях соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, для приготовления продуктов питания.

Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение указанных Правил в части неуказания сведений о пищевой ценности продукции, весе порций, непредоставления возможности проверить вес (массу) порций.

Анализ действующего законодательства (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», Постановление Минтруда РФ от 25 декабря 2003 г. N 90 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации диетического (лечебного) питания в государственных (муниципальных) учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов») позволяет сделать вывод о том, что под способом приготовления понимается варка, приготовление на пару, тушение, запекание, жарка.

Из материалов дела усматривается, что меню ООО «Галерея-кафе» в описании блюда не содержит указание на способ его приготовления блюда.

По мнению суда, у потребителя отсутствует возможность сделать однозначный вывод о том, каким способом осуществляется приготовление блюда.

Кроме того, суд полагает, что довод ответчика относительно того обстоятельства, что способ приготовления блюда описан в технологической карте кулинарного изделия (блюда), хранение которой осуществляется работниками кухни предприятия общественного питания, не может быть принят судом.

Технологическая карта кулинарного изделия (блюда) отражает рецептуру и технологию приготавливаемых блюд и кулинарных изделий, описание технологического процесса приготовления блюд.

Технологическая карта кулинарного изделия (блюда) фактически предназначена для работников, непосредственно осуществляющих приготовление, включает в себя рекомендации по приготовлению. Представителем ответчика указано, что хранение технологической карты осуществляется на кухне общественного питания.

По мнению суда, технологическая карта кулинарного изделия (блюда) не предназначена для доведения до сведения потребителя способа приготовления блюда, место ее хранения недоступно для потребителя.

В связи с изложенным суд полагает, что ООО «Галерея-кафе» требование законодателя об обязательном доведении до сведения потребителя способа приготовления блюда также не исполнено.

Доводы представителя ответчика о том, что в Предписании истца установлены сроки устранения допущенных нарушений, которые еще не наступили, а также в принципе устранение нарушений на настоящий период времени судом во внимание приняты быть не могут.

Устранение нарушений на настоящий день вовсе не свидетельствует об отсутствии нарушений на момент проведения истцом проверки деятельности ответчика.

Что же касается Предписания, то в установленные в нем сроки ответчик должен устранить нарушения, дабы избежать привлечения к административной ответственности.

Настоящие же требования истца сводятся к признанию неправомерными действий ответчика по недоведению до потребителей информации в той наглядной и доступной форме, которая предусмотрена указанными выше Правилами.

Согласно статьи 46 указанного Закона, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что действия ООО «Галерея-кафе» по оказанию населению услуг общественного питания при отсутствии в наглядной и доступной форме информации о способах приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов, о пищевой ценности блюда, весе блюда, а также отсутствии возможности у потребителя проверить объем (массу) предлагаемой ему продукции общественного питания, незаконны. В связи с чем ООО «Галерея-кафе» обязано довести настоящее судебное решение до сведения потребителей через средства массовой информации в десяти дневный срок со дня вступления его в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области удовлетворить.

Признать незаконными действия ООО «Галерея-кафе» по оказанию населению услуг общественного питания при отсутствии в наглядной и доступной форме информации о способах приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов, о пищевой ценности блюда, весе блюда, а также отсутствием возможности у потребителя проверить объем (массу) предлагаемой ему продукции общественного питания.

Обязать ООО «Галерея-кафе» довести настоящее судебное решение до сведения потребителей через средства массовой информации в десяти дневный срок со дня вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.

Судья: А.В. Павлов