Дело№2-7058/2010
Решение
Именем Российской Федерации
14 декабря 2010 года г. Омск
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе судьи Т. В. Бажиной при секретаре Воробьевой О. В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Квитко Н.Г. к ОАО «Омская энергосбытовая компания» о признании незаконными действий по отключению квартиры от электроэнергии, истребованию оплаты за освещение мест общего пользования, истребованию 1200 рублей за подключение квартиры к электросети, по встречному исковому заявлению ОАО «Омская энергосбытовая компания» к Квитко Н.Г. о взыскании задолженности по оплате мест общего пользования,
Установил:
Квитко Н. Г. обратилась в суд с иском к ОАО «Омская энергосбытовая компания» о признании незаконными действий по отключению квартиры от электроэнергии, истребованию оплаты за освещение мест общего пользования, истребованию 1200 рублей за подключение квартиры к электросети. В обоснование иска указано, что она является собственником <адрес> в <адрес>. 26.10.2010г. сотрудниками ОАО «Омскэнергосбыт» без надлежащего уведомления было произведено несанкционированное отключение электроэнергии в <адрес> в <адрес>. Мотивом данного отключения послужила задолженность, которая, по мнению ОАО «Омскэнергосбыт», по состоянию на октябрь 2010г. составила 2064,95 рублей. С задолженностью в указанном размере она не согласна, поскольку в доме установлены два счетчика учета электроэнергии: общедомовой трехфазный №071226 т/т 200/5 кф.40, фиксирующий потребление электроэнергии всем домом, и счетчик коммунальный №, фиксирующий потребление электроэнергии всеми квартирами в доме. С января 2008г. ей стали приходить не обоснованно высокие счета на оплату электроэнергии за места общего пользования. Сотрудниками ОАО «Омскэнергосбыт» никогда не снимались показания с общедомового счетчика, а счета выставлялись «прогнозно», из расчета того, что потребила квартира. Сведения за потребление электроэнергии в квартире умножались на непонятные для нее коэффициенты и получалась цифра, которая являлась каждому жильцу к оплате. С подобными начислениями на не согласна, находит их незаконными, так как люди обязаны оплачивать то, что фактически потребили. С ноября 2008г. управляющая компания - ЗАО «Сибирский коммунальник» - самостоятельно ежемесячно начинает снимать показания общедомового и коммунального счетчиков в присутствии старшего по дому, а также жильцов, которые желают принять участие в фиксации данных показаний. В связи с тем, что ей к оплате предъявили необоснованно завышенные счета, то, по мнению ОАО «Омскэнергосбыт» у нее образовалась задолженность в размере 2064,95 рублей, и в результате чего ее квартира была отключена от подачи электроэнергии. Считает, что указанное действие противоречит законодательству, так как не подтверждена сумма самой задолженности квартиры перед ОАО «Омскэнергосбыт». Просит признать действия ОАО «Омскэнергосбыт» по отключению <адрес> в <адрес> от электроэнергии незаконными и обязать подключить квартиру, признать сумму в размере 1200 рулей за подключение квартиры к электросети незаконной и необоснованной, признать выставленную задолженность за оплату мест общего пользования в размере 2064,95 рублей незаконной.
ОАО «Омскэнергосбыт» обратилось в суд с исковыми требованиями к Квитко Н. Г. о взыскании задолженности за отпущенную электрическую энергию. В обоснование иска указано, что за период с 01.08.2008г. по 30.09.2010г. у Квитко Н. Г. образовалась задолженность за электроснабжение мест общего пользования в размере 2154,76 рублей. Оплата за поданную электрическую энергию производилась частично. В настоящее время долг абонента не погашен. В доме, где проживает Квитко Н. Г., расход электроэнергии в местах общего пользования определяется, исходя из показаний общедомового прибора учета, и рассчитывается пропорционально внутриквартирного потребления. Просит взыскать с Квитко Н. Г. в свою пользу указанную сумму задолженности.
В судебном заседании истец Квитко Н. Г. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить. Встречные исковые требования не признала.
Представитель истца Жилинский А. Н. /по устному ходатайству/ исковые требования Квитко Н. Г. поддержал по аналогичным основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель ОАО «Омская Энергосбытовая компания» Шапаровская С. В. /в соответствии с полномочиями доверенности/ исковые требования не признала, представив письменный отзыв /л.д. 27-29/. Свои исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Судом установлено, не оспаривалось сторонами, что согласно акту осмотра общедомового прибора учета от 03.12.2010г., установлено, что <адрес> в <адрес> 9 этажный, одноподъездный, газифицирован, установлены два общедомовых прибора учета. Данным актом также установлено, что электросчетчики соединены параллельно /л.д.53/.
С 01.03.2005г. введен в действие Жилищный Кодекс РФ.
Согласно п.8,10,11 ч.1 ст.4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу управления многоквартирными домами, предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу положений ст.153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с ч.2,4 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
-плату за коммунальные услуги, включающую в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок определения размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 /далее - Правила/.
Так, согласно ч.2 п.7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
По правилам п.23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам, согласно которому размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле:
V
D
P = ----------- x V x T, (9)
kу3.i V + V i.p kу
n.p n.n
где:
V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды,
D горячей воды, газа или электрической энергии), фактически
потребленный за расчетный период, определенный по показанию
коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном
доме или в жилом доме (куб. м, кВт. х час);
V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной
n.p воды, горячей воды, газа или электрической энергии),
потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных
приборами учета (за исключением помещений общего
пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а
в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами
учета (куб. м, кВт. х час);
V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной
n.n воды, горячей воды, газа или электрической энергии),
потребленный за расчетный период в помещениях, не
оборудованных приборами учета, определенный исходя из
нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3
(куб. м, кВт. х час);
V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды,
i.p горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный
за расчетный период в i-том помещении, оборудованном
прибором учета (за исключением помещений общего
пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а
в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами
учета (куб. м, кВт. х час);
T - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный
kу в соответствии с законодательством Российской Федерации (для
холодного водоснабжения, горячего водоснабжения,
газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для
электроснабжения - руб./ кВт. х час);
Верховным Судом РФ вышеприведенная формула была проверена на соответствие действующему законодательству и Решением Верховного Суда РФ от 12 декабря 2006 г. № ГКПИ06-1228, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. № КАС07-128, пункт 3 приложения 2 к настоящим Правилам, в части определения размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, по формуле (9), признан не противоречащим действующему законодательству.
При этом Верховный суд РФ также подчеркнул, что формула (9) учитывает также требования статьей 30 и 39 Жилищного кодекса РФ, предусматривающего несение собственником жилого помещения бремени содержания общего имущества.
Показания общедомового прибора учета электроэнергии регистрируются ОАО «Омская энергосбытовая компания» в конце каждого месяца, при этом учитывается расход каждой системой, которая подключена на внутреннем учете, по мощности или по прибору учета.
Для расчета общего квартирного расхода электроэнергии за месяц принимаются фактические расходы электроэнергии в квартирах по показаниям счетчиков, указанным потребителями в квитанциях либо переданным по телефонам «горячей линии», если их нет - принимается расход, равный фактическому расходу (усредненный) предыдущего месяца.
После снятия контрольных показаний квартирных счетчиков во всем доме персоналом ОАО «Омская энергосбытовая компания» (не реже 1 раз в 6 месяцев) для квартир, определяется фактический расход электроэнергии. Затем по формуле, утвержденной Правительством РФ, рассчитываются фактический коэффициент распределения электроэнергии МОП по дому и фактический расход электроэнергии МОП, и определяется сумма перерасчета размера платы за электроэнергию МОП для каждой квартиры для всех месяцев расчетного периода.
Таким образом, применение формул, утвержденных Правительством РФ, обеспечивает равные условия расчета расхода электроэнергии МОП и расчета суммы начисления за электроэнергию МОП для всех лицевых счетов дома.
Начисления за места общего пользования корректируются после снятия очередных показаний индивидуальных (квартирных) счетчиков по всему дому.
Указанные обстоятельства подтверждаются вышеупомянутым актом осмотра общедомового прибора учета от 03.12.2010 в жилом доме истца; который не противоречит аналогичному акту от 24.01.2008г. /л.д.31/, справкой о показаниях общедомовых приборов учета электрической энергии /л.д.36/.
Таким образом, в силу того, что жилой дом, в котором проживает истица, оборудован приборами учета, размер платы за коммунальные услуги определяется по формуле (9) с применением показаний счетчиков, указанных потребителями в квитанциях либо переданных по телефонам «горячей линии», если их нет - принимается расход, равный фактическому расходу (усредненный) предыдущего месяца.
Таким образом, требование истца о признании расчета за потребленную электроэнергию в части оплаты за места общего пользования незаконными суд находит необоснованным, ввиду изложенного выше.
Исходя из смысла п.2,3 ч.2, ч.3 ст.161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в число которых входит, в том числе, управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать помимо прочего предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч.2-4 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, а также порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 3 Правил определено, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Иных лиц, которые могут быть исполнителями коммунальных услуг, ни ЖК РФ, ни Правила не указывают.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация не может являться исполнителем коммунальных услуг, поскольку согласно п.3 Правил - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Согласно п.49 Правил исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а также предоставлять потребителям коммунальные услуги в необходимых для него объемах.
Пунктом 7 Правил установлено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Порядок платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлен разделом 7 ЖК РФ.
Так, в соответствии с ч.7 ст.155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В силу ч.2, ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
При этом, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с п.50,52 Правил право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги имеет исполнитель, и только ему в случае невнесения в установленный срок платы за коммунальные услуги потребитель уплачивает пени в размере, установленном ЖК РФ.
Судом установлено, не отрицалось сторонами и подтверждено документально, что истец проживает в <адрес> многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, является собственником данного жилого помещения. Данный дом находится на обслуживании ЗАО «Сибирский коммунальник», с которой у ОАО «Омская энергосбытовая компания» заключен 08.06.2009г. договор на приобретение ресурсов для предоставления коммунальных услуг /л.д.58-59/. Пунктом. 2.2 данного договора установлено право ОАО «Омская энергосбытовая компания» самостоятельно осуществлять сбор средств с потребителей за потребленную электрическую энергию на индивидуальные /бытовые нужды/ и сбор средств за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования. Для этого ресурсоснабжающая организация самостоятельно осуществляет формирование расчетных квитанций на оплату за услугу по электроснабжению. Расчеты за электрическую энергию /мощность/ и услуги по передаче электрической энергии производятся потребителями с ресурсоснабжающей организацией по тарифам, установленным уполномоченным органом. Ресурсоснабжающая организация выставляет потребителям квитанции на оплату объемов электрической энергии, определенных в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст.ст.289,290 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома. Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру.
Аналогичное положение закреплено и в ч. 1,2 ст.36 ЖК РФ, согласно положениям которых собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Таким образом, из содержания приведенных положений законодательства следует, что находящиеся в многоквартирном доме технические помещения, в которых имеются инженерные коммуникации, а также иное оборудование, предназначенные исключительно для обслуживания помещений собственников жилья, принадлежат последним на праве общей долевой собственности и не могут быть переданы отдельно от права собственности на квартиру, они не предназначены для самостоятельного использования.
Согласно «Разъяснения по вопросу оплаты электроэнергии, потребеленной на освещение мест общего пользования и эксплуатацию лифтового оборудования» Департамента городской экономической политики Администрации г. Омска, следует, что в силу требований ст.154 ЖК РФ оплата за освещение мест общего пользования /подъездов, лестниц, коридоров, подвалов, чердаков/ и силовую электроэнергию лифтов выделена из платы за содержание и ремонт жилого помещения, и с 01.01.2008г. эти платежи отражаются отдельной строкой - «технические нужды». Расчет платы за электроэнергию, потребленную в помещениях общего пользования, производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» следующим образом:
- при наличии общедомового электросчетчика как разность между общедомовым расходом электроэнергии и расходом электроэнергии, потребленной жильцами всех квартир;
- при отсутствии общедомового прибора учета расчет потребления электроэнергии производится по действующим нормативам потребления электроэнергии, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 13.12.2007г. №190/57.
Таким образом, применительно к приведенным положениям законодательства, суд находит требование ОАО «Омская энергосбытовая компания» о взыскании задолженности за отпущенную электрическую энергию в представленном размере - 2154,76 рублей - законными и обоснованными.
Вместе с тем, суд находит также подлежащими удовлетворению исковые требования Квитко Н. Г. в части признания действий ОАО «Омскэнергосбыт» по отключению <адрес> в <адрес> от электроэнергии незаконными, возложении обязанности подключить квартиру, признании суммы в размере 1200 рулей за подключение квартиры к электросети незаконной и необоснованной.
Удовлетворяя исковые требования в данной части, суд исходит из следующего.
Согласно п.78 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530, приостановление подачи электрической энергии в рамках оказания коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. п.80,81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в том числе в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения. Если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте "а" пункта 80 настоящих Правил, в следующем порядке:
а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу;
б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;
в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
Положения аналогичного содержания закреплены и в вышеуказанном договоре приобретения ресурсов для предоставления коммунальных услуг от 08.06.2009г.
Судом установлено, что ОАО «Омская энергосбытовая компания» допущено нарушение порядка приостановления предоставления коммунальной услуги - электроснабжения - истцу.
Из имеющегося в материалах дела уведомления, датированного ДД.ММ.ГГГГ, видно, что оно не было вручено Квитко Н. Г. под расписку или направлено заказным письмом. Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, данное предупреждение было оставлено истцу в двери. Таким образом, данный способ извещения не может быть признан надлежащим извещением потребителя о возможном приостановлении /ограничении/ предоставления коммунальной услуги. Квитко Н. Г. отрицала факт получения данного уведомления.
Таким образом, приостановление предоставления коммунальной услуги произведено ответчиком без соблюдения сроков применения данной меры.
В соответствии с ч.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу положений ч.1 ст.540 ГК РФ в случае когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно Устава ОАО «Омская энергосбытовая компания», одним из видов деятельности последнего является реализация /продажа/ электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии /мощности/ потребителям /в том числе гражданам/.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям, по договору энергоснабжения ОАО «Омская энергосбытовая компания» обязуется подавать абоненту Квитко Н. Г. через присоединенную сеть энергию, а Квитко Н. Г. обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Наличие задолженности Квитко Н. Г. по оплате отпущенной электроэнергии в ее квартиру представителем ОАО «Омская энергосбытовая компания» суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд отмечает, что наличие у ответчика задолженности по оплате за электроэнергию, отпускаемую для освещения мест общего пользования, не может являться основанием для приостановления подачи электроэнергии в квартиру абонента.
Удовлетворение данного искового требования Квитко Н. Г. является основанием для удовлетворения производного требования о признании незаконным требования об оплате суммы за подключение квартиры к электросети.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Квитко Н.Г. удовлетворить частично.
Признать действия Открытого акционерного общества «Омская энергосбытовая компания» по отключению <адрес> в <адрес> от электроэнергии незаконными.
Обязать Открытое акционерное общество «Омская энергосбытовая компания» подключить <адрес> в <адрес> к электросети.
Признать требование Открытого акционерного общества «Омская энергосбытовая компания» об оплате суммы за подключение квартиры к электросети незаконным.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Омская энергосбытовая компания» в доход бюджета г. Омска государственную пошлину в размере 400 /четыреста/ рублей.
Исковые требования Открытого акционерного общества «Омская энергосбытовая компания» удовлетворить.
Взыскать с Квитко Н.Г. в пользу Открытого акционерного общества «Омская энергосбытовая компания» задолженность за отпущенную электрическую энергию в размере 2154,76 /две тысячи сто пятьдесят четыре рубля 76 коп./ рублей.
Взыскать с Квитко Н.Г. в пользу Открытого акционерного общества «Омская энергосбытовая компания» возврат госпошлины 400 /четыреста/ рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение 10 дней.
Судья Т. В. Бажина