Р Е Ш Е Н И Е 2-6619/2010 г.
Именем Российской Федерации
22.12.2010 года
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе
Председательствующего Левченко Л.Ю.
При секретаре Гончаренко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Дерябиной Л.В. к ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска о признании права на пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
Дерябина Л.В. обратилась в суд с вышеназванным иском.
В обоснование требований истец указала, что 03 августа 2010 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении льготной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
10 августа 2007 г. ответчиком было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью и иной деятельностью в учреждениях здравоохранения в соответствии с под. 11 п. 1 ст. 28 Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
На момент обращения к ответчику стаж медицинской деятельности истца составил 30 лет. Однако ей было отказано в назначении данного вида пенсии, поскольку ответчиком из специального стажа для назначения пенсии были исключены периоды работы:
- в должности медсестры родильного отделения Узловой больницы г.Топки Западно-Сибирской железной дороги с 07.03.1978 г. по 09.09.1979 г.
- в должности акушерки в МУЗ «Женская консультация с центром невынашиваемости беременности» 18.12.2000 г. по 11.12.2002 г.;
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации,
- период работы в Омском диагностическом центре с 25.12.2002 г. по 27.12.2002 г.,
- период работы в должности акушерки в ООО «Центр Современной медицины Доктор САШ» 17.01.2005 г. по 30.11.2007 г.
- период работы в должности акушерки в ЗАО «Многопрофильный центр современной медицины «Евромед» 03.12.2007г, по 31.12.2009 г.
Истец полагает, что действия ответчика по отказу в назначении льготной пенсии незаконны и нарушают ее права.
Истец просила:
- признать право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной деятельностью.
- обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право для назначения пенсии по выслуге лет в связи с лечебной деятельностью оспариваемые периоды.
В судебное заседание истец Дерябина Л.В. не явилась о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена надлежащем образом, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель истца по доверенности Маренко О.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, за исключением требования о включении в стаж периода работы в Омском диагностическом центре с 25.12.2002 года по 27.12.2002 года, поскольку в указанный период истец находилась в отпуске без сохранения заработной платы. Также требования были дополнены требованием о назначении пенсии с момента обращения.
Представитель ответчика Дегтеренко М.П. исковые требования не признал.
Представитель ЗАО «Многопрофильный центр современной медицины «Евромед» поддержала требования истца в полном объеме.
Представители Узловой больницы управления Западно-Сибирской железной дороги, МУЗ «Женская консультация №1», ООО «Центр современной медицины Доктор САШ» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования, подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что решением ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска от 10.08.2010 года Дерябиной Л.В. было отказано в установлении досрочной трудовой пенсии по старости.
В стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости не были включены периоды работы:
- в должности медсестры родильного отделения Узловой больницы г.Топки Западно-Сибирской железной дороги с 07.03.1978 г. по 09.09.1979 г. в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и месяцев,
- в должности акушерки в МУЗ «Женская консультация с центром невынашиваемости беременности» с 18.12.2000 г. по 24.04.2001 года, с 09.06.2001 года по 11.12.2002 г.,
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации 16.01.1992 г. по 29.02.1992 г., 29.01.1997 г. по 13.03.1997 г., 25.04.2001г. по 08.06.2001 г.,
- в должности акушерки в ООО «Центр Современной медицины Доктор САШ» 17.01.2005 г. по 30.11.2007 г.
- в должности акушерки в ЗАО «Многопрофильный центр современной медицины «Евромед» 03.12.2007г, по 31.12.2009 г.
Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан установлен Федеральным законом от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В силу требований статье 7 ФЗ общий возраст выхода на пенсию по возрасту составляет 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно.
Пункт 1 статьи 28 вышеназванного Закона содержит исключение из общего правила и устанавливает правовые основания и условия назначения пенсий отдельным категориям граждан, занятым определенной профессиональной деятельностью, ранее общеустановленного возраста выхода на пенсию, то есть досрочного (льготного) назначения трудовой пенсии по старости.
В соответствии с пп.11 п.1 ст.28 ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
Суд не может согласиться с доводами ответчика об отсутствии основания для включения указанных периодов в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям.
Период работы в Узловой больнице г. Топки Западно-Сибирской железной дороги на должности медсестры родильного отделения с 07.03.1978 г. по 09.09.1979 г. подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона Ш73-ФЗ, периоды заботы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Пунктом 1 постановления № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был подтвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 3 постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
Пунктом 2 Постановления Совета Министров № 464 установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаре один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Согласно п. 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, такое право предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Кроме того, абз. 2 п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 предусмотрено, что Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999г.
Пунктом 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1066 установлено, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцевпри условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
В данном приложении в графе «Наименование структурных подразделений» указано в том числе и родовое (родильное) отделение, а в графе «Наименование должностей» указаны также медицинские сестры и акушерки.
Истицей в подтверждение работы в должности медицинской сестры родильного отделения Узловой больницы г. Топки Западно-Сибирской железной дороги представлены копия трудовой книжки и соответствующего приказа № 34 от 06.03.1978 г. о переводе ее на должность медсестры родильного отделения (л.д. 10).
Штатное расписание Узловой больницы, утвержденное 28.12.1978 года также подтверждает наличие в составе больницы стационара и родильного отделения (л.д.57-81).
Следовательно, Управлением пенсионного Фонда РФ в ЦАО г. Омска было неправомерно отказано во включении в специальный стаж работы в льготном порядке (из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев) периода работы в должности медсестры родильного отделения Узловой больницы г. Топки Западно-Сибирской железной дороги.
По этим же основаниям, подлежит включению в специальный стаж работы в обычном порядке период работы истца в должности акушерки в МУЗ «Женская консультация с центром невынашиваемости беременности» с В подтверждение характера работы и наименования должности и учреждения 18.12.2000 г. по 24.04.2001 года, с 09.06.2001 года по 11.12.2002 г. представлены Свидетельство о государственной регистрации «МУЗ «Родильный дом № 3 (л.д.52),
приказ о переименовании МУЗ «Родильный дом № 3» в МУЗ «Женская консультация с Центром профилактики невынашивания беременности» (л.д.54-59), должностная инструкция (л.д.60-62)
Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 16.01.1992 г. по 29.02.1992 г., с 29.01.1997 г. по 13.03.1997 г., с 25.04.2001 г. по 08.06.2001 г. также подлежат включению в стаж работы в обычном исчислении.
Нахождение на курсах повышения квалификации в указанные периоды подтверждается справкой (л.д.14).
Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1379 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусмотрено включение в специальный стаж для назначения льготной пенсии времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности, а также времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, в соответствии со ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. №548-1 и Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации «О порядке получения квалификационных категорий» от 09.08.2001г. № 314 квалификационная категория действительна в течение пяти лет со дня издания приказа о присвоении соответствующей категории. Из этого следует, что повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы по специальности.
В ходе судебного заседания установлено, что истец до и после прохождения курсов осуществляла лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, получала в указанные периоды заработную плату, что подтверждается вышеуказанной справкой.
Период работы в ЗАО «МЦСМ «Евромед» 17.01.2005 г ода по 30.11.2007 года и ООО «ЦСМ Доктор Саш» с 03.12.2007 года по 31.12.2009 года также подлежат включению в стаж.
Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
В указанном списке в графе «Наименование должностей» имеется должность акушерки, а в графе «Наименование учреждений» указаны больницы всех наименований, поликлиники всех наименований, медико-санитарные части, что позволяет расширительно толковать данный список и дает право на досрочное назначение трудовой пенсии истицу.
Следовательно, вывод ответчика о том, что данным списком не предусмотрены вышеуказанные медицинские учреждения, является неправомерным, не соответствующим действующему законодательству.
Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке (п.5 Правил).
До вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" положения о досрочном назначении трудовой пенсии по старости были предусмотрены пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" №173-ФЗ, который гласила, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, в том числе, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Однако, Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П положение подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ в той мере, в какой оно не позволяет с 1 января 2002 года засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды деятельности, осуществлявшейся в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, признано противоречащим Конституции РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ в Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ были внесены соответствующие изменения, действие которых в части исключения требования осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях распространяется на правоотношения, возникшие с 3 июня 2004 года.
Согласно действующей редакции подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. (в редакции от 27.12.2009 г.) №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Полная занятость в указанные периоды работы подтверждается представленными штатными расписаниями (л.д.102-109, 111-112), приказами о приеме на работу и трудовым договором, в которых указано рабочее время, размер заработной платы, соответствующий окладу штатной единицы, табели учета рабочего времени (л.д.113-147).
Стаж работы истца, согласно заседанию комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав составил 24 года 11 месяцев 26 дней (л.д.8). С учетом включенных периодов, стаж составляет 32 года 11 месяцев 1 день, что является достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Истец обратилась за назначением пенсии 03.08.2010 года, с указанного времени у нее возникло право для назначения последней.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Дерябиной Л.В. удовлетворить частично.
Включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы:
- в должности медсестры родильного отделения Узловой больницы г.Топки Западно-Сибирской железной дороги с 07.03.1978 г. по 09.09.1979 г. в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и месяцев,
- в должности акушерки в МУЗ «Женская консультация с центром невынашиваемости беременности» с 18.12.2000 г. по 24.04.2001 года, с 09.06.2001 года по 11.12.2002 г.,
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации 16.01.1992 г. по 29.02.1992 г., 29.01.1997 г. по 13.03.1997 г., 25.04.2001г. по 08.06.2001 г.,
- в должности акушерки в ООО «Центр Современной медицины Доктор САШ» 17.01.2005 г. по 30.11.2007 г.
- в должности акушерки в ЗАО «Многопрофильный центр современной медицины «Евромед» 03.12.2007г, по 31.12.2009 г.
Обязать ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска назначить Дерябиной Л.В. пенсию с 03.08.2010 года.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.
Судья: