2-6790/2010 по заявлению Зак М.И., Зака А.А. решение от 17.12.2010 с. Усова Е.И.



Дело № 6790/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 декабря 2010 г.

Куйбышевский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Усовой Е.И.,

при секретаре Смысловой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске дело по иску Зак М.И., Зака А.А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в ЦАО г. Омска о восстановлении выплаты пенсии по старости на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Зак А.А., Зак М.И. обратились в Куйбышевский районный суд г. Омска с исковыми заявлениями к ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска о восстановлении выплаты пенсии по старости на территории РФ, указав, что до 08.09.1990 проживали в г. Омске по адресу: <адрес>.

Зак А.А. с апреля 1987 г., а Зак М.И. с мая 1989 г. стали получать пенсию по инвалидности, как инвалиды 2-ой группы.

08.09.1990 истцы выехали на постоянное место жительства в государство Израиль. В настоящее время являются гражданами Израиля. Российского гражданства, двойного гражданства, в том числе Российского, не имеют. Временного разрешения на проживание, вида на жительство или постоянной регистрации на территории РФ у них нет.

В связи с выездом и на основании ст. 180 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972, с последующими изменениями и дополнениями, действовавшим на тот период времени, выплата пенсии истцам была приостановлена.

Постановлением Правительства РФ от 08.07.2002 № 510 введено в действие "Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ".

В соответствии с п. 2, действие настоящего Положения распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, выезжающих (выехавших) на постоянное жительство за пределы РФ, которым назначена трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) и (или) пенсия по государственному пенсионному обеспечению (кроме социальной пенсии) в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п. 23 гражданам, указанным в п. 2 Положения, пенсия может выплачиваться на территории РФ независимо от даты их выезда из РФ, переезда из одного государства в другое и места жительства.

В соответствии с абз. 3 п. 15 Положения, если выезд состоялся до 01.07.1993 или после этой даты, но не с территории РФ, выплата пенсии производится не ранее, чем с 15.06.1998.

О появлении права на восстановление (возобновление) пенсии истцы узнали от адвоката Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов Зарбеева Р.А., сразу же после чего обратились с заявлением в ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска с просьбой о возобновлении (восстановлении) выплаты им пенсии на территории РФ.

ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в ЦАО г. Омска, рассмотрев заявления о восстановлении выплаты трудовой пенсии по старости, отказало в удовлетворении требований Зака А.А. и Зак М.И.

Свой отказ Управление мотивировало тем, что оснований для восстановления выплаты пенсии не имеется, так как до выезда в Израиль пенсия по закону РФ истцам не назначалась. Кроме того, как следует из ответов, восстановление (возобновление) выплаты им пенсий возможно только в том случае, если они являются гражданами России.

Считают, что приведенное основание является надуманным. Отказ Управления в удовлетворении требований о восстановлении (возобновлении) выплаты пенсии противоречит ФЗ РФ от 06.03.2001 № 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ" и Постановлению Правительства РФ от 08.07.2002 № 510, которым оно ввело в действие "Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ".

Также указали, что в соответствии с принятым постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.1998 № 18-П "По делу о проверке конституционности положений статей 2, 5 и 6 Закона РФ от 02.07.1993 "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ", статьи Закона от 02.07.1993 признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой ими допускается лишение пенсионеров права на получение назначенных трудовых пенсий, если они выехали на постоянное жительство заграницу до 01.07.1993 либо после этой даты, но не проживали непосредственно перед выездом на территории РФ.

Полагают, что в силу правовой природы пенсий, имеющих характер трудовых, право гражданина на получение полагающейся ему пенсии не может связываться с таким условием, как его постоянное проживание в РФ.

Кроме того, согласно п. 1 постановления Верховного Совета РФ от 11.02.1993 № 4461-1 "О выплате пенсий, назначенных по нормам ранее действовавшего законодательства СССР, гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу", пенсионный Фонд РФ осуществляет за счет средств фонда выплату пенсий, назначенных по нормам ранее действовавшего законодательства СССР, гражданам, получавшим эти пенсии на территории РФ и выехавшим на постоянное место жительства за границу.

Считают, что вывод ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска о том, что нормы ФЗ от 06.03.2001 № 21-ФЗ, не могут распространяться на заявителей, поскольку им не назначались пенсии в соответствии с законодательством РФ, является необоснованным.

Приостановление или прекращение выплаты гражданину пенсии в соответствии с практикой Европейского Суда по правам человека, является нарушением требований Статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции, согласно которой каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Также, указали, что в настоящее время пенсионеры, проживающие на территории РФ и получающие пенсию по старости, которая была им назначена по закону СССР, получают ее с учетом индексации.

Поскольку вины истцов в приостановлении выплаты им пенсий нет, а также учитывая, что их имущество - денежные средства, которые должны были выплачивать в виде пенсии, значительно утратило свою покупательную способность, считают, что у них имеется право, в соответствии со ст. 15 ГК РФ, на полное возмещение убытков, которые будут компенсированы выплатой истцам пенсии за весь взыскиваемый период по нормам, установленным на день вынесения решения суда, рассчитанным с учетом регулярной индексации пенсионных выплат.

На основании изложенного просили суд обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в ЦАО г. Омска восстановить (возобновить) выплату Заку А.А., Зак М.И. пенсии с 15.06.1998 и обязать произвести им расчет пенсии за весь взыскиваемый период с 15.06.1998 по настоящее время и выплатить ее по нормам, установленным на день вынесения решения суда, рассчитанным с учетом регулярной индексации пенсионных выплат, методика которых устанавливается Правительством РФ.

Определением суда от 12.10.2010 гражданские дела по искам Зака А.А., Зак М.И. объединены в одно производство.

В судебное заседание истцы Зак А.А., Зак М.И., их представитель адвокат Зарбеев Р.А. не явились, истцы в заявлениях просили рассмотреть дело в отсутствие истцом и их представителя.

Представители ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в ЦАО г. Омска по доверенностям Курченко О.С., Дегтеренко М.П. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.

Дегтеренко М.П., поддержал доводы, изложенные ответчиком в отзыве. Пояснил суду, что в советский период право граждан на материальное обеспечение в старости, при потере трудоспособности и в случае болезни регулировалось Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях».

Вопрос выплаты пенсий при выезде за рубеж решался в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» в зависимости от того, в страну с каким общественно-политическим строем выехал пенсионер.

Пенсионерам, выехавшим за границу на постоянное жительство в капиталистические страны, выплата пенсии приостанавливалась на все время пребывания за границей, а перед отъездом из СССР пенсия таким лицам выплачивалась за 6 месяцев вперед в советской валюте. Тем самым выплата пенсии за границу, в частности в Израиль, США, ФРГ, не осуществлялась.

По пенсионным делам лиц, выехавших на жительство за рубеж до введения в действие Закона от 20.11.1990 № 340-1, никаких процессуальных действий не произведилось, поскольку они были закрыты на основании действовавшего в соответствующий период правового регулирования.

С прекращением существования Союза ССР, в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 «О создании СНГ», с 01.01.1992 был введен в действие в полном объеме Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ст. 4 указанного закона право на пенсии в соответствии с ФЗ № 340-1 наравне с гражданами РФ имели иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ. При вступлении в силу указанного закона всем гражданам, постоянно проживающим к этому времени на территории России, производился перерасчет пенсий, назначенных по нормам ранее действующего законодательства СССР. Пенсии, получаемые гражданами на 01.01.1992, были приведены в соответствие пенсионному законодательству Российской Федерации.

В период с декабря 1991 года по июль 1993 года вопрос о порядке и условиях перевода пенсий за границу оставался не урегулированным законодательством РФ. Производимая по законодательству СССР выплата пенсий за границу была прекращена, пенсионные дела закрыты и сняты с учета.

Таким образом, выплата пенсии, назначенной Заку А.А и Зак М.И. по нормам Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» была прекращена на законных основаниях и в соответствии с действовавшим во время их выезда законодательством.

Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» не имел специального регулирования порядка пенсионного обеспечения граждан, выехавших на постоянное жительство за границу.

Учитывая актуальность, социальную и политическую значимость данной проблемы, Верховный Совет РФ в качестве временной меры принял Постановление от 11.02.1993 № 4461-1 «О выплате пенсий, назначенных выехавшим на постоянное место жительства за границу».

Постановление от 11.02.1993 № 4461-1 является подзаконным актом, его нормы носят разрешительный, а не обязывающий характер, и нормы указанного постановления не определяют порядок выплаты пенсии.

Все виды пенсий в РФ назначаются и выплачиваются в соответствии с законодательством РФ.

Кроме того, в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» со дня вступления в силу указанного Федерального закона, принятые до его вступления в силу и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения применяются в части, не противоречащей этому Федеральному закону.

Частью 2 ст. 39 Конституции России закреплено правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Наличие в РФ Федеральных законов от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», от 06.03.2001 № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за переделы РФ» - является необходимой гарантией реализации конституционного права на пенсионное обеспечение.

Закрепленные в указанных законах гарантии социального обеспечения соответствуют Всеобщей Декларации прав человека (ст. 22 ист. 25) Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966.

В Российской Федерации вопрос пенсионного обеспечения граждан, выезжающих за границу, впервые был урегулирован после принятия 2 июля 1993 года Закона РФ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ».

На основании ст. 3 данного закона постановлением Правительства РФ от 19.08.1994 № 981 было утверждено Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ. Действие данного Положения распространялось на граждан, которым были назначены пенсии в соответствии с законодательством РФ, в случае их выезда на постоянное жительство за пределы РФ после 01.07.1993, т.е. Закон и Положение предусматривали только выплату назначенных в РФ пенсий.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.1998 № 18-П были признаны не соответствующими Конституции РФ ст. 2,5 и 6 Закона РФ от 02.07.1993 № 5318-1 в той части, в какой ими допускались ограничения прав граждан на получение пенсии, назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, и выехавшим на постоянное жительство за границу до 01.07.1993 либо после этой даты, но не с территории РФ.

Следует отметить, что в Постановлении Конституционного суда РФ № 18-П речь идет о гражданах РФ, выехавших на постоянное жительство за пределы РФ и сохранивших Российское гражданство.

Соответственно дате вступления в силу указанного Постановления Конституционного Суда РФ гражданам, приобретшим право на выплату пенсии за границу впервые полагающаяся им пенсия выплачивалась в соответствии с пунктом 1 ст. 123 Закона от 20.11.1990 не более чем за 3 года перед обращением за получением сумм назначенных пенсий", но не ранее чем с 15.06.1998.

12.03.2001 вступил в действие Федеральный закон от 06.03.2001 № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ», в котором было учтено Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.1998 № 18-П.

На основании ст. 5 Федерального закона № 21-ФЗ от 06.03.2001, действие указанного закона распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью назначены в соответствии с законодательством РФ, независимо от даты их выезда за пределы РФ, переезда из одного государства в другое и места жительства.

При этом если выезд состоялся до 01.07.1993 или после этой даты, но не с территории РФ, выплата государственных пенсий производится не ранее чем с 15.06.1998.

Правовые основания назначения и выплаты трудовых пенсий в Российской Федерации определяются федеральными законами от 17.12.2001 № 173-ФЗ и от 06.03.2001 № 21-ФЗ, а также рядом иных нормативных правовых актов.

Часть третья статьи 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, носят гарантийный характер и не затрагивают права иностранных граждан, проживающих за пределами Российской Федерации.

Статьей 5 Федерального закона от 06.03.2001 № 21-ФЗ закреплены гарантии сохранения права граждан Российской Федерации, иностранных граждан на получение государственных пенсий, назначенных в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от даты их выезда за пределы Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства, а потому они не могут рассматриваться как нарушающие права и свободы этих лиц.

Действующим правовым регулированием выплата гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу, пенсий, назначенных им по нормам законодательства СССР (кроме случаев, указанных в Постановлении от 11.02.1993 № 4461-1), не предусмотрена.

Предоставление иностранным гражданам, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации, права получать пенсии, выплата которых была приостановлена согласно ранее действовавшему пенсионному законодательству СССР, является прерогативой федерального законодателя.

Таким образом, КС РФ подтвердил отсутствие правовых оснований для восстановления выплаты советских пенсий лицам, проживающим за рубежом.

При этом КС РФ отметил, что это не исключает возможность закрепления порядка их пенсионного обеспечения в соответствующем международном договоре между Российской Федерацией и государством, на территории которого постоянно проживают указанные лица.

Кроме того, порядок прекращения и восстановления выплаты трудовой пенсии регулируется ст. 22 Закона от 17.12.2001, при этом указанная статья Закона содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых выплата пенсии прекращается и восстанавливается.

Таким образом, выплата пенсии гражданам государства Израиль Зак М.И. и Заку А.А. не может быть восстановлена, т.к. выплата была прекращена в 1990 году, т.е. до отъезда на постоянное место жительства в Израиль пенсия по законодательству РФ не назначалась и не выплачивалась, Зак М.И. и Зак А.А. не являются гражданами России и не имеют подтвержденного регистрацией места жительства в Российской Федерации.

Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Курченко О.С. суду пояснил, что выплата пенсии гражданам государства Израиль Зак.М.И. и Заку А.А. не может быть восстановлена, т.к. выплата была прекращена в 1990 году, т.е. до отъезда на постоянное место жительства в Израиль, пенсия по законодательству РФ не назначалась и не выплачивалась, Зак М.И. и Зак А.А. не являются гражданами России и не имеют подтвержденного регистрацией места жительства в Российской Федерации.

Также указал, что действующим пенсионным законодательством РФ не предусмотрен механизм «осовременивания» размеров пенсий, назначенных по законодательству СССР. Согласно статье 29 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2002, перерасчет размеров трудовых пенсий в соответствии с нормами этого Закона осуществлялся только в отношении пенсий, установленных по нормам Закона от 20.11.1990 № 340-1. Тем самым произвести расчет «восстанавливаемых» пенсий Заку А.А. и Зак М.И., основанный на нормах действующего российского пенсионного законодательства, правовых оснований не имеется, такой механизм не предусмотрен.

Просил отказать в удовлетворении требований.

Выслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что истец Зак А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Зак М.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. до 08.09.1990 постоянно проживали в г.Омске по адресу: <адрес>.

Согласно имеющегося в материалах пенсионного дела Зака А.А. заявления истца о назначении пенсии по инвалидности от 20.04.1987, Решения руководителя комиссии по назначению пенсии от 29.04.1987, выписки из акта освидетельствования во ВТЭК серия ВТЭ-259 10867 от 17.04.1987, пенсионного удостоверения Зака А.А. № 061621, выданного 01.06.1987, Заку А.А. была назначена пенсия по инвалидности как инвалиду 2-ой группы, начиная с 16.04.1987.

Согласно имеющегося в материалах пенсионного дела Зак М.И. заявления истца о назначении пенсии по инвалидности от 31.05.1989, Решения руководителя комиссии по назначению пенсии от 09.06.1989, выписки из акта освидетельствования во ВТЭК серия ВТЭ-5 №011496 от 22.05.1989, пенсионного удостоверения Зак М.И. № 065772, выданного 21.06.1989, истцу Зак М.И. была назначена пенсия по инвалидности как инвалиду 2-ой группы, начиная с 15.05.1989.

08.09.1990 Зак А.А., Зак М.И. выехали на постоянное место жительства в государство Израиль, в настоящее время являются гражданами Израиля.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются представленными истцами копиями свидетельства, подтверждающего факт нахождения в живых (т.2 л.д. 17,18, т. 1 л.д. 52,53), справки консульского отдела Посольства России в Государстве Израиль (т.2 л.д. 19, т. 1 л.д. 58).

На момент выезда Зака А.А., Зак М.И. на постоянное место жительства в Израиль 08.09.1990 они являлись гражданами РСФСР. В связи с выездом за границу выплата пенсии истцам. была прекращена.

25.10.2004 Зак А.А., Зак М.И. обратились к ответчику ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска с заявлениями о восстановлении выплаты назначенной им трудовой пенсии по старости с 15.06.1998 и ее дальнейшей выплаты в период их постоянного проживания в государстве Израиль на территории Российской Федерации (т. 2 л.д. 26, т.1 л.д. 46).

Согласно ответа ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска № 6271 от 28.062005, истцу Заку А.А. и истцу Зак М.И. в восстановлении выплаты трудовой пенсии было отказано, а также указано, что согласно представленным документам, выезд истцов за границу состоялся 08.09.1990, то есть до даты вступления в действие закона РФ "О государственных пенсиях в РФ", в связи с чем, право на восстановление пенсии отсутствует. В связи с вступлением в действие с 01.01.2002 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ" и № 166 - ФЗ от 15.12.2001 "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", Зак А.А., Зак М.И. приобрели право на новое назначение пенсии, как граждане РФ, постоянно проживающие за пределами РФ (т.2 л.д. 20-22, т. 1 л.д. 54).

19 июля 2006 г. Куйбышевским районным судом г. Омска было рассмотрено исковое заявление Зак М.И. к ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЦАО г. Омска о восстановлении выплаты пенсии на территории Российской Федерации. Исковые требования Зак М.И. были удовлетворены полностью. Куйбышевский районный суд г. Омска обязал возобновить Зак М.И. выплату трудовой пенсии по старости с 15 июня 1998 года (дело № 2-1141/06).

19 июля 2006 года Куйбышевским районным судом г. Омска было рассмотрено исковое заявление Зака А.А. к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЦАО г. Омска о восстановлении выплаты пенсии на территории Российской Федерации. Исковые требования Зака А.А. были удовлетворены полностью. Куйбышевский районный суд г. Омска обязал возобновить Заку А.А. выплату трудовой пенсии по старости с 15 июня 1998 года (дело № 2-1142/06).

27 сентября 2006 года Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации по ЦАО г. Омска на решения Куйбышевского районного суда г. Омска от 19 июля 2006 г. и определила решения оставить без изменения, поданные кассационные жалобы без удовлетворения.

12 февраля 2007 г. ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по ЦАО г. Омска обратилось в Президиум Омского областного суда с надзорной жалобой.

14 августа 2007 г. надзорная жалоба была рассмотрена по существу.

Постановлением Президиума Омского областного суда были отменены решения Куйбышевского районного суда г. Омска от 19 июля 2006 г. и определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 27 сентября 2006 г., указано, что по нормам действующего законодательства гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы РФ и не имеющим в настоящее время гражданства РФ, а соответственно правовой связи с Российской Федерацией, пенсия по законодательству РФ также не предусмотрена. Приняты новые решения - направить дела на новое рассмотрение в Куйбышевский районный суд г. Омска.

16 октября 2007 г. Куйбышевским районным судом г. Омска было рассмотрено гражданское дело Зак М.И. и гражданское дело Зака А.А. к ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по ЦАО г. Омска о восстановлении выплаты пенсии на территории Российской Федерации. В удовлетворении исковых требований Зак М.И. и Заку А.А. отказано.

05 марта 2008 года Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда рассмотрела в судебном заседании кассационные жалобы Зак М.И. и Зака А.А. на решения Куйбышевского районного суда г. Омска от 16 октября 2007 г. и определила решения оставить без изменения, а поданные кассационные жалобы - без удовлетворения.

Полагая, что Постановление Президиума Омского областного суда от 14 августа 2007 года нарушило право Зак М.И. и Зака А.А. на справедливое судебное рассмотрение их дел и право на уважение своей собственности, защищаемые Конвенцией, он обратились с жалобой в Европейский суд по правам человека.

09 июля 2009 г. Европейский суд по правам человека вынес решение о том, что отмена вступивших в силу решений Куйбышевского районного суда г. Омска от 19 июля 2006 г. и Определений судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 27 сентября 2006 г. Постановлениями Президиума Омского областного суда от 14 августа 2007 г. является нарушением положений статьи 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» и статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции.

Российская Федерация обжаловала решение Европейского суда по правам человека от 09 июля 2009 г., подав заявление с просьбой передать рассмотрение жалоб в Большую Палату Европейского суда по правам человека.

28 июня 2010 года Европейский суд по правам человека отказал в передаче дела на рассмотрение Большой Палаты.

В соответствии со ст. 44 § 2 Европейской Конвенции решение Европейского суда по правам человека от 09 июля 2009 г. вступило в законную силу 28 июня 2010 года.

Правовой основой организации и деятельности Европейского суда по правам человека является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.50 и последующие протоколы к ней.

В настоящее время эти международно-правовые документы обязательны для Российской Федерации.

В Федеральном законе от 30.03.98 "О ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод" содержится заявление о признании обязательными для Российской Федерации как юрисдикции Европейского суда по правам человека, так и решений этого суда, а также заявлений о праве российских граждан на обращение в названный суд за защитой своих нарушенных прав в течение шести месяцев после того, как исчерпаны внутригосударственные средства защиты этих прав.

В результате присоединения к юрисдикции Европейского суда российские механизмы судебного контроля за соблюдением имущественных прав участников экономического оборота в Российской Федерации получили поддержку в виде международного судебного контроля.

Согласно Постановлению Европейского суда по правам человека от 9 июля 2009 г., вынесенного I Секцией, Заявители - 20 пенсионеров (в том числе Зак А.А., Зак М.И.), эмигрировавших в Израиль из СССР в 80-90-е годы прошлого века, - жаловались на отмену в порядке надзора вступивших в законную силу судебных решений, обязавших Пенсионный фонд РФ восстановить заявителям выплату пенсий по старости.

Европейский суд пришел к выводу, что вступившие в законную силу решения первой и второй инстанции создали имущество в значении т. 1 Протокола № 1 к Конвенции.

Отмена этих решений в нарушение правовой определенности подорвала уверенность заявителей в обязательной силе судебного решения и лишила их возможности получения присужденных выплат, которые они обоснованно рассчитывали получить.

Европейский Суд единогласно постановил, что в данном деле российские власти нарушили требования пункта 1 статьи 6 Конвенции в сочетании с требованиями статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции, и обязал государство-ответчика выплатить всем заявителям 102 828 евро в качестве компенсации материального ущерба, а также каждому заявителю по 3 000 евро в качестве компенсации морального вреда.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, изложенными, в том числе, в определении от 30.08.2010, ссылки судов при рассмотрении исков о возобновлении выплаты пенсии на положения Закона СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», которыми предусмотрено право получения пенсии иностранными гражданами, проживающими на территории СССР, произведена в отрыве от анализа норм ранее и ныне действующего законодательства, регулирующего как вопросы пенсионного обеспечения, так и вопросы применения законодательства в переходные периоды.

В соответствии с Декларацией «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятой 12 июня 1990 года, Россия является суверенным государством с верховенством Конституции России и Законов России на всей территории Республики; законы Союза ССР применяются в той мере, в какой они не противоречат законам Республики.

Закон СССР «О государственных пенсиях» действовал до введения в действие Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ».

Анализ пенсионного законодательства, действовавшего в СССР и РСФСР, свидетельствует о том, что право на получение пенсии по Закону СССР «О государственных пенсиях» обусловлено наличием тех же обстоятельств, с наступлением которых Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» связывает наличие права на получение пенсии, и в новом подтверждении не нуждается.

Закон Российской Федерации от 2 июля 1993 года № 5318-1 «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации», впервые предусмотревший право па выплату пенсии лицам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим па постоянное место жительство за пределы Российской Федерации».

Согласно статье 5 закона, его действие распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от даты их выезда за пределы Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства. При этом если выезд состоялся до 1 июля 1993 года или после этой даты, но не с территории Российской Федерации выплата государственных пенсий производится не ранее чем с 15 нюня 1998 г.

В ином случае, лишение гражданина права на получение пенсии по старости, которую он заслужил предшествующим трудом, службой, выполнением определенных значимых для общества обязанностей, является прямым нарушением Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статьи 39 Конституции РФ).

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июня 1998 года № 18-П «По делу о проверке конституционности положений статей 2, 5, 6 Закона РФ от 2 июля 1993 года «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» указанные статьи Закона от 2 июля 1993 г. признаны несоответствующими Конституции РФ в той мере, в какой ими допускается лишение пенсионеров права на получение назначенных им трудовых пенсий, если они выехали на постоянное жительство за границу до 1 июля 1993 г., либо после этой даты, но не проживали непосредственно перед выездом на территории Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии со статьей 1 Протокола от 20 марта 1952 г. к Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», ратифицированных Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней», каждое физическое лицо и юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

В связи с изложенным Верховный Суд РФ пришел к выводу, что несохранение за гражданином права на получение пенсии, назначенной по нормам законодательства СССР, является нарушением норм материального права.

В соответствии с копией трудовой книжки Зака А.А. 1931 г.р., истец начал трудовую деятельность с 1946 г., с 1948 по 1952 учился в училище, с 1953 продолжил трудовую деятельность непрерывно вплоть до увольнения в связи переводом на инвалидность в 1987 г. Таким образом, общий трудовой стаж истца составляет более 30 лет.

Истица Зак М.И. 1935 г.р. начала трудовую деятельность с 1958 г., непрерывно проработала до 1989 г., уволена в связи с уходом на пенсию по инвалидности, отдав трудовой деятельности более 30 лет.

Назначенные истцам пенсии заработаны, заслужены предшествующим трудом, выполнением значимых для общества обязанностей.

В свою очередь, приобретение гражданами права на получение таких пенсий определяет содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Лишение гражданина права на получение трудовой пенсии в период постоянного проживания за пределами РФ не соответствует ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, из которой следует, что, признавая право каждого человека на социальное обеспечение, государство в отношении пользования этим правом может устанавливать только такие ограничения, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанного права и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 39 гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Прекращение как начисления, так и выплаты трудовых пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, на время их проживания за границей является ограничением права на социальное обеспечение, гарантированное названной статьей Конституции Российской Федерации.

Учитывая изложенное, разъяснения Верховного Суда РФ, суд считает требования истцов о возобновлении выплат пенсий, назначенных им в соответствии с действующим законодательством обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Обращаясь в Европейский Суд Зак М.И. требовала взыскать в ее пользу с даты вступившего в силу решения по 31.12.2008 общую сумму 541315,00 руб., Зак А.А. - 605377,14 руб.

Европейский Суд указал, что по общему правилу наиболее подходящей формой устранения установленных нарушений является создание для заявителей, насколько возможно, тех условий, в которых они бы находились, если бы требования Конвенции не были нарушены.

Поскольку заявители не получили денежные средства, которые они правомерно рассчитывали получить в соответствии с этими вступившими в силу решениями в период до их отмены, имеется причинная связь между установленными нарушениями и требованиями заявителей в отношении материального ущерба.

Что касается требований в отношений будущих потерь, Европейский Суд указал, что после отмены вступивших в силу решений они перестали существовать с точки зрения национального законодательства.

С учетом изложенного, Европейский Суд принял расчеты заявителей и присудил компенсацию материального ущерба за период с дат, указанных в судебных решениях, до дат их отмены, в отношении истцов Зака А.А. и Зак М.И. принимаемый во внимание период с 15.06.1998 до 14.08.2007, присуждаемая сумма в рублях (в евро) Зак А.А. - 526574,42 руб. (13 311,50), Зак М.И. - 470851,14 руб. (11 902,90).

С учетом удовлетворенных требований истцов за указанный период суд полагает необходимым обязать ответчика восстановить Зак Мае Иосифовне, Заку Арнольду Абрамовичу выплату пенсии с 15.08.2007.

В соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размеры трудовой пенсии по инвалидности подлежат индексации в установленном данной статьей порядке.

Таким образом, подлежащие выплаты истцам суммы пенсий за период с 15.08.2007 по день вынесения решения суда подлежат индексации в соответствии с нормами Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требованияЗак М.И., Зака А.А. удовлетворить.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном АО г. Омска восстановить Зак М.И., Заку А.А. выплату пенсии с 15.08.2007.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном АО г. Омска выплатить Зак М.И., Заку А.А. причитающиеся им суммы пенсии за период с 15.08.2007 по 17.12.2010 с индексацией пенсионных выплат, предусмотренной Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней через Куйбышевский районный суд г. Омска.

Судья Е.И. Усова