Дело №2-5925/2010 решение от 16.12.2010 по иску прокурора ЦАО г. Омска к Трофимому Н.Ф.



Дело № 2-5925/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Верещака М.Ю.,

при секретаре Солтановой Ю.О.,

рассмотрев 16.12.2010 в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5925/2010 по исковому заявлению прокурора Центрального административного округа г. Омска к Трофимову Н.В. о сносе самовольно возведенного строения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЦАО г. Омска обратился в Куйбышевский районный суд г. Омска к Трофимову Н.В. о сносе самовольно возведенного строения, указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства и законодательства об охране памятников истории и культуры при осуществлении строительства трехэтажного здания, расположенного по ул. <адрес>, в Центральном административном округе г. Омска, которой установлено, что строение, представляющее собой незавершенный строительством жилой дом со степенью готовности <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, размещенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Трофимову Н.В., которым осуществляется самовольное строительство.

Согласно информации департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска строительство трехэтажного здания на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. осуществляется без оформления разрешения на строительство, с самовольным использованием земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. Земельный участок по <адрес> расположен границах объединенной зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, установленной согласно приложению № 3 к Постановлению Правительства Омской области от 25.06.2008 № 94-п «Об утверждении временных границ зон охраны отдельных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения и временного режима использования земель границах данных зон». Использование земельного участка по указанному адресу должно осуществляться в соответствии с Временным режимом использования земель в границах объединенной зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, а также в соответствии с Временным режимом использования земель в границах объединенной зоны охраняемого ландшафта объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, утвержденными Постановлением Правительства.

Так, проектирование, строительство реконструкция объектов недвижимости в рамках данных зон допускаются только в целях сохранения и регенерации историко-градостроительной и природной среды объектов культурного наследия и только на основании письменного разрешения, выданного органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным в сфере охраны объектов культурного наследия регионального значения - Министерством культуры Омской области.

Кроме того, по результатам проведения ГУ ГСН и ГЭ Омской области выездной проверки установлено, что монтаж металлических колонн первого, второго и третьего этажей выполнен не на фундамент, а на плиты перекрытия в уровне первого этажа и на стены цокольной части здания; колонны установлены «насухо», закрепление базы анкерными болтами к опорным, несущим конструкциям не выполнено; стены цоколя представлены бетонными блоками и участками каменной кладки из керамического кирпича, при этом перевязка блоков по высоте с обеспечением анкеровки вышележащих рядов относительно нижележащих рядов не выполнена; имеет место частичная потеря устойчивости загруженных стен цокольной части здания и развитие деформации колонн в вертикальной и горизонтальных плоскостях, что влечет за собой необходимость демонтажа здания.

Статьей 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Постановлением Мэра г. Омска от 10.08.2005 № 396-п выдача разрешений на строительство отнесена к полномочиям Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (п.п. 13 п. 18 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства).

Федеральным законом Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ установлено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Статьей 2 вышеуказанного закона установлено, что отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.

Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации (ст. 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).

В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, в пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации).

Статьей 45 Конституции РФ определено, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Нарушение требований действующего законодательства, регулирующего осуществление градостроительной деятельности, пользование объектами природных ресурсов влечет за собою нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, гарантированных Конституцией РФ, затрагивает права и интересы Российской федерации и Омской области по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Строительство указанного объекта осуществляется с нарушением требований градостроительного, земельного законодательства, а также законодательства о пожарной безопасности, нарушает интересы муниципального образования лице города Омска и представляет угрозу для безопасности неопределенного круга лиц в случае их пребывания вблизи объекта незавершенного строительством, поэтому обращение прокурора округа в суд обусловлено необходимостью защиты их прав от противоправного посягательства.

Истец просил обязать Трофимова Н.В. устранить нарушения градостроительного законодательства и законодательства об охране памятников истории и культуры путем сноса самовольно возведенного строения по <адрес>, в ЦАО г. Омска.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора ЦАО г. Омска Асламазов А.А. требования искового заявления поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Ответчик Трофимов Н.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика по доверенности Молчанов М.Б. в судебном заседании против удовлетворения искового заявления возражал, просил в иске отказать.

Представители третьих лиц Министерства культуры Омской области по доверенности Гурулева Ю.Л., департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска по доверенности Акйурек Н.В. в судебном заседании требования искового заявления поддержали.

Третье лицо Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, Управление Росреестра по Омской области своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (ч. 6 ст. 51 Кодекса).

Постановлением Главы администрации г. Омска от 20 мая 1994 г. № 350-п «О развитии индивидуального усадебного строительства в городе Омске» (действовавшим до 24.09.2006) районным администрациям поручено руководствоваться утвержденными схемами реконструкции для разработки проектов упорядочения застройки и благоустройства, проектов реконструкции сохраняемых кварталов усадебной застройки.

В судебном заседании установлено, что инспекцией по охране и использованию памятников истории и культуры ДД.ММ.ГГГГ Ж разрешено проектирование жилого дома на месте хозяйственных построек по <адрес>, с условием сохранения существующего дома-памятника (л.д. 118).

Постановлением главы администрации Центрального административного округа г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № Ж и К разрешено строительство трехэтажного кирпичного жилого дома согласно индивидуально разработанному и согласованному с Главомскархитектурой проекту (л.д. 110).

Распоряжением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проект границ по образованию земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м., предназначенного для размещения домов индивидуальной жилой застройки; под жилой дом; местоположение земельного участка установлено относительно жилого дома с почтовым адресом: <адрес> ЦАО г. Омска (л.д. 119).

Распоряжением Главного управления по земельным ресурсам Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № Ж предоставлен в собственность за плату земельный участок из земель населенных пунктов, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, под жилой дом (л.д. 116).

Свидетельством о государственной регистрации права, выданным УФРС по Омской области ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что право собственности на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано за Ж (л.д. 18).

На основании вышеуказанных документов Ж проведено возведение незавершенного строительством жилого дома, площадью застройки 139,1 кв.м., степенью готовности <данные изъяты>, право собственности на который зарегистрировано УФРС по Омской области ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 22).

На основании договора об отступном от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на вышеуказанный объект незавершенного строительства и земельный участок зарегистрированы Управлением Росреестра по Омской области за Трофимовым Н.В., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71, 72).

Как следует из представленного ответчиком технического заключения ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство № о допуске к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства), составленного по результатам визуального обследования незавершенного недостроенного здания по <адрес> в г. Омске, риска внезапного обрушения строительных конструкций при существующих нагрузках нет (л.д. 130 -139).

Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что в настоящее время какие-либо строительные работы в отношении вышеуказанного объекта не проводятся.

Доказательств обратного истцом суду представлено не было.

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что незавершенный строительством жилой дом по адресу: <адрес> в г. Омске, принадлежащий в настоящее время ответчику Трофимову В.Н., возведен Ж в соответствии с законодательством при наличии соответствующих разрешительных документов и на земельном участке, принадлежащим застройщику Ж на праве собственности, в связи с чем указанный объект капитального строительства самовольной постройкой не является.

Доводы истца о самовольном занятии вышеуказанным объектом части смежного земельного участка общей площадью 39 кв.м., по мнению суда, не могут являться основанием для удовлетворения требований о сносе данного жилого дома, поскольку такие требования несоразмерны нарушенному праву собственника смежного земельного участка, настоящий иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц, при этом собственник земельного участка, на территории которого располагается часть спорного объекта недвижимости, не лишен права обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.

На основании изложенного суд считает требования прокурора Центрального административного округа г. Омска о сносе незавершенного строительством жилого дома, степенью готовности <данные изъяты>, по <адрес> в г. Омске, принадлежащего Трофимову В.Н., не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Центрального административного округа г. Омска оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней подачей кассационной жалобы либо кассационного представления в Куйбышевский районный суд г. Омска.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200