Р Е Ш Е Н И Е 2-297/2011
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Куйбышевский районный суд г. Омска 18.01.2011 года
В составе председательствующего судьи Мосоловой И.А.
При секретаре Полуэктовой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Омского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Иртышское пароходство» об обязании выполнить действия, суд
УСТАНОВИЛ:
Омский транспортный прокурор обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями, указав, что в 02 августа 2010 года Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области в деятельности ОАО «Иртышское пароходство» проведена проверка соблюдения законодательства о занятости населения, по результатам которой установлено, что ответчиком не соблюдена обязанность по обеспечению установленной квоты для трудоустройства инвалидов. Было внесено предписание № 42 об выделении (создании) специальных рабочих мест для инвалидов со сроком исполнения до 01.10.2010 года. Приказом генерального директора ОАО «Иртышское пароходство» от 16.08.2010 года № 258 было создано 19 рабочих мест для инвалидов. По информации, представленной ОАО «Иртышское пароходство», специфика деятельности общества не позволяет обеспечить предусмотренную квоту трудоустройства инвалидов. По результатом проведенной проверки было установлено, что среднесписочная численность работников ОАО «Иртышское пароходство» составляет 1418 человек, установленная квота для приема на работу инвалидов - 42 рабочих места. По представленным сведения ответчиком в настоящее время организовано 22 рабочих места для трудоустройства инвалидов. Просит суд признать бездействие ОАО «Иртышское пароходство», выразившееся в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов противоречащими статье 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», статье 3 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлению Правительства Омской области №16-и от 27.01.2010 года «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» и обязать ОАО «Иртышское пароходство» выполнить требования закона, исполнить установленную квоту для трудоустройства инвалидов и создать специальные, аттестованные рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой.
Представитель прокуратуры ЦАО г. Омска ФИО5 исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ОАО «Иртышское пароходство» ФИО6 исковые требования не признала, указав, что реальной возможности исполнить предписание прокурора нет, поскольку люди, имеющие инвалидность, не могут быть трудоустроены в полной мере на предприятие, поскольку более 70% работников - это плавательный состав и специалисты, занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, что не позволяет обеспечить предусмотренную квоту трудоустройства инвалидов.
Представитель <данные изъяты> в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 212 Трудового кодекса Российской Федерации наряду с иными обязанностями по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда в обязанность работодателя входит проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией.
Согласно статье 224 ТК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, проводить другие мероприятия.
Пунктом 1 статьи 25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения» установлено, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 25 указанного Закона работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии со статьёй 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Согласно статье 22 указанного Федерального закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Статья 6 Закона Омской области от 21.07.2009 № 1174-03 «О квотировании рабочих мест в Омской области» устанавливает следующие обязанности организаций в области квотирования рабочих мест:
1.Организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
2.Организация обязана создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев. Для проверки соответствия специального рабочего места для трудоустройства инвалида требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида центры занятости могут привлекать учреждения медико-социальной экспертизы в соответствии с законодательством.
Пунктом 1 Постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 № 16-п «О
мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской
области» для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской
области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности,
среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за
исключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест
для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством установлена:
2) минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.
В судебном заседании установлено, что специалистами Главного управления государственной службы занятости населения Омской области в ОАО «Иртышское пароходство» проведена проверка соблюдения законодательства о занятости населения, по результатам которой было вынесено 02 августа 2010 года предписание об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области, а именно, о соблюдении обязанности по обеспечению установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
Квота для трудоустройства инвалидов в ОАО «Иртышское пароходство» составляет 42 рабочих места, в настоящее время организовано 22 рабочих места.
Представитель ответчика в судебном заседании данный факт не оспаривала, также не оспорила то, что ответчиком не были соблюдены вышеуказанные нормы действующего законодательства в той части, что квота для трудоустройства инвалидов в полном объеме исполнена не была, специальные, аттестованные рабочие места для инвалидов не созданы. При этом указала, что люди, имеющие группу инвалидности, в силу специфики деятельности общества, где из 1469 штатных работников - 1026 составляют работники плавательного состава и специалисты, занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, трудоустроены быть не могут.
Суд не может принять во внимание доводы ответчика, поскольку данная обязанность возложена на него вышеуказанными нормами действующего законодательства, в связи с чем исковые требования Прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Прием на работу инвалидов должен был осуществляться в соответствии с требованиями законодательства постоянно и планомерно.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С ответчика в пользу местного бюджета следует взыскать в счет пошлины 4.000 руб., поскольку рассмотрен неимущественный спор.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ОАО «Иртышское пароходство», выразившееся в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов противоречащим статье 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», статье 3 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлению Правительства Омской области №16-и от 27.01.2010 года «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области».
Обязать ОАО «Иртышское пароходство» выполнить требования закона, исполнить установленную квоту для трудоустройства инвалидов и создать специальные, аттестованные рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой.
Взыскать с ОАО «Иртышское пароходство» в пользу местного бюджета пошлину в размере 4.000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский облсуд через Куйбышевский районный суд г. Омска в 10 дней.
Судья: