Дело № 2-123/2011 решение от 17.01.2011 г. по делу по иску ГУгосударственной службы занятостинаселения Омской области к ГОУВПО `Омский государственный университет путей сообщения`



Дело № 2-123/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2011 г. г. Омск

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Романюк Л.А., при секретаре Холодовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления государственной службы занятости населения Омской области к Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Омский государственный университет путей сообщения» о признании бездействия, выразившегося в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов, обязании выполнения требования закона об обеспечении соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создания минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление государственной службы занятости населения Омской области обратилось в суд с вышеназванными исковыми требованиями, указав, что в соответствии с Планом проверок субъектов предпринимательской деятельности (организаций) при осуществлении регионального государственного контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, в том числе за выделением (созданием) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в с соответствии установленной квотой на 2010 год, Главным управлением была проведена плановая документарная проверка ГОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения которой было установлено, что среднесписочная численность работников организации составляет 1016 единиц, размер установленной квоты для трудоустройства инвалидов составляет 30 единиц, в организации работает 7 инвалидов, специальное рабочее место не создано.

По результатам проверки организации, уполномоченным должностным лицом Главного управления выдано предписание об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № по двум нарушениям: несоблюдение установленной квоты для приема на работу инвалидов; несоблюдение обязанности по выделению (созданию) специального рабочего места для трудоустройства инвалидов, однако в установленный срок к ДД.ММ.ГГГГ предписание организацией исполнено не было.

По информации бюджетного учреждения Омской области "Центр занятости населения Центрального административного округа города Омска" среднесписочная численность работников организации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 983 человека, размер установленной квоты для приема на работу инвалидов - 30 единиц, занятых рабочих мест в счет установленной квоты - 24 единицы. Специальное рабочее место не создано.

ГОУ ВПО "Омский государственный университет путей сообщения" не предпринимает никаких действий, направленных на выполнение предписания об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области.

Бездействием ГОУ ВПО "Омский государственный университет путей сообщения" нарушается и может быть нарушено право на труд любого гражданина Российской Федерации, являющегося инвалидом и имеющего право на трудоустройство в рамках квотирования рабочих мест для инвалидов.

Просил суд признать бездействие ответчика, выразившееся в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов противоречащими статье 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», статье 3,6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлению Правительства Омской области №16-и от 27.01.2010 года «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» и обязать его выполнить требования закона, исполнив установленную квоту для трудоустройства инвалидов и создать специальные, аттестованные рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Представитель истца Главное управление государственной службы занятости населения Омской области - Чередова Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала частично, указав, что в настоящее время ответчиком устранено нарушение по несоблюдению установленной квоты для трудоустройства инвалидов, трудоустроено 30 инвалидов. Требование о создании специального рабочего места для трудоустройства инвалида не исполнено.

Представитель ответчика ГОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения» = Кайзер Ю.В., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, представив письменные пояснения по иску, просила прекратить производство по делу в связи с тем, что истец Федеральным законом не наделен правом на обращение в суд с заявленными требованиями, кроме того указала, что в настоящее время в учреждении трудоустроено 30 инвалидов, а также ими решается вопрос по созданию специального рабочего места для трудоустройства инвалидов.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации
"О занятости населения в Российской Федерации" № 1032-1 от 19.04.1991 г. с последующим изменениями (далее Закон).

Согласно ст. 6 Закона, законодательство Российской Федерации о занятости населения состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Закона, других федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере занятости населения, и принятых в соответствии с федеральными законами законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 6, 7 п.1 ст. 71 Закона, подпунктов 6,7 пункта 3 Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости исполнения государственной функции по надзору за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий РФ в области содействия занятости населения, Положения о Главном управлении, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 28.12.2006 г. № 177, к полномочиям Службы занятости относятся в том числе: проверка, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации; принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан;…

Кроме того, согласно п. 5.9 Положения о Федеральной службе занятости, утвержденного Постановлением Правительства № 324 от 30.06.2004 г., Служба занятости в установленном порядке имеет право представлять в судебных органах права и законные интересы РФ по вопросам, отнесенным к компетенции службы.

Таким образом, суд полагает, что Главное управлением государственной службы занятости населения Омской области в силу возложенных на него полномочий, является надлежащим истцом по делу.

В соответствии со статьёй 212 Трудового кодекса Российской Федерации наряду с иными обязанностями по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда в обязанность работодателя входит проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией.

Согласно статье 224 ТК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, проводить другие мероприятия.

Пунктом 1 статьи 25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения» установлено, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 25 указанного Закона работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В соответствии со статьёй 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Согласно статье 22 указанного Федерального закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Так статья 6 Закона Омской области от 21.07.2009 № 1174-03 «О квотировании рабочих мест в Омской области» устанавливает следующие обязанности организаций в области квотирования рабочих мест: 1. Организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда. 2. Организация обязана создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев. Для проверки соответствия специального рабочего места для трудоустройства инвалида требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида центры занятости могут привлекать учреждения медико-социальной экспертизы в соответствии с законодательством.

Пунктом 1 Постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 № 16-п «О
мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской
области» для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской
области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности,
среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за
исключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест
для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством установлена: квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников; 2) минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.

В судебном заседании установлено, что специалистами Главного управления государственной службы занятости населения Омской области в отношении ГОУ ВПО «Омский университет путей сообщения» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения №рк от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7), проведена проверка соблюдения законодательства о занятости населения, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ было вынесено предписание № об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области, а именно, о соблюдении обязанности по обеспечению установленной квоты для трудоустройства инвалидов, а также выделению (созданию) специального рабочего места для трудоустройства инвалидов (л.д. 12).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ среднесписочная численность работников организации составляла 1016 человек, размер установленной квоты для приема на работу инвалидов - 30 человек, количество занятых рабочих мест в счет установленной квоты - 7 человек (л.д.27).

Между тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, как следует из пояснений представителя ответчика, подтверждается представленным им списком, количество работающих инвалидов в учреждении составляет 30 человек согласно установленной квоты (л.д.38). Однако в судебном заседании представитель ответчика не оспаривала тот факт, что до настоящего времени ответчиком не соблюдены вышеприведенные судом нормы действующего законодательства о социальной защите инвалидов в той части, что специальные, аттестованные рабочие места для инвалидов не созданы, хотя после консультаций с Центром занятости населения ЦАО г. Омска ими выбраны по списку работающих инвалидов 2 работника, для которых необходимо создание специальных рабочих мест и создание которых будет осуществляться учреждением.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца об обязании ответчика по созданию специальных, аттестованных рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой и удовлетворении его требований в данной части.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

С ответчика в пользу местного бюджета следует взыскать в счет пошлины 4.000 руб., поскольку рассмотрен неимущественный спор.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет путей сообщения» создать специальные, аттестованные рабочие места для инвалидов в пределах установленной квоты.

Взыскать с Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омский государственный университет путей сообщения» в пользу местного бюджета пошлину в размере 4.000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский облсуд через Куйбышевский районный суд г. Омска в 10 дней.

Решение вступило в законную силу 10.03.2011 года